Конспект урока "Внимание для актёра - это калитка к творчеству
Во время действия на сцене – актер должен быть всесторонне внимателен. Сценическое внимание — основа развития восприятия и наблюдательности, восприятия объектов внешнего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. К.С. Станиславский считал, что внимание - это проводник чувства. Внимание актёра на сцене носит творческий характер, ибо он выбирает объект внимания в соответствии со своей целью или задачей, своими предлагаемыми обстоятельствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vnimanie_dlya_aktyora_-_eto_kalitka_k_tvorchestvu2023.docx | 12.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету «ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА»
1 класс
на тему:
«Внимание для актёра – это калитка к творчеству»
Автор:
Савельева Наталия Тимофеевна,
преподаватель
с. Челно-Вершины
2023
Предмет:
Основы актёрского мастерства
Учащиеся:
1 класс отделения общего эстетического образования
Тема:
Внимание для актёра – это калитка к творчеству
Тип урока:
Комбинированный
Форма урока:
Групповая
Продолжительность урока:
40 минут
Цель:
Формирование основ сценического внимания в актерской технике личностного развития и творческого роста.
Задачи:
образовательные:
познакомить с понятием сценическое внимание;
сформировать представления о видах сценического внимания: произвольное и непроизвольное;
научить пользоваться произвольным вниманием;
обучать сценическому вниманию при помощи упражнений.
развивающие:
развивать умение видеть, запоминать, концентрировать внимание;
развивать навыки работы индивидуально, в паре, команде.
воспитательные:
воспитывать творческое отношение при изучении сценического внимания;
воспитывать чувство коллективизма, доверие друг другу.
Методы:
словесный; практический (упражнения).
Структура урока:
Вводная часть
Основная часть
Заключительная часть
Рефлексия
Образовательные технологии:
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), игрового обучения, здоровьесберегающие.
Оборудование:
стулья, стол, трон, карточки с буквами, тексты, цветные листы бумаги, различные мелкие предметы.
Ход урока
Вводная часть
Преподаватель:
Добрый день, уважаемые ребята! Сегодня наш урок посвящен… (стук в дверь) кто бы это мог быть, наверное, к нам, ребята пришла гостья. Узнаем, кто же это?
Ответы детей:
Да.
Входит Старушка Внимание
Старушка Внимание:
Держи объект незримо,
Притягивай к себе,
Тянись неодолимо
К нему, в его судьбе
Участвуй полноценно
Всем сердцем, всей душой
И обретёшь на сцене
Спасительный покой.
И будет жить всё тело
Единым существом,
Покуда ты всецело
Участвуешь в другом.
Здравствуйте, дорогие будущие актеры. Я - Старушка Внимание — одна из азов актерской техники. Прошу вас: сделайте, пожалуйста, рабочий полукруг. Нам необходимо друг друга увидеть и запомнить.
Обучающиеся делают приветствие
Выпад правой ногой, наклон головой, руки раскрываются в объятия, широкая улыбка и аплодисменты друг другу.
Преподаватель:
Спасибо Вам, Старушка Внимание. Просим Вас занять почетное место на нашем уроке. Прошу и вас, ребята, занять свои места. Тема нашего урока сегодня: «Внимание для актёра – это калитка к творчеству».
Что же такое сценическое внимание. И для чего оно нужно актёрам.
Тренировку способности действовать на сцене мы начинаем с изучения одного из элементов внутреннего сценического самочувствия — внимания.
Сценическое внимание — это активный сознательный процесс, в котором участвуют все системы восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние).
Актёр каждую минуту своего пребывания на сцене должен иметь объект внимания, но только не в зрительном зале, а именно на сцене. Если актер по-настоящему внимательно и серьезно совершает на сцене какое-либо действие, например рассматривает найденный кошелек, зритель будет с интересом следить за этим действием.
Необходимо научиться с помощью систематических упражнений удерживать свое органическое, а не показное внимание на сценических объектах.
Внимание на сцене у актёра может быть произвольным и непроизвольным.
а) Произвольное внимание – внимание актёра сосредотачивается на каком – то объекте (рассмотреть картину, незнакомую комнату).
б) Непроизвольное внимание – не зависимо от сознания актёра (шум в зале, за окном).
Внимание на сцене актёра тяготеет к 3 объектам: зритель, сам актёр, партнёр.
Основная часть
Упражнения
«Геометрические фигуры».
Найти удобное положение на площадке, чтобы все ученики видели педагога, никто не прятался, и все могли видеть друг друга. Для этого упражнения необходимы будут стулья (на точное количество учащихся). В игровой форме вы#страиваем различные геометрические фигуры и проверяем, видим ли мы друг друга. Итог – выстроить полукруг перед педагогом.
«Встать – Сесть».
Необходимо по сигналу педагога всем одновременно встать и одновременно сесть. Для того, чтобы выполнить это упражнение, необходимо держать ровную осанку, правильное положение рук и ног.
«Цвет».
Посмотрите на своих друзей и обратите внимание на цвет волос каждого. Необходимо поменяться так, чтобы ученик с самыми светлыми волосами сидел крайний справа. Рядом с ним должен сидеть ребенок с волосами потемнее. А крайний слева – ребенок с самыми темными волосами. Упражнение выполняется в тишине.
«Светофор».
Педагог имеет три листа бумаги (разных цветов). Когда показывает зеленый цвет – ученики начинают шипеть, лаять или каркать, как вороны. На желтый сигнал все замирают, на красный – начинают топать ножками.
«Пишущая машинка».
Участники садятся в полукруг. Каждому присваивается одна-две буквы русского алфавита. Преподаватель последовательно задает слово, фразу, текст. Участники хлопками «печатают» текст. Конец слова обозначается общим хлопком, конец фразы – хлопком одновременно с ударом ног.
«Мешаем читать».
Один из участников садится перед кругом участников и начинает что-то читать. Остальные задают ему разные вопросы. Конечно, вопросы должны быть достаточно тактичными. Водящий должен быстро и достаточно точно отвечать на эти вопросы. После одной-двух минут такого «допроса» книга закрывается, и водящего просят пересказать прочитанное.
«Зеркало».
Два участника становятся друг против друга. Один как бы смотрится в зеркало, другой является «отражением» и повторяет все движения первого. Это упражнение имеет ту особенность, что «зеркало» проделывает движения левой рукой в ответ на движения партнера. В этом упражнении важ#на одновременность, поэтому первый должен начинать движения медленно, чтобы «зеркало» успевало уловить его движения. Движения должны совпадать. Затем участникам можно поменяться ролями.
Заключительная часть
Подведение итогов
Рефлексия
Высказывание впечатлений преподавателем, гостьей и поощрение детей.
Преподаватель:
Мы познакомились с вами сегодня с одним из элементов актёрской техники. Каким элементом? (Ответы обучающихся). Проделывали упражнения на внимание. Вам понравились упражнения? Что оказалось самым трудным? Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет? Что не вызвало трудности? (Ответы обучающихся). А как Вы, уважаемая гостья, оцениваете наши шаги а актерском ремесле? (Ответ гостьи).
Наша гостья, ребята, уважаемая Старушка Внимание хочет поощрить вас.
Старушка Внимание:
Благодарю вас и дарю вам «Калитку творчества». На этой калитке написаны упражнения на внимание. Не забывайте о них. Без внимания немыслим ни один даже самый короткий момент пребывания актёра на сцене.
Преподаватель:
Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Урок окончен. Всего доброго.
Используемая литература:
- Ершов П. М. «Режиссура, как практическая психология”» – М., 1999.
- Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств» – М., 1987.
- Ершова А., Букатов В. «Актёрская грамота – детям» – С. -П., 2005.
- Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.:ВЦХТ (Я вхожу в мир искусств), 2008.
- Сидорина И. К., Ганцевич С. М. «От упражнения к спектаклю» – М., 2006.
- Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т.
- https://stihi.ru/2009/07/25/2688