Методическая разработка учебного занятия в форме спектакля с включением игровой программы
Методическая разработка представляет собой сценарий новогоднего представления для дошкольников, в котором задействованы учащиеся театрального коллектива 1-3 годов обучения. Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, студентов-практикантов театрального направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_uchebnogo_zanyatiya.docx | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
учебного занятия в нетрадиционной форме занятия-спектакля
с включение игровой программы
Бастырева Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования,
руководитель театрального коллектива «Лестница»
ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга
Занятие для обучающихся 1-3 годов обучения.
Возраст - 9-18 лет.
Тип учебного занятия: занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.
Дидактическая цель занятия: организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний и способов деятельности.
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители, бабушки и дедушки, тёти и дяди наших юных актёров! Вы сегодня пришли на необычное занятие – это будет занятие в форме спектакля, целью которого является стремление наших учащихся показать почтенной публике все свои знания и умения, которые они приобрели за несколько месяцев учебного года и которыми они рады поделиться с вами. Просим вас поддерживать актёров аплодисментами, а также принимать участие в некоторых играх
«НОГОДНИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕПОСЛУШНОЙ СОНИ»
Соня спит под ёлкой. Музыка на выход Сказочницы.
Ск. Снип – Снап – Снуре –Пуре – Базелюре. Здравствуйте ребята. Здравствуйте мальчики. Здравствуйте девочки. Какие вы все красивые и нарядные. Вижу, что к встрече Нового года подготовились. Ребята, я совсем забыла вам представиться. Меня зовут – Сказочница. Сказочных дел Мастерица. Я знаю очень много сказок. Сегодня будут происходить самые настоящие сказочные новогодние чудеса. Сейчас придёт одна девочка, по имени Сонечка. Она моя помощница. Сонечка принесёт ледяной волшебный колокольчик. Мы в него позвоним и сразу придёт Новый год. И мы будем веселиться, играть и Дедушку Мороза встречать! Ну что – то Сонечки уже долго нет. Мы с ней договорились встретиться вот на этой опушке. Ребята, а вы случайно не видели Сонечку?
(Раздаётся храп Сони. Сказочница в недоумении подходит к Сони)
Ск. Соня?! Ах, вот ты где! А, мы тебя с ребятами ждём!
(Соня сладко потягивается и переворачивается на другой бок)
Ск. Соня, ну, как тебе не стыдно?! Вставай!
(Соня еще громче начинает храпеть)
Ск. Ребята, я совсем забыла вам сказать. Соня очень хорошая девочка, но бывает непослушной и очень любит спать. Но, нам надо как можно скорее разбудить Соню и взять у неё колокольчик. Помогите мне пожалуйста её разбудить. Давайте все вместе громко похлопаем!
(Дети хлопают. Соня не просыпается)
Ск. А, давайте громко потопаем!
(Дети топают, но, Соня снова продолжает спать)
Ск. Ребята. давайте все вместе крикнем – «Соня вставай»
(Дети кричат и Соня просыпается. Потягивается.)
С. (Недовольно) Ну, кто так громко кричит, спать мне не даёт. Такие сладкие сны мне снились.
-2-
Ск. Соня, это мы с ребятами тебя будим. Давай скорее ледяной колокольчик. Ребята новый год ждут.
С. (испуганно) Ой! Колокольчик? Ледяной? Вспомнила! Прости меня Сказочница. Нет у меня ледяного колокольчика. Я его у Снегурочки оставила. В гости к ней ходила и забыла (плачет).
Ск. Эх, Соня, Соня. Собирайся!
С. Куда?
Ск. К Снегурочке.
С. Но, к Снегурочке идти 3 дня и 3 ночи.
Ск. Соня, если мы не позвоним в ледяной колокольчик, то Новый год не наступит.
С. Ну и пусть Новый год не наступит. Ничего страшного. Никуда я не пойду!
Ск. Соня, но если Новый год не наступит, то Дедушка Мороз не придёт и подарки никто не получит.
С. Подарки?! Хочу подарки! Хочу! Хочу! (берет подушку и одеяло). Я готова!
Ск. Соня, но подушка и одеяло тебе не понадобятся.
С. Возьму на всякий случай. Вдруг понадобятся.
Ск. Ладно, Сонечка, иди и постарайся поскорее вернуться. И передай пожалуйста вот этот новогодний подарок от меня Снегурочке. Только запомни, что в чужие подарки заглядывать нельзя.
С. Я постараюсь скоро вернуться и обещаю никуда не заглядывать.
Ск. Ребята, по дороге Соне могут встретиться разные трудности. Помогите ей пожалуйста с ними справиться. А у меня ещё много новогодних – сказочных дел. Скоро увидимся. Снип – Снап – Снуре- Пуре – Базелюре. (уходит).
С. (Оглядываясь по сторонам садится на пенёк. Зевает. Потягивается.)
-3-
Ну, вот пора и отдохнуть. Немножко вздремну и дальше отправлюсь (укладывается). Только вы ребята не рассказывайте ничего Сказочнице. Хорошо?! Тихо сидите и не шумите (засыпает).
(Звучит музыка. Появляется Лихо Одноглазое. Лихо прячется за ёлкой, одним глазом подглядывает за Соней)
Л. (осторожно) Эй! Ээй! (Пытается свистеть. Соня не просыпается. Грозится дубинкой.)
С. (Соня просыпается и увидев Лихо - пугается) Ты кто?
Л. А, ты кто?
С. Я – Соня, просто Соня.
Л. Не слыхало про такую. А, я – Лихо Одноглазое. Будем знакомы!
С. Не хочу я с тобой знакомиться! Я тебя боюсь. Ты – страшное.
Л. Это я – страшное? (обижается). А, ты тогда редиска !
С. А,ты лысый бублик.
Л. А, ты . ты ..деревянное стекло.
С. А, ты меч ржавый.
С. Ладно, давай с тобой дружить. С тобой весело!
Л. Давай. А куда, ты идёшь?
С. К Снегурочке иду за ледяным колокольчиком. Была у неё в гостях и забыла.
Если не позвонить в ледяной колокольчик, Новый год не наступит.
Л. Так получается Нового года в этом году не будет?
С. Конечно будет. Мне только до Снегурочки надо добраться.
Л. (преграждает Сони путь) Не пропущу!
С. Почему?
-4-
Л. Потому что, никто никогда не приглашает меня на Новый год. Я одно одинёшенько в лесочке сяду на пенёк, песенку спою, вот и весь Новый год.
С. Я обязательно попрошу Дедушку Мороза, чтобы он тебя пригласил на наш праздник. Ну, я пошла.
Л. (снова не пропускает) Не пущу.
С. А, сейчас почему?
Л. Скучно мне без тебя будет.
С. А, хочешь я с тобой поиграю? И тебе сразу станет весело.
Л. Очень хочу. Давай скорее играть.
С. (обращается к ребятам) Ребята, а давайте поиграем вместе с Лихо, чтобы оно развеселилось.
ИГРА « На Берегу большой реки»
Л. (после игры, развеселившееся. Играет, не может остановиться) Соня, иди уже скорее за колокольчиком. Хочу уже с ребятами хороводы водить и Новый год встречать.
С. (уходит) До, скорой встречи, Лихо!
Л. Скоро увидимся! Не забывай меня! (Лихо, поёт. Пляшет. Уходит)
Переход с ёлками на сцену «Болтушка»
СЦЕНА «БОЛТУШКА»
С. (Снова потягиваясь) Как здорово, что я познакомилась с Лихо! Всё – таки оно такое весёлое. Ну, пора уже и отдохнуть (укладывается)
(Появляется болтушка Латра – Патра. Она разговаривает с неким предметом, который держит в руках. Соня просыпается и видит перед собой болтушку. Латра – Патра радуется новому собеседнику и переключается с предмета на Соню. Соня сначала слушает и пытается понять, что она говорит и ходит за болтушкой. Но, очень быстро от нее устаёт и хочет спрятаться от Латры –
-5-
Патры. Латра – Патра бегает уже за Соней и рассказывает ей историю за историей. Соня закрывает уши)
С. Кто ты? Как с тобою быть?
Б. Я – болтушка Латра – Патра. Я хочу поговорить (снова начинает болтать)
С. Умоляю, не журчи! Латра – Патра, помолчи!
Болтушка неожиданно замолкает (сама себе закрывает рот).
С. Чем, в пустую так болтать, давай с ребятами играть!
Б. Ой, конечно же я хочу поиграть с тобой и с ребятами!!! Я никогда ни с кем и ни во что не играла! Ой, как интересно! Я, конечно не умею играть, но уверенна, что всех обыграю.
С. А играть мы будем в «молчанку».
Б. В «Молчанку»?! Это как? Это получается мне нужно постоянно молчать?
Но, это же невозможно! Я постоянно рассказываю истории. Это же так
интересно! Ну, как можно всё время молчать? Это ужааасно скучно.
С. Тебе, Болтушка обязательно понравится!
ИГРА «Тише – громче»
Б. (после игры) Какие весёлые у тебя игры, Сонечка! Ты, сама их придумала? А, расскажи ещё, что – нибудь про игры! А, научи меня играть! Правда мне не с кем играть, ведь друзей у меня нет, но всё же научи!
С. (снимает с ёлки новогоднюю игрушку и даёт её болтушке). Это друг мой, посмотри. Лучше с ним поговори.
Б. (радуясь и обращаясь к новой игрушке) Ну, вот это друг! Вот это я понимаю! Как же я раньше тебя не замечала?! Ты же не будешь мешать мне рассказывать мои истории.
(Болтушка, разговаривая с «Новым другом» уходит. Переход с ёлками на сцену «Плакса – Вакса»)
-6-
СЦЕНА «ПЛАКСА - ВАКСА»
С. (потягиваясь). Ох, как же я устала от этой болтовни. Совсем заболтала меня Болтушка (Соня засыпает).
(Из - за ёлок появляются Снеговики и Плакса. Они играют в снежки. Один из снеговиков запихивает за шиворот Плаксе снежок. Плакса начинает плакать. Снеговики дразнят Плаксу. Она садится на пенёк и слёзы падают на Соню. Соня просыпается)
С. Эй, малыш, чего грустишь? Кто побил тебя, малыш?
П. Ой, не подходи, боюсь!
С. Да, я хорошая! Я не дерусь (Хочет погладить Плаксу и подходит ближе)
П. Всё равно боюсь! Не смей!
С. Вот пойми таких людей!
(Соня подходит к ёлке и берёт с веточки конфету. Протягивает её Плаксе)
С. Вытри слёзки, посмотри. Что хранится там внутри. Это – сладкая конфета. На, пожалуйста, бери!
(Соня отворачивается, поднимая одеяло и подушку. В этот момент выбегают Снеговики. Отнимают конфету и кидают снежок в Плаксу. Плакса ещё громче плачет)
С. Пуще прежнего. Ответь, ну с чего тебе реветь?
П. Вот счас съем конфету эту, а кто мне даст ещё конфету? (плачет)
С. Утешать напрасный труд. Нет плаксивей в целом мире. Слушай, как тебя зовут?
П. Плакса – Вакса Перевири.
С. Ну, хочешь пожалею? Ну, посмейся!
П. (пытается улыбнутся) Не умею! Ты сама слезу пролей. Вместе плакать веселей!
-7-
С. Что ж, поплачем коллективно! ( Плачут вместе. Снеговички выглядывают из – за ёлки и дразнятся над Плаксой) Ой, становится противно! Я реву и он ревёт. Пользы это не даёт. Чем уж плакать, лучше спать!
П. (топая ногами) Нет! Хочу в игру играть!
С. (укладываясь и накрываясь одеялом) А, я уже сейчас играла.
П. (снова топая) Я хочу играть сначала! Или буду я реветь!
С. (вскакивая) Знаю! Будем песни петь!
ИГРА «Горячо – холодно»
(После игры Плакса развеселилась. Выглядывают из – за ёлки Снеговики и кидают снежки. Плакса смеётся и бежит за Снеговиками)
С. Я совсем забыла, что я обещала Сказочнице поспешить за ледяным колокольчиком. Надо бы поторопиться. (начинает быстро собираться. Берёт мешочек и пытается заглянуть в него) Интересно, какой подарок передала Сказочница Снегурочке. Взгляну только одним глазком.
(Соня заглядывает в мешочек и в этот момент появляются Кикиморы. Они хотят поймать Соню в свою болотную сетку. Но, запутываются в ней сами).
С. Вы, кто?
К. Мы – не люди, не животные, мы – Кикиморы болотные! Распутай нас девочка.
С. Меня зовут Соня (распутывает их). А, зачем вы пришли?
К. Скучно в болоте все время сидеть. К тому же зима пришла. Болото подмёрзло. Комары, лягушки все попрятались. Веселиться совсем не с кем.
Сорока прилетала. Новость принесла, что скоро Новый год придёт. Так хочется нам в Новый год быть Снежинками.
С. (смеётся) Снежинками?
К. А, что смешного? Еще хочется Снегурочкой побывать.
(Кикиморы начинают спорить, кто Снежинка, а кто Снегурочка).
-8-
С. Кикиморы, не спорьте! У нас есть уже Снежинки и Снегурочка.
К. (одна другой) Ну, что моя подружка пойдём обратно в болото. Не нужны здесь Снежинки и Снегурочки. Будем загадки что ли, друг другу загадывать. Хоть так повеселимся.
С. (останавливая Кикимор) Подождите, Кикиморы. Не уходите! Давайте вы нам свои загадки загадаете, а мы попробуем с ребятами их разгадать.
К. А что? Давайте попробуем. Мы хоть ответы узнаем, а то мы не можем их разгадать уж вторую зиму.
(Кикиморы загадывают загадки и очень радуются ответам детей)
ЗАГАДКИ
К. (очень довольные) А, можно мы хороводы будем с вами водить и с Дедушкой Морозом?
С. Ну, конечно можно!
К. (убегая) Мы пойдём принарядимся и придём на праздник.
С. Приходите! Мы вас будем ждать!
(Кикиморы уходят принаряжаться).
Сцена КОТ - БАЮН
С. (присаживаясь на пенёк). Я даже совсем не устала. Кикиморы такие смешные (встаёт). Ну всё! Ещё немного пройти и я буду у Снегурочки.
(Неожиданно слышится «убаюкательная» музыка. Соня нехотя потягивается, глаза закрываются)
С. Кто это играет, меня усыпляет?
(Из –за ёлки появляется Кот – Баюн, играющий на гуслях)
Б. Это я, кот Баюн играю, тебя усыпляю.
С. А, зачем ты это делаешь?
-9-
Б. Затем, что никто со мной не играет.
С. Кот – Баюн я сейчас с тобой поиграю (снимает с ёлки верёвочку с бантиком. Кот – Баюн забывает про гусли и бегает за верёвочкой с бантиком. В конце игры ловит в лапы бантик и играется уж с ним сам).
С. (Зовёт Баюна «Кис – Кис» и кот бежит за «рыбкой». Соня смеётся)
Б. (Кот – Баюн так разыгрывается, что его никак нельзя остановить) Вот это веселье! Мяу!
С. Кот – Баюн, а пойдём вместе со мной к Снегурочке за ледяным колокольчиком? Тут не далеко.
Б. Мяу! Пойдём! А у Снегурочки мыши живут? Очень хочется хоть одну поймать.
С. Не знаю. Заодно и узнаем.
(Соня и Кот – Баюн уходят. Смена декораций. Появляется Снегурочка)
Сн. Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть. Скоро придёт Новый год. Скоро придёт Дедушка Мороз.
(Неожиданно слышится «Ау!, Ау», «Снегурочка»)
Сн. Интересно, кто это меня зовёт?
(Дети могут кричать «Это Соня»)
Сн. Я здесь!
(Появляется Соня с Котом Баюном).
С. Снегурочка!
Сн. Сонечка! Кот – Баюн! Здравствуйте! А, вы как здесь?
С. Снегурочка! Я оставила у тебя ледяной колокольчик. И Сказочница отправила меня за ним. А, вот тебе подарочек от Сказочницы. Я ни разу не подглядела. Ну, то есть подглядела, но одним глазком. Но, обещаю больше никогда не подглядывать.
Сн. Сонечка, Соня!
-10-
С. А ещё я пока к тебе шла, нашла замечательных друзей.
Сн. Я очень за тебя рада! А, где же твои друзья?
(С разных сторон появляется Лихо, Болтушка, Плакса, Кикиморы)
Все. А, мы здесь!
(Все радуются друг другу. Звучит музыка на выход Сказочницы)
Ск. Снип – Снап – Снуре – Пуре – Базелюре! А вот и я!
С. Сказочница!
Сн. Ну раз мы все вместе собрались, то пора и Дедушку Мороза позвать.
Сн. Давайте все вместе 3 раза крикнем «Дедушка Мороз»
(Музыка на вход Деда Мороза)
Д.М. Дед Мороз я настоящий!
Из глухой, таёжной чащи.
Где стоят в сугробах ели
Где бураны и метели.
Из страны своей далёкой
По дороге по широкой.
По заснеженным полям
Я пришёл, ребята к вам!
С новым годом поздравляю!
Счастья каждому желаю!
Поздравляю всех детей!
Поздравляю всех гостей!
-11-
Сколько лиц вокруг знакомых!
Сколько здесь друзей моих!
Хорошо у вас, как дома
Среди елочек седых.
Был у вас я год назад
Снова видеть всех вас рад!
Здравствуйте девочки! Здравствуйте мальчики! Здравствуй моя внучка Снегурочка! Здравствуй Сказочница! Здравствуй Сонечка! Здравствуйте мои друзья! (Все принарядились, особенно Кикиморы) Вижу, что все готовы Новый год встречать.
К. Мы уж постарались. Принарядились.
Б. А, больше не болтушка!
П. А, я не плакса.
Л. А мне весело!
Б. Мяу!
Д. М. Ну, Сонечка, пора звонить в ледяной колокольчик!
С. Я готова!
(Соня звонит в колокольчик. Музыка. Бумфетти)
Д. М. С Новым годом!