Занятие с детьми с ОВЗ "Спутник"

Красильникова Юлия Платоновна

Занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования.

 

Вся суть занятия «Спутник» заключается в принципе его организации: непосредственно перед началом занятия,  каждый ребёнок с ОВЗ в игровой форме «получает» персонального «спутника» из числа обучающихся объединения «Атмосфера» с которым он неразлучен на протяжении всего занятия. Образовавшиеся пары в ходе занятия вместе выполняют задания и упражнения, совместно ищут ответы на предложенные педагогом вопросы, совместно творят и фантазируют. На выполнение каждого задания парам специально выделяется время для общения и обсуждения. Таким образом ребёнок с ОВЗ постоянно чувствует поддержку своего «спутника», что помогает ему преодолеть страх, стеснение и робость. Позволяет почувствовать себя увереннее и раскрепоститься. В спокойном, расслабленном состоянии, в атмосфере доверия, ребёнок с ОВЗ быстрее воспринимает новую информацию и быстрее адаптируется в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                                   
Пояснительная записка:

           В СПб ГБП ОУ «Ижорский колледж» открыта 1 группа детей с ОВЗ                                    по профессии «Швея». В настоящее время в ней обучается 12 человек в возрасте 17-19 лет. Все эти дети имеют диагноз «ЗПР» - задержка психического развития.                 Наблюдаются: замедленная речь, рассеянное внимание, заторможенность восприятия.     При этом: чистосердечность, наивность, детская непосредственность, тяга к познанию нового, любознательность и острая нехватка разностороннего общения со сверстниками.

          Для решения проблемы социальной адаптации наших детей из группы ОВЗ,  в качестве эксперимента, педагог ДО - Красильникова Ю.П. и обучающиеся театральной студии «Атмосфера» ОДОД  Ижорского колледжа применили на практике, специально разработанное занятие «Спутник»:

1

Название практики

«Спутник»

(Занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования).

2

Автор

Красильникова Юлия Платоновна, педагог дополнительного образования высшей категории. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ижорский колледж»

3

Целевая аудитория

Обучающиеся театральной студии «Атмосфера» ОДОД Ижорского колледжа - 6 человек.

Обучающиеся Ижорского колледжа из группы  ОВЗ (ЗПР-  задержка психического развития) – 6 человек.

4

Краткая аннотация практики

Занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования.

Вся суть занятия «Спутник» заключается в принципе его организации: непосредственно перед началом занятия,  каждый ребёнок с ОВЗ в игровой форме «получает» персонального «спутника» из числа обучающихся объединения «Атмосфера» с которым он неразлучен на протяжении всего занятия. Образовавшиеся пары в ходе занятия вместе выполняют задания и упражнения, совместно ищут ответы на предложенные педагогом вопросы, совместно творят и фантазируют. На выполнение каждого задания парам специально выделяется время для общения и обсуждения. Таким образом ребёнок с ОВЗ постоянно чувствует поддержку своего «спутника», что помогает ему преодолеть страх, стеснение и робость. Позволяет почувствовать себя увереннее и раскрепоститься. В спокойном, расслабленном состоянии, в атмосфере доверия, ребёнок с ОВЗ быстрее воспринимает новую информацию и быстрее адаптируется в коллективе.

5

Цель и задачи

Цель занятия: создание комфортных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

Обучающие:

- обучение различным приёмам вербальной и невербальной коммуникации

- получение общекультурных знаний

Развивающие:

- личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем. - духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

- развитие коммуникативных навыков

Воспитательные:

- воспитание толерантного отношения;

- воспитание общей культуры поведения;

Коррекционные:

- повышение уровня общего развития;

- восполнение пробелов предшествующего развития;

-  индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных коммуникативных и двигательных   умений и навыков;

- коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи;

- направленная подготовка к восприятию новых знаний;

6

Содержание

Этапы и сроки реализации:

 Сроки реализации зависят от продолжительности 1 и 2 этапов, которые могут занять от нескольких дней до недели.

Само занятие длится 45 минут.

1 этап: определение детей с ОВЗ – участников занятия. Главное условие – их личное желание участвовать. Рекомендуемое количество – 6 человек.

2 этап: подбор «спутников» - участников занятия из числа обучающихся театральной студии «Атмосфера» с учётом особенностей отобранных детей с ОВЗ (дифференцированный, личностный подход, учёт возрастных и других особенностей). На данном этапе педагог ДО консультируется с тем мастером (куратором), который ведёт группу детей ОВЗ по основному образованию. Знакомится с характеристиками детей с ОВЗ. Узнаёт особенности поведения и отклонений, особенности характера каждого.

3 этап: «прикрепление спутника» в игровой форме

4 этап: проведение непосредственно самого занятия

5 этап: рефлексия (итоги, выводы, совместное обсуждение, мнения)

Концептуальность:

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение детьми с ОВЗ многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — совместное творчество и участие в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности.

Системность:

1. Необходимое условие проведения занятия «Спутник» - это логическая взаимосвязь всех частей занятия.

2.  Соблюдение принципов: доступности,  наглядности, алгоритмичности (чёткое соблюдение намеченного плана).

3. Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка с ОВЗ, присутствующего на занятии.

4. Соблюдение принципа постепенного усложнения заданий, от простого – к сложному.

5. Применение различных форм проведения упражнений: чередование физической и умственной активности.

6.  Выделение достаточного количества времени для обсуждения и выполнения задания.

7. Обязательная рефлексия в финале занятия.

Эффективность:

Занятия, построенные по примеру данного занятия «Спутник», в системе дополнительного образования,  могут обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

- структурный: умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила  дисциплины.

- ценностный и морально-нравственный: умение оценивать происходящие в мире события.

- учебный: умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.  

Полученные на занятии навыки помогут детям с ОВЗ в дальнейшей социализации на всех вышеперечисленных уровнях.

             Для достижения наилучшего результата, рекомендованное количество участников данного занятия  – 12 человек.

Воспроизводимость:

По принципу организации занятия «Спутник» можно построить любое занятие в системе  дополнительного образования. Можно выбрать занятие любой направленности. При выборе степени сложности занятия, важно, кроме основного принципа организации,   соблюсти также принципы: доступности, наглядности и учёта индивидуальных и возрастных возможностей конкретных детей с ОВЗ (в зависимости от вида нарушения). Важно соблюсти личностный дифференцированный подход.

7

Технологии и методы реализации

Механизмом социализации  детей с ОВЗ является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта.

При проведении данного занятия необходимо учитывать:

- алгоритмичность;

- дозированность содержания;

- постоянное повторение;

- максимальная опора на чувственный опыт (использование наглядных средств: предметов, музыки, картинок и др.)

- практическая направленность;

- выполнение поставленных коррекционных задач;

- обязательная руководящая роль педагога!


8

Приложение (фото, дидактический материал)