Рабочая программа(школьный театр)"Театральные ступеньки".
Творчество - это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. В игре он учится, развивается, общается и мечтает. Дети с ограниченными возможностями- это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана,не позволяющие им вести полноценную жизнь. Поэтому главная задача таких школьных театров и студий - развивать творческие способности детей с сохранением их непосредственности и индивидуальности. Необходимо предоставить ребенку свободу для импровизации, чтобы укрепить веру в собственные силы и развить его самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вся жизнь - театр, и люди в ней - актёры. | 54.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Калачинская адаптивная школа – интернат »
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ
«Калачинская адаптивная
школа-интернат»
_________________ Н.В. Козицкая
« » ___________2022г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельность (школьный театр)
"Театральные ступеньки"
в 5-6 классах
на 2022-2023 учебный год
Составитель: воспитатель ____________С.Б. Сорокина
(подпись)
Рассмотрена на заседании МО « » ___________ 2022 г., протокол №
Руководитель МО____________ С.А.Степанова
(ПОДПИСЬ)
Согласована на МС « »___________ 2022 г., протокол №
Согласовано зам. директора по УВР____________Н.М. Добжанская
Калачинск 2022 г
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………...... 3
2. Общая характеристика программы............................................4
3.Описание места предмета……………………………………....5
4.Планируемые результаты освоения программы……………....5
5. Содержание программы………………………………………..7
6. Календарно-тематический план…………………………….....8
7. Методическое и материально- техническое обеспечение…..11
8. Приложения................................................................................12
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов.
Нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Положение об организации работы кружков, студий, факультативов.
Положение о рабочей программе педагога школы по учебному
предмету, коррекционному курсу, факультативу, внеурочной
деятельности.
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
Устав КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат».
Творчество – это естественное состояние ребенка, через которое он познает себя и окружающий мир. Оно является неотъемлемой частью развития ребенка как личности. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Поэтому главная задача педагога – развивать творческие способности детей, сохраняя их непосредственность и индивидуальность. При этом очень важно дать ребенку свободу для импровизации, чтобы развить его самостоятельность и укрепить веру в собственные силы.
Театрализованная деятельность отлично подходит для этих целей, так как является синтетическим и коллективным видом творчества, который дает возможность развить и проявить пластические, пантомимические, артикуляционные и хореографические навыки ребенка. Особую роль театрализованная деятельность играет в образовании детей 11-14 лет, так как в этом возрасте формируется самооценка ребенка и многие личностные качества.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать и уважать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства; быть способной к творческому труду.
Цель программы:
Развитие творческого потенциала обучающегося, его нравственных и
эстетических качеств средствами театральной деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- групповая.
Формы работы
- Театрализованные игры
- Этюды с куклами
- Ситуационные игры и упражнения
- Организация спектаклей
- Беседы, диалоги
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы(работа с книгой)
- Оформление альбома о театре
- Показ представлений
- Фотовыставка
Методы работы
Для достижения поставленной цели и реализации задач
применяются традиционные методы обучения:
- словесные – устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста.
- наглядные – показ видео материалов, иллюстраций,
- практические – показ педагогом способов управления куклами различных систем, упражнения.
Программа "Театральные ступеньки" изучается в течение 1 учебного года(1 час в неделю, 34 часа в год) , относится к внеурочной деятельности общекультурного направления.
2. Общая характеристика.
Задачи:
Социализация:
-развитие и овладение навыками межличностного общения, развитие самоуважения и взаимоуважения учащихся;
-активизация познавательных интересов - ученье с увлечением;
-развитие основных высших физических функций: внимания, памяти, мышления, воображения;
-воспитание самостоятельности и ответственности, развитие самоконтроля.
Эмоционально - личностная сфера:
-коррекция страхов;
-овладение навыками внутреннего раскрепощения;
-развитие воображения.
Технические навыки:
-обучение навыкам дикционного звукопроизношения.
-обучение навыкам правильного дыхания.
3. Место предмета в режиме дня
Место проведения – актовый зал, класс.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность
занятия- 40 минут, 1раз в неделю.
4. Планируемые результаты.
За 1 год реализации программы планируется достижение обучающимися следующих результатов:
Регулятивные.
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия, корректировать свою работу по ходу выполнения.
2. Регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.
Познавательные.
1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,
явления, факты.
2. Устанавливать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения.
Коммуникативные:
1.Владеть диалоговой формой речи.
2. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
3. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.
В результате реализации программы планируется достижение следующих личностных результатов обучающегося:
Художественно-эстетическое развитие.
- приобщение к высокохудожественной литературе, музыке,
фольклору;
- развитие воображения;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие.
- уметь согласовывать действия и сопровождающую их речь;
- уметь воплощать в творческом движении настроение, характер
образа;
- развивать общую и мелкую моторики, координацию движений; уметь
снять мышечное напряжения, формировать правильную осанку.
К концу первого года обучения обучающийся должен знать:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные спектакли
6. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Уметь:
- Направлять свою фантазию по заданному руслу
- Образно мыслить
- Концентрировать внимание
- Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобрести навыки:
- Общения с партнером (одноклассниками)
- Элементарного актёрского мастерства
- Коллективного творчества
А так же избавиться от излишней стеснительности, боязни общества,
комплекса "взгляда со стороны";
развить общительность, открытость, бережное отношение к
окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формы аттестации.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
-репетиций;
-кукольных спектаклей;
-участия в школьных праздниках;
-театрализованных постановках.
5. Содержание программы
Программа состоит из четырёх разделов, работа над которыми продолжается параллельно в течение учебного года.
1 раздел - «Основы театральной культуры»-4ч
Данный раздел призван познакомить учащихся с театром, как видом искусства. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание.
Задачи.
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать
их нравственные и эстетические чувства,
2. научить чувствовать и ценить красоту.
2 раздел - «Ритмопластика»-7ч
Раздел включает в себя ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Задачи
1. Учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
2. Закреплять умения легко, ритмично и выразительно двигаться под музыку, четко выполнять танцевальные движения, творчески исполнять знакомые движения в импровизациях, играх.
3 раздел- «Культура и техника речи, мимики, эмоций, жестов»-13ч
- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть мелкой мускулатурой лица, правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.
Сюда включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Задачи
1.Развивать умение распознавать основные человеческие эмоции
(радость, страх и др.) по определенным признакам.
2. Обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
3. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительных и пантомимических действий.
4 раздел - «Подготовка спектакля»-10ч
Этот раздел направлен на развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания в предлагаемых обстоятельствах и перевоплощениях. Идет развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях; формирование навыков действия с воображаемыми предметами.
Раздел базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами, постановку спектакля, подготовку номеров к различным праздникам и мероприятиям.
Задачи.
1.Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое
внимание, память, наблюдательность средствами театрального
искусства.
2. Развивать умение действовать словом, вызывать отклик зрителя; научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства.
3. Дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области такого вида искусства, как театр.
6. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Виды деятельности | Количество часов | дата | |
1 | Вводное занятие "Знакомство" | Игра"Что вы знаете о театре?" | 1ч | сентябрь | |
2 | Игровое занятие "Кого бы я хотел сыграть". | Упражнение "Диктор на телевидении" | 1ч | сентябрь | |
3. | Культура и техника речи. Что значит красиво говорить? | Упражнение "Расскажи историю" | 1ч | сентябрь | |
4. | Интонация, динамика речи, темп речи. Дыхательная гимнастика. | Упражнение"Медленно-быстро, грустно-весело" | 1ч | сентябрь | |
5. | Прочтение сценария сказки "Репка". Обсуждение сценария. | Распределение ролей сказки. | 1ч | октябрь | |
6. | Репетиционная деятельность. Работа над дикцией. | Чтение сказки по ролям. | 1ч | октябрь | |
7. | Показ сказки "Репка" для дошкольников | Инсценировка | 1ч | октябрь | |
8. | Сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. р2 | Упражнение "Не скажем, а покажем" | 1 ч | октябрь | |
9. | Презентация кружка "Театральные ступеньки" | Инсценировка по произведениям С. Маршака | 1ч | ноябрь | |
10. | Практическое занятие "Костюм любимого героя". | Моделирование костюма сказочного героя | 1ч | ноябрь | |
11. | Театрализация на тему "Наши любимые мамы". Голосовая гимнастика. | Репетиционная деятельность | 1ч | ноябрь | |
12. | Интонация, динамика речи, темп речи. | Упражнение "Фраза по кругу" | 1ч | ноябрь | |
13. | Прочтение сценария сказки "Теремок". Обсуждение сценария. | Распределение ролей сказки. | 1 ч | декабрь | |
14. | Репетиционная деятельность. Подготовка костюмов, декораций к спектаклю. | Практическая работа. | 1ч | декабрь | |
15. | Показ сказки "Теремок" дошкольникам | Инсценировка. | 1 ч | декабрь | |
16. | "Новогодние этюды": сценическая речь во взаимодействии со сценическим движением, фонограмма. | Театрализация. | 1 ч | декабрь | |
17. | Культура и техника речи. Дыхательная гимнастика. р3 | Игра "Узнай по голосу" | 1 ч | январь | |
18. | Театрализация на тему " Старый Новый год" | Репетиционная деятельность | 1 ч | январь | |
19. | Концентрация внимания "Запоминание предметов." | Игра "Мячики со словами" | 1 ч | январь | |
20. | Прочтение сценария сказки "Три медведя". Обсуждение сценария. р3 | Распределение ролей сказки | 1 ч | февраль | |
21. | Чтение сказки по ролям. Работа над дикцией. | Репетиционная деятельность | 1 ч | февраль | |
22. | Показ театрализованного представления "Три медведя" | Инсценировка | 1 ч | февраль | |
23. | Работа с воображаемым предметом. | Упражнение "Оживи предмет." | 1 ч | февраль | |
24. | Театрализация "Мамы всякие важны." | Подготовка реквизита | 1 ч | март | |
25. | Ритмопластика массовых сцен и образов | Упражнение "Общая работа" | 1 ч | март | |
26. | Прочтение сценария сказки "Колобок" Обсуждение сценария | Распределение ролей сказки. Чтение сказки по ролям | 1 ч | март | |
27. | Работа над дикцией. Артикуляционная гимнастика. | Репетиционная деятельность. | 1ч | апрель | |
28. | Показ театрализованного представления "Колобок" | Инсценировка | 1ч | апрель | |
29. | Импровизация на тему "Весенний лес" | Пантомимические и ритмопластические упражнения | 1ч | апрель | |
30. | Экскурсия в кукольный театр"Сказка" | Экскурсия | 1ч | апрель | |
31. | Театрализованная деятельность к празднику 9 мая. | Подготовка реквизита. | 1ч | май | |
32. | Ритмопластика движений | Упражнения "Пластические загадки, "Детки в клетке." | 1 ч | май | |
33. | Пантомима. | Игры в зале "Сосед справа", "На одну букву." | 1 ч | май | |
34. | Фотовыставка "Наши результаты и достижения". | Игровое занятие. | 1 ч | май |
7. Методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение:
-Наборы дидактических игр
-Декорации
Ширма
-Театральные костюмы
-Маски
-Различные виды театров. Пальчиковые, перчаточные,
конусные куклы, мягкие игрушки
-Ленточки, платочки, шарфы
-Фотографии, картинки, иллюстрации
-Аудиозаписи
-Видеоматериалы( фильмы, мультфильмы, видеоролики)
-Книги (художественные произведения, сказки)
-Разработки методик упражнений на дыхание
- Конспекты бесед
- Разработка сценария спектакля
Список используемой литературы
- Выготский Л.С., Малофеев Н.Н. «Учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей»
- Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» / М.: «Школьная пресса», 2008
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М.,"Театрализованные игры в школе"/М.:"Школьная пресса",2000г, 95с.
- Кэмерон Дж. «Художник есть в каждом. Как воспитать творчество в детях» /М.: «Манн, Иванов и Фербер» 2015
- Медведева И.Я., Шишова Т.Л.."Улыбка судьбы. Роли и
характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002
Материально-техническое обеспечение
Магнитофон
Ноутбук
Фотоаппарат
8. Приложения.