Действие – основа сценического искусства

ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВСКИХ

Движение – элемент действия. Условный характер классификации

действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.

Действие, по Станиславскому, – основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели. Кроме того, актёр должен строить свою роль, должен играть не посредством имитации эмоций героя, потому что таким образом он будет выглядеть фальшиво или прибегнет к использованию штампов, которые разрушают восприятие его роли. Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvie_-_osnova_stsenicheskogo_iskusstva.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  учреждение дополнительного образования
Детско-юношеский центр  Петродворцового района Санкт-Петербурга
«ПЕТЕРГОФ»

План-конспект занятия

по театральному мастерству

«Действие – основа сценического искусства»

Ирина Владимировна Косовских,

педагог дополнительного образования


Тема «Действие – основа сценического искусства»

Действие, по Станиславскому, – основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели. Кроме того, актёр должен строить свою роль, должен играть не посредством имитации эмоций героя, потому что таким образом он будет выглядеть фальшиво или прибегнет к использованию штампов, которые разрушают восприятие его роли. Актёр должен выстраивать цепочку элементарных физических действий.

Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия.

Цель занятия: познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с ними найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения.

Задачи:

Образовательные:

  • Обобщение и систематизация представления о понятии «действие».
  • Уточнение основных понятий: мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявление знаний учащимися терминов, относящихся к театральному искусству через песню А. Макаревича «Посвящение Театру».
  • Знакомство с новой театральной игрой «Оркестр».

Развивающие:

  • Развитие познавательно-поискового интереса, кругозора учащихся.
  • Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения «Передай маску», «Страна эмоций».
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания через театральную игру «Оркестр».

Воспитательные:

  • Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
  • Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, готовности помочь;
  • Мотивирование на дальнейшие занятия театральным творчеством.

Форма занятия: комбинированная.

Форма организации работы: коллективная, групповая, в малых группах, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практической деятельности; элементы адаптивной системы поведения, здоровьесберегающих технологий на основе личностно-ориентированного подхода, театрально – игровые технологии, технологии коллективной творческой деятельности.

Планируемый результат:

  • приобретение навыков концентрации своего внимания на объекте избавление учащихся от комплексов;
  • приобретение свободы в телесном и эмоциональном самовыражении;
  • приобретение навыков творческого мышления и умения выражать себя, применять творческий подход к любому делу;
  • приобретение умения определения, какие виды памяти задействованы в тренинговых упражнениях.

Организационно - педагогические принципы:

1. При целостности замысла занятие построено на смене видов деятельности, темпов - ритмов и интенсивности работы.

2. Каждое задание подразумевает целостное личностное включение учащегося  в процесс обучения (тело, чувство, интеллект равно задействованы).

3. Творческие задания выбраны и построены так, чтобы они стали личностно – значимыми для всех участников процесса – учащегося, педагога.

4. В творческом поиске педагог выступает в качестве партнера, а не носителя истины.

Раздаточный материал: чистые листы, карточки с заданиями.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся аргументировано доказывают отличие между действием и движением, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

Материально-техническое оснащение занятия: в актовом зале – столы, стулья расставлены полукругом, рабочее место педагога; музыкальный центр, аудиозаписи мелодий; микрофон, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План занятия

п/п

Структурная часть (этап)

Содержание

Время

1

Вводная, организационная часть

Приветствие. Организационный момент. Создание психологического настроя на занятие

5 минут

2

Подготовительная часть

Разминка.

Объявление темы, постановка цели, определение задач

10 мин

3

Основная часть

Комбинированная форма занятия предполагает: параллельное повторение пройденного материала, введение нового образовательного материала; совершенствование ранее приобретенных навыков и отработка вновь полученных умений в процессе тренинговых упражнений и этюдов.

60 мин с перерывом 10 минут

 4

Заключительная часть

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

15 минут

Итого

1 час

30 мин


Ход занятия

I.  Вводная, организационная часть.

Организационный момент проводится с целью включить учащихся в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

  • учащиеся входят в актовый зал и становятся в круг;
  • приветствие;
  • позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником.

Упражнение «Передай хлопок»

Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Хорошо, а теперь давайте попробуем передать маску или мимику, изображающую радость, огорчение, обиду, горе, удивление.

II.   Подготовительная часть

Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. А между тем в этюдах мы часто заменяем действие простыми движениями, изображениями. Например: если надо показать радость мы просто пользуемся маской-мимикой или позой. Вот и сегодня мы начали с вами занятие с простого движения: передачи хлопков по кругу. А  вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

III. Основная часть

Теория (приложение 1).

  1. Упражнение «Передай маску»

Представим себе, что мы отправляемся в дальний поход, к примеру, в страну Масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи которой вы мне передадите эмоцию. Например:

Грусть через руки или гордость через спину.

  • Радость через лицо.
  • Страх через руки.
  • Радость через руки.
  • Страх через ноги.
  • Радость через ноги.
  • Удивление через руки.
  • Удивление через лицо.
  • Задумчивость через лицо.
  • Ирония через лицо. Задумчивость через руки, спину.
  • Агрессия через руки, лицо, ноги…

Молодцы! Мы  выполняли различные движения через (ответы учащихся) жесты и мимику.

  1.  Упражнение «Волшебная книга»

Посмотрите вперед. Что мы видим? Нет. Это не стулья. Это – различные сказочные вещи, предметы. Вот я вижу замечательную волшебную книгу. Мне так хочется ее прочитать. И я первая иду за ней. И вы тоже поочередно подходите к этим волшебным предметам, берите их и относите на сцену – витрину. Обратите внимание на слово по очереди, не договариваясь, по одному. Учащиеся располагаются на сцене так, чтобы каждого было видно.

  1.  Упражнение «Движение»

Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все, что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Спасибо. Это пенек и мы сильно устали. Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует.

Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилось? Правильно - цель или конечный результат. Движение - это только перемещение в пространстве, видоизменение положения.

  1.  Упражнение «Достижение цели» 

Действие  – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать. Как  мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи, через шаги: их три. Три шага к достижению цели.

1 шаг – отвечает на вопрос «Что я делаю?». Ищите, как называется этот элемент-подсказка: он находится около одного из видов театра, а, в частности, балета (2 ребенка сначала в окружающем пространстве находят соответствующую видовую картину, а около нее спрятана карточка с названием элемента).

Правильно – элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (прыгаю, вхожу в комнату).

2 шаг отвечает на вопрос «Для чего я это делаю?». Ищите, как называется этот элемент – он около костюмов (поиск детьми карточки.) Правильно – элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты?

3 шаг – как я это делаю? Ищите, как называется этот элемент, его можно найти под гримом (поиск детьми карточки.) Правильно – элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия.

С внешними действиями мы знакомы, а есть еще внутренние действия. Например, я буду называть, а вы выполняйте.

Сидите: чтобы спрятаться, затаиться, чтобы не нашли; чтобы слушать, что делается во дворе, чтобы наблюдать, что делает котенок; чтобы ожидать своей очереди к мед. сестре, чтобы вспомнить таблицу умножения.

Итак, действия бывают какие? (ответы детей.) Правильно внутренние и внешние. А вспомните, через что мы передавали эмоции (ответы детей.) Правильно, через мимику, жесты, значит мимические действия.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Оркестр».

  1.  Упражнение «Оркестр»

Педагог: Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии будет «играть». Выбирается ведущий – «дирижер». Сначала дирижером буду я. По моему сигналу «оркестр» начинает играть, но при этом не сводят глаз с дирижера. Потом я «перехожу» на другой инструмент – начинаю изображать игру на музыкальном инструменте кого-нибудь из вас. Оркестрант, на чьем инструменте начала играть я, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрала я. Через некоторое время я возвращаюсь к своему первоначальному инструменту, и вы тоже возвращаетесь к своим.

Итак, я «играю» то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а вы стараетесь уловить мои движения и не ошибиться.

Молодцы! В следующий раз кто-нибудь из вас будет обязательно дирижером.

  1. Просмотр отрывка из инсценировки «Кареглазка и Синеглазка».

Сегодня у нас много гостей. К нам на занятие пришли девочки из старшей группы. Скажу вам по секрету: мы с ними, буквально, на днях взяли в постановку пьесу и они уже начали работу над ней. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Анализ увиденного учащимися.

Правильно, у них нет действия. Нет цели и решения задач в этих этюдах. Предлагайте свои решения  (ответы детей).

IV. Заключительная часть. Рефлексия.

Ну, и в заключение нашего занятия мне бы хотелось, чтоб вы ответили в чем же отличие между движением и действием (ответы детей).

Вспомним с вами, чем мы занимались на занятии (ответы детей). Что помогло понять вам это отличие (ответы детей).

На следующем занятии мы продолжим знакомство со структурой этюда, и я думаю, что работая в этюдах, вам очень поможет наше с вами открытие. До свидания (традиционные аплодисменты детей, благодарность за урок, успех друзей и свой успех).


Литература

  1. Иванов И.С и Шишмарева Е.С. Воспитание движения актера. Гослитиздат. 1937. Отдельные главы из книги см.: biblioteka.teatrobraz.ru/node/4424
  2. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2006.
  3. Поддьяков Н.Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности/ Н.Н. Поддьяков, В.Б. Синельников //Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып. 4. - Душанбе: Дониш, 1974.
  4. Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: Искусство, 1985


Приложение 1

Теория

Действие – основа сценического искусства.

Действие  — это волевой акт человеческого  поведения, направленный к определенной цели. В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. В нем участвует человек. Поэтому действие и служит основным материалом в актерском искусстве, определяющим его специфику.

Сложность понятия «действие» состоит в  его многообразии, даже если его  рассматривать только применительно  к движению на сцене. Физические действия — это комплексы движений —  большие, с точки зрения их количества, — и часто длительные по времени  отрезки сценической жизни. В  этих комплексах для выполнения какой-то конкретной, но большой сценической  задачи, актеру приходится выполнять  большое количество задач частного характера. Даже такое простое бытовое  действие, как вымыть руки, на самом  деле сложный комплекс, состоящий  из серии более мелких действий: взять мыло, намылить руки, положить мыло, размылить пену, взять щетку, потереть руки и т. д. К. С. Станиславский назвал эти мелкие части большого действия — «дробными действиями».

Отличительная черта дробных действий заключается  в том, что их нельзя поделить на еще более мелкие. Они всегда имеют смысловое содержание, но осуществляющие их элементы — движения — смыслового содержания уже не имеют. Дробное действие «намылить руки» осуществляется выполнением довольно большого количества движений. Если одному и тому же человеку предложить два раза подряд намылить руки и попросить его выполнить это действие абсолютно одними и теми же движениями, он этого сделать не сможет. Каждый раз это будет несколько измененный подбор движений.

На сцене  должно происходить то же самое. В  изменчивости и приспособляемости  дробного действия к каждому данному  моменту сценической жизни кроется  подлинная органичность физического  действия.

Предпосылкой  к действию является конкретная задача — цель. Возникновение этой задачи в сознании всегда исходит из определенной причины, которая и становится главным  побудителем к действию. Бывает, что причины, вызвавшие одно и  то же действие, совершенно различны. Иногда это общественный долг, а иногда честолюбие, стремление к обогащению и т. п., но, с другой стороны, бывает, когда одно и то же событие, в зависимости от мотива, может вызвать у разных людей противоположную реакцию, а значит, и различные действия. Это обстоятельство важно учитывать при разборе поведения персонажа в тех или иных обстоятельствах сценической жизни.

Значение  верной линии поведения в роли в том, что она, создавая верную логику и последовательность, вызывает соответствующие  эмоции и чувства, поскольку чувства  обязательно связаны с действием.

Обстоятельства, в которых действуют персонажи, и мотивы, побуждающие их к действию, порождают у актера соответствующее  пластическое решение, ставят перед  ним совершенно конкретные движенческие задачи. Правдиво действовать актер  может только тогда, когда он в  состоянии ответить на вопросы: кто? где? с кем? почему? зачем? и как?

Момент зарождения действия – момент в высшей степени важный и ответственный в творческом процессе актера. Здесь нельзя допустить  ошибки, фальши, внутреннего вывиха, ибо именно этот момент в огромной степени определяет собой успех  всей последующей работы.

Это означает, что актер  должен уметь подвести себя к действию, ибо, как говорит К. С. Станиславский, «главное — не в самом действии, а в естественном зарождении позывов  к нему».

Цель действия заключается в стремлении изменить явление, предмет, на который оно  направлено, так или иначе, переделать его.

Для действия характерны два  признака:

1.   Волевое происхождение.

2.   Наличие цели.

Указанные два признака коренным образом отличают действие от чувства.

Всякое действие есть акт психофизический, т.е. имеет две стороны – физическую и психическую. При этом всякое физическое действие имеет психическую сторону, и всякое психическое действие имеет физическую сторону.

Физическими действиями мы называем такие действия, которые  имеют целью внести то или иное изменение в окружающую среду, в  тот или иной предмет и для  осуществления которых требуется  затрата преимущественно физической (мускульной) энергии.

Физические действия могут осуществляться, во-первых, как средство выполнения психической задачи и, во-вторых, параллельно с психической задачей.

Психическими действиями мы называем такие, которые имеют  целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) человека.

Объектом воздействия  в этом случае может быть не только сознание другого человека, но и  собственное сознание действующего.

Психические действия —  это наиболее важная для актера категория  сценических действий. Именно при  помощи главным, образом психических  действий и осуществляется та «борьба», которая составляет существенное содержание всякой роли и всякой пьесы.

В зависимости от средств, при помощи которых осуществляются психические действия, они могут  быть:

-  мимическими

-  словесными.

В зависимости от объекта  воздействия психические действия можно разделить на:

-  внешние

-  внутренние

Живое, наглядное  человеческое действие является материалом актерского искусства, ибо именно из действий актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами): на языке человеческих действий актер рассказывает зрителю о  людях, которых он изображает. Поскольку  же эти действия он извлекает из самого себя, т. е. сам их производит и при этом таким образом, что  в осуществлении их принимает  участие весь его организм как  единое психофизическое целое, мы вправе сказать, что актер сам для себя является инструментом.

Поскольку актер является носителем театральной  специфики, мы имеем право сказать, что действие — основной материал театрального искусства. Иначе говоря, театр — это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии.

Итак, действие, будучи материалом актерского искусства, является носителем всего, что составляет актерскую игру, ибо в действии объединяются в одно неразрывное  целое мысль, чувство, воображение  и физическое (телесное, внешнее) поведение  актера-образа.