ПРОЕКТ «Сказки народов мира глазами детей», театрализованная деятельность.

Келлер Юлия Леонидовна

С целью повышения интереса к сказкам народов мира, нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира глазами детей», который объединил коммуникативную деятельность в форме театрального творчества детей с интеллектуальными нарушениями. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект.63.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад №10»

ПРОЕКТ

«Сказки народов мира глазами детей»,

театрализованная деятельность.

Выполнили: обучающиеся 3В и 2 А класса

Руководители: Фатеева Наталья Анатольевна, учитель

Келлер Юлия Леонидовна, учитель

г. Троицк

2023

Оглавление

Паспорт проекта        3

Введение        3

1 часть. Теоретический раздел        3

2 часть. Практический раздел        3

Заключение        4

Литература и интернет-ресурсы        4

Приложения        4

Паспорт проекта

1

Название проекта

Сказки народов мира глазами детей

2

Руководители проекта

Фатеева Наталья Анатольевна

Келлер Юлия Леонидовна

Участники проекта

Обучающиеся 2А и 3В класса

3

Аннотация проекта

С целью повышения интереса к сказкам народов мира, нами был разработан проект под названием «Сказки народов мира глазами детей», который объединил коммуникативную деятельность в форме театрального творчества детей с интеллектуальными нарушениями. Его достоинствами являются создание атмосферы игры и творчества, при котором ребенок полностью раскрепощается.

4

Проблема

У детей с интеллектуальными нарушениями есть проблемы в развитие речи, развитии у них символического мышления, творческого воображения и коммуникативной компетентности.

5

Гипотеза

Театрализованная деятельность должна помочь ребенку раскрепоститься, развить речь, творческое воображение и мышление.

6

Срок проекта

сентябрь - декабрь

7

Цель проекта  

Расширение кругозора, уточнение представлений о добре и зле, о взаимопонимании и взаимопомощи, уважении и терпении друг к другу, о поступках как хороших, так и плохих, через формирование у детей с интеллектуальными нарушениями интереса к театру и театральной деятельности.

8

Основные задачи проекта

  • Воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов России и к культуре народов мира;
  • совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей;
  • развивать творческое мышление;
  • развивать способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

9

Этапы работы над проектом (кратко)

I этап – Подготовительный

II этап – Практический

III этап – Итоговый. Презентационный.

10

Результат проекта

Планируемые  результаты:

Дети научатся бережно относиться к культуре и традициям других народов. Познакомятся со сказками народов мира.

Научаться обыгрывать башкирскую сказку «Медведь и пчелы»

Родители 

Проявлять  активное участие в реализации проекта. Помогают привить детям интерес к литературе через знакомство со сказками народов мира, способствуют пополнению детской домашней библиотеки. Участвуют в практической деятельности по сбору дидактического материала и изготовлении атрибутики для театра.

Педагоги 

Повысить компетентность по теме проекта, расширить представления о возможных методах и приемах, используемых в процессе работы над проектом.

Введение

Актуальность. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности.  Развитие толерантности сложный процесс,  который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать  в течение всей жизни. Есть  много форм работы по воспитанию у детей толерантности. Мы хотим рассказать  об одной  из них. Воспитание основ  толерантности посредством народной сказки. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга. Имеют одинаковую идейную направленность. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют удивляться богатству народной выдумки, задорного юмора. Они учат нас мудрости, добру, справедливости, понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле.

Цель проекта: расширение кругозора, уточнение представлений о добре и зле, о взаимопонимании и взаимопомощи, уважении и терпении друг к другу, о поступках как хороших, так и плохих, через формирование у детей с интеллектуальными нарушениями интереса к театру и театральной деятельности.

Задачи

  1. Познакомить с народной мудростью и сказками башкир
  2. Расширять кругозор, развивать любознательность и психические процессы.
  3. Развивать творческие и музыкальные  способностей детей средствами театрального искусства.
  4. Воспитывать уважение, интерес к традициям, культуре, образу жизни, музыке башкир.

Продуктом проектной деятельности является инсценировка башкирской народной сказки «Медведь и пчёлы».

Планируемые  результаты:

Дети научатся бережно относиться к культуре и традициям других народов. Познакомятся со сказками народов мира. Научаться обыгрывать башкирскую сказку «Медведь и пчелы»

Родители 

Проявлять  активное участие в реализации проекта. Помогают привить детям интерес к литературе через знакомство со сказками народов мира, способствуют пополнению детской домашней библиотеки. Участвуют в практической деятельности по сбору дидактического материала и изготовлении атрибутики для театра.

Педагоги 

Повысить компетентность по теме проекта, расширить представления о возможных методах и приемах, используемых в процессе работы над проектом.

Этапы проекта.

1 этап. Подготовительный

  • Определить цель и задачи проекта.
  • Изучить методическую литературы.
  • Составить план проекта.
  • Сделать подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта) Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала, подбор декораций, дидактического и игрового материала.
  • Выбор сказки для театрализации – башкирская сказка «Медведь и пчелы»

2 этап. Основной.

  • Познакомить детей с башкирской сказкой «Медведь и пчелы»
  • Подготовка сценария.
  • Изготовление атрибутов.
  • Познакомить детей с идеей проекта.
  • Разработка рекомендаций для родителей.
  • Беседа по сказке
  • Игры на выражение эмоций и развитие мимики, используя сказку
  • Игры – этюды на развитие выразительности движений и жестов по сказке.
  • Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики.
  • Этюды по сказке.
  • Подготовка к показу.

3 этап. Заключительный.

Показ башкирской сказки «Медведь и пчелы»

Методы и приемы работы над проектом:

  1. Словесные.
  • Чтение башкирских народных сказок: «Медведь и пчелы», «Благодарный заяц», «Бурая корова», «Сиротка лиса», «Кто сильнее», «Сарбай», «Лентяйка». 
  • Беседы с детьми: «Медведь и пчелы» (по сказке), «Быт и традиции башкир», «Что такое сказка?», «Мы все разные, но все мы вместе», «Троицк - многонациональный город», «Почему сказки похожи?», «Сказочные герои», «Народные костюмы», «Национальные имена».
  • Знакомство с пословицами о сказках.

2. Наглядный: рассматривание иллюстраций о быте, просмотр презентации: «Путешествие по Башкирии».

3. Игровые: дидактические игры: «Вежливые слова», «Ушки на макушке»

4. Практические: инсценировка  сказки «Медведь и пчелы».

1 часть. Теоретический раздел.

Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важной. Знакомя детей с народностями нашей страны, в том числе с культурой и традициями других народов, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес к ним, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.

Ребенка  надо  воспитывать  патриотом  — человеком,  имеющим чувство Родины,  который  любит  страну,  в  которой  он родился  и  растет, 

ее  традиции,  историю,  культуру,  язык.

        Как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к народному творчеству в частности. Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки…..

        Для того чтобы приобщить младших школьников к литературе, показать культуру и традиции других народов были разработаны мероприятия, объединенные одним проектом.

        Проект поможет обучающимся бережно относиться к культуре и традициям других народов, познакомит со сказками народов мира, творчески обыгрывать башкирскую сказку «Медведь и пчелы»,  а в целом воспитывать толерантную личность.

2 часть. Практический раздел.

1 этап. Подготовительный

На первом, подготовительном этапе, нами был разработан план проекта, подобрана методическая литература, сказки для чтения детям и музыкальные произведения для прослушивания, проведены консультации для родителей. Родители были ознакомлены с идеей проекта и выразили готовность сотрудничать с педагогами в этом направлении.

2 этап. Основной.

В ходе основного этапа обучающихся познакомили со сказками: «Медведь и пчелы», «Благодарный заяц», «Бурая корова», «Сиротка лиса», «Кто сильнее», «Сарбай», «Лентяйка». 

В процессе ознакомления с художественными произведениями более подробно рассмотрели башкирскую сказку «Медведь и пчелы», были проведены беседы:

1. «Что такое сказка?»

2.«Мы все разные, но все мы вместе».

3. «Троицк- многонациональный город».

4. «Почему сказки похожи?»

        5. «Сказочные герои»

        6. «Народные костюмы»,

        7. «Национальные имена».

Ребятами была просмотрена презентация: «Путешествие по Башкирии», «Быт и традиции башкир», рассмотрены иллюстрации к сказкам, костюмы героев. Интересно прошли подготовительные этюды, где обыгрывались сценки из сказки, показывался характер героев, отрабатывались движения, мимика, повадки.

В ходе основного этапа тесно велась работа с родителями по подготовке костюмов и декораций.  

3 этап. Заключительный.

Показ башкирской сказки «Медведь и пчелы»

Заключение.

Проведенная работа показала, что в результате работы дети научились заботиться друг о друге, уважать национальные традиции и чувства других людей, обыгрывать героев сказок, сочинять сказки.

Проект «Сказки народов мира глазами детей» благотворно отразился на развитии познавательных и коммуникативных способностей детей, помог сплотить детей в творческий коллектив.

Литература и интернет-ресурсы

Варианты упражнений в методическом пособии-практикуме «Культура и техника речи», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii 

Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii 

 пособие – практикум «Основы актёрского мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii 

Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary 

Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/musi

Лиса-Сирота | Башкирская сказка | русские мультфильмы | детские рассказы | Fox the orphan - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Два лентяя (башкирская народная сказка) - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)


Приложение

Сказки:

Медведь и пчелы

Башкирская сказка

В давние-давние времена жил-был один косолапый медведь. И был у этого медведя хвост, такой же пушистый и длинный, как у лисы. Медведь очень любил мёд. Ни дня не мог прожить без меда. Он только о том все время и думал, где бы раздобыть мед. А когда он видел дерево с дуплом, в котором был слышен пчелиный гул, медведя непременно охватывала неописуемая радость. Он залезал на это дерево, разорял пчелиное гнездо и начинал есть мед. А бедняжки пчелы тщетно пытались защитить свое гнездо, и окружив медведя, пытались его ужалить. Ведь у медведя очень длинная шерсть, а жало у пчелки очень короткое. Стараясь добраться до медвежьей кожи пчелы забирались в шерсть и запутывались там, а медведю только этого и нужно. Медведь быстренько слезал с дерева и начинал кататься по земле, раздавив таким образом пчелок-тружениц. А если и этого было недостаточно, медведь залезал в воду и пчелы погибали. А после этого медведь залезал вновь на дерево и спокойно лакомился сладким медом, пока весь его не съест.

И вот как-то в лес пришел человек за дровами. Смотрит, сидит на дереве медведь и лакомится медом. И своим пушистым хвостом пчел отгоняет.

- Ах, ты косолапый разбойник!!! Это ты, оказывается, ходишь тут, разоряешь, убиваешь и грабишь пчелок. Ну, погоди у меня, сейчас я тебе голову-то отсеку!-воскликнул человек и тоже полез на дерево. Добрался он до медведя и замахнулся топором. Но топор попал не по шее, а по хвосту и отсек его под самый корень. Медведь заорал от боли, рухнул с дерева и сломя голову убежал и исчез в темном лесу. С той самой поры медведи стали бесхвостыми.

А тот человек бережно поправил разоренное медведем пчелиное гнездо, поставил на место развороченные соты и ушел к себе домой.

Увидев такое дело пчелы очень удивились и спросили у пчелы-матери:

- А ты не знаешь, почему этот человек не забрал и не съел весь наш мед? Ведь ему же уже никто не мог помешать сделать это?

Пчела-мать задумалась, но она не знала, что ответить на такой вопрос. Но она все же сказала своим детям:

- Вы летите, догоните этого человека и спросите у него самого, почему он не съел наш мед.

Когда пчелы догнали человека и задали свой вопрос, тот ответил:

- А если бы я съел ваш мед, то как бы вы перезимовали? Ведь вы же погибли бы в первые же холода.

Пчелы вернулись обратно в свое гнездо и передали пчеле-матери все слова человека. Пчела-мать и выслушала и велела созвать всех пчел на совет. На этом совете все пчелы решили полететь всем вместе к человеку и просить у него, чтобы он взял пчел под свою защиту, чтобы тот оберегал их от разорительных набегов медведя.

И вот прилетели пчелы к человеку и сказали:

- Пожалуйста, спаси нас от медведя. Совсем нам житья нет от этого косолапого поганого разбойника. Мы будем тебе за это очень благодарны и будем угощать тебя душистым и сладким медом.

Человек согласился. С тех самых пор пчелы и люди стали самыми настоящими друзьями. Трудолюбивые пчелки собирают целебный мед и угощают им людей, а люди всячески оберегают пчел, защищают их и строят им теплые и уютные ульи.

«Лентяйка»

Башкирская сказка

Жили когда-то очень давно бабушка и внучка. Бабушка так состарилась, что работать уже не могла. А внучка была очень ленива. Бабушка с каждым годом всё старела и слабела. Вот дожила она до весны и думает: «Пить-есть надо, люди вон сеют, и нам надо что-нибудь посеять». И говорит она об этом внучке.

- Не надо, бабушка, - ответила ей внучка. - Ты уже стара стала, к осени умрёшь, а там, глядишь, найдётся добрый человек и возьмёт меня в свою семью. К чему нам хлеб?

Так они и не посеяли ничего.

Настала осень. Народ убирает хлеб с полей. Старуха не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Стали они голодать.

Как-то зашла соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:

- Хоть бы пришли и взяли у меня немного проса... Соседка ушла. Бабушка говорит внучке:

- Сходи, внучка, принеси проса! А внучка отвечает:

- Надо ли, бабушка? Может, просо у неё нехорошее...

Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна - внучка вышла в поле на работу.

- Зачем трудиться? - смеялись над ней соседи. - Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмёт на воспитание. К чему вам хлеб?

- Нет уж, - отвечала внучка. - Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочёвку, прежде засей поле.

«Сарбай»

Башкирская сказка

Были когда-то дряхлые старик со старухой. За всю долгую жизнь детей у них не было. Была у них одна лишь собака, по кличке Сарбай. Сарбай был красивый пёс, и старики очень любили его. Но вот у старика со старухой родился ребёнок.

После этого жизнь Сарбая стала уже другой: хозяева не обращали на него внимания, редко кормили, и он стал худеть.

Однажды побежал Сарбай в лес и встретил там своего старого знакомого, волка.

- Друг Сарбай! Что с тобой? - удивился волк. - Что ты такой печальный?

- Раньше единственной радостью хозяев был я, - ответил Сарбай и пригорюнился. - А теперь родился у них ребенок, и я уже не в почёте. Тяжело мне стало жить.

- Не горюй, Сарбай, - сказал волк. - Как только наступит лето и хозяева твои пойдут жать хлеб, я утащу у них ребёнка. Тогда они опять станут любить тебя, как раньше.

Задумался Сарбай, но стал ждать наступления лета.

Вот оно и пришло. Стало жарко. Когда поспели хлеба, началась жатва, старик со старухой взяли с собой в поле ребёнка и стали жать хлеб. Ребёнок спал в арбе, а Сарбай лежал возле.

Вдруг подкрался к арбе волк и унёс ребёнка. Ребёнок жалобно заплакал, и Сарбаю стало жалко его, и он с неистовым лаем бросился в погоню за волком.

Старик со старухой работали далеко, но услышали лай Сарбая, подбежали к арбе и увидели, что ребёнка нет.

С горя начали они громко плакать. А тем временем Сарбай догнал волка и отнял у него ребёнка.

Сарбай принёс ребёнка старикам. Они очень обрадовались. В награду за спасение ребёнка стали они кормить Сарбая лучше прежнего, и зажил он припеваючи.

«Кто сильнее»

Башкирская сказка

Был когда-то старик со старухой, и была у них дочь. Когда дочь выросла, старик со старухой стали задумываться: какого бы ей найти жениха?

- Выдам её замуж за самого сильного на свете, - сказал старик.

И вот, чтобы найти самого сильного, старик отправился в путь. Пришлось ему как-то идти по льду. Лёд был скользкий, старик поскользнулся и упал.

Рассердился старик и говорит:

- Эх, лёд, ты, кажется, очень силён! Иначе не удалось бы тебе так быстро свалить меня с ног. Будь женихом моей дочери!

Лёд и говорит в ответ:

- Если бы я был силен, я не таял бы от солнца. Тогда старик отправился к солнцу и говорит:

- О солнце! От тебя тает лёд. Стало быть, ты сильнее его - будь женихом моей дочери! Солнце отвечает:

- Если бы я было сильным, туча не могла бы закрыть меня.

Тогда старик отправился к туче.

- Туча! Туча! Ты закрываешь даже солнце, будь женихом моей дочери!

Туча отвечает:

- Если бы я была сильна, дождь не пробивал бы меня насквозь.

Старик отправился к дождю и говорит:

- О дождь! Ты, видно, очень силён, ты даже тучу пробиваешь насквозь. Будь женихом моей дочери!

Дождь и говорит в ответ:

- Если бы я был силён, земля не выпивала бы меня до капли.

Тогда старик опустился на землю и обратился к ней:

- О, земля! Ты сильнее всех: ты даже дождь выпиваешь до капли. Будь женихом моей дочери!

А земля и говорит:

- Будь я сильна, травка не пробивалась бы сквозь меня.

Тогда старик отправился к травке и говорит ей:

- Травка! Ты пробиваешься даже сквозь землю, стало быть, ты очень сильна. Будь женихом моей дочери!

Травка отвечает:

- Если бы я была сильна, бык не поедал бы меня. Старик пошёл к быку:

- Эй, бык, ты, никак, очень силён - ты поедаешь даже траву. Будь женихом моей дочери!

Бык отвечает:

- Если бы я был силен, то нож не колол бы меня. Старик пошёл к ножу:

- Нож! Ты колешь даже быка. Значит, ты сильнее всех. Будь женихом моей дочери!

Нож говорит в ответ:

- Был бы я силён - не вертел бы мной человек, как хотел. Нет, я не силён.

- Человек, оказывается, сильнее всех,- сказал тогда старик и выдал дочь за человека, который был сильнее всех.

 «Сиротка лиса»

Башкирская сказка

Oднажды весной встретились медведь, волк, собака и заяц. Они пожаловались друг другу на то, как плохо жилось им зимой: было холодно и трудно добывать пищу. И стали они держать совет.

- Давайте жить вместе, так будет лучше! - сказал медведь.

Все согласились с этим. Построили они избу на лесной поляне и начали жить вместе. Как-то раз медведь говорит:

- Друзья, пора готовиться к зиме: надо бы купить нам корову. Собака будет пасти её. Глядишь, к зиме наберём батман (мера веса, равная 20 кг) масла.

Остальные охотно согласились с медведем. В тот же день они пошли на базар, продали шкурки убитых ими зверей и на вырученные деньги купили корову.

Собака каждый день выводила корову на поляну и пасла её, а волк каждый вечер доил её. Заяц выведывал, где лучше трава для коровы, а медведь распоряжался всем хозяйством.

Так прошло всё лето, и к осени друзья собрали целый батман топлёного масла.

- Надо поставить батман с маслом в избу, под крышу,- сказал медведь.- Пусть никто пока не трогает масло. Когда наступит зима, будем брать его понемногу и жарить картошку.

Опять все согласились с медведем - батман с топлёным маслом подняли и, спрятали под крышей избы.

Однажды вечером они сидели за чаем: вдруг кто-то постучался. Послали зайца открывать дверь.

Видят - пришла лиса, а в лапе кумган (металлический сосуд для воды) держит, а сама кроткая, тихая и низко кланяется.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Добрый вечер! Хозяева поздоровались с ней и пригласили пить чай.

Села лиса за стол и начала говорить тихо и скромно:

- Я одинокая сирота. Возьмите и меня в свою семью.

- Ладно, сегодня будем держать совет, взять или не взять тебя в нашу семью, завтра придёшь за ответом,- сказал ей медведь.

Лиса поблагодарила хозяев за чай и ушла.

- Жаль её. Такая она скромная и тихая, надо принять,- решили хозяева.

На другой день утром пришла лиса. Объявили звери о своём решении принять её в свою семью. И стала лиса жить у них.

Вела она себя скромно, всех слушалась и всеми силами старалась угождать не только медведю, волку и собаке, но даже и зайцу.

Вскоре лиса узнала, что под крышей избы спрятан батман с топлёным маслом. Любит лисонька масло! Решила она одна съесть масло и стала придумывать хитрость.

Наконец придумала - на то она и лиса!

Как-то вечером лиса сказала, что идёт проверить, крепко ли заперты ворота. Вышла она за дверь, подошла к окну, постучала в него и спросила не своим голосом:

- Дома ли лиса-сирота?

- Дома, дома, сейчас придёт со двора,- ответили ей.

- Скажите ей, чтобы она сейчас же шла к нам - дать имя новорождённому барсуку.

- Хорошо,- ответили из дому. Лиса вернулась в избу.

- Лисичка, сейчас только приходили звать тебя к новорождённому барсуку,- сказал медведь.

- Что ж, надо сходить, - ответила лиса. Собралась она и вышла из избы. Обошла она избу кругом, вспрыгнула под крышу, нашла батман с маслом и стала его есть. Наелась лиса досыта, отдохнула и вернулась домой.

- Чем угощали? - спросили её.

- Жареным гусём, варёной курицей и маслом, - ответила лиса и облизала жирные губы.

- Каким именем нарекли? - спросила собака.

- Початок,- ответила лиса.

На следующий день лиса сказала, что ей опять надо идти давать имя, а сама вышла, забралась под крышу и съела масло до середины батмана.

- Какое имя дали новорождённому? - спросил лису заяц, когда она вернулась.

- Серёдка,- ответила лиса. На третий день лиса опять залезла под крышу и съела всё масло. Она дочиста вылизала батман и вернулась домой.

- Каким именем нарекли?-спросил её медведь.

- Последок,- ответила лиса.

А тут подошла и зима с морозом и вьюгой.

Вот однажды медведь говорит:

- Ну, друзья, надо принести немного масла и нажарить картошки.

- Давайте, давайте! - радостно согласились остальные.

- Иди, лиса, принеси немного масла,- сказал медведь.

Все вышли в сени. Лиса полезла было по стене под крышу, да упала на землю и притворилась, что не может вскарабкаться по стене.

- Очень уж высоко, я не могу залезть,- жалуется лиса.

Собака взялась помочь лисе. Подсадила лису. Вoт взлезла она, и всё внизу услышали из-под крыши писклявый голос лисы:

- Никакого, масла тут нет! Есть только пустой батман.

Ей никто не поверил. Тогда лиса скатила вниз пустой батман. Глядят - и правда, батман пустой.

- К нам никто чужой не приходил. Кто это, бессовестный, сожрал масло? - зарычал медведь.

- Сейчас же найти разбойника!

Долго они гадали, как найти вора. И вот что придумал медведь:

- Давайте разведём большой костёр и рассядемся вокруг него. У того, кто съел масло, оно растопится и потечёт наружу.

Так они и сделали: развели костёр.

Вскоре они пригрелись у костра и уснули. Так как были уже первые зимние морозы, то крепче всех спал медведь.

Лишь одна лиса не спала. Видит она: по всей шерсти её течёт масло. Испугалась лиса, что это может выдать её и тогда ей не избежать наказания. Решила она свалить свою вину на медведя: стёрла масло с себя и обмазала им спящего медведя.

Когда они проснулись, увидели: все, как были, сухие, а у медведя шерсть в масле.

- Вот кто съел масло! - закричали звери и захотели наказать медведя.

- Не торопитесь! Тут какая-то хитрость,- сказал медведь.- Надо развести костёр ещё жарче и испытать всех снова.

Все согласились. Одна только лиса сказала, что не надо разводить костра, а то жарко будет.

Опять развели костёр, и все расселись вокруг него. Медведь, по своей зимней привычке, опять захрапел. А волк, собака и заяц притворились спящими. На лисе опять стало выступать масло.

Лисица дождалась, когда звери заснули, начала опять стирать с себя масло и натирать им медведя.

Увидели это волк, заяц и собака, вскочили и с криком набросились на лису:

- Вот где настоящий вор! А ещё прикинулась тихоней-сиротой!

Шум разбудил медведя. Ему рассказали, как было дело.

- Я не ела масла! Нет, нет! - отказывалась лиса.

Тогда все набросились на лису, связали её, -стали держать близко к огню за лапы и за хвост. Масло с неё так и потекло на костёр.

После этого они сказали:

- Уходи сейчас же! Чтобы и духу твоего здесь не было. Нет тебе места в нашей дружной семье!

Лиса подхватила свой кумган и ушла скорее куда глаза глядят.

«Бурая корова»

Башкирская сказка

Давным-давно жили, говорят, муж с женой. И был у них один сын и одна дочь. Но вот однажды мать этих детей умерла. Дети остались сиротами. Отец женился на другой. Мачеха не заботилась о детях.

Была у детей очень красивая бурая корова, оставшаяся им от матери. Они каждый раз, как возвращались из медресе, ласкались к этой корове, как к матери. Когда очень хотелось им есть, они сосали коровье вымя и её молоком утоляли голод. Долго они так жили и были очень привязаны к корове. Но проведала об этом мачеха.

И вот однажды перед возвращением мужа с работы она притворилась тяжело больной. Муж ещё не успел толком зайти в дверь, как жена запричитала:

- Тяжело заболела я, старик, хочу съесть сердце бурой коровы, если его съем - выздоровлю.

Муж растерялся и сказал:

- Дети ведь не захотят, чтобы её закололи.

- Я дороже или дети? - запричитала жена. - Одну жену уморил, теперь и меня хочешь на тот свет проводить?

Муж вынужден был ей уступить. Вывел корову и только приготовился было её заколоть, как из медресе вернулись дети. Сколько не упрашивали дети, жестокосердый отец не внял их мольбе. Видя это, дети стали умолять:

- Отец, прежде чем заколоть корову, разреши нам один разок покататься на ней.

Отец согласился. Дети взобрались на корову, и она быстро понесла их в дальний лесной край.

На другой день добрались они до золотого леса. Брат запретил сестрёнке рвать чудесные листочки. Но сестрёнка, когда брат этого не видел, сорвала один золотой листочек и спрятала в косичках.

За три дня дети проехали золотой, серебряный и медный леса. Сестрёнка в каждом лесу незаметно срывала листочек и прятала в косичках. Как только выбрались из последнего леса, девочка окаменела. Заплакал брат в отчаяньи. Тогда бурая корова велела выдернуть из её хвоста три волоска и сжечь. Стоило брату это сделать, как сестрёнка ожила. А мачеха дома тотчас окаменела.

Они поехали домой, зажили, говорят, хорошо и счастливо.

Благодарный заяц

Башкирская сказка

В праздничный день родители послали маленького сына звать гостей: «Зови такого-то дядю, такого-то дедушку, такого-то зятя...», - и назвали ему так много разных имен, что сразу и не упомнить.

Послушный мальчик выбежал на улицу и тут же забыл, кого ему велели звать в гости. Вернуться домой и переспросить он не посмел. И придумал: «Позову-ка я всех своих деревенских со всех улиц, авось среди них окажутся и те, кого мне велели позвать». И он обегал с приглашением в гости все дома по обеим сторонам улиц и переулков деревни. Все благодарили за приглашение и обещали притти. Мальчик вернулся домой.

Начали собираться гости. Все жители деревни один за другим собрались и ожидают угощенья. Отец и мать испугались:

- Что это такое? Где же взять угощенья для стольких людей?

А мальчик сказал родителям, что он забыл, кого велели позвать, и потому позвал всю деревню.

Ждут гости угощенья. Собирают им на стол все запасы, сколько было еды в доме, и видят и родители и сам мальчик, что этого мало.

- Сам испортил дело, сам и поправляй! - сказали с досадой родители своему мальчику.

Заплакал мальчик, оттого что причинил родителям такое огорчение. Со слезами вышел он из дому и побежал за околицу, а потом и в лес. Сел там на старый пенёк и горюет.

Вдруг видит он, что к нему скачет старый дружок - серый зайка. Этого зайчика добрый мальчик вырастил дома, потому что зайчик был сиротой, а затем, когда зайчик вырос, выпустил его в лес. Подскакал зайчик к мальчику и уселся у его ног.

Рассказал мальчик зайчику о своём горе. Выслушал зайчик, пошевелил длинными ушами, встал на задние лапки, взял мальчика за руку своими передними лапками и сказал:

- Ладно, не горюй, дружок! Иди домой - всё будет... Потом зайчик прыгнул в сторону от мальчика и поскакал в лес. Только его и видели!

Послушался мальчик зайчика и ушёл из леса домой. А там уж гости съели и выпили всё поданное угощенье, какое нашлось в доме. Ждут ещё и не уходят. Некоторые начали попрекать хозяев, что позвали в гости, а угощенья совсем мало. Среди гостей были и сердитые люди, те и говорят

- Нечего было и звать всех, коли угощать нечем! Выглянул в это время кто-то в окно, испугался и позвал всех посмотреть. Сначала все тоже испугались, а потом удивились: что же это такое? Полна улица всяких зверей, и все идут к дому, и каждый зверь что-то тащит.

Медведи катят кадки с мёдом, волки тащат целые туши мяса, олени на рогах бережно несут вёдра с молоком, тушканчики и суслики тащат мешочки с зерном, белки и зайцы - полные корзинки разных ягод и орехов, лисицы в зубах несут кур и гусей. Этих своих лесных друзей зайчик попросил помочь горю мальчика. Зайчик рассказал им, как мальчик его, зайчика, вырастил и выпустил на волю. Тесно стало во дворе, когда звери сложили там угощенье. Так же, толпой, звери ушли обратно из деревни в лес. От изумления гости не могли слова вымолвить.

Отец с матерью не знали, что и делать от радости. Но больше всех радовался мальчик. Три дня и три ночи подряд хозяева угощали гостей. Когда все гости разошлись по домам, осталось ещё много угощенья.

Вот как зайчик отблагодарил доброго мальчика за то, что он его вырастил и выпустил на волю. Зайчик был тоже добрый.

Беседы……

1.Беседа «Что такое сказка?»

2.Беседа с детьми: «Мы все разные, но все мы вместе».

3.Беседа с детьми: «Троицк- многонациональный город».

4. Беседа «Почему сказки похожи?»

5. Беседы с детьми о сказочных героях, их характерах, особенностях, одежде, именах.

6. Презентация: «Путешествие по Башкирии».

7.Презентация: «Быт и традиции башкирцев».

1.Подбор пословиц и поговорок о сказках.

Кому красное словцо, кому присказку.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Не жизнь – сказка!

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.

Не красны сказки письмом, а красны смыслом.

Красна сказка складом, а песня — ладом.

Не дочитав сказки, не кидай указки!

Мал бывал — сказки слушал, вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.

Не за былью и сказка гоняется.

Ни в сказке сказать, ни пером описать.

Не складна сказка письмом, складна вымыслом.

О нем песни напевают, сказки сказывают.

2.Подбор загадок о сказочных героях сказок народов мира.

Сейчас начнется наш парад,
К нам выйдут целым строем
Те, с кем всегда ты встрече рад,
Твои любимые герои.
Вот книги шелестят страницы,
И кто-то к нам уже стучится!

Не имел я, друзья, ничего,
Кроме имени моего.
Но могучий мне служит джинн,
Потому что я... (Аладдин)

В гости ходит он чуть свет:
Для хозяина беда!
И «пыхтелки», как поэт,
Сочиняет иногда.
И на мед имеет нюх,
Он зовется...
(Винни-Пух)

Угадайте-ка, ребята:
Кто же где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошел по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил?
(Гулливер)

Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка)

Я на балу никогда не бывала.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
А я башмачок потеряла тогда же!
Кто я такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

Я самый красивый, воспитанный,
Умный и в меру упитанный.
(Карлсон)

Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
Что за зверь гуляет в сказке?
Ус топорщит, щурит глазки,
В шляпе, с саблею в руках
И в огромных сапогах.
(Кот в сапогах)

Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара хищных глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас. (Красная Шапочка)

Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
(Снежная королева)

Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала.
Феи злобной в том вина
И укол веретена.
(Спящая красавица)

Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Раньше многим неизвестный,
Стал он каждому дружком.
(Чиполино)

Игры

1.Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?), «Ушки на макушке».

Консультации для родителей:

1.«Научите ребёнка любить книгу»,

2.«Пять причин читать детям сказки»,

3.«Приобщение дошкольников к книге»,

4.«Какие русские народные сказки читать детям»,

5.«Что значит сказка для детей»,

6.«Обучаем детей рассказыванию».