Проект МБУ ДО ЦДТ «Дуэты» "Русская изба"

Карпенко Айна Муса-кызы

Цель: формирование духовной культуры обучающихся 7-14 лет через организацию познавательной и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mbu_do_tsdtrusskaaya_izba.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект МБУ ДО ЦДТ «Дуэты»

"Русская изба" т/о «Премьера»

Цель: формирование духовной культуры обучающихся 7-14 лет через организацию познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину;
  • воспитывать уважение к людям труда - народным умельцам, мастерам,
  • воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
  • развивать потребность в самореализации и коммуникативные качества ребенка через игровую деятельность;
  • развивать память, логическое мышление, воображение.

Оборудование: 

Реквизит: дидактический материал, игровой инвентарь.

Методы:

  • репродуктивный (наглядно-словесный): показ картинок, рассказ педагога, активизация внимания учащихся путем постановки вопросов;
  • игровой: направлен на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, памяти, логического мышления, воображения.

СЦЕНАРИЙ "РУССКАЯ ИЗБА"

1. Приветствие.

- Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон) Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут Айна Михайловна. А вы чьи будете? Откуда вы? Замерзли с мороза? Да, не больно уж тепло. Да и чего ждать - зима на дворе. А какое сегодня число? (22 февраля). В старину в этот день пересчитывали запасы и осматривали семена, выкидывая испорченные. Хорошие же выносили на мороз, чтобы закалить и потом вновь клали в теплое место. Согласно поверьям, это сулит хороший урожай в будущем. В народном календаре этот день прозвали днем Панкратия-Лапотника. На Руси было принято в это время начинать плести лапти.

Веками в народе отмечались приметы предстоящих изменений в природе, в погоде. Наблюдения запоминались, проверялись и передавались из поколения в поколение. И сегодня народные приметы погоды по-прежнему верны и надежны.

2. Постановка целей и задач

- Сегодня я вас познакомлю с бытом русских людей, покажу (расскажу), как они жили, словом, мы с вами побываем в настоящей русской избе! Ребята, будьте внимательны, потому что я вам буду давать задания, которые вы должны будете выполнить. Вам понадобится ваша смекалка.

3. Пословицы

- Ребята, а вы пословицы русские знаете? Я сейчас буду говорить вам начало русской пословицы, а вы должны будете ее продолжить.

1. Любишь кататься:(люби и саночки возить).

2. Поспешишь:(людей насмешишь).

3. Как аукнется:(так и откликнется).

4. Семь раз отмерь :(один раз отрежь).

5. Делу - время:(потехе - час).

6. Без труда:(не вытащишь рыбку из пруда)

4. Как строили избу

- Русские люди много трудились. Раньше люди жили в деревнях. Делали все своими руками: строили избы, делали мебель, изготавливали посуду, шили одежду и т.д.

-А вы знаете, из чего строили дома? Правильно, избы в старой России обычно рубились из дерева. Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. А вы знаете, что не всякое дерево годилось на постройку: для сруба нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Запрет распространялся и на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, т.е. дерево, выросшее на перекрестке дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. Вместе с людьми переезжал и домовой - его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло.

При входе у дверей не было лавочек, тех кто нравился хозяевам впускали в дом, а тех кого не желали видеть - не задерживались.

- А как вы думаете, какие были полы в доме? Полы настилали из половиц - половинок бревен. Пол раньше был деревянным, и ухаживать за ним было не просто. Но в избах было очень чисто. Некрашеные полы регулярно скоблили большим ножом и мыли речным песком, а затем покрывали домоткаными половиками. Полы стелили вдоль дома и люди спали в выемках в полу, кроватей тогда не было,они считались роскошью, да и сундуков в доме хватало не на всех. Спали вдоль половиц, а умерших укладывали поперек, ногами к выходу, отсюда поговорка- ты что поперечный.

5. Русская печь

А как вы думаете, что же самое главное в избе?

- Центральное место в доме занимала печь. Принято считать, что и само слово "изба" произошло от глагола "истопить". Истопкой называлось теплое помещение дома, отсюда и слово "истьба" (изба).

- Как вы думаете, для чего была нужна печь в доме? Правильно, в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Вот пять основных функций печи. А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний.

С печкой связано немало примет и поверий. Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. А еще, ребята, когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу.

- А еще печь является сказочным персонажем. Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых бы упоминалась печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди:)

- Молодцы, много сказок знаете!

6. Русская кухня

- А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная. Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша". Рассказывают, что варил как-то древний кулинар кашу и ненароком насыпал крупы больше, чем обычно. Ошибка обернулась лепешкой. Люди, как следует отругав нерадивого кашевара, все-таки попробовали новое блюдо, и, как видно, оно им понравилось. Со временем лепешки стали выпекать из муки. Так, согласно народной присказке, из каши появился на свет хлеб.

7. Красный угол избы

-Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: "Плясать от печи". По диагонали от нее находился красный, или святой, угол. Здесь располагалась икона, висела лампадка. Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами. Под образами стоял обеденный стол с лавками. На середине стола стоял самовар. В красный угол сажали самых почетных гостей. За стол садились по старшинству и ели по-старшенству, младшим, что досталось то и досталось, так как работали старшие. Так же нельзя было ложку ставить между столом и тарелкой, так как считалось, что по ложке нечистая сила взбирается и попадает в еду, за это можнго было ложкой по лбу получить. Вы

Напротив красного угла располагался печной, или бабий, угол [кут]. Здесь женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили и т. д. Вот, обратите внимание, какие были русские костюмы, праздничные и будничные (на каждый день). Так одевались русские люди. Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Посмотрите, какие головные уборы носили женщины (показать картинки головных уборов). Все это делалось своими руками (шитье, вышивка).

В каждой избе был ткацкий станок! Девочки с детства должны были уже уметь на нем ткать. Так как крестьяне сами сеяли лен, вычесывали его и пряли нити, ткали и шили одежду. Очень бережно относились к одежде, так как с таким трудом она им доставалась.

Тут же стоял шкаф для хранения кухонной посуды - посудник. Кстати, посуду тоже люди делали сами. В основном, она имела округлую форму, потому что, когда ее ставили в печь, она обогревалась с боков. Горлышко было узким, чтобы дольше хранилось тепло.

От остального пространства кут отгораживали занавеской. Мужчины не должны были заходить сюда. Угол за печью называли закутом, или запечьем.

Обстановка в избе была скудной. Главным предметом мебели являлись лавки- они были широкими, на них не только сидели, но и спали. У богатых людей над окном на стене были сделаны широкие полки. На них стояла дорогая посуда, шкатулки и другие вещи, которые украшали избу.

В домах часто были сундуки, обитые железом. Там хранились наряды девушки-невесты. Вы, наверное, слышали такое выражение: "Сундук с приданым"?

8. Загадки

- Что-то вы немножко притомились, да?
Сяду рядышком на лавку,
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышленей - погляжу!

Хочу дать вам подсказку: все ответы находятся в этой избе.

1.Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп да ложки 
(Стол)

2.Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (
Самовар)

3.Ходит, ходит,
А в избу не заходит. 
(Дверь)

4.Межи деревянные,
А поля стеклянные. 
(Окна)

5.В избе - изба, на избе - труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (
Печь)

6.Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
 (Ложка)

7.Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках.
 (Сито)

8.Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки со штанов слизнул. 
(Утюг)

- Все загадки отгадали!

Ай да молодцы!

- Я вам уже говорила, что все предметы обихода и одежда изготавливались руками хозяев. Работы было много у всех членов семьи, но свой труд люди уважали, трудились с душой. Очень часто девушки и женщины собирались в одном доме, шили, ткали, вышивали с песнями и шутками. Такие вечера назывались Деревенские посиделки. А еще, ребята, деревенские мальчишки и девчонки тоже тянулись на эти посиделки, любили послушать взрослых, да и просто поиграть. Давайте и мы с вами сейчас тоже поиграем.

Речевая игра «Как на горке на пригорке жили 33 Егорки»

«Три сороки тараторки, тараторили  на елке»

 Игра "Ручеек"

Я вспомнила одну русскую игру "Ручеек", может быть кто-то знаком с ней? Расскажите остальным, как в нее нужно играть.

Дети становятся парами друг за другом, поднимают руки, образуя "воротца". Водящий проходит под "воротцами", берет одного ребенка за руку и уводит к концу "ручейка". Оставшийся игрок идет к началу, проходит под "воротцами", выбирая себе пару. Игра проводится под веселую русскую народную мелодию.

 

Игра "Картошка"

Кто-нибудь из вас знает, как называется вот этот предмет? (Ухват)

А для чего он был нужен? (вытаскивать из печи чугунок). Давайте попробуем это сделать. Кто желает попробовать? Посмотрим, что же лежит в нашем чугунке? Вот это да! Картошка! А давайте-ка с вами немножко поиграем, так как играли раньше: встанем в круг, будем передавать картошку по кругу друг другу из рук в руки, пока будет играть музыка. У кого в руках окажется картошка, когда перестанет играть музыка, тот выполняет задание (рассказать пословицу, считалочку, небольшое стихотворение и т.д.). Договорились? (Играем 3-4 раза)

Заря.

Участники встают в круг, руки размещают за спиной. Один из игроков, которому досталась роль «воды», ходит позади них с ленточкой и приговаривает:

Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла!

С последними словами водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков. Тот должен быстро схватить «метку» и оба участника бегут по кругу в разные стороны. Оставшийся без места становится новой «зарей».

Петушки.

На земле чертили большой круг, два игрока становились в центр. Руки отводили назад, одну ногу поджимали, на второй прыгали. Толкались всеми частями телами, кроме рук и головы. Если соперник упал или наступил на землю второй ногой, то считался проигравшим.

Жмурки. Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:

— Кот, кот, на чем стоишь?
— На квашне.
— Что в квашне?
— Квас.
— Лови мышей, а не нас.

Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник. Игроки могут активно передвигаться или стоять неподвижно, дразнить «жмурку», чтобы привлечь внимание и спасти того, к кому ведущий подобрался слишком близко.

Бубенцы. Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.

«Растяпа»

Дети стоят по кругу. По хлопку каждый быстро находит себе пару. Кто остался один, тот – «Растяпа». Пары встают по кругу, «Растяпа» - в центре круга.

В паре: 1 реб. стоит впереди, а 2 реб. – за ним, получается «паровозик» из двух человек. 1реб. Стоит лицом в круг – это первый круг, а 2 реб, стоящий за спиной первого – это второй круг.

После слов «Раз, два, три – растяпа будешь ты!» включается музыка и первый круг идет к центру и танцует, двигается, а второй кругстоит на месте, как «прикованный», и хлопает. Как только музыка выключается, дети первого круга и «Растяпа» забегают за любогостоящего.

Таким образом, теперь второй круг становится первым, а оставшийся без пары ребенок становится «Растяпой». Игра повторяется.

Если «Растяпа» впервые встал в центр круга, то ему говорят:

«Раз, два, три, растяпа будешь ты!»

Если ребенок остался в кругу еще раз, то ему говорят:

«1,2,3,4,5 - растяпа ты опять!»

Если же ребенок остался в кругу в третий раз, то ему говорят:

«1,2,3,4,5,6,7 – растяпа ты совсем!»

Музыкальным фоном служит любая задорная подвижная музыка.

«1,2,3,4,5,6,7,8 – растяпу мы выносим!»

«Я бы, все бы, шеберяла»

2 палки крестом. Играющий прыгает под ритм слов с постепенным убыстрением, стараясь не задеть во время прыжков палки, чтобы ноги были в противоположных секорах.

«Два лучше, чем один»

3 предмета на полу, 2 игрока пляшут под музыку вокруг предметов, как музыка остановилась, схватить 2 предета, у кого 1 тот и проиграл.

«Челнок»

Челнок бежит, земля дрожит,

Шъет- пошивает,  в дали посылает.

«Шишки, желуди, орехи»

«Лавочка=веревочка» (2 стула и веревочка).

9. Заключение

- Умаялись, гости мои дорогие? Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все задания мои выполнили, загадки отгадали, пословицы рассказали, в игру поиграли! Молодцы!

- Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни. Я тоже желаю вам добра и надеюсь, что все, о чем вы сегодня услышали и что увидели, останется в душе у каждого из вас!