Конспект урока по театральному мастерству для 1 класса
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №4»
Ржевского муниципального округа Тверской области
Конспект
занятия по актерскому мастерству
«Сцена, салют!»
( для 1 класса)
Педагог дополнительного образования
Баранова Марина Леонидовна
Г.Ржев
2024год
Цель: познакомить детей с начальными элементами и упражнениями театрального творчества.
Задачи:
1. Обучающие:
- дать первичные знания в области театральной деятельности;
- начать формировать практические умения и навыки исполнения.
2. Развивающие:
- расширить кругозор и развить интерес к театральной деятельности;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- развить индивидуальные исполнительские способности,
3. Воспитательные:
- формирование навыков самостоятельной работы;
- воспитание активной жизненной позиции.
Приемы
Беседа, тренинг на основе наработанных умений, введение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальные, коллективные.
Тип занятия:
Комбинированный.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, фонограммы, набор карточек-картинок, зеркальца.
План-конспект занятия
Организационный момент. Введение в тему:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии, и сегодня мы поговорим о театре (беседа с детьми) Что такое театр? И что вы знаете о театре? Я предлагаю вам поговорить о спектакле – произведении театрального искусства. Кто участвует в постановке спектакля? То есть, мы можем сказать, что спектакль создается не одним человеком, как в большинстве других искусств, а многими участниками творческого процесса. Драматург, актеры, режиссер, гример, декоратор, музыкант, осветитель, костюмер – каждый вкладывает свою долю творческого труда в общее дело. Поэтому подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив – творческий ансамбль. Значит, какой вывод мы можем сделать? Что театр - искусство коллективное. Скажите, а вы согласны с тем, что актер является неотъемлемой частью театрального искусства? Он нам доносит идею и главную мысль произведения. А как? Правильно! В первую очередь, средством речи. И думаю,что вопросов нет, для чего актеру нужна сценическая речь? Конечно. Речь должна быть красивой, грамотной, четкой и выразительной.
Подготовка детей к работе на занятии. Создание рабочего настроя.
Упражнение «Разогрев»
Исходное положение – стоя. Активно прогреваем ладони – трем одну о другую. Когда ладони стали горячими, начинаем растирать поочередно суставы в следующем порядке: запястья, локти, плечи, шея, поясница, колени, голени. После выполнения упражнения медленно поднимаемся, «выстраивая» позвоночник от копчика до шеи.
- Молодцы ребята! Мы с вами немного разогрелись, и теперь можно перейти к нашему дыханию. Любая репетиция артиста непременно начинается с разминки дыхания и речевого аппарата.
Упражнение «Вибрация». Разогрев дыхательной системы.
Для этого мы смыкаем губы, берем активный вдох и выдыхаем через рот, таким образом, у нас получается « фырк» как у лошади. Задача делать выдох равномерным и длинным, расширяя обьем своего дыхания. Упражнение варьируется , как длинными « вибрациями , так и короткими». Передача дыхательных вибраций друг другу. Бег в кругу с выбрасыванием « вибраций»
- Отлично! Теперь мы вполне готовы к тому, чтобы звучать... Но и тут мы начнем потихоньку.Все мы знаем русский АЛФАВИТ..и именно он поможет нам в работе над артикуляционным аппаратом.
Упражнение « Ба-ба-ба». Разминка речевого аппарата.
К каждой согласной присоединяем гласную- «а» . Тренируем артикуляцию и обьем дыхания путем удлинения звуковой дорожки.
Бабаба.
БабабаВаВаВа.
БабабаВававаГагага и т.д.
Все согласные идут в алфавитной последовательности .
- Это непростое упражнение, но вы все лучше и лучше справляетесь!
Теперь можно перейти к нашим любимым скороговоркам.
Упражнение « Расскажите про покупки». Детальное прорабатывание речевого аппарата.
Группа делится на две шеренги. Двигаясь друг к другу ,ведут диалог.
- Расскажите про покупки!
-Про какие про покупки?
-Про покупки ,про покупки, про покупочки свои!
Упражнение «Сплетня».
Бегая по кругу, рассказываем сплетню… « Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру на Фрола Лавру навру»
-Замечательно! Вы все помните что такое ассоциация? Правильно! Ассоциации – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое... Одна картинка рождает другую… И мы с вами сейчас включим свою фантазию, ассоциативное мышление и отправимся в путешествие!
Упражнение «Ассоциации». Активация воображения, фантазии, и ассоциативного внимания.
Упражнение « Ассоциации» - ребята делятся на команды по три человека. Первый называет любое слово пришедшее ему в голову, второй , исходя от слова говорит свою ассоциацию , третий также говорит и показывает свою ассоциацию.
Заключительная часть
- Прекрасно, это упражнение вы можете делать бесконечно! Но на этом нам пора закончить наше сегодняшнее занятие. Спасибо вас за ваше трудолюбие и внимание к себе и к партнерам!
Анализ работы. Подведение итогов занятия.
Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений.
Список использованной литературы
1.Толковый словарь Ожегова.
2.К.С. Станиславский « Моя жизнь в искусстве»
3.Л.С. Вивьен «Режиссер, педагог»
4. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
5. Ласковая Е.В. Речеголосовой тренинг. [Текст]/ Е.В. Ласковая. - М.: «ИПЦ Маска», 2006. – 100 с.
6. Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Презентация « Пейзажи всего мира»
2. Плакат «Алфавит»
3. Зеркальца и салфетки.