Занятие с детьми с ОВЗ "Спутник"
Занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования.
Вся суть занятия «Спутник» заключается в принципе его организации: непосредственно перед началом занятия, каждый ребёнок с ОВЗ в игровой форме «получает» персонального «спутника» из числа обучающихся объединения «Атмосфера» с которым он неразлучен на протяжении всего занятия. Образовавшиеся пары в ходе занятия вместе выполняют задания и упражнения, совместно ищут ответы на предложенные педагогом вопросы, совместно творят и фантазируют. На выполнение каждого задания парам специально выделяется время для общения и обсуждения. Таким образом ребёнок с ОВЗ постоянно чувствует поддержку своего «спутника», что помогает ему преодолеть страх, стеснение и робость. Позволяет почувствовать себя увереннее и раскрепоститься. В спокойном, расслабленном состоянии, в атмосфере доверия, ребёнок с ОВЗ быстрее воспринимает новую информацию и быстрее адаптируется в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
В СПб ГБП ОУ «Ижорский колледж» открыта 1 группа детей с ОВЗ по профессии «Швея». В настоящее время в ней обучается 12 человек в возрасте 17-19 лет. Все эти дети имеют диагноз «ЗПР» - задержка психического развития. Наблюдаются: замедленная речь, рассеянное внимание, заторможенность восприятия. При этом: чистосердечность, наивность, детская непосредственность, тяга к познанию нового, любознательность и острая нехватка разностороннего общения со сверстниками.
Для решения проблемы социальной адаптации наших детей из группы ОВЗ, в качестве эксперимента, педагог ДО - Красильникова Ю.П. и обучающиеся театральной студии «Атмосфера» ОДОД Ижорского колледжа применили на практике, специально разработанное занятие «Спутник»:
1 | Название практики | «Спутник» (Занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования). |
2 | Автор | Красильникова Юлия Платоновна, педагог дополнительного образования высшей категории. Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ижорский колледж» |
3 | Целевая аудитория | Обучающиеся театральной студии «Атмосфера» ОДОД Ижорского колледжа - 6 человек. Обучающиеся Ижорского колледжа из группы ОВЗ (ЗПР- задержка психического развития) – 6 человек. |
4 | Краткая аннотация практики | Занятие с детьми с ОВЗ в системе дополнительного образования. Вся суть занятия «Спутник» заключается в принципе его организации: непосредственно перед началом занятия, каждый ребёнок с ОВЗ в игровой форме «получает» персонального «спутника» из числа обучающихся объединения «Атмосфера» с которым он неразлучен на протяжении всего занятия. Образовавшиеся пары в ходе занятия вместе выполняют задания и упражнения, совместно ищут ответы на предложенные педагогом вопросы, совместно творят и фантазируют. На выполнение каждого задания парам специально выделяется время для общения и обсуждения. Таким образом ребёнок с ОВЗ постоянно чувствует поддержку своего «спутника», что помогает ему преодолеть страх, стеснение и робость. Позволяет почувствовать себя увереннее и раскрепоститься. В спокойном, расслабленном состоянии, в атмосфере доверия, ребёнок с ОВЗ быстрее воспринимает новую информацию и быстрее адаптируется в коллективе. |
5 | Цель и задачи | Цель занятия: создание комфортных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: Обучающие: - обучение различным приёмам вербальной и невербальной коммуникации - получение общекультурных знаний Развивающие: - личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем. - духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении. - развитие коммуникативных навыков Воспитательные: - воспитание толерантного отношения; - воспитание общей культуры поведения; Коррекционные: - повышение уровня общего развития; - восполнение пробелов предшествующего развития; - индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных коммуникативных и двигательных умений и навыков; - коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи; - направленная подготовка к восприятию новых знаний; |
6 | Содержание | Этапы и сроки реализации: Сроки реализации зависят от продолжительности 1 и 2 этапов, которые могут занять от нескольких дней до недели. Само занятие длится 45 минут. 1 этап: определение детей с ОВЗ – участников занятия. Главное условие – их личное желание участвовать. Рекомендуемое количество – 6 человек. 2 этап: подбор «спутников» - участников занятия из числа обучающихся театральной студии «Атмосфера» с учётом особенностей отобранных детей с ОВЗ (дифференцированный, личностный подход, учёт возрастных и других особенностей). На данном этапе педагог ДО консультируется с тем мастером (куратором), который ведёт группу детей ОВЗ по основному образованию. Знакомится с характеристиками детей с ОВЗ. Узнаёт особенности поведения и отклонений, особенности характера каждого. 3 этап: «прикрепление спутника» в игровой форме 4 этап: проведение непосредственно самого занятия 5 этап: рефлексия (итоги, выводы, совместное обсуждение, мнения) Концептуальность: Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение детьми с ОВЗ многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях. Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — совместное творчество и участие в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Системность: 1. Необходимое условие проведения занятия «Спутник» - это логическая взаимосвязь всех частей занятия. 2. Соблюдение принципов: доступности, наглядности, алгоритмичности (чёткое соблюдение намеченного плана). 3. Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка с ОВЗ, присутствующего на занятии. 4. Соблюдение принципа постепенного усложнения заданий, от простого – к сложному. 5. Применение различных форм проведения упражнений: чередование физической и умственной активности. 6. Выделение достаточного количества времени для обсуждения и выполнения задания. 7. Обязательная рефлексия в финале занятия. Эффективность: Занятия, построенные по примеру данного занятия «Спутник», в системе дополнительного образования, могут обеспечить детям с ОВЗ социальную адаптацию и личностное развитие. Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях: - структурный: умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила дисциплины. - ценностный и морально-нравственный: умение оценивать происходящие в мире события. - учебный: умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи. Полученные на занятии навыки помогут детям с ОВЗ в дальнейшей социализации на всех вышеперечисленных уровнях. Для достижения наилучшего результата, рекомендованное количество участников данного занятия – 12 человек. Воспроизводимость: По принципу организации занятия «Спутник» можно построить любое занятие в системе дополнительного образования. Можно выбрать занятие любой направленности. При выборе степени сложности занятия, важно, кроме основного принципа организации, соблюсти также принципы: доступности, наглядности и учёта индивидуальных и возрастных возможностей конкретных детей с ОВЗ (в зависимости от вида нарушения). Важно соблюсти личностный дифференцированный подход. |
7 | Технологии и методы реализации | Механизмом социализации детей с ОВЗ является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. При проведении данного занятия необходимо учитывать: - алгоритмичность; - дозированность содержания; - постоянное повторение; - максимальная опора на чувственный опыт (использование наглядных средств: предметов, музыки, картинок и др.) - практическая направленность; - выполнение поставленных коррекционных задач; - обязательная руководящая роль педагога! |
8 | Приложение (фото, дидактический материал) |