Комплекс упражнений по основам сценической речи в школьном театре
Большая роль в формировании художественных способностей учащихся, отводится регулярному тренингу, выполнению упражнений по сценической речи и актерскому мастерству, которые проводятся на каждом занятии и предполагает широкое использование элемента игры.
Задача данного треннинга способствовать грамотному, выразительному, ясному, логическому произношению текста театральных постановок, праздничных сценических выступлений, а также развивать творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_uprazhneniy_po_osnovam_stsenicheskoy_rechi.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс упражнений по основам сценической речи
Цель: раскрыть, развить и воспитать речевой голос.
Задачи: способствовать грамотному, выразительному, ясному, логическому произношению текста театральных постановок, праздничных сценических выступлений, а также развивать творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.
Предполагаемый результат: Основные понятия сценической речи: дыхание, дикция, артикуляция; Виды простой артикуляционной гимнастики.
Большая роль в формировании художественных способностей учащихся, отводится регулярному тренингу, выполнению упражнений по сценической речи и актерскому мастерству, которые проводятся на каждом занятии и предполагает широкое использование элемента игры.
К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы, зубы, язык, челюсти, небо), глотка, гортань. Надо помнить, что ротовая полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор), от "архитектуры" которого зависит качество звука.
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе помогут простейшие упражнения, которые активно используются на занятиях театральной студии и уроках музыки.
1. Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» — губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» — растянуть в улыбку, не обнажая зубов.
2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так
сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» — «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» — «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок»
стремится то к правому, то к левому уголкам губ.
3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» — «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» — пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е.
«пятачок» совершает движения по вертикали.
4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» — «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» — пятачок двигается вниз.
На счет «три» — «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» — «пятачок» двигается вправо.
5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые
движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой
стрелки. Работают только губы.
6. Упражнение «Часовая стрелка»
Вращать языком за сомкнутыми губами по часовой стрелке.
Челюсти разомкнуты. Язык по кругу гладит верхние и нижние
десны. Вращать языком за губами против часовой стрелки.
7. Упражнение «Шпага»
Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты.
Кончиком языка «уколоть» щеку с внутренней стороны.
На счет «раз» — «укол» в правую Щеку.
На счет «два» — «укол» в левую щеку.
8. Упражнение «Цоканье»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, сильно отрывая язык
со звуком. Рот широко открыть. Тянуть подъязычную связку.
«Поцокать», убыстряя темп.
- Гимнастика для дикции
Используя неудобопроизносимые звукосочетания, слова и фразы, можно значительно улучшить дикцию.
- Упражнение.
Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!
Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!
- Упражнение. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуками С—З:
солист ансамбля, запретная зона, каскад струй, знание языка, весна красна, зоркие глаза, сырой песок, признак грозы, последний выстрел, звуки музыки, высокий рост, золочёное зеркало.
- . Упражнение. Многократно произносите фразы,
пословицы, поговорки, продолжая контролировать артикуляцию
звука Ц.
Кузнец — молодец, захромал наш жеребец.
Знаменитый певец вызывается на сцену.
Легкая метелица белым снегом стелется.
За плохого бойца ругают отца.
Язык у сплетницы длиннее лестницы.
Любовь — кольцо, а у кольца нет конца.
Пословица недаром молвится.
Полюбила молодца не из-за золотца.
Съел наконец кузнец варенец.
Не велика птица-синица, да умница.
Что в лицо сказано, то со злом не связано.
У себялюбца сердце злее перца.
Льстят тем, кого боятся. Все льстецы —
прихвостни.
- Упражнение.
Многократно произносите фразы,
пословицы и поговорки, насыщенные звуком Щ:
Щи да каша — пища наша.
Ищи ветра в поле.
Охота пуще неволи.
От добра добра не ищут.
Лес рубят — щепки летят.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
- Упражнение.
Звук Ч в группе шипящих звуков занимает особое
место. Это сложносоставной, смычно-щелевой звук.
Артикуляция Ч: звук Ч возникает в результате
быстрого соединения смычного звука Т' с последующим
щелевым Щ.
В первый момент кончик языка производит смычку с
корнями верхних зубов, а во второй отскакивает назад, отрываясь
от зубов, образуя у альвеол сужение. Губы слегка выдвинуты
вперед. При артикуляции звука Ч надо добиваться слитного
произношения звукосочетания Т'Щ:
ТЧУ — ТЧО — ТЧА — ТЧЕ — ТЧИ — ТЧИ
3. Скороговорки.
Главное правило дикции: полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. В этом очень хорошо помогают скороговорки.
Произносить скороговорки чётко выговаривая каждую букву, как - будто во рту вода, распевая песенку.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
- Шакал шагал, шакал скакал.
- У елки иголки колки.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
4. «Назойливый комар»
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно. (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
- Упражнение. «Комарик».
Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
- Упражнение. «Насосик».
Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш - ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.
- Упражнение. Этажи
Педагог выбирает мальчика, который задаёт самый низкий звук. Все остальные должны подстроиться к нему. Затем ведущий поднимает звук на одну ступеньку вверх, произнося слова: «Второй этаж». Все повторяют эти слова уже в новой «тональности». Третий этаж – ещё одна ступенька вверх. И тек до пятого этажа. Затем дети при помощи голоса «спускаются» в «подвал». Это упражнение можно довести до 15 «этажей», но постепенно, по мере того как у ребёнка будет расширяться диапазон голоса.
Так же можно модифицировать с покраской забора. Ребята красят забор, и вместе с рукой перемещается их голос: «Вверх и вниз, вверх и вниз…»
f. Электронная ссылка на тренинг, видеозапись тренинга.
g. Литература, электронные ресурсы.
- #1084;атериалы-для-учителя-логопеда/материалы-для-родителей/артикуляционные-упражнения.-артикуляционная-гимнастика.pdf
- #1042;оронина%20Светлана%20Юрьевна/Артикуляционная%20гимнастика.pdf