Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школьный театр"
С 2021 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» создаются школьные театры для раскрытия творческого потенциала школьников. Театральное искусство в школе помогает разрешить многообразие психолого-педагогических, социальных и культурных проблем. Это освоение языка и культурных традиций других народов, развитие познавательных интересов, развитие навыков самообучения, самодисциплины, развитие навыков межличностного общения. Представленная рабочая программа может помочь школьному учителю в привлечении обучающихся в творческое объединение "Школьный театр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_teatr_rabochaya_programma_-_kirillova_n.v.docx | 29.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования администрации Нижнесергинского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги
УТВЕРЖДЕНО Приказ от 31.08.2023 №96-ОД Директор МКОУ СОШ №2 г. Нижние Серги __________ Тараева М.А. Принято Педагогическим советом. Протокол от 30.08.2023г. №1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Школьный театр»
для обучающихся 9 – 11 классов
Составитель: Кириллова Наталия Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы, в том числе в соответствии С Законом ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей» и др.
В основе рабочей программы лежит пособие:
Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский. - М.: АСТ, 2020.
Программа носит художественную направленность и рассчитана на учащихся старших классов.
Срок реализации: 67 часов 92 раза в неделю)
В век гаджетов навыки естественного артистизма исчезают у детей. Обосабливаясь, они теряют коммуникативные способности, уверенность в себе, творческое начало. Теперь детям часто нужна помощь для адаптации в социуме. Лучший способ — актёрские тренинги, конечно, в игровой форме. Дети, оторванные от телефонов, учатся: навыкам живого общения; импровизации; умению фантазировать, перевоплощаться; не бояться публичных выступлений; смеяться над собой; сочувствовать, помогать. Творческие уроки развивают речь, улучшают дикцию, расширяют кругозор, словарный запас, развивают память ребёнка. Самое главное: навыки эти помогают проявить свою индивидуальность, стать личностью, выбрать для себя лучшее направление во взрослой жизни.
Цель программы: создание условий для реализации и развития творческого потенциала подростков средствами театрального искусства.
Задачи:
-формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, способность к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению, познанию и творчеству; - развивать мотивацию к творческому театральному мастерству, умению выражать себя речевыми и художественно-эстетическими средствами; -формировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности, социализации личности через проигрывание социальных ролей и ситуаций; -обучать навыкам актерского мастерства и сценической культуре. -приобщать подростков к театральному искусству.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- идентификация себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
- различие основные нравственно-этических понятий;
- соотнесение поступков с моральной нормой;
- оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
-оценивание ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- мотивация своих действий;
- готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
-проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, сопереживания, сочувствия, помощи и др.
- положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать;
- оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, самостоятельности, инициативы, ответственности, причин неудач;
- применение правил делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения;
- уважение мнения другого человека;
- проявление терпения и доброжелательности в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
- удерживание цели деятельности до получения ее результата;
- планирование решения учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
- оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, несущественно»);
- корректировка деятельности: внесение изменений в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; проектировать способы их устранения;
- анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности;
- оценивание результатов деятельности (чужой, своей);
- оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечая на вопрос «что я не знаю и не умею?»), нахождение ошибок, установление их причины.
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеосюжетов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимание и применение полученной информации при выполнении заданий;
- проявление индивидуальных творческих способностей в игре, этюдах, чтении по ролям
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- включение в диалог, в коллективное обсуждение, проявление инициативы и активности;
- работа в группе, учет мнения партнёров;
- обращение за помощью;
- формулировка своих затруднений;
- предложение помощи и сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- осуществление взаимного контроля;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- способность оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
- составлять устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;
- уметь самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект, импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Обучающиеся научатся:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Обучающие получат возможность научиться:
- осваивать первичных представлений о театре и его истории, владеть театральной терминологией;
- приобретать начальное умение фиксировать и осмыслять особенности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведениях искусства;
- приобретать первоначальное умение превращать своё поведение в поведение другого человека, животного, предмета;
- навыкам работы в группе, общению друг с другом, выстраиванию партнерских отношений, основанных на взаимном уважении и взаимопонимании;
- развитию своих наблюдательных и познавательных способностей, эмоциональности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, образного мышления, чувства ритма;
- овладению начальным опытом самостоятельной творческой деятельности.
Содержание курса
№ | Темы курса | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Игры на сплочение | 1 |
2 | История театра. Театр как вид искусства | Знакомство с понятием театр. История театра. Знакомство с театральными профессиями. Театральными жанрами. | 1 |
3 | Как зрителю вести себя в театре | Ознакомление с понятиями: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «бис». Знакомство с этикой поведения в театре. Проигрывание этюда» Как надо вести себя в театре» | 2 |
4 | Как создаётся спектакль | Знакомить с театральными профессиями. Организовывать беседу об отличиях театра от других видов искусства. Обсуждаем основные отличия театра от других видов искусства. Составление рассказ «мой любимый актёр» | 2 |
5 | Просмотр театральной постановки (спектакля) и ее обсуждение | Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение. | 4 |
6 | Актерская грамота, сценическое искусство | На занятиях в игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии, разыгрываются этюды на взаимодействие с партнером. Овладение навыками пантомимы. Этюдное оправдание словесных действий | 3 |
7 | Художественное чтение | Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Знакомство с законами художественного чтения. Основами сценической лепки фразы. Чтение вслух литературных произведений | 4 |
8 | Сценическое движение. | Работа над пластикой. Разучивание простейших танцевальных движений | 2 |
9 | Экспромт театр | Учимся импровизации на экспромт постановках | 2 |
10 | Репетиционный период. Работа над пьесой, инсценировкой: чтение сценария, распределение ролей, репетиции, работа над костюмами и декорациями | Учимся работать с пьесой, инсценировкой. Определение главной темы. Идеи автора. Определение жанра. Чтение пьесы | 4 |
11 | Выступление на школьных Новогодних праздниках для учащихся начальных классов. | Учимся держаться на сцене, овладеваем профессией актёра театра. | 4 |
12 | Мастерская художника. Театральные профессии | Знакомство с профессией бутафора. Изготовление бутафории к спектаклю. Знакомство с профессией театрального художника. Изготовление декорации к спектаклю. Дорисовываем вторую половинку картины. | 2 |
13 | Делаем афишу и программку | Знакомить с правилами изготовления афиши и программки. Организовывать творческую работу учащихся | 2 |
14 | Роль декораций в постановке спектакля | Знакомство с профессией декоратора. Выполняем эскиз декорации. | 2 |
15 | Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. | Выполнение эскиза костюмов героев. Знакомство с назначением театральных масок. Подготовка костюмов для спектакля | 1 |
16 | Дикция – вежливость актёра | Артикуляционная гимнастика, выполнение упражнений на дыхание, дикцию, подачу звука, всестороннее развитие голосового аппарата. Тренировка сложных звукосочетаний, скороговорки. Подбор, сочинение и отработка текстов, направленных на выправление индивидуальных недостатков речи. | 2 |
17 | Наблюдение (Наблюдение – основа перевоплощения) | Решение практических задач, упражнений на внимание, наблюдательность. Навыки осознанного наблюдения за окружающим миром, животными, людьми. Импровизации – имитации поведения животных и птиц, людей разного возраста, профессии, характерных сказочных персонажей. Обсуждение, анализ достоверности, правдивости (похоже – не похоже, перевоплощается – кривляется). Актёрские задания на точность и вариативность повторения: «повтори», «дополни», «отличись». | 2 |
18 | «Если бы…, как будто…» | Трансформация физических действий с учётом меняющихся условий (рисовать так, как будто болит рука, ломается карандаш, ветер сдувает листок бумаги и т.д.) | 2 |
19 | Предлагаемые обстоятельства | Обыгрывание обстоятельств места, времени, логики поведения (откуда и зачем пришёл, куда направляюсь, чего хочу, что мешает). Импровизации в предложенных обстоятельствах. | 2 |
20 | Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – главное выразительное средство театра. | Придумывание историй, показ «по правде». Поиск убедительного жеста, мимики, взгляда, интонации. Событие на сцене как актёрская задача, требующая определенной логики поведения. Анализ, обсуждение того, «что» и «как» играет актёр. Осознание самого себя «в двух лицах»: актёр – и «материал», и «мастер» в одном лице. | 2 |
21 | Голос – инструмент актёра | Упражнения на развитие осознанного внимания к темпу, громкости, тембру речи, интонации. Упражнения, направленные на развитие ровности, плавности, гибкости, выносливости голоса. Поиск звукового посыла, полётности звучания. Тренировка тихого звучания – театрального шёпота. | 2 |
22 | Речевая орфоэпия | Освоение культуры сценической речи. Практические упражнения на основе правил произнесения гласных и согласных, ударений, пауз и т.д.. Слушание, сравнение и анализ с точки зрения орфоэпии разных вариантов произнесения одного и того же слова, фразы. Выработка установки на внимание к качеству собственной устной речи и речи окружающих. | 2 |
23 | Поэтическая речь | Выразительное чтение стихотворений. Самостоятельный поиск темпа, ритма, тембра, интонации. | 2 |
24 | Чувство партнёра | Упражнения на органичное сосуществование на сцене вдвоём, втроём; развитие воображения, скорости реакции, навыка совместной слаженной работы. Отработка вариантов: одновременное действие и действие друг с другом. Импровизации, «досочинение своей роли» в логике, заданной другим человеком. Бытовые сценки и коммуникативные ситуации («гость и хозяин», «в магазине», «в музее», «в автобусе» и т.д.) | 2 |
25 | Сценическое общение | Поиск и тренировка согласованности, контакта с партнёром по сцене. Тактика взаимодействия в пространстве, речевой интонации, мимике и жестах. Пристройка сверху, пристройка снизу. Умение видеть, слышать, понимать, предугадывать действия партнера. | 2 |
26 | Музыкальное сопровождение. Звук и шумы | Знакомство с ролью музыки в спектакле. Знакомство с понятиями «фонограмма» и «живая музыка». Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Оркестр» в предлагаемых обстоятельствах | 2 |
27 | Репетиционный период. Работа над пьесой, инсценировкой: чтение сценария, распределение ролей, репетиции, работа над костюмами и декорациями. | Постановки по выбранным произведениям. Осваиваем сценическое пространство. Овладеваем навыком взаимодействия, сопереживания и сочувствие. Осваиваем навыки художника, реквизитора, костюмера. | 4 |
28 | Постановка спектакля. | Постановка спектакля на сцене школы по выбранному произведению. | 2 |
29 | Поездка в Театр музыкальной комедии г. Екатеринбурга | Просмотр профессионального спектакля. Обсуждение. |
Календарно- тематическое планирование
Темы курса | Дата проведения | |
1 | Вводное занятие | 1четверть 06.09.2023 |
2 | История театра. Театр как вид искусства | 06.09.2023 |
3-4 | Как зрителю вести себя в театре | 13.09.2023 (2 ч.) |
5-6 | Как создаётся спектакль | 20.09.2023 (2 ч.) |
7-9 | Просмотр спектакля. | 27.09.2023 (3 ч.) |
10 | Обсуждение просмотренного спектакля | 04.10.2023 |
11-13 | Актерская грамота, сценическое искусство | 11.10.2023 (2ч.) 18.10.2023 |
14-17 | Художественное чтение | 25.20.2023 (2ч.) 2 четверть 08.11.2023 (2ч.) |
18-19 | Сценическое движение. | 15.11.2023 (2 ч.) |
20-21 | Экспромт театр | 22.11.2023 (2 ч.) |
22-23 | Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году (чтение сценария, распределение ролей) | 29.11.2023 (2ч.) |
24-27 | Работа над пьесой, инсценировкой к Новому году (репетиции, работа над костюмами и декорациями). | 06.12.2023(2 ч.) 13.12.2023 (2 ч.) |
28-31 | Выступление на школьных Новогодних праздниках для учащихся начальных классов. | 20.12.2023 (2 ч.) 27.12.2023 (2 ч.) |
32-33 | Мастерская художника. Театральные профессии | 3 четверть 10.01.2024 (2 ч.) |
34-35 | Делаем афишу и программку | 17.01.2024 (2 ч.) |
36-37 | Роль декораций в постановке спектакля | 24.01.2024 (2 ч.) |
38 | Образ актера на сцене. Как костюм влияет на отношение к персонажу. | 31.01.2024 |
39-40 | Дикция – вежливость актёра | 07.02.2024 (2 ч.) |
41-42 | Наблюдение (Наблюдение – основа перевоплощения) | 14.02.2024 (2 ч.) |
43-44 | «Если бы…, как будто…» | 21.02.2024 (2 ч.) |
45-46 | Предлагаемые обстоятельства | 28.02.2024 (2 ч.) |
47-48 | Актёрский этюд. Поведение, действия актёра – главное выразительное средство театра. | 06.03.2024 (2 ч.) |
49-50 | Голос – инструмент актёра | 13.03.2024 (2 ч.) |
51-52 | Речевая орфоэпия | 20.03.2024 (2 ч.) |
53-54 | Поэтическая речь | 4 четверть 03.04.2024 (2 ч.) |
55-56 | Чувство партнёра | 10.04.2024 (2 ч.) |
57-58 | Сценическое общение | 17.04.2024 (2 ч.) |
59-60 | Музыкальное сопровождение. Звук и шумы | 24.04.2024 (2 ч.) |
61-64 | Репетиционный период. Постановки по сказкам и инсценировкам рассказов | 08.05.2024 (2 ч.) 15.05.2024 (2 ч.) |
65-66 | Постановка спектакля, выступление перед учащимися начальной школы. | 22.05.2024 (2 ч.) |
67 | Поездка в Театр музыкальной комедии г. Екатеринбурга | 29.05.2024 |
Список литературы и интернет-источников
- Гиппиус С. В. Полный курс актерского мастерства/ С. В. Гиппиус, К. С. Станиславский.- М.: АСТ, 2020.
- П. Брук, «Пустое пространство». М. «Искусство» 2003 год.
- Петров В.А. «Развитие творческого потенциала личности средствами студийной работы в театральной самодеятельности» Челябинск.1987г.
- Портал «Культура РФ» [Электронный ресурс] //. URL:https://www.culture.ru/theaters (дата обращения: 16.07.2020).
- Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
- Э.П.Гааз, Л.К.Маслова, С.В.Клубков «Я вхожу в мир искусств» №6 2001 год.
- Электронная библиотека классической литературы «Крассика.Ру» [Электронный ресурс] //. URL: http://www.klassika.ru/ (дата обращения: 26.08.2019).
- Электронный журнал «Театр» [Электронный ресурс] //. URL: http://oteatre.info/(дата обращения: 21.08.2020).