Дополнительная общеобразовательная программа «Театр и К»
Дистанционный курс «Театр и К» ориентирован на всестороннее развитие личности ребёнка, формирование у него социальных и личностных компетенций.
Курс разработан на базе образовательной среды Googl Класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_distantsionnogo_kursa_no_1-konvertirovan.docx | 611.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дистанционный курс «Театр и К» ориентирован на всестороннее развитие личности ребёнка, формирование у него социальных и личностных компетенций.
Актуальность дистанционного курса: театральное искусство формирует позитивное отношение к миру, личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, так как помогает им легко входить в совместную деятельность, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Занятия театральным искусством в рамках курса позволят обучающимся 9 - 10 лет, именно в этой возрасте обучающимся необходимо дать представление о нормах и правилах отношений со сверстниками окружающими людьми. Для детей в возрасте 9 - 10 лет характерны произвольность поведения и появление рефлексии, которые создают возможность анализа и управления собственным поведением, что поможет с раннего возраста раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества и возможности.
Срок реализации курса 10 часов: 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Курс разработан на базе образовательной среды Googl Класс.
Ссылка на курс: https://sites.google.com/d/1HbRrJpf8aMO2Kup6tfOqgVnohI8ceAYs/p/1BXkmb4EX3PudUG- AY44clRwAXKwgSxsb/edit
Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей обучающихся через привлечение к театральной деятельности.
Задачи:
- Сформировать систему знаний основ актерского мастерства.
- Развить творческие способности к актёрской театральной деятельности.
- Развить творческое воображение через этюды, фантазийные проекты, мизансцены и т.п.
- Сформировать основы этики артиста и правила поведения на сцене.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- будет развит познавательный интерес к занятиям.
- будет сформирована мотивация к расширению знаний.
Метапредметные результаты:
- развитие художественных и творческих способности детей.
Будут уметь:
- принимать учебную задачу в ходе освоения курса.
- рационально строить самостоятельную деятельность в ходе прохождения курса.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- основы актерского мастерства;
-основ этики и правила поведения артиста на сцене:
Будут владеть:
- техникой речи;
- основными средства художественной выразительности;
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название раздела , темы | Количество часов |
1. | Актерское мастерство | 2 |
1.1 | Регистрация. Урок актерского мастерства | 2 |
2. | Сценическая речь | 2 |
2.1 | Техника сценической речи | 2 |
3 | Средства художественной выразительности | 2 |
3.1 | Виды средства художественной выразительности | 2 |
4 | Этика артиста и правила | 2 |
4.1 | Основы этики артиста | 2 |
5. | Итоговое задание. | 2 |
5.1. | Тестирование | 2 |
Итого: | 10 |
Содержание курса:
Раздел 1. Актерское мастерство
Тема 1.1. Регистрация. Урок актерского мастерства- 2 часа.
Виды деятельности: Знакомство с маршрутом курса. Прохождение регистрации. Просмотр видео- урока актерского мастерства. Прохождение театральной викторины.
Форма занятия: дистанционное занятие-практикум.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная
Дидактические единицы: актёрское мастерство
Форма контроля: Онлайн –задание на платформе learningapps
Раздел 2. Сценическая речь
Тема 2.1.: Техника сценической речи -2 ч. Виды деятельности:
Просмотр презентации : «Сценическая речь . Темпо-ритм речи. Мелодика и логика речи. Эмоциональный тембр.» . Выполнение упражнения : «Фиксированный вдох»,«Форсированный выдох», «фиксированный выдох», сочетая с произнесением звуков «с», «х», «ф», «ш».
Форма организации учебного занятия: дистанционное практическое занятие.
Форма организации деятельности – индивидуальная
Дидактические единицы: сценическая речь
Форма контроля: самоконтроль, Онлайн –задание на платформе learningapps
Раздел. 3. Средства художественной выразительности
Тема 3.1.: Виды средства художественной выразительности-2 часа. Виды деятельности:
Просмотр презентации: «Театральный костюм. Грим. Декорации. Свет на сцене. Эффекты сценические. Шумовое оформление.». Просмотр видеоролика : «Слово как средство художественной выразительности».
Форма организации учебного занятия: дистанционное практическое занятие.
Форма организации деятельности – индивидуальная
Дидактические единицы: средства художественной выразительности
Форма контроля: самоконтроль, Онлайн –задание на платформе learningapps
Раздел 4 . Основы этики артиста
Тема 4.1.: «Этика артиста и правила - 2 часа.
Виды деятельности: просмотр лекционной презентации о правилах поведения за кулисами. Правила поведения на сцене. Правила поведения во время репетиций и выступлений. Выполнение упражнений: «Этика артиста и правила поведения на сцене»
Форма организации учебного занятия: дистанционное практическое занятие.
Форма организации деятельности – индивидуальная
Дидактические единицы: средства художественной выразительности
Форма контроля: самоконтроль, Онлайн –задание на платформе learningapps
Тема 5.1: Итоговое задание.-2 ч.
Виды деятельности: Выполнение тестовых заданий. Театральный квест. Подведение итогов работы. Обратная связь и анализ выполненной работы.
Форма проведения – дистанционное контрольное занятие.
Форма организации деятельности– индивидуальная.
Дидактические единицы: анализ работы
Форма контроля: обратная связь, самоконтроль, Онлайн –задание на платформе learningapps
Контрольно-оценочные средства:
Оценка образовательных результатов осуществляется после прохождения каждого раздела курса в форме Онлайн- задания на платформе learningapps.
По итогам прохождения каждого тестового задания обучающийся прикрепляет скриншот с полученными баллами.
После прохождения всех разделов обучающийся проходит итоговое задание.
Критерии сформированности личностных планируемых результатов
Уровни усвоения | ||||||
Высокий (повышенный) 3 балла | Средний (базовый) 2 балла | Низкий 1 балл | ||||
1. Формирование мотивации к расширению знаний. | ||||||
Терпения занятие. | хватает | на | все | Терпения хватает больше, чем на занятия. | Терпения хватает менее, чем на занятия. | |
2. Познавательный интерес к занятиям. | ||||||
Соблюдает постоянно все правила в полном объеме, т.е. освоил весь объем навыков. | Стремиться правила, т.е. усвоенных составляет более. | соблюдать объем навыков | Соблюдает правила не в полной мере, т.е. объем усвоенных навыков составляет менее. |
Критерии сформированности метапредметных планируемых результатов
Уровни усвоения | ||
Высокий (повышенный) 3 балла | Средний (базовый) 2 балла | Низкий 1 балл |
Регулятивные | ||
1. Умение принимать учебную задачу. | ||
Обучающийся знает основную терминологию. | Обучающийся хорошо знает терминологию, но плохо запомнил последовательность или наоборот. | Плохо запомнил и регулярно путается в терминологии. |
Познавательные | ||
1. Развивать художественные и творческие способности детей, используя эффективные педагогические технологии, методы и приемы. | ||
Обучающийся любые задания выполняет с элементами творчества. | Обучающийся выполняет задания на основе образца. | Обучающийся выполняет лишь простейшие задания или испытывает затруднения в выполнении заданий. |
Коммуникативные |
1. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умеет организовывать место занятий. | ||
Адекватность восприятия | Адекватность восприятия | Обучающийся не адекватно |
информации, идущей от | информации, идущей от | воспринимает информацию |
педагога (ребенок понимает, | педагога (обучающийся | педагога (не понимает, о чем |
о чем его просят, | понимает, о чем его просят, с | его просят, выполняет |
оперативно и четко | небольшими трудностями | задания с затруднениями). |
выполняет задания). | выполняет задания). |
Критерии и показатели уровня овладения понятиями актёрского мастерства,
использование специальной терминологией
Критерии | Показатели | Формы диагностики |
Теоретическая подготовка: | ||
Теоретическая подготовка. Теоретические знания по основам темам программы и владения актерского мастерства | Абсолютно точный ответ на вопрос – 3 балла | Онлайн- тест на платформе learningapps (https://learningapps.org/11173145) |
Воспитанник дает ответ на вопрос с неточностями – 2 балла | ||
Воспитанник дает неполный ответ на вопрос – 1 балл |
- балла – высокий уровень – обучающийся употребляет специальные термины в полном соответствии с содержанием, осваивает практически весь объем знаний, предусмотренных программой.
- балла – средний уровень – обучающийся употребляет специальные термины не в полном соответствии с содержанием.
- балла – ребенок слабо владеет специальными терминами и избегает их в употреблении.
Критерии и показатели уровня овладения сценической речью
Критерии | Показатели | Формы диагностики |
Уровень общего театрального развития: | ||
Техника речи | Чётко выражает характер, настроение, эмоции – 3 балла | Тестовое задание https://learningapps.org/9337746 |
Увлеченно работает над сценкой, испытывает затруднения – 2 балла |
Не чётко выражает характер, настроение, эмоции - 1 балл |
10 - 12- баллов – высокий уровень освоения - Театральная память достаточно развита. Задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление.
5 - 9 баллов – достаточный - Память средне развита (воспитанник с небольшими ошибками в тесте). задания выполнены с небольшими недочетами.
1 - 4 баллов – низкий уровень освоения - Память недостаточно развита, не может дать анализ произведения).
Критерии и показатели уровня овладения средствами художественной
выразительности
Критерии | Показатели | Формы диагностики |
Уровень общего театрального развития: | ||
Средства художественной выразительности | Чётко разделяет виды– 3 балла | Тестовое задание https://learningapps.org/12135764 |
Есть понимание в разных видах средств художественной выразительности, но допускает ошибки– 2 балла | ||
Нет понимания в разных видах художественной выразительности - 1 балл |
10 - 12- баллов – высокий уровень освоения - задания выполняет грамотно, без ошибок, чётко разделяет виды.
5 - 9 баллов – достаточный - есть понимание в разных видах средств художественной выразительности, задания выполнены с небольшими недочетами.
1 - 4 баллов – низкий уровень освоения - нет понимания в разных видах художественной выразительности.
Критерии и показатели уровня знаний об этики и правилах поведения артиста
Критерии | Показатели | Формы диагностики |
Уровень общего театрального развития: | ||
Этика артиста и правила | Абсолютно точный ответ на вопрос – 3 балла | Тестовое задание https://learningapps.org/12135764 |
Воспитанник дает ответ на вопрос с неточностями – 2 балла | ||
Воспитанник дает неполный ответ на вопрос – 1 балл |
- балла – высокий уровень – обучающийся употребляет специальные термины в полном соответствии с содержанием, осваивает практически весь объем знаний, предусмотренных программой.
2 балла – средний уровень – обучающийся употребляет специальные термины не в полном соответствии с содержанием.
1 балла – ребенок слабо владеет специальными терминами и избегает их в употреблении.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Название раздела | Материально-техническое обеспечение | Информационно образовательные Ресурсы | Учебно - методическое обеспечение | Кадровое обеспечение |
Актёрское мастерство | Ноутбук колонки | Интернет- источники: https://www.youtube.com/watch?v= P9aFZ5_XURw; | Авторская методика психофизического тренинга http://www.book. ib- i.ru/25psihologiya/384 621-1-uroki- masterstva-aktera- psilhofizicheskiy- trening-chto-takoe- psihofizicheskiy- trening-avtorskaya- metodika- psihofizicheskogo.php Упражнения для раскрепощения и снятия мышечных зажимов как часть психофизического тренинга | Авторская методика психофизического тренинга http://www.book. ib- i.ru/25psihologiya/384 621-1-uroki- masterstva-aktera- psilhofizicheskiy- trening-chto-takoe- psihofizicheskiy- trening-avtorskaya- metodika- psihofizicheskogo.php Упражнения для раскрепощения и снятия мышечных зажимов как часть психофизического тренинга |
Средства художественной выразительности | ноутбук, проектор, экран, музыкальные колонки, стулья (15шт.), листы бумаги А4(15шт) Фломастеры, Мяч, стикеры (15 шт.) | Видео- источники: https://www.youtube.com/watch?v= TQgvoQY6riI | Сборники: по постановке этюдов, театральных упражнений, актерских тренингов, театральных кроссвордов. Книги по развитию актёрского Мастерства 1.Эльвира Сарабьян. Актерский тренинг по системе Станиславского. Настрой. Состояния. Партнер. Ситуации. 2. Ю. А. Стромов. Путь актёра к
«Речь», 2005.
Немеровский пластическая выразительность актёра Самоучитель актерского мастерства П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.М. Букатов.
Актёрское мастерство(самоучитель) | Педагог, имеющий специально е образование в данной области и постоянно повышающий свою педагогическую квалификацию, владеющий знанием возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, умеющий создать комфортны е условия для успешного развития личности обучающихся, обладающий всеми специфическими знаниями курса. |
Сценическ ая речь | Ноутбук, колонки. | Видео- источники: https://www.youtube.com/watch?v= kJcPq052slM | Сборник упражнений по дыхательной гимнастики. Сборник скороговорок. Книги детских поэтов. Куракина К.В. 18 упражнений вокального характера по воспитанию голоса и дикции драматического актера. – СПб, 2003. - с. 44. | |
Этика артиста и правила | Ноутбук, колонки | Видео-, фото- с правилами поведения на сцене: https://www.xn---- 8sbfddeh6aj0do5c7f.xn-- p1ai/index.php/metodicheskie- razrabotki-2/153-pravila- povedeniya-za-kulisami-i-na-stsene; | Презентация о правилах поведения артиста на сцене. Педпортал учебные материалы https://pedportal.net/d oshkolnoe- obrazovanie | Педагог, имеющий специально е образование в данной области и постоянно повышающий свою педагогическую квалификацию, владеющий знанием Возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, умеющий создать комфортны е условия для успешного развития личности обучающихся, обладающий всеми специфически- ми знаниями курса. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая литература
Современные нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Сайт министерства образования и науки РФ [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
- Конвенция о правах ребенка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Концепция развития дополнительного образования детей [электронный ресурс].
– Режим доступа: http://base.garant.ru/70733280/
- Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» с 2016 года по 2021 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/MOoSmsOFZT2nIupFC25Iqkn7qZjkiqQK.pdf
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://dopedu.ru/attachments/article/661/Profstandart_pdo_dopedu.pdf
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420207400
- Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/12/11/obr-dok.html
Список литературы для педагога
- Аванесов, Р. И. Русское литературное произношение [Текст]/ Аванесов Р. И. – Москва: Просвещение, 2014 г.- 383 с.
- Агапова, И.А. На школьной сценической площадке [Текст]/ Агапова И.А. – Москва: Аркти, 2014г.-152 с.
- Васильев ,Ю.А. Сценическая речь [Текст]/ Васильев Ю.А. -Санкт- Петербург: Спб АТИ, 2015г.-132 с.
Список литературы для учащихся и родителей
1.Зиновьев, М.А. Пластика [Текст]/ Зиновьев М.А. – Москва: ВЦХТ, 2011г.-173с.. 2.Корогодский, З.Я. Первый год. Начало. [Текст]/ Корогодский З.Я. – Москва:
Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», 2013 г. -206с.
3. Кох ,И. Э. Основы сценического движения[Текст]/ Кох И. Э. – Москва: Лань, Планета музыки, 2010г.- 98 с.
Интернет – источники:
1.Драматешка
Содержит большое количество детских пьес, музыку для спектаклей, театральные шумы, рекомендации по изготовлению костюмов, методическую литературу и многое другое для постановки детских спектаклей.
2.Театральная библиотека
http://biblioteka.portal-etud.ru/
Здесь представлены пьесы, книги по истории театра, актерскому мастерству, ораторскому искусству, сценическому движению, пьесы и т.д.
3.Театральный Этюд
http://biblioteka.portal-etud.ru/
На сайте представлены различные материалы по истории театра, кино, телевидения, книги по актерскому и режиссерскому мастерству, тексты пьес, сценарии. Пьесы и сценарии для кукольного театра.
5. Домик драматургов
http://www.theatre.spb.ru/newdrama/
Сайт независимого объединения петербургских авторов «Домик драматургов».
Представляет сборники драматургии из серии «Ландскрона», например: «Сборник пьес для детей», «Играем для детей», «Материалы Лаборатории театра кукол» и др.
6.Чайковский народный театр юного зрителя
http://theater.siteedit.ru/home
Пьесы для детей, сценарии праздников, капустники, тренинг, практические советы.
7. Детская сказка с винила
http://sk‐vinil‐d.belnet.ru/index.htm
Здесь вы можете скачать сказки и песни, которые оцифрованы с виниловых пластинок.