Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская «Art life»
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Одна из основных особенностей развития современного общества состоит в том, чтобы воспитать активных, самостоятельных, инициативных людей, поэтому сегодня важной задачей является формирование у детей положительных качеств личности. На протяжении веков руками, умом и талантом людей создавалось народное искусство – неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров. Организация прикладной деятельности обучающихся – одно из основных условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно-прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие каждого ребенка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская «Art life» относится к общеразвивающим программам, имеет художественную направленность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Art life» направлена на формирование системы знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества, практического моделирования и конструирования, на развитие творческого мышления, на совершенствование умений и навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, умения проектировать, а также ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к творчеству и приносит удовлетворение результатами труда.
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы определяется тем, что в настоящее время повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Содержание программы не только раскрывает многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и приобщает к миру искусства, но и стимулирует развитие потенциальных возможностей детской фантазии, творческого воображения, художественно-творческих способностей, а также позволяет показать новые способы совмещения нескольких видов прикладного творчества, тем самым максимально разнообразив творческую деятельность обучающихся. Работа по данной программе предоставляет возможность каждому ребенку самостоятельно, опираясь на свою фантазию и творческое мышление, реализовать задуманную им идею.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya-masterskaya-art-life.-2022-1_4-klassy.docx | 738.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Одна из основных особенностей развития современного общества состоит в том, чтобы воспитать активных, самостоятельных, инициативных людей, поэтому сегодня важной задачей является формирование у детей положительных качеств личности. На протяжении веков руками, умом и талантом людей создавалось народное искусство – неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм, цветовых сочетаний и узоров. Организация прикладной деятельности обучающихся – одно из основных условий успешности в формировании любознательной, творческой личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно-прикладному творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие каждого ребенка.
Дополнительная общеобразовательная программа «Творческая мастерская «Art life» относится к общеразвивающим программам, имеет художественную направленность.
Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская «Art life» направлена на формирование системы знаний и умений в области декоративно-прикладного творчества, практического моделирования и конструирования, на развитие творческого мышления, на совершенствование умений и навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда, умения проектировать, а также ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к творчеству и приносит удовлетворение результатами труда.
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы определяется тем, что в настоящее время повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Содержание программы не только раскрывает многогранные возможности декоративно-прикладного творчества и приобщает к миру искусства, но и стимулирует развитие потенциальных возможностей детской фантазии, творческого воображения, художественно-творческих способностей, а также позволяет показать новые способы совмещения нескольких видов прикладного творчества, тем самым максимально разнообразив творческую деятельность обучающихся. Работа по данной программе предоставляет возможность каждому ребенку самостоятельно, опираясь на свою фантазию и творческое мышление, реализовать задуманную им идею.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется:
- расширением кругозора обучающихся и углублением знаний по школьным предметам за счет интеграции со смежными дисциплинами (история, изобразительная деятельность, технология);
- успешным развитием у обучающихся навыков практической деятельности в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного творчества;
- реализацией творческого потенциала через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях;
- формированием навыков исследовательской деятельности;
- ранней профориентацией обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является:
- комплексность: сочетание нескольких тематических разделов, освоение каждого из которых предполагает работу с конкретным видом материалов и их взаимозаменяемость (возможность хронологически поменять местами);
- взаимодополняемость используемых техник и различных материалов, предполагающая их сочетание и совместное применение;
- не подражание, а творчество: овладение техниками декоративно-прикладного творчества не на уровне создания копии, а на уровне творческого подхода и авторского замысла.
Постоянная смена видов творческой деятельности в течение учебного года, чередование которых позволяет избежать потери интереса к данной деятельности, сохраняя эффект новизны, даёт возможность систематически работать над овладением умений и навыков по работе с различными материалами в разных техниках, постоянно переходить от простого к сложному, выбирать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Адресат программы: дети в возрасте от 7 до 10 лет.
Срок освоения программы один год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями – 10 минут. Организация образовательного процесса соответствует возрастным, психологическим возможностям и особенностям обучающихся и предполагает корректировку времени и режима занятий при необходимости.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Предметные:
- сформировать систему знаний и умений по основам цветоведения, композиции, по истории возникновения и развития изучаемых видов декоративно-прикладного творчества;
- научить особенностям обработки различных материалов, основным навыкам и приемам изготовления изделий из различных материалов в разных техниках;
Личностные:
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени, помочь детям в их желании сделать свою работу общественно значимой;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, умение бережно и экономно использовать материал;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, прививать навыки работы в коллективе.
Метапредметные:
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение, внимание, устойчивый интерес к творческой и поисковой деятельности (стремление усовершенствовать изделие с попыткой разработать и изготовить его по собственному замыслу);
- развивать умение достаточно самостоятельно решать вопросы моделирования и изготовления поделок (выбор материала, способы обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
Содержание программы
1. Введение. Понятие «декоративно-прикладное творчество». Техника безопасности. Практическая работа. Выполнение простых узоров по шаблону.
2. Цветоведение. Композиция.
2.1 Цветоведение. Основные и дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Практическая работа. Упражнения по работе с цветом.
2.2 Композиция. Основные законы композиции. Роль композиции для декоративного изделия. Практическая работа. Зарисовка композиций.
3. Художественная обработка бумаги.
3.1 Бумага и картон. Бумага и картон: разновидности, свойства и способы обработки. Практическая работа. Изготовление открытки.
3.2. Тиснение. Понятие «тиснение». Способы тиснения. Основные приемы работы. Тиснение с помощью трафарета. Тиснение на пергаментной бумаге. Практическая работа. Подарочные конверты. Открытки.
3.3. Айрис-фолдинг. История техники радужного сплетения (айрис-фолдинг). Алгоритм выполнения сплетений. Простые формы: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Сочетание цвета, формы, размера. Практическая работа. Панно.
3.4. Квиллинг. История квиллинга. Базовые элементы. Классический квиллинг. Петельчатый квиллинг на расческе и на булавках. Контурный квиллинг. Квиллинг из гофрированных бумаги и картона. Практическая работа. Украшения. Фоторамки. Сувениры. Шкатулки. Игрушки. Панно.
3.5 Пейп-арт. Понятие «пейп-арт». Основные приемы работы. Простые узоры. Практическая работа. Панно. Декорирование объемных предметов.
3.6 Декупаж. Понятие «декупаж». Виды. Практическая работа. Декупаж объемных предметов. Панно в технике 3-D декупаж.
3.7 Скрапбукинг. Понятие «скрапбукинг». История скрапбукинга. Виды скрапбукинга. Базовые стили и техники. Практическая работа. Открытки. Блокноты.
3.8 Вытынанки. Понятие «вытынанка». Симметричное и силуэтное вырезание. Плоскостное и объемное вырезание. Практическая работа. Открытки. Открытки-тоннели. Панно.
3.9 Бумажный витраж. Понятие «витраж». Основные приемы работы. Практическая работа. Витраж из конфетных фантиков.
3.10 Бумажный коллаж. Понятие «коллаж». Основные приемы работы. Практическая работа. Коллаж из газеты.
4. Текстильная пластика.
4.1 Канзаши. История канзаши. Атласная лента, ее разновидности. Фурнитура. Инструменты и приспособления. Основные правила техники безопасности. Виды лепестков. Алгоритм изготовления лепестков. Практическая работа. Резинки. Броши. Заколки. Шкатулки. Фоторамки. Панно.
4.2 Фетровые фантазии. Фетр. История. Виды и свойства. Особенности работы. Виды швов. Алгоритм выполнения ручных швов. Плоские и объемные изделия из фетра. Практическая работа. Украшения. Декорирование блокнотов, шкатулок. Панно. Игрушки.
4.3. Лоскутная аппликация. Понятие «аппликация» Виды аппликации. Особенности лоскутной аппликации. Алгоритм изготовлении клеевой лоскутной аппликации. Практическая работа. Панно. Декорирование блокнотов, сумочек, шкатулок, диванных подушек, одежды.
4.4 Кинусайга. Понятие «кинусайга». Отличительные особенности. Основные приемы работы. Практическая работа. Шкатулки. Панно.
5. Поделки «Из всего на свете».
5.1 Работа с природными материалами. Разновидности природных материалов. Правила подбора материала по форме, цвету, фактуре. Особенности работы с природным материалом. Понятие «джутовая филигрань». Основные приемы работы. Практическая работа. Вазы. Фоторамки. Шкатулки. Панно.
5.2. Работа с бросовым материалом. Правила безопасной работы. Цветовая гамма. Подготовка и обработка материалов. Способы окрашивания. Декоративное оформление изделия. Практическая работа. Мозаика из яичной скорлупы. Поделки из коктейльных трубочек, одноразовых ложек и вилок.
6. Проектная деятельность. Понятие «проект». Виды проектов. Алгоритм проектной деятельности. Практическая работа. Творческий проект.
7. Культурно-досуговая деятельность по профилю. Экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества. Итоговое занятие.
Планируемые результаты
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Предметные учебные действия:
Должны знать: основы цветоведения, законы композиции; понятия и историю изученных видов декоративно-прикладного творчества; название и назначение ручных инструментов при обработке различных материалов, приемы безопасной работы с ними; виды, свойства и способы обработки различных материалов; последовательность технологических операций.
Должны уметь: воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней; владеть изученными техниками и технологиями изготовления поделок из различных материалов; работать с цветом; оценивать технологические свойства материала и область их применения; осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью педагога; наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; экономно использовать материал при изготовлении поделок; правильно обрабатывать необходимый материал; совершать сборку изделий; эстетично выполнять декоративную отделку; оценивать готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).
Регулятивные универсальные учебные действия: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу; понимать цель выполняемых действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия; адекватно воспринимать словесную оценку педагога; ставить новые учебные задачи; вносить коррективы в свою работу; включаться в самостоятельную практическую деятельность; разрабатывать и представлять свой опыт через проектную деятельность, применять приобретенные знания, умения и навыки как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение и позицию; задавать и отвечать на вопросы; комментировать последовательность действий; уметь выслушивать других, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; выражать собственные эмоциональное отношение к результатам труда; быть терпеливым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные универсальные учебные действия: осознавать свои творческие возможности; проявлять познавательный интерес и активность в области декоративно-прикладной деятельности; иметь устойчивую заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира; проявлять настойчивость в достижении цели и получать удовлетворение от творческого процесса; быть толерантным в коллективе.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Цветоведение. Композиция | 4 | 2 | 2 |
3 | Художественная обработка бумаги | 15 | 2 | 13 |
4 | Текстильная пластика | 15 | 2 | 13 |
5 | Поделки из всего на свете | 16 | 2 | 14 |
6 | Проектная деятельность | 15 | 2 | 13 |
7 | Культурно-досуговые мероприятия по профилю | 6 | - | 6 |
Итого | 72 | 11 | 61 |
Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, проектный, игровой, практической работы.
Формы работы с обучающимися: индивидуальные, групповые, коллективные.
Виды занятий: традиционные учебные занятия, занятие-игра, конкурсы.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные.
Алгоритм учебного занятия: Организационный момент. Формулирование темы занятия, постановка цели. Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала. Практическая работа. Итог занятия. Рефлексия учебной деятельности на занятии.
Календарно-тематический план
для учебной группы
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Введение | |||
1 | Понятие «декоративно-прикладное творчество». Виды. Техника безопасности | 1 | |
Раздел 2. Цветоведение. Композиция. | |||
2 | Основные и дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета | 2 | |
3 | Основные законы композиции. Роль композиции для декоративного изделия | 2 | |
Раздел 3. Художественная обработка бумаги | |||
4 | Бумага и картон: разновидности, свойства и способы обработки | 1 | |
5 | Понятие «тиснение». Способы и приемы работы | 1 | |
6 | Тиснение на пергаментной бумаге | 1 | |
7 | Понятие «айрис-фолдинг». Простые формы: квадрат, прямоугольник, треугольник | 1 | |
8 | Простые формы: круг, овал | 1 | |
9 | История квиллинга. Базовые элементы. Классический квиллинг | 1 | |
10 | Петельчатый квиллинг на расческе и на булавках | 1 | |
11 | Контурный квиллинг | 1 | |
12 | Квиллинг из гофрированных бумаги и картона | 1 | |
13 | Понятие «пейп-арт». Основные приемы работы. Простые узоры | 1 | |
14 | Декорирование объемных предметов | 1 | |
15 | Понятие «декупаж». Виды. Декупаж объемных предметов | 1 | |
16 | Понятие «скрапбукинг». История развития. Виды | 1 | |
17 | Базовые стили и техники. Блокноты | 1 | |
18 | Понятие «вытынанка». Особенности вырезания. Простые узоры | 1 | |
Раздел 4. Текстильная пластика | |||
19 | Канзаши. Виды атласной ленты. Основные приемы работы | 1 | |
20 | Виды лепестков. Алгоритм изготовления круглых лепестков | 1 | |
21 | Алгоритм изготовления острых лепестков. Заколки | 1 | |
22 | Броши | 1 | |
23 | Панно | 1 | |
24 | Фетр. Виды и свойства. Алгоритм выполнения ручных швов | 1 | |
25 | Плоские и объемные изделия | 1 | |
26 | Декорирование блокнотов | 2 | |
27 | Декорирование альбомов | 1 | |
28 | Понятие «аппликация». Виды. Алгоритм изготовления клеевой лоскутной аппликации | 1 | |
29 | Декорирование диванных подушек | 2 | |
30 | Понятия «кинусайга». Основные приемы работы. Панно | 2 | |
Раздел 5. Поделки «Из всего на свете» | |||
31 | Разновидности природных материалов. Правила подбора материала по форме, цвету, фактуре | 1 | |
32 | Вазы | 1 | |
33 | Шкатулки | 1 | |
34 | Панно | 1 | |
35 | Понятие «джутовая филигрань». Основные приемы работы | 1 | |
36 | Джутовая филигрань. Украшения | 1 | |
37 | Джутовая филигрань. Вазы | 1 | |
38 | Джутовая филигрань. Шкатулки | 1 | |
39 | Джутовая филигрань. Панно | 1 | |
40 | Мозаика из яичной скорлупы. Подготовка материала. Способы окрашивания | 1 | |
41 | Панно | 1 | |
42 | Украшения из коктейльных трубочек | 1 | |
43 | Карандашницы из коктейльных трубочек | 1 | |
44 | Шкатулки из коктейльных трубочек | 1 | |
45 | Вазы из одноразовых ложек | 1 | |
46 | Вазы из одноразовых вилок | 1 | |
Раздел 6. Проектная деятельность | |||
47 | Понятие «проект». Виды проектов | 2 | |
48 | Алгоритм выполнеия проекта | 3 | |
49 | Практический проект. Выбор темы. Подборка информации | 3 | |
50 | Выполнение эскиза творческого проекта. Изготовление изделия | 5 | |
51 | Защита проектов | 2 | |
Раздел 7. Культурно-досуговая деятельность по профилю | |||
52 | Экскурсии | 2 | |
53 | Выставка детского творчества | 2 | |
54 | Итоговое занятие | 2 | |
Итого | 72 |
Список литературы
- Агапова, И. А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ОООИКТЦ «Лада», 2009 – 123с.
- Груша, О.С. Яркие поделки и аппликации из фетра [Текст] / О.С.Груша. – Москва: Феникс, 2015 – 51с.
- Давыдова, Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала [Текст] / Г.Н.Давыдова. – Скрипторий, 2006 – 80с.
- Заворотов, В.А. От идеи до модели [Текст]: кн. для учащихся 4-8 кл. сред.шк./ В.А. Заворотов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: «Просвещение»,1988. – 160 с.: илл.
- Крылова О.Н. Поурочные разработки по трудовому обучению [Текст]: Учебное пособие/ О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. – Москва: Издательство «Экзамен», 2008 – 270 с.
6. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст] / Д.Чиотти. – Москва: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 96 с., цв.илл.