«Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами театрального искусства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Социальная адаптация детей с ОВЗ
средствами театрального искусства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya_detey_s_ovz_teatralnogo_iskusstva.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Социальная адаптация детей с ОВЗ
средствами театрального искусства»
1. Социальная адаптация детей-инвалидов в условиях дополнительного образования
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Вовлечение ребенка с ОВЗ в социум – это один из важных общественных современных вопросов.
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач:
1.Естественно-культурные: Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека. Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность. Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
2. Социально-культурные: Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности. Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление. Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях. Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
Комплексное сопровождение организуется по трём направлениям:
- Социально-педагогическое, которое включает: социальную адаптацию; социальную интеграцию; педагогическую интеграцию; социальную защиту.
- Медико-психологическое — это психологическое, медико-оздоровительное и логопедическое сопровождение.
- Развивающая: культурная интеграция; культурное воспитание; организация досуга.
Развивающая деятельность
Для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и их интеграции со здоровыми детьми используются возможности дополнительного образования. Занятия, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма. Опыт показывает, что важную роль при интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников играет правильный выбор досуговой сферы. Участие ребёнка с ограниченными возможностями в спектаклях вместе со здоровыми детьми поможет детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои возможности. В здоровых детях совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость. Нужно учитывать, что при интеграции детей с ограниченными возможностями большое значение имеет подготовка общества к принятию таких детей.
Социальную адаптацию детей-инвалидов рекомендуется проводить в смешанных группах обучения. В них они быстрее приспосабливаются к окружающим условиям, а здоровые дети учатся состраданию, оказанию им помощи, проявляют заботу о них, воспитывают в себе милосердие, доброту. В то же время, вовлечены в совместную деятельность со здоровыми детьми, дети с ОВЗ учатся действовать и жить в коллективе, учатся общению, чего они лишены (многие) с самого момента рождения. Педагог должен помочь ребенку с ОВЗ преодолеть этот барьер.
Психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников содействует и хорошо организованная совместная театральная деятельность. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.
Наблюдения за развитием детей с ОВЗ показали, что дети с удовольствием посещают театральное отделение детской школы искусств, у них появляется тяга к общению, к дружбе. Эти дети чувствуют себя в этом мире уже не одинокими, а нужными, что-то знающими и умеющими, равноценными. Они уже могут высказывать свою мысль, поделиться радостью или тревогой, проявить о чем-то заботу. После выступления с удовлетворением замечают, что они выступали не хуже других. И в глазах появляется блеск, а на лицах – улыбка. Родители видят, как ребёнок с большим желанием посещает занятия по сценическому движению, основам актёрского мастерства, грим, сценической речи и ИЗО.
2. Арттерапия на занятиях отделения «Театральное искусство»
Процесс гуманизации общественного сознания, происходящий в настоящее время в нашей стране, вскрыл и остро обнажил проблемы удовлетворения жизненных потребностей людей с ограниченными возможностями заболевания разных возрастов. А растущая в последние годы детская инвалидность поставила перед обществом задачи удовлетворения особых образовательных потребностей детей с особенностями физического и психического развития. Провозглашение и внедрение новой гуманистической парадигмы российского образования коренным образом преобразует данную сферу деятельности. В создаваемых новых условиях возможным стало решать проблемы, связанные с воспитанием, обучением и профилизацией детей с особенностями развития. Поэтому именно дополнительное образование становится той точкой пересечения, в которой соединились способность удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями заболевания далее ОВЗ и использование арт-терапевтического потенциала различных видов художественного творчества. В последние годы возможности лечебного воздействия различных видов искусства, в том числе и театральног. Одним из важных элементов помощи детям-инвалидам, в качестве вспомогательного метода, может стать арттерапия. Метод арттерапии направлен:
- на положительный эмоциональный настрой ребёнка с ОВЗ
- способствует развитию коммуникативных навыков
- дает возможность воспитаннику выражать свои чувства в социально приемлемой форме
- способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков
- повышает адаптацию способности обучающегося с ОВЗ
- снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления.
Арт-терапевтические занятия на отделении «Театральное искусство» на фоне искреннего интереса и доброжелательного отношения педагога к воспитаннику помогают скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Методы арттерапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» ребёнка отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, сочиняет, конструирует. Продукты художественного творчества все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания. Поэтому невербальные средства творческого самовыражения часто являются единственно возможными для отражения и прояснения сильных переживаний. Театр — эффективное и корректное средство сближения людей. Особенно это важно в работе с детьми-инвалидами.
Педагогические функции арттерапии
- Развивающая функция. Благодаря использованию различных форм театральной деятельности складываются условия, при которых каждый воспитанник чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения. В арт-терапевтическом процессе дети-инвалиды учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Постепенно обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения, социальная компетентность.
- Воспитательная функция. Арттерапевтическое взаимодействие строится таким образом, чтобы воспитанники учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками, педагогами, родителями. Это способствует нравственному развитию личности.
- Терапевтическая функция. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера доброжелательности, эмпатического общения и защищённости. Каждый воспитанник имеет возможность быть услышанным и получить искреннее внимание и заинтересованное участие как детей, участников арт-процесса, так и педагога.
- Коррекционная функция. Выделяются две области коррекционного воздействия — индивидуальная и коррекция группы как социальной единицы. В процессе практической деятельности педагог помогает воспитаннику увидеть главное в пьесах и проанализировать содержание своих эмоциональных состояний. Проигрывание различных новых жизненных ситуаций с использованием театральных средств позволяет воспитаннику более адекватно строить свои взаимоотношения в социуме.
- Диагностическая функция. Арттерапия обладает существенными диагностическими возможностями. Вместе с тем она не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы. В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.
Диагностические функции арттерапии проявляются в процессе анализа постановке спектакля.
Театр не просто способствует развитию, но связывает между собой важнейшие функции (зрение, двигательную координацию, речь, мышление). Поэтому преподаватель ДШИ, работающий с больными детьми, - это универсальный специалист, педагог и арттерапевт в одном лице. При этом, он обязан быть профессионалом в своей области, интегрирующим знания и навыки возрастной и специальной психологии, знающим особенности заболеваний детей, с которыми он работает, владеющим современными педагогическими технологиями.
Педагогу необходимо грамотно и обоснованно планировать ближайший, промежуточный и желаемый конечный результат совместной с обучающимися творческой деятельности. Знание природы ряда заболеваний, их проявлений и последствий влечет за собой пересмотр многих стандартных методических приемов и поисков новых, инновационных подходов в обучении больных детей необходимым навыкам.
Общение на уроке не должно носить формальный характер. Без таких качеств, как доброжелательность, сопереживание, оптимизм, чувство юмора, искренность, делающих общение с ребенком заинтересованным, естественным, обоюдным, реабилитационные задачи могут быть осуществлены.
Работа педагога, кроме традиционной направленности, имеет специфику, определяемую характером нарушений, сопутствующих конкретному заболеванию. Помимо образовательного компонента, на первый план выступили задачи реабилитации и коррекции имеющихся психических недостатков, социальной адаптации.
Остановимся более подробно на таких видах искусства как театр и музыка. Объединяющим моментом этих двух видов творчества является то, что музыка и театр принадлежит к исполнительским видам искусства. Оба предполагают создание некоего непредметного художественного продукта, который существует сиюминутно. В работе театра осуществляется гибкое сочетание индивидуальных и групповых форм работы в зависимости от практической необходимости – работа над определенным репертуаром или подготовки к выступлению. Одним из важнейших компонентов методической работы преподавателя театральных дисциплин – выбор репертуара. Найти подходящий сюжет – это малая часть работы над произведением. Основная работа происходит во время распределения ролей и адаптации текста к возможностям исполнителя. Для детей, имеющих большие речевые проблемы, подбираются роли с небольшим количеством текста, доступного исполнителю. Работа над текстовой и игровой частями ролей ведется отдельно и поэтапно. Очень сложным оказывается момент объединения всех составляющих компонентов роли. Для многих детей бывает очень трудно первый раз выступить перед зрителем. Тогда на помощь приходит педагог и подбирает роль с малым текстом.
Система арт-терапевтической работы направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, оказывают эмоциональную поддержку, способствуют выработке у детей гуманно-ориентированных моделей поведения. Например, для снятия тревожности, страха можно использовать технику журнального фотоколлажа. Она может быть применена как с терапевтической, так и с диагностической целью. Картинки, которые выбирает воспитанник, помогают выявить проблемы, нераскрытые в вербальном общении с ним. Воспитанники самостоятельно подбирают материал из журналов, открытки и другую печатную продукцию (афиши, личные фотографии или изображения близких людей и т.д.). Они используют (вырезая) отдельные детали, компонуют их на листе бумаги и дают работе название. По завершении работы происходит обсуждение процесса и результатов работы. Использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению. Для таких же целей используется техника создания композиций. Эта техника, судя по опыту многих специалистов, даёт необходимое для тревожных детей чувство защищённости, возможность отстраниться от сильных эмоциональных состояний. Из готовых предметов, природных и других материалов каждый участник группы создаёт свою объёмную композицию, располагает её на листе бумаги любого формата и цвета и даёт ей название, например, «Радость», «Сказочный лес», «Лето». Выполнение задания помогает воспитаннику выразить и осознать свои чувства и раскрыть свои творческие способности.
Техника сочинения сказки по кругу способствует групповой сплочённости, взаимопониманию и укреплению внутригрупповых взаимоотношений. Один воспитанник начинает сказку и через 2-3 минуты передаёт его следующему участнику для продолжения. В итоге после прохождения нескольких кругов сказка возвращается к своему автору. Такая техника может выявить сильные противоречия во взаимоотношениях в группе, поэтому педагог должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.
Для практики наиболее приемлемы и эффективны структурированные занятия. В частности, разработанная специалистом Л.Д.Лебедевой модель группового арт-терапевтического занятия, которая может быть принята за технологическую основу, наиболее приемлема в рамках тематически-ориентированного подхода.
Вся работа на театральном отделении ДШИ в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ОВЗ, которое включает:
- развитие артикулярного аппарата;
- развитие слухо-моторной координации (согласованное соединение движения и речи);
- разработку мелкой моторики рук и выработку правильной осанки;
- эмоциональное развитие;
- развитие вербальной, зрительной, слуховой и мышечной памяти;
- развитие коммуникативной сферы.
Занятия на отделении «Театральное искусство» дают возможность ее участникам выразить себя на сцене в качестве артистов. Выступления, носящие регулярный характер и созидающие ситуацию успеха, способствуют повышению самооценки, избавлению от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Положительные сдвиги в формировании общей моторики и ритмичности движений.
Таким образом, эти занятия оказывают положительное воздействие не только на коррекцию психомоторных функций, но также на развитие психоэмоциональной сферы ребенка.
В своей кропотливой и сложной работе педагог не может ожидать быстрого результата. Он всегда обязан чутко ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, быть терпеливым к физическим и психическим отклонениям обучающихся.