«История возникновения театральных терминов и элементы физического тренинга актёрской игры»
- Прогнозируемые результаты:
Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.
13. Ожидаемые результаты:
· Понимание происхождения и значение слов: «Трагедия» и «Комедия»
· Уметь применять театральные термины на практике.
· Ознакомиться с понятием тренинг.
Освоить тренинг на внимание и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_hudozhestvennogo_proizvedeniya.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
План-конспект занятия
по театральному мастерству
«Анализ художественного произведения,
работа по произведению О. Уайльда»
Ирина Владимировна Косовских,
педагог дополнительного образования
Тема «Анализ художественного произведения,
работа по произведению О. Уайльда»
Цель: обучение навыкам анализа художественного произведения.
Задачи:
Образовательные:
- определение основной проблемы произведения.
- рассмотрение этических проблем.
Развивающие:
- развитие речевой деятельности, памяти, эмоционально-образного и аналитического мышления.
Воспитательные:
- привитие интереса к книге, чтению;
- осознание того, что истинная красота человека невозможна без доброты, любви к людям, без ответственности за свои поступки;
- создание условий для познания себя и своего характера.
Формы и методы проведения занятия:
Рассказ, беседа по вопросам, анализ произведения, просмотр и обсуждение видеофильма, чтение по ролям;
Задания к занятию:
- Прочитать сказку Оскара Уайльда «Мальчик-звезда».
- Нарисовать иллюстрацию.
- Объяснить значение слов: себялюбивый, гордый, жестокий; красота.
- Планируемые результаты
- подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека - в красоте его внутреннего мира и благородстве души.
- побудить задуматься об ответственности человека за свои слова и поступки.
Организационно - педагогические принципы:
- При целостности замысла занятие построено на смене видов деятельности, темпов - ритмов и интенсивности работы.
- Каждое задание подразумевает целостное личностное включение учащегося в процесс обучения (тело, чувство, интеллект равно задействованы).
- Творческие задания выбраны и построены так, чтобы они стали личностно – значимыми для всех участников процесса – учащегося, педагога.
- В творческом поиске педагог выступает в качестве партнера, а не носителя истины.
Раздаточный материал: чистые листы, карточки с заданиями.
Материально-техническое оснащение занятия: в актовом зале – столы, стулья расставлены полукругом, рабочее место педагога; музыкальный центр, аудиозаписи мелодий; микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ресурсы: основные и дополнительные
Мультимедийная презентация, отрывок из альбома Вивальди «Времена года», видео запись отрывка из спектакля «Звёздный мальчик» (1957 г.), карточки с заданиями для групповой работы.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Структурная часть (этап) | Содержание | Время |
1 | Вводная, организационная часть | Приветствие. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие | 5 минут |
2 | Подготовительная часть | Разминка. Объявление темы, постановка цели, определение задач | 10 мин |
3 | Основная часть | Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов. | 60 мин с перерывом 10 минут |
4 | Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | 15 минут |
Итого | 1 час 30 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная, организационная часть
Приветствие. Организационный момент.
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу, установление контакта, создание положительного настроя на занятие.
- Разминка:
- «Ход «Броуновское движение», с разной скоростью и разной смысловой нагрузкой.
- Здороваемся др.с др.:
- как учительница русского языка, читающая диктант;
- как обиженный ребенок;
- как скандальная бабка;
- как робот;
- как рассерженный человек;
- как рэпер;
- как влюбленный человек;
- испуганный ребенок;
- как восторженный человек;
- как скоморох, весело. задорно.
II. Подготовительная часть
Актуализация субъективного опыта учащихся
Что есть красота?. И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Задание:
- Обсудить в группах фразу «Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри».
- Социализировать в группе.
В чём истинная красота человека? Что должна нести миру красота? Должен ли человек нести ответственность за свои слова и поступки? Может ли человек с каменным сердцем измениться к..?
Педагог: Ответы на эти сложные вопрос поможет нам найти сказка английского писателя О. Уайльда «Мальчик-звезда».
III. Основная часть
Теория (приложение 1).
Как вы думаете, какое слово в этом названии самое загадочное? Почему? А что такое для вас звезда?
Назовите (запишите), какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом звезда). Какие возникают ассоциации? Красота, неземная красота, а если это красота, то, что она должна нести людям. Свет, добро, вести за собой, быть «путеводной звездой», образцом красоты, совершенством, идеалом. А у О. Уайльда не просто звезда, а мальчик – звезда. Что обозначает это словосочетание слов (звезда на небе, звезда – человек с выдающимися способностями, знаменитость, и в одном и в другом случае звезда – что-то удивительное, необычайное, недосягаемое)?
Что могло означать сочетание слов «мальчик» и «звезда»? (Необычайно прекрасный)
Педагог: Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить её содержание. Перед вами план сказки.
Работа в группах.
- Рассмотреть художественное своеобразие произведения.
- Выявить основную проблему и ответить на вопросы:
- В чем истинная красота человека?
- Какую ответственность несет человек за свои слова и поступки?
- Что несет красота миру?
- Отношение к людям, которых считают «некрасивыми».
Просмотр видео сказки «Мальчик-звезда»
Обсуждение видео. Задание: обсудите в группе вопросы и сделайте вывод о том, что такое красота, как нужно с ней обращаться?
Вопросы для обсуждения:
- Каким вырос дитя – звезда? Каковы его: внешность, поступки?
- Какое чувство передаёт автор, описывая внешность Мальчика – звезды?
- Какие изобразительные средства помогают передать это чувство? (восхищение красотой, сравнения).
- Соответствует ли его поведение внешности?
- Кажется ли он вам красивым?
- Что принесла красота Мальчику–звезде, семье лесоруба и их селению? (им красота Мальчика – звезды принесла зло, потому что у Мальчика – звезды холодная, бездушная, бессердечная красота. Она притягивает, но не радует.
Сказка «Мальчик-звезда» интересна тем, что писатель последовательно отстаивает принцип неразрывности внешней и внутренней красоты человека. Основной коллизией, лежащей в основе сюжета этой сказки, является коллизия красоты и уродства в своих двух ипостасях: внешнем и внутреннем содержании. В начале сказки Мальчик - звезда предстает перед нами удивительно красивым: «С каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители селения дивились его красоте… Лицо у него было белое. Когда к Мальчику-звезде возвращается его прежний образ? Красота возвращается к нему лишь после того, как он искупает свои грехи.
Жанр произведения?
Какие традиционные фольклорные элементы использует Оскар Уайльд?
- Чудесное знамение (падение звезды).
- Говорящие животные.
- Превращения мальчика.
Маргарита Алигер «О красоте». По всей земле, во все столетья, великодушна и проста, всем языкам на белом свете всегда понятна красота. Хранят изустные творенья и рукотворные холсты неугасимое горенье желанной людям красоты. Людьми, творимая навеки, она понятным языком ведет рассказ о человеке, с тревогой думает о нем и неуклонно в жизни ищет его прекрасные черты. Чем человек сильней и чище, тем больше в мире красоты.
Магия числа «3» Приведите примеры использования числа «3»:
• три раза отрекается от матери;
• встречается с тремя «обиженными» им животными: Крот, Коноплянка, Белочка;
• на третий день спускается в долину;
• три полных года бродил по свету;
• три задания Волшебника;
• три монеты;
• три раза появляется Прокаженный;
Чтение по ролям (отрывок)
Инсценирование эпизода «Встреча Мальчика-звезды и матери».
Почему сын оттолкнул свою мать? Как изменилось отношение сверстников к нему после этой встречи? Почему Мальчик-звезда стал уродливым?
IV. Заключительная часть
Вывод. Рефлексия.
Выводы: В «Мальчике-звезде» писателем показано соотношение внутренней и внешней красоты. Мальчик-звезда прекрасен, но его внутренний мир – безобразен. В наказание у него забирают самое ценное – красоту. И вот мы видим, что внутренний мир соответствует внешнему. Стоит герою покаяться, попросить прощение – и его тело становится прекрасно, как его душа. Так проблему соотношения внутренней и внешней красоты писатель раскрывает в сказке «Мальчик-звезда» и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы - как лепестки алой розы, и глаза - как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья». Эта красота покоряла всех вокруг, заставляла повиноваться мальчику:
Учащиеся садятся в круг.
Назовите свои ассоциации на слово «Красота», «Любовь».
Какие выводы сделали для себя?
Есть такая примета, когда видишь падающую звезду, надо загадать желание, и оно обязательно исполнится. Возьмите в ладошки свои звёздочки и послушайте стихотворение Александра Дольского:
Мне звезда упала на ладошку.
Я спросил её: «Откуда ты?»
«Дайте, я передохну немножко,
Я с такой летела высоты».
А потом добавила, сверкая,
Словно колокольчик прозвенел:
«Не смотрите, что невелика я,
Может быть великим мой удел.
Вам необходимо только вспомнить,
Что для вас всего важней на свете.
Я могу желание исполнить,
Путь неблизкий завершая этим».
Знаю я, что мне необходимо,
Мне не надо долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
Я хочу чтоб …
– Напишите продолжение строчки – своё пожелание на звёздочке. Приклейте звездочки на доску.
Литература:
- Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для высшей школы М., 2004.
- Аванесов Р.П. Русское литературное произношение - М.: Изд-во «Просвещение», 19841972.
- Зарубежная детская литература. — М.: Просвещение, 1982
- Зарубежная литература XX века. — М.: Просвещение, 1979
- Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь. - М.: Либерея, 1998
- Уайльд 0 Избранное. — М Просвещение, 1990
Приложение 1
Теория
1. История создания произведения.
В 1891 году сказка «Мальчик-звезда» вышла в сборнике «Гранатовый домик», посвящённый Констанции Уайльд — жене писателя. Сказки Оскар Уайльд сочинял для своих сыновей — Сирила и Вивиана.
Название сборника «Гранатовый домик» указывает на христианский смысл сказок. Гранат — символ христианской веры, и в каждой сказке сборника герои проходят очищающее страдание и духовное обновление.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Звёздный мальчик» («Мальчик-звезда») — сказка, так как это произведение волшебного характера. Произведение в форме сказки даёт возможность автору обратиться к философским или общественным вопросам гротескным изображением.
3. Название произведения и его смысл.
В названии «Звёздный мальчик» («Мальчик-звезда») содержится указание на свойство натуры главного героя, вокруг чего и разворачивается действие сказки. Слово «звезда» вызывает представление о неземной красоте и холодном, негреющем свете. «Звездой» могут называть знаменитость, которой нередко свойственно высокомерие.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведётся от третьего лица, автор находится в отстранённой позиции, что необходимо в жанре сказки.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Прощение раскаявшегося грешника.
Идея: Любой человек достоин прощения, если он искупил свою вину.
Проблематика: Красота внешняя и красота внутренняя. Разрушение внешней красоты душевным уродством.
Будучи апологетом эстетизма, Уайльд упорно настаивал на гармоничном сочетании внешней и внутренней красоты.
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Морозной ночью в лесу, на месте упавшей звезды, дровосеки нашли прекрасного младенца, завёрнутого в плащ с золотыми звёздами. Один из дровосеков сжалился над ребёнком и принёс его домой. Жена сначала была против чужого ребёнка — лишний рот, но потом согласилась принять мальчика. И он стал расти в семье дровосека на равных правах с его родными детьми.
Мальчик был необыкновенно красив, но высокомерен, бессердечен и жесток. Его любимой забавой было издевательство над людьми и животными. Однажды он увидел нищенку и избил её камнями, за что ему досталось от приёмного отца. В разговоре с дровосеком нищенка призналась, что она мать звёздного мальчика. Обретение матери из простых смертных, да ещё и нищей, не обрадовало высокомерного мальчика, и он прогнал её.
С этого момента красивый мальчик превратился в уродца, от которого отвернулись друзья. Осознав свою вину, герой отправился на поиски матери за её прощением. Начались горькие скитания. Он не мог найти матери. Покалеченные звёздным мальчиком звери отказывали ему в помощи.
Скиталец оказался в рабстве у злого волшебника, который три раза отправлял его в тёмный лес за слитками золота. Каждый раз мальчику помогал заяц, освобождённый им из капкана. А мальчик каждый раз отдавал слиток прокажённому. Два раза он был избит колдуном до полусмерти и оставлен голодным, а в третий раз горожане увидели в нём прекрасного принца и привели его ко дворцу. На площади он увидел свою нищую мать, пал пред ней на колени, прося прощения, но она безмолвствовала. Тогда принц обратился за помощью к прокаженному, продолжая молить мать о прощении.
Получив его, он встал и увидел своих родителей — Короля и Королеву. Принца короновали на царство, и он стал добрым и справедливым правителем.
7. Система образов произведения.
Звёздный мальчик — необыкновенно красивый, надменный, жестокий «нарцисс». Потерял красоту за отречение от матери, раскаялся, много перенёс, стал добрым.
Лесоруб, его жена — приёмные родители звёздного мальчика. Простые, но добрые и благородные люди.
Нищенка (Королева) — мать звёздного мальчика, любящая своего сына, обошедшая весь мир в его поисках.
Прокажённый (Король) — отец звёздного мальчика, умный и благородный.
Волшебник — злобный и жадный старик.
8. Композиция произведения.
Экспозиция — обстановка в морозном лесу, блуждания дровосеков, находка дровосеков на месте падения звезды.
Завязка — решение дровосека взять в свой дом мальчика-звезду.
Развитие действия: бессердечность мальчика-звезды к людям и животным, неблагодарность к приёмным родителям; встреча с нищенкой-матерью и отречение от неё; наказание лишением красоты; поиски матери; в рабстве у волшебника; добрые поступки.
Кульминация — преображение в прекрасного Принца.
Развязка — получение прощения матери, обретение родителей, коронование на царство.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Это произведение Уайльда, как и другие, богато эпитетами, сравнениями, метафорами. Например, в описании главного героя автор использует сравнение с цветами. Так, сравнение его с розой подразумевает красоту, наделённую острыми шипами; сравнение с нарциссом указывает на самовлюблённость, с фиалкой — на капризный нрав.
10. Отзыв о произведении.
В сказке просматривается евангельский сюжет о возвращении блудного сына. Счастливый сказочный финал Уайльд приправил горечью скорой смерти юного монарха, и пришествием на смену ему тирана. Очевидно, для обожаемой автором красоты необходима доля трагичности.
- Мне нравится (1)