Индивидуальный план работы с детьми ОВЗ в творческом объединении «Премьера»

Карпенко Айна Муса-кызы

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы с детьми ОВЗ в творческом объединении «Премьера» , является адаптированным приложением к плану дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Театрум».

Пояснительная записка.

Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Поэтому главная задача педагога дополнительного образования – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.

Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка.

Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 7-16 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.

Данная программа рассчитана на детей с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников. Дети с ОВЗ не пассивные объекты

социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение

разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует развивая образное восприятие и пространственное мышление.

Направленность программы по направлению развития личности «общекультурное».

План работы:

;Основы театральной культуры». Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства: дать понятие, узнать, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.

Задачи.Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

2. «Ритмопластика». Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Задачи.Учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в свободных плясках, импровизациях, играх.

3. «Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией. Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Задачи. Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции (радость, страх и др.) по определенным признакам. Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме). Совершенствовать художественно-образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.

4. «Подготовка спектакля» - Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания, предлагаемых обстоятельствах, и перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами. Раздел является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам.

Задачи. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства. Вырабатывать у учащихся умения создавать собственные постановки театрализованных мероприятий. Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.

Форма проведения работы.

Занятия проходят в форме бесед, игр и репетиций индивидуально и группами по 6-10 человек. Место проведения – актовый зал. Продолжительность занятия 40 минут, в зависимости от возраста детей и их психологических особенностей.

Индивидуально-групповые занятия, система творческих игр и упражнений, тренинги, беседы, спектакли и праздники, создание проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

Принципы проведения занятий:

-Наглядность в обучении - осуществляется на восприятии наглядного материала.

-Доступность - занятие составлено с учетом возрастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному)

-Проблемность - направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций.

-Развивающий и воспитательный характер обучения – для расширение кругозора, для развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Ожидаемые результаты.

Планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.

2. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: литературу, ИКТ.

#1054;существлять итоговый и пошаговый контроль результатов.

4. Оценивать результаты собственной деятельности.

5. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

6. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные:

1. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

2. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы.

Коммуникативные:

#1042;ладеть диалоговой формой речи.

2. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

5. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.

6. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов:

Художественно-эстетическое развитие:

• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;

• развитие воображения;

• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

• создание выразительного художественного образа;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие:

• согласование действий и сопровождающей их речи;

• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

• выразительность исполнения основных видов движений;

• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Во время прохождения учебного плана у воспитанника сформируются элементарные навыки актерского мастерства, артикуляции, сценической пластики и пантомимы. Дети станут самостоятельнее и увереннее в себе на сцене и в жизни, а так же более эмоционально отзывчивыми.

К концу обучения ученик:

ЗНАЕТ:

1. Что такое театр

2. Чем отличается театр от других видов искусств

3. С чего зародился театр

4. Какие виды театров существуют

5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1. Об элементарных технических средствах сцены

2. Об оформлении сцены

3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

УМЕЕТ:

1. Направлять свою фантазию по заданному руслу

2. Образно мыслить

3. Концентрировать внимание

4. Ощущать себя в сценическом пространстве

ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1. Общения с партнером (одноклассниками)

2. Элементарного актёрского мастерства

3. Образного восприятия окружающего мира

4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

5. Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Форма подведения итогов:

Участие в праздничных мероприятиях, театральные мини-постановки.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия:

• Научная, специальная, методическая литература

(См. список литературы).

2. Материально-техническое оснащение

Книги с произведениями, используемыми в ходе составления сценариев.

Ноутбук

Доступ в сеть интернет

Фотокамера телефона

Видеофильмы, DVD диски, соответствующие содержанию произведений, используемых для постановки спектаклей.

Список используемой литературы:

Доронова Т. Н. «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» / М.: «Обруч», 2014

Минина Т. А., Заботина О. П. «Музыкальный театр в детском саду: Конспекты НОД» / М.: УЦ «Перспектива», 2015

Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008

Дж. Кэмерон «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015

Медведева И.Я., Шишова Т.Л..»Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002

Генов Г.В. «Театр для малышей» М., «Просвещение», 1968

Выготский Л.С. «Концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений»

Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»