Планы - конспекты занятий школьной театральной студии.
Планы-конспекты занятий театральной студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планы-конспекты занятий школьной театральной студии. | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
1 занятие "Этот волшебный мир театра"
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие педагога, объявление темы занятия, постановка цели и задач.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наша первая встреча в театральной студии., и я уверена, что она принесет вам много нового, интересного и увлекательного. Сегодня мы с вами выясним, что же такое театр, поговорим об особенностях актерской профессии, но сначала... Скажите, что в первую очередь делают незнакомые люди, когда оказываются в одной компании?
Ответы детей.
- Правильно, знакомятся. Сейчас по моему хлопку мы все встанем в круг и будем знакомиться.
2. Игры на знакомство (8мин.)
- Каждый из вас называет свое имя по кругу от педагога (вправо, потом влево). Молодцы!
- Ну что, запомнили? Сейчас проверим! Каждый назовет имена присутствующих по кругу (вправо, влево от себя).
- А теперь продолжим наше знакомство, но уже с мячом. Участник называет свое имя и имя того, кому кидает мяч, например, Саша - Маше и т.д.
- А теперь каждый из вас по моему хлопку возьмет себе стул и аккуратно вернется на свое место. Условие: не разговаривать во время передвижения, не смеяться, не сталкиваться, передвигаться бесшумно.
- Молодцы! А теперь садимся в полукруг относительно педагога. Этот полукруг мы будем называть "творческим". Как вы думаете, почему?
Ответы детей
- Молодцы!
3. Теоретическая часть. Тестирование детей. (15 мин.)
Тестирование детей параллельно с подачей нового материала на знания о театре: что такое театр, без кого невозможна театральная постановка (или кто работает в театре), специфика профессии актер.
- Ребята, сейчас каждый из вас скажет, как он понимает, что такое театр? Условия: говорить по очереди, внимательно слушать друг друга и стараться не повторяться.
Ответы детей
- Молодцы! Театр - это священное место, которое переносит зрителей в совершенно иной мир. Это и волшебство и фантастика и путешествие во времени. Зритель в театре проживает в месте с актерами разные жизни, испытывает массу различных эмоций. Как выяснилось, большинство из вас уже были в театре и, я думаю, что вы обратили внимание на расположение зрительных мест в зале, где каждый следующий ряд выше предыдущего. Как вы думаете, зачем?
Ответы детей
- Правильно! Такое расположение мест в зале пошло от древнегреческого театра. Первый театр был построен в Греции в 5 веке до н.э. Сцена располагалась у подножия холма так, чтобы зрители, которые сидели на его склонах, могли видеть актеров. Итак, слово театр греческого происхождения и обозначает место для обозрения. Посмотрите на экран - перед вами 2 иллюстрации: современная планировка зрительного зала и древнегреческая на открытом воздухе.
- Ребята, перечислите пожалуйста, на каких спектаклях вы были в театре.
Ответы детей
- Спасибо. А теперь подумайте, люди каких профессий должны работать в театре, чтобы создавать такие постановки.
Ответы детей
- Правильно. Это и актеры, и режиссеры, и драматурги (сценаристы), а также костюмеры, гримеры, работники сцены (осветители, звукорежиссеры и т.д.). В течение года вы сможете "примерить" на себя все эти профессии. Но сегодняшнее занятие мы посвятим профессии актера. Ребята, скажите, в чем заключается суть актерской профессии?
Ответы детей
- Да, актер создает на сцене разные образы, как бы проживает их жизни, попадая в различные жизненные ситуации, общаясь с разными персонажами. А вам хотелось бы примерить на себя разные образы?
Ответы детей
- Хорошо, но сначала (по моему хлопку), вы аккуратно унесете стулья и вернетесь на свои места. Только сделать это нужно, пока я считаю до 10.
- Молодцы, но в следующий раз постарайтесь быть еще аккуратней и не сталкиваться друг с другом. А сейчас мы разучим веселую пальчиковую игру "гости".
4. Тренинги (15 мин.)
Гости. Русская игра.
- Мама, мама!
- Что-что-что?
- Гости едут!
- Ну и что?
- Здрасьте-здрасьте, чмок-чмок-чмок!
- Продолжается урок!
А сейчас все пальцы здороваются с большим! Сначала синхронно на обеих руках, а потом с усложнением - правая рука по порядку, левая - в обратную сторону.
- Пальчики размяли, а теперь переходим к разминке остальных частей тела.
Разминка.
- Постройтесь, пожалуйста, по моему хлопку в одну линию по алфавиту. Условия: не шуметь, не разговаривать, думать молча.
- Хорошо, а теперь рассчитайтесь на первый-второй и встаньте в шахматном порядке.
Упражнения выполняются сверху вниз, начиная с головы. Спокойно, без резких движений (голова, плечи, руки, туловище, ноги и стопы). Описание упражнение см. в приложении.
Пластический тренинг
"Деревянные куклы"
Раскручивание суставов
Баланс и "Ласточка"
Прыжки. Упражнение на мышечное освобождение "Взрыв"
- Ну что, а теперь примерим на себя разные образы. Встаем в круг, поворот направо и идем по кругу в заданном ритме в разных образах, которые я вам буду предлагать.
5. Массовка (5 мин.) - дискотека с музыкальным сопровождением "Повторюшки" с ведущим (меняется).
Перерыв 10 мин.
6. Организационный момент (2 мин.)
- Ребята, вы отдохнули, и теперь мы продолжаем наше занятие. Пожалуйста, возьмите стулья и образуйте творческий полукруг относительно меня. Стоп! Все задания выполняются по хлопку! Молодцы. А теперь продолжим наше знакомство с профессией актер.
7. Теоретическая часть. (3 мин.)
- Как вы думает, что должен уметь актер, чтобы воплощать на сцене разные образы?
Ответы детей
- Правильно. Актер должен уметь хорошо двигаться, правильно и понятно говорить, выражать эмоции, общаться с партнерами по сцене. Но, чтобы все это сделать, актеру нужно научиться не волноваться (например, чтобы не забыть текст или не выйти со сцены в окно вместо двери) и быть очень внимательным. Ну что, проверим вашу внимательность?
8. Тренинги (10 мин.)
Упражнение "Круги внимания"
Игра "Запомни натюрморт"
Игра "Составь натюрморт"
Коллективная игра-фантазия "Совместная история с натюрмортом"
- Хорошо, а теперь потренируемся правильно и четко говорить.
9. Тренинг по сценической речи (15 мин.)
- Но сначала по хлопку все подойдем к стенке и прислонимся к ней стеной (упражнение на осанку) см. упр. 2 в приложении.
Упражнения на дыхание.
Теория см приложение.
Упражнение"Свеча", "2 свечи", "Торт", "Букет цветов".
Упражнения на артикуляцию "Трубочка", "Улыбочка", "Шторки", "Иголочка", "Лопата", "Часы", "Крошки".
Упражнения на дикцию "Буквенная цепочка" (разучивание), две скороговорки ("Архип охрип", "Все бобры").
- А теперь добавим эмоцию, как настоящие актеры. Скороговорку "Все бобры" по указанию учителя читаем все одновременно в разных эмоциональных состояниях.
10. Этюд "Конферанс" (10 мин.).
- Кто такой конферансье?
Ответы детей
- Молодцы! Давайте посмотрим небольшой отрывок из спектакля театра кукол Образцова "Необыкновенный концерт". Видео.
- А теперь я предлагаю вам разделиться на 3 группы. Один из вас будет выступать в роли конферансье, представляя себя и участников своей группы. Условия: все должны выйти красиво, помня о правильной осанке, не смеяться, построиться в линию по центру сцены и представиться.
11. Итог (5 мин.)
Обобщение урока. Домашнее задание: всем подготовить "я-истории" минимум информации о себе и своей семье, увлечениях (по желанию), только самые интересные факты.
2 занятие "Страна эмоций"
Ход занятия:
1. Организационный момент (2мин.)
Приветствие педагога, объявление темы занятия, постановка цели и задач.
- Здравствуйте, ребята. Надеюсь, ваш учебный день прошел замечательно, и у вас еще достаточно сил для творчества. Сегодня мы продолжим знакомство с профессией актер и понятием "художественный образ", создание которого является главной задачей актера. Разберемся как, какими средствами актер воссоздает его на сцене. А пока я предлагаю проверить, хорошо ли мы в прошлый раз познакомились.
2. Игры на знакомство (8мин.)
- Назовем еще раз свои имена, но уже через одного.
- А теперь пофантазируем и придумаем к своему имени интересное прозвище и жест. А теперь еще раз называем всех по кругу (имя, прозвище, жест).
- Оставаясь в круге, перестройтесь по алфавиту. Добавим внимание: идем по кругу, по команде ОП круг распадается и все ходят хаотично. А по команде АП возвращаются в круг по алфавиту.
3. "Я - истории". Монолог. (5мин.)
- Молодцы. Сейчас берем стулья и на счет "восемь" садимся в творческий полукруг.
- Ребята, сейчас двое из вас (по желанию) расскажут свои "я - истории". Кстати, речь актера, обращенная к слушателям или самому себе, называется монолог.
Обсуждение.
4. Теоретическая часть (12 мин.)
- Ребята, на прошлом занятии мы говорили о профессии актер. О том, что главное для актера - создать на сцене... ?
Ответы детей.
- Правильно. Образ, или художественный образ. И, конечно, он должен быть понятен зрителю - что это за персонаж, какой он, чем живет, что чувствует. В своей работе актер опирается на текст пьесы, обстоятельства, предлагаемые автором, реплики действующего лица. Но самое главное для актера - суметь перевоплотиться, то есть пережить чувства и эмоции сценического персонажа.
Эмоции - это душевные переживания человека, зависящие от поведения человека, от его реакции на то или иное действие.
- Ребята, а как же передать эмоцию на сцене?
Ответы детей.
- Да, эмоции человека выражаются в разнообразных движениях - мимики, жестах, пластике (выразительные движения тела), интонации.
- А сейчас я вам предлагаю самим передать эмоции друг другу.
5. Упражнения на эмоции (10 мин.)
Игра "Передай эмоцию"
Первый участник передает второму эмоцию через мимику и жест. Остальные участники этого не видят. Далее игра движется по типу "глухой телефон". Итог: сравниваются показы первого и последнего участника игры. Дети должны отгадать какая именно эмоция была задумана первым участником.
Упражнение по карточкам (заданы эмоциональные состояния).
Каждый участник читает скороговорку "Все бобры" в том эмоциональном состоянии, которое оказалось у него на карточке. Остальные должны отгадать эту эмоцию.
Стихотворение А. Барто "Наша Таня"
Читаем по кругу каждый по одному слову. Обязательно сохранять темп и заданное эмоциональное состояние.
6. Игра на внимание "Заяц" (8 мин.)
- А сейчас мы проверим ваше умение договариваться только глазами и мимикой.
Перерыв 10 минут
7. Организационный момент (2 мин.)
- Ну вот мы отдохнули и готовы продолжать занятие. А сейчас мы переходим к тренингам, но в первую очередь соберем внимание. Какое упражнение помогает собрать внимание?
Ответы детей
- Правильно, "Круги внимания".
8. Тренинги (15 мин.)
"Круги внимания"
Разминка (упражнения прошлого занятия с добавлением индивидуального упражнения на растяжку "Киска")
Тренинг по сценической речи (повторяем упражнения первого занятия с добавлением 2 новых скороговорок: "От топота копыт", "На дворе трава")
9. Теория и практика. Монолог - диалог. (8 мин.)
Понятие диалог - это разговор, беседа 2 человек.
Упражнение "Кот"
Два ребенка ведут диалог. Один - хозяин, другой -кот. Задача первого - уличить в краже, задача другого - не выдать себя.
- Кто нитку прядет?
- Кто, кто - Кот!
- А кто ткань ткет?
- Кто, кто - Кот!
- А кто куртку шьет?
- Кто, кто - Кот!
- А кто из кладовки сметану крадет?
Молчит Кот, только облизывает рот.
Как вариант работы - учитель читает за автора, дети все вместе за Кота с нарастающей динамикой:
- удивление
- утверждение
- возмущение
10. Этюд "Мини-история для одного актера" (10 мин.)
Актеры по очереди изображают заданную в карточке мини-историю при помощи мимики и жеста. Остальные участники угадывают, что они видели. Мини-истории могут быть следующие:
- читаешь журнал
- пишешь письмо
- подслушиваешь под дверью
- едешь в переполненном автобусе и т.д.
11. Массовка "Фотограф" (на эмоции) (5 мин.)
12. Итог (5 мин.)
Обобщение урока. Домашнее задание: наблюдать как окружающие люди проявляют свои эмоции. Подготовить "я - истории" с учетом замечаний, построенных на выступлениях других участников.
3 занятие "Секреты лица, или мимика"
Ход занятия:
1. Организационный момент (2мин.)
Приветствие педагога, объявление темы и задач занятия. Способы передачи эмоции через мимику и жест. Понятие "мимика" и основные "маски".
2. Тренинги (15 мин.)
"Круги внимания"
Разминка (пластический тренинг, "деревянные куклы", упражнение на суставы и баланс, прыжки, упражнение на мышечное освобождение "взрыв", инд. упр. на растяжку "Киска" + новое упр. "Замок").
Тренинг по сценической речи (упр. на осанку, упр. на дыхание: "Свеча", "Две свечи", "Торт", "Букет цветов" + новое упражнение Стрельниковой), упр. на артикуляцию: "Трубочка", "Улыбочка", "Шторки", "Иголочка", "Лопата", "Часы", "Крошки", упр. на дикцию: буквенная цепочка с добавлением согласной буквы, новая скороговорка "Ткет ткач ткани". Обратить внимание детей на схожесть сложностей исполнения с диалогом "Кот".
3. Теория и практика (10 мин.)
Повтор понятий "монолог/диалог". Работаем диалог "Кот" в парах, монологи - 2 "я - истории".
4. Этюд "Знакомство" (из 2 "я - историй) (8 мин.) .
Детям, рассказавшим свои "я - истории", предлагается выполнить это задание еще раз, но уже в виде диалога: продумать, где они встретились, когда, какая общая тема разговора могла бы возникнуть и что из своей "я - истории" они могли бы использовать в диалоге, чтобы быть интересным собеседнику.
Обсуждение
5. Игры на внимание (10 мин.)
- ритмический рисунок по кругу (каждый по одному хлопку)
- новая игра "Топ-топ-хлоп" (разучивается с именами) см. в приложении
- игра "Заяц"
Перерыв 10 минут
6. Организационный момент (2 мин.)
Напоминание о правилах поведения на занятии: не разговаривать, не смеяться во время выполнения упражнений, не сталкиваться при перемещении, быть особенно внимательными при движении со стульями.
Работа в творческом полукруге (взять и принести стулья на счет "восемь")
7. Теоретическая часть (3 мин.)
Повтор: что такое эмоции, выражение эмоций через мимику, жест, пластику и интонацию.
Новое: мимика - один из важных элементов искусства актера, выразительные движения мышц лица.
8. Упражнения на развитие мимики (20 мин.)
Разминка лица. Найти подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос. Делайте поочередные движения бровями (одну, другую, обе вместе), глазами, губами и т.д.
10 масок. Каждая маска обсуждается с группой в подробностях: как актер должен смотреть, какие движения при этом он делает глазами, ртом, поднимает ли он брови и т.д. Практика: всем предлагается примерить эти маски на себя.
- страх
- злость
- радость
- любовь
- раскаяние
- стеснение (смущение)
- равнодушие
- презрение
- размышление
- боль
Упражнение "Передай маску"
- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие в страну масок. Вы будете идти по дорогам этой страны, а я буду называть вам эмоцию и часть тела, при помощи которой вы передадите эмоцию.
- Грусть через руки
- Радость через лицо/радость через руки
- Гордость через спину
- Страх через руки/страх через ноги
- Удивление через руки/ноги
- Задумчивость через лицо/руки/спину
- Ирония через лицо
- Агрессия через руки/лицо
9. Этюд "Мини-история для двух актеров" (10 мин.) см в приложении
10. Массовка "Дискотека сказочных героев" (5 мин.)
11. Итог (5 мин.)
Обобщение темы урока. Домашнее задание: наблюдать за мимикой людей, угадывать маски. Доработать "я - истории" с учетом замечаний, выявленных на занятии.
4 занятие "Театр мимики и жеста"
Ход занятия:
1. Орг. момент (2 мин.)
Приветствие педагога, объявление темы и задач занятия. Невербальное - общение языком тела, или без слов: мимика, жест, поза, пластика человеческого тела.
2. Массовка "Подводный мир" (5 мин.) Музыка Сен-Санса "Аквариум"
3. Теория (8 мин.)
Невербальные символы - произвольные и непроизвольные движения тела, при помощи которых человек выражает свои слова, мысли, эмоции.
Жест - действие или движение человеческого тела (либо его части), имеющее определенное значение или смысл, т. е. являющееся знаком или символом.
Поза - положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей относительно друг друга. Характеризуется относительной неподвижностью (статика).
Пластика - общая гармония, согласованность движений и жестов.
Пантомима - вид сценического искусства, в котором основным средством художественного образа является пластика, без использования слов.
4. Практика (15 мин.)
Упражнения:
- Игра в жесты (Снежный ком) см. в приложении
- "Покажи и объясни жест" (каждый по очереди показывает и объясняет жест и так, пока не вспомнит все, что можно)
- упр. на оправдание заданной позы (стоять с поднятой рукой; стоять на коленях, руки и корпус вперед; сидеть на корточках; стоять, наклонившись вперед)
5. Этюд-упражнение в парах (10 мин.)
Простые парные задания на создание "жизненных картин" (см. в приложении)
6. "Я - истории" (5 мин.)
Условие: рассказать "я - историю", совмещая с движением (например плыву и рассказываю, еду на лыжах и рассказываю)
Перерыв 10 минут
7. Упражнения на внимание (10 мин.)
"Круги внимания"
Ритм по кругу
Упражнение "Топ-топ-хлоп" с использованием нумерации
8. Тренинги (20 мин.)
Разминка. Пластика. Новые упражнения "Лыжи", "Насос и пробка", "Мячик" - речь в движении:
- Я - веселый звонкий мячик,
- Не люблю того, кто плачет.
- Не люблю того, кто плачет,
- А люблю того, кто скачет!
Упражнения на пластику рук. Вся группа одновременно делает следующие движения:
- Красит забор
- Пускает волны через плечо
- Трогает невидимую стену
- Гребет на веслах
- Перетягивает невидимый канат (2 группы)
Упражнение "Погладь животное" (хомячка, кошку, змею, слона, жирафа)
Упражнение - этюд "Зеркало" в парах (см. приложение)
Речевой тренинг (упражнения прошлого занятия + усложнение буквенной цепочки добавлением жестов рукой - посыл звука, сначала по кругу, а потом на выбор; новая скороговорка "Бык - тупогуб" - работа с мячиком с двух шеренгах и парах).
9. Игра "Покажи мне" (пантомима) (10 мин.)
Игроки делятся на 2 команды. Первая команда загадывает любому игроку противоположной команды какое-нибудь слово. Задача этого игрока - изобразить в пантомиме это слово для своей команды, чтобы та угадала его.
10. Итог (5 мин.)
Обобщение занятия. Домашнее задание: подготовить этюд-пантомиму (отгадай профессию), оставшиеся "я - истории".
5 занятие "Выражение эмоций через интонацию. Память физических действий"
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие педагога, объявление темы и задач занятия. Передача эмоций через интонацию, зависимость интонации от ситуаций. Мышечная память человека.
2. Разминка (10 мин.).
Пластика. Упражнения "Лыжи", "Насос и пробка", "Мячик".
3. Этюд-пантомима "Отгадай профессию" (проверка домашнего задания) (8 мин.)
4. Теория (5 мин.)
Память физических действий. Что такое беспредметные этюды.
5. Практика (5 мин.)
Этюд на ПФД "Нитка и бусы"
6. Тренинг по сценической речи (10 мин.)
Повторение упражнений прошлого занятия + новая скороговорка "На дворе трава".
7. Диалог "Дразнилка" (5 мин.)
Первый: Жадина, жадина,
Съела шоколадину!
Второй: Съела виноградину,
Смородину-громадину!
Первый: Съела девять видиков,
Девятнадцать ходиков!
Второй: Девяносто гвоздиков,
Десять пароходиков!
Вариант 1. Отношение. Первому жадина не нравится, он ее ругает, второму - наоборот, он от нее в восторге, и превозносит. Задача: убедить зрителей в своей правоте.
Вариант 2. Исполнители не конфликтуют. Оба добиваются одной цели - либо отругать, либо, наоборот, похвалить жадину.
Перерыв 10 минут
8. Упражнения на внимание (8 мин.).
"Круги внимания"
"Топ-топ-хлоп" с усложнением: педагог дополнительно называет номера - чей номер, тот должен сказать свое имя и сделать жест рукой.
Игра на внимание "Ау" см приложение
9. Теория (5 мин.)
Интонация, ее зависимость от ситуации (спор, дискуссия, экскурсия): повышение, понижение, мелодия.
10. Практика "Петров, к доске!" (7 мин.)
Эту фразу поочередно произносить каждый раз по разному, то есть изменяя интонацию (в разных настроениях):
- вежливо
- строго
- просяще
- повелительно
- умоляюще
- весело
- грустно
- равнодушно
- ехидно
- зло
11. Массовка "Озвучка" (5 мин.)
Подражаем звукам окружающего мира - природы, животных и т.д. по знаку педагога.
12. Теория и практика (15 мин.)
А. Барто. Стихи для детей. Смотрим 1 видеофрагмент, слушаем 1 аудиофрагмент в авторском исполнении. Отмечаем важность и особенность интонации в обоих случаях. Чтение стиха А. Барто "Кино", разбор интонационной палитры.
13. Итог (5 мин.)
Обобщение занятия. Домашнее задание: слушать радиопередачи, отработать слово "да" с разными интонациями.
6 занятие "Мизансцена". Этюды на ПФД
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Проверка домашнего задания (8 мин.)
Выяснение прослушанных радиопередач. Обмен впечатлениями и мнениями. Выяснение в чем отличие театральной и радиопостановки.
3. Этюды "2 я - истории". (10 мин.)
Одна, как участие в радиопередаче, вторая - интервью на телевидении в паре с другими участниками.
4. Теория (5 мин.)
Мизансцена (определение).
5. Игра "Дострой мизансцену" (7 мин.)
Все участники одновременно меняют жесты и позы по хлопку педагога. Педагог выбирает наиболее удачную позу по его мнению, оставляя этого участника на сцене. Остальные отходят на авансцену, смотрят со стороны, пытаясь представить возможную общую картину, и по одному пристраиваются. Обсуждение.
6. Тренинг (13 мин.) Легкая разминка и упражнения со стульями см. в приложении.
Перерыв 10 минут
7. А. Барто "Кино" с мизансценой (10 мин.)
Работа со стульями.
8. Тренинг (10 мин.)
Повторение прошлого занятия, отработка скороговорок и буквенной цепочки с мячом.
9. Этюд-диалог "Жадина" представить мизансценой (5 мин.)
10. Массовка "Ходьба плюс" (5 мин.)
11. Этюд на ПФД "Вода и стакан, или Куда пропал стакан?" (10 мин.)
Обратить внимание на логику и последовательность действий.
12. Итог (5 мин.)
Обобщение занятия. Домашнее задание: выучить свои реплики "Кино" А. Барто.
7 занятие "Взаимодействие на сцене в предлагаемых обстоятельствах"
Разминка (упражнения на внимание, упр. на напряжение и расслабление мышц, общеразвивающие упр., упр. на растяжку индивидуальные и в парах, упр. на баланс и упр. с предметом - мяч, стул, скакалка)
Игра на внимание "Восстанови мизансцену".
Массовка "Летний кинотеатр" см. приложение
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения. Скороговорки. Добавляется разучивание "Не по тропе, а около", "Наша река - работа с мячом в двух колоннах"
Тематика занятия. Предлагаемые обстоятельства - это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера. Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, мизансцены, декорации, освещение и т.д.
Упражнение "Ходьба плюс" в предлагаемых обстоятельствах
Этюд на ПФД с речью
Читаем стих А. Барто "Кино", совмещая с бытовым действием (гладить белье, готовить кушать)
Сценка. Постановка сценки А. Барто "Кино"
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: предлагаемые обстоятельства - Хеллоуин (делимся на 2 команды: добрые/злые персонажи, выбираем капитанов - ведьма/фея, остальные сами выбирают персонажа, которого будут представлять и готовить монолог.)
8 занятие "Развитие фантазии и воображения, или веселый экзамен "Хеллоуин" с элементами импровизации и музыкальным оформлением.
Приветствие 2 команд (каждый представляет своего персонажа монологом, общая речевка у каждой команды)
Соревнование 2 команд "Замок с привидениями":
- разминка
- массовка "привидения"
- озвучка в замке с привидениями
- игра "Нечисть на связи" (глухой телефон")
- сценка-импровизация "пять тыковок отважных"
Конкурсы (яблоки, третий лишний). Чаепитие
Застольная игра "Хэллоуинская история"
Сочиняем коллективно игру по карточкам с соответствующей тематикой.
Примирительный ирландский танец + "Хей!" (из кругов внимания)
9 занятие "Сценическое общение. Взаимодействие с партнером"
Разминка (упражнения на внимание, упр. на напряжение и расслабление мышц, общеразвивающие упр., упр. на растяжку индивидуальные и в парах, упр. на баланс и упр. с предметом - мяч, стул, скакалка) + упр. декорация
Игра "Глухой - немой телефон".
Массовка "Молекулы" на освоение сценического пространства
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения. Скороговорки. Добавляется разучивание "Не по тропе, а около", "Наша река - работа с мячом в двух колоннах" + скороговорки "Карл у Клары" и "Рад кавалергард".
Тематика занятия. Особенности сценического общения. Изменение своего поведения в соответствии с изменениями в поведении партнера.
Этюды на общение с партнерами: "Тень", "Я ухожу" см. в приложении
Сценка по стихотворению А. Барто "Рыцари" на сценическое общение
Творческая игра "Испорти мой день" см. в приложении
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: работа над стихотворением "Рыцари"
10 занятие "Все наоборот". Дети и старики.
Разминка - как в детском саду: Ходьба по кругу, на носочках, подскоки, легкий бег, ходьба парами, держась за руки по всей сцене. упр. "Декорация", прыжки со скакалкой.
Игра "Слова - антонимы". Две команды строят мизансцену, соответствующую словам - антонимам. Массовка "Детский сад"
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения. + скакалка (заучивание стиха, читаем по строчке каждый). Читаем выученные скороговорки, как дети.
Тематика занятия. Дети и пожилые люди. Выяснить, какие особенности речи, пластики, мышления присущи этим возрастным категориям.
Этюды. Делимся на 3 группы, примеряем разные возрастные категории: 2 бабушки, дед и внук, встреча стариков-одноклассников.
Сценка по стихотворению А. Барто "Рыцари". Разучивание с мизансценой. Барто "Веревочка" - разбор.
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: работа над стихотворением "Веревочка" по ролям.
11 занятие "Дважды два - четыре, или Школьные годы чудесные"
Разминка - второй вариант, + упр. со стулом, мячом, скакалкой.
Игры "Вышибалы"," Третий лишний".
Массовка "Школа"
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения, скакалка (читаем в движении).
Тематика занятия. Особенности школьного возраста: игра и учеба, дружба и семья. Просмотр видеофрагментов - стихи А. Барто о школе ("Первая любовь", "Три очка за старичка") читают актеры московских театров. Обсуждение - о чем стихотворения, понравилось ли и т.п.
Игра - вспомнить школьные речевки, учим свою - театральную речевку, см. в приложении.
Этюд "Старшая сестра" см. в приложении
Сценка по стихотворению Барто "Веревочка". Читка по ролям. Слова Лидочки - разбор.
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: разучивание слов Лидочки и общего текста.
12 занятие "Развитие фантазии и воображения"
Разминка - второй вариант, + упр. со стулом, мячом, скакалкой.
Игра-упражнение "Зернышко". На развитие воображения и умения абстрагироваться. см. в приложении. Массовка "Дайте детям помечтать"
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения, скакалка (читаем в движении). Театральная речевка.
Тематика занятия. Упражнение на развитие фантазии и воображения по репродукции картины (разгадать сюжет и отношения героев друг к другу, что было до и после их запечатления) - коллективная работа. Отношение к предмету, например, книга - это книга, но какая? Учебник, волшебная книга и т.п., Книга - это не книга, а шкатулка и т.п. Предметные этюды - теория.
Творческое упражнение "Сыщик" см приложение.
Этюд "Стул - одушевленный предмет". Придумать и рассказать с действием историю стула.
Сценка по стихотворению Барто "Веревочка". Проверка домашнего задания - читка слов Лидочки. Обсуждение, что удалось, что нужно доработать, выбор Лидочки на текущее занятие. Постановка мизансцены.
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: каждому приготовить этюд на предмет .
13 занятие "Игрушки. Этюды на предметы"
Разминка - второй вариант, + упр. со стулом, мячом, скакалкой.
Игра на внимание и развитие чувства ритма "Песенный хор".
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения, скакалка (читаем в движении). Театральная речевка.
Тематика занятия. Театр, где актеры - куклы. Видеофрагмент из спектакля "Необыкновенный концерт" театра кукол Образцова. Погружение в образ кукол и игрушек. Упражнения на действие от лица кукол, игрушек. Упражнение на абстрагирование и фантазию "Подарок" (подарок - игрушка, каждый сам задумывает - какая). Упражнение выполняется по типу упр. "Зернышко" (см. в приложении) и плавно перетекает в массовку.
Массовка "Куклы, игрушки"
Этюды - "Я - истории " от имени игрушек.
Этюды на предметы. Проверка домашнего задания. Обсуждение, коррекция.
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: доработать этюды на предметы.
14 занятие "На арене цирка"
Разминка - второй вариант с добавлением элементов акробатики, жонглирования двумя мячами, трюков (переноска партнера, сценическое падение).
Массовка "Зрители в цирке"
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения, скакалка (читаем в движении). Новая скороговорка "Белый клоун".
Тематика занятия. Какие бывают цирковые номера. Самые известные цирки в мире (Россия - Большой московский цирк, Канада - Цирк Дю Солей, Австралия - Цирк Оз и другие), с демонстрацией слайдов. Известные цирковые династии (Дуровы, Филатовы, Багдасаровы и другие). Видеофрагмент клоунады с участием Ю. Никулина и М. Шуйдина "Бревно", "Лошадки".
Игры-упражнения из цирковых номеров (баланс на канате, клоунада, верховая езда на стульях, дрессура животных)
Этюд "Выступают знаменитые прыгуны!" со скакалками. Дети сами придумывают выход, движения, поклоны, обязательно конферанс.
Итог: выясняем что понравилось на занятии больше всего, кто насколько был правдив. Домашнее задание: этюд-наблюдение за животными.
15 занятие "Наблюдение за животными"
Разминка - второй вариант + упр. "Ходьба плюс" с образами животных.
Игра "Гусеница" с различными факторами на нее. Все становятся паровозиком, как можно ближе друг к другу. Ведущий дает команду "присесть на корточки", вследствие чего получается, что каждый участник сидит на коленях у соседа сзади. Так и получается гусеница. Далее, при помощи команд ведущего гусеница выполняет различные движения - ходит, потягивается, танцует и т.п.
Массовка "Домашние животные"
Тематика занятия. Животные: особенности пластики, поведения, озвучка.
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание - свеча, две свечи, торт, букет цветов, трубочка с вишневыми косточками, воздушный шар, упр. Стрельниковой, лыжи, насос и пробка, упр. на резонирование - стон, колыбельная ,"Мам, меду нам", упр. на диапазон - "Руль" с отфыркиванием - большой, средний, малый, упр. на артикуляцию и дикцию). Постепенно добавляются упр. из списка приложения, скакалка (читаем в движении). + атака звука (твердая, мягкая) + озвучка животных (цоканье, мычание, лай и т.д.).
Этюды-наблюдения за животными (домашнее задание). Коррекция.
Этюд "Птичий двор". Даны образы: петух, курица с 2 цыплятами, индюк, гусь, кошка и хозяйка, которая кормит птиц. Задание: придумать возможное развитие событий с участием всех персонажей. Обсуждение - что удалось, что можно было сделать интереснее.
Итог: выясняем что понравилось на занятии больше всего, кто насколько был правдив. Домашнее задание: доработать этюды-наблюдения за животными.
16 занятие "Виды и жанры искусства"
Разминка - второй вариант + разучивание танцевальных движений для постановки спектакля.
Этюды-наблюдения за животными (домашнее задание). Игра "Зеркало" (кривое, с искажениями и т.д.).
Массовка "Кинотеатр" Смотрим фильмы разных жанров - комедия, детектив, боевик и т.д.
Тематика занятия. "Понятие жанр - определяется целью и способом воздействия а зрителя с целью создания "эмоционального приказа" на время спектакля (постановки). ", - П.Попов. Основные жанры: трагедия, комедия, драма. Виды (опера, балет, мюзикл, театральный спектакль) могут иметь любое жанровое решение. Отличительные признаки см. приложение.
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание, упр. на резонирование, упр. на диапазон, упр. на артикуляцию и дикцию).
Этюд "Скамейка". Делимся на 3 группы, каждая группа представляет свою историю в любом выбранном жанре.
А. Барто "В театре" - знакомство со стихотворением, разбор жанровых признаков (трагикомедия) и "Подари, подари..." - пародия.
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: вспомнить любимые фильмы и определить их жанровую принадлежность. Читать на выбор "В театре" или "Подари, подари..."
17 занятие "Логика речи. Импровизация"
Разминка - второй вариант + упр. на растяжку в парах + вариант упр. "Декорация - лаз", танцевальные движения в шахматном порядке для постановки.
Игра (придумать самостоятельно)
Массовка "Паук" Всем вместе изобразить паука.
Упражнение с элементом ипровизации "Вмешательство" см приложение
Тематика занятия. Логика речи - понятие, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия и логическая перспектива. Упражнения на осмысление роли логических пауз, логических ударений, упражнения в форме диалога на основе скороговорок см. приложение.
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание, упр. на резонирование, упр. на диапазон, упр. на артикуляцию и дикцию). Проработать скороговорки: "Наша река", "Карл у Клары", "От топота" по типу упражнений на логику речи.
Этюд "Дано". Дана общая тематика с примерной первой мизансценой. Самостоятельно импровизировать кульминацию и концовку. 3 группы - у каждой свой вариант.
А. Барто "В театре" - разбор логики текста.
Итог: обобщение по теме. Домашнее задание: подумать и понаблюдать есть ли в жизни место импровизации. В театре донесение нужного смысла в тексте через осмысление логики речи.
18 занятие. Тематическое занятие на веру актера "Новогодние чудеса".
Упражнение на внимание "Круги внимания" с новогодними картинками в 3-м круге, дети сидят в зале.
"Попади на сцену", или упр. "Сто способов открыть дверь". см в приложении. Каждый попадает на сцену, открывая воображаемую дверь своим способом.
Разминка - второй вариант + "Топ-топ-хлоп" с водящим в новогоднем колпачке, смена ведущего происходит с передачей колпачка, упражнение "Ходьба плюс" с новогодними персонажами.
Речевой тренинг (упр. на осанку, упр. на дыхание, упр. на резонирование, упр. на диапазон, упр. на артикуляцию и дикцию). + буквенная цепочка - работа в 2 шеренги "Кидаемся снежками".
Тематика занятия. Упражнения на веру актеров. Мы все волшебники. Главное - веришь сам, поверят и тебе. Массовка-импровизация с новогодней тематикой (задана только начальная мизансцена). Упражнение на развитие фантазии "Новогодняя история" (коллективное). Передавая по кругу "волшебную палочку", каждый участник вносит свою лепту в создание новогодней истории.
Этюд на веру актера "Остановка под новый год" (вариант творческой игры "Испорти мой день")
Разучивание танца "Летка-енка". Чаепитие с новогодними пожеланиями.
Итог: обсуждение деталей коллективного посещения новогоднего спектакля в НДТ.
19 занятие "Обмен впечатлениями, обсуждение спектакля"
Что поняли (история, о чем спектакль, кто главные герои, в чем заключался конфликт и пути его сценического разрешения). Что больше всего понравилось? Как актеры двигались, говорили, доносили до зрителя свои чувства и эмоции? Оформление спектакля (декорации, бутафория, музыка, свет).
Объявление о начале репетиций - "спектакль миниатюр по стихам А. Барто".
Вспоминаем стихи, с которыми познакомились в ходе занятий: "Кино", "Рыцари", "Веревочка", "Первая любовь", "Три очка за старичка", "В театре", "Подари, подари...". Знакомимся с остальными стихами: "Веснушки", "Подружки", "Любочка", "Почему телефон занят" и "Двадцать мудрецов".
Порядок сцен (стихов), драматургия (блоки из сценок, общая динамика развития, кульминации).
Распределение ролей: все участвуют эпизодически в общих сценах + у каждого небольшая "главная" роль - монолог, либо диалоги в контексте сценок.
Домашнее задание: всем приобрести папку с мультифорами и составить стихи в заданном порядке. Каждому подготовить свой индивидуальный фрагмент для пробы на сцене.
20 занятие
Разминка второй вариант + танцевальные движения (синхронно и в шахматном порядке) к постановке.
Игра "Поход"
Речевой тренинг. (упр. на осанку, упр. на дыхание, упр. на резонирование, упр. на диапазон, упр. на артикуляцию и дикцию). + скороговорки на темп речи по типу "Наша река широка, как Ока/Как Ока широка наша река"
Репетиция. Читка общих сцен (запоминание порядка реплик). Первые пробы "ролей" на сцене - монологи/диалоги. Обсуждение реквизита и костюмов.
Домашнее задание: продумывание и поиски костюма.
21 занятие
Разминка второй вариант + проходка и движения со стульями, упр. со скакалкой.
Игра "Картина известного художника"
Речевой тренинг. (упр. на осанку, упр. на дыхание, упр. на резонирование, упр. на диапазон, упр. на артикуляцию и дикцию). + скороговорки на темп речи, упр. на силу (посыл) звука.
Репетиция. Работа со сценками-блоками. Читка: работа над логикой речи, читка общих сцен с героями, разбор мизансцен. Участие в изготовлении реквизита.
Домашнее задание: каждому отработать логику речи в индивидуальных фрагментах, выучить свои "роли" наизусть.
22 занятие
Разминка второй вариант + проходка и движения со стульями, упр. со скакалкой + выход в начале спектакля, выход на поклон.
Игра "Постройка фигур из стульев" (всей группой)
Речевой тренинг. (упр. на осанку, упр. на дыхание, упр. на резонирование, упр. на диапазон, упр. на артикуляцию и дикцию). + скороговорки на темп речи, упр. на силу (посыл) звука.
Репетиция в выгородке с проходками, поклоном, музыкальным оформлением без подглядывания в текст.
Домашнее задание: каждому мысленно "пройти" весь спектакль, мысленно "прожить" свою роль. Принести костюм.
23 занятие
Разминка
Речевой тренинг
Генеральная репетиция. От начала до конца. Все в костюмах и с реквизитом. Обсуждение, исправление ошибок и недочетов.
Домашнее задание: доработать свои "роли" с учетом замечаний, полученных в ходе репетиции. Пригласить родителей, знакомых, друзей на сдачу спектакля.
24 занятие. Сдача спектакля.
Показ спектакля. Обсуждение, коррекция.
25 занятие. Премьера спектакля для детей начальной и средней школы (1 - 7 классы)