Открытый урок "Слово-действие-слово"

Параева Тамара Георгиевна

открытый урок с учащимися вокального отделения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ou_2.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения урока: 29.11.2023г.

Учащиеся: вокального отделения

Тема:  «Слово-действие-слово»


Цель: освоить предлагаемые обстоятельства в процессе работы над тренинговыми упражнениями и этюдами.


Задачи: 
1.сформировать живое творческое отношение к учебному процессу, который направлен на проявление, раскрытие и развитие личностных качеств.
2.Воспитать волевой и целостный уровень личности у учеников
3.Добиться, чтобы что бы все тренинговые задания должны быть творчески оправданы учениками.

4.Развить воображение, фантазию, пантомимические навыки;
5.побуждать детей к активному участию в театральной игре.
6.Знакомить детей с пиктограммами (картинки-символы с изображением различных эмоций человека).


Порядок элементов актёрской техники:

1.Прежде всего, ученики  освобождаются от всех посторонних объектов внимания.
2.Предлагаются упражнения на мышечное освобождение, снимающие излишнее физическое напряжение.

3. Подключается работа воображения.

4.Даётся понятие «предлагаемые обстоятельства», самое важное из которых - обстоятельство цели, на него и будет направлено действие по его достижению.
Вывод: цель + действие + приспособление.

Определение «Предлагаемое обстоятельство» - это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве» (К.Станиславский).


Ход занятия:


1.Закрепление предыдущего занятия (беглый опрос).
2. Зачин: упражнение «Уголок памяти». Сядьте на стулья, равномерно заполнив площадку. Внимательно слушайте задание: вспомните самый интересный день ваших летних каникул. Подробно восстановите в памяти все детали. Где это происходило? Кто вас окружал? Какое у вас было настроение? Поживите этим настроением. Ничего воображать не надо. Мысленно вернитесь в этот день и ,восстанавливая все подробности, попробуйте пережить его за ново. Поменяйтесь местами, оправдайте, почему пересели.
3. Провести тренинг «Физический тренаж, как элемент Актёрского тренинга» (на снятие напряжение и зажимов мышц тела у учащихся- 5 минут)
4.Работа с пиктограммами:

4.1Педагог знакомит детей с пектограмами (картинки-символы с изображением различных эмоций человека), предлагает им нарисовать на листе бумаги лицо человека веселого, грустного, злого, сердитого, удивленного и т.п. Затем каждый ребенок придумывает фразу для человечка, которого он нарисовал, и произносит ее с соответствующей интонацией.


Педагог: Ребята, если вам весело, как вы улыбаетесь? Если вы рассердились, как вы хмурите брови?

Когда вы чему-то удивляетесь, как у вас поднимаются брови и расширяются глаза?
Дети придумывают и проигрывают различные ситуации, связанные со сменой настроений, а значит, и мимики.

Педагог: созывает детей к себе и уточняет, какое время года за окном (осень), сколько всего времен года (четыре), перечисляет их вместе с детьми (осень, зима, весна, лето). Предлагает: «Попробуйте мимикой (жестами) отразить все времена года. Например: осень — пора унылая, дождливая, холодная и вместе с тем прекрасная» (хмурые брови, печальный взгляд, вздох...). Вспомните, ребята, какие ягоды в лесу созревают осенью (клюква, брусника), какие они на вкус.

Затем предлагает разучить и разыграть стихотворение- мини- сценку по ролям. При этом необходимо обратить внимание на интонационную и мимическую выразительность.


Стихотворение-мини-сценка
Педагог:

Брусничка возле пня всем сказала:

Брусничка:

Нет меня!

Педагог:

Оглянулась и потом

Притаилась под листом.

Солнца луч ее нашел,

Закричал:
Луч:

Нехорошо! Обманула! Ай-ай-ай! Эй, брусничка, вылезай!


Педагог: Покраснела ягода и сказала:

Брусничка: Ябеда!


(Дети разучивают мини-сценку в процессе игры.)

Педагог: предлагает детям отгадать загадку. 
Мы — лесные жители, мудрые строители,
Из иголок всей артелью строим дом себе под елью.
Догадайтесь, КТО ЭТО... (Муравей.)
Пантомима по стихотворению З.Александровой
«Муравей»


Педагог читает стихотворение.

Муравей нашел былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он сгибается под ношей,

Он ползёт уже с трудом

Он домой ее несет.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

 
Учащиеся имитируют действия муравья: поднимают «тяжелую» былинку и несут ее, сгибаясь и под ношей.

 

5.Дать определение «предлагаемые обстоятельства» см.выше.
6. На развитие фантазии:

Упражнение «На что похоже?»

Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: «Ты можешь увидеть там разные битвы,— утверждал он — быстрые движения странных фигур, ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦ одежды и бесконечно много вещей».
Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью — основой образного мышления.
Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии -линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.
Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало,
— Всмотритесь,— что это вам напоминает?

— Бревна по реке плывут...

— Медведь пасть оскалил — вот глаза!

— Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это—гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...


Упражнение «Вещи на столе»

На столике педагога разложены блокнот, авторучка, футляр от очков,
бумага, монеты.

 - Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой— до счета пять,.
— ...четыре, пять! Теперь отвернитесь, или закройте глаза и проявите фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Вспомните их.
— Проверьте. Для этого — откройте глаза и посмотрите, Отвернитесь. О чем забыли, что пропустили?


— Посмотрите. Отвернитесь, Какие, изменения произошли? Что я переложил с места на место? Что нового появилось на столе? Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с фотографией, которая хранится в вашей памяти. Стоит ли говорить, что никаких фотографий нет. Где эти мысленные изображения? Там, где их подлинники,— на столе!


Заключение: подвести итог занятия. Что нового узнали?