Конспект для открытого урока
Театральный город
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Южный»
Конспект открытого занятия
на тему: «Театральный город»
(из учебно – тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы)
«Основные средства выразительности актера»
Автор: педагог дополнительного образования,
Евдокушина Юлия Михайловна.
Рязань, 2021 г.
Аннотация: занятие является составляющей частью учебного-тематического плана 2 года, входящего в комплексную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Театр-студия «Ювента». Цель программы – проверка знаний и навыков актёрского мастерства.
Тема: «Театральный город»
Состав учебной группы:
- Возраст обучающихся – 12-14 лет.
- Количество детей – 15 человек.
Цель: проверка знаний, умений и навыков актёрского мастерства в процессе работы над тренингами, упражнениями и этюдами, формирование интереса к театральному творчеству.
Задачи:
1.проверить и оценить уровень знаний, умений и навыков актёрского мастерства.
2.снять мышечные и психологические зажимы;
3.формировать способности к импровизации;
4. способствовать переходу порога сцены, преодолев страх перед публичным одиночеством.
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Форма организации работы: групповая.
Формы обучения: фронтально - групповая, индивидуально-коррекционная.
Методы обучения:
Для построения занятий используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров, так как при построении данного учебного
занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся
навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи.
Оборудование и материалы.
Для теоретической части занятия: usb - накопитель с музыкой, колонка, ноутбук.
Для практической части занятия: стулья, книги.
Этапы организации занятия (общее время): по академическому времени по 2 часа с переменой 15 минут.
- Организационный момент (15 мин.)
- Основная часть
- теоретическая (30 минут)
- практическая деятельность (60 минут)
- Итог занятия (15 мин.)
Ход занятия.
I. Организационная часть
- проверка готовности к занятию,
- диагностика положительного эмоционального настроя.
II. Основная часть
Теоретическая часть;
Педагог: Здравствуйте, уважаемые гости!
Детское объединение Театр – студия «Ювента» приветствует Вас на открытом занятии. Сегодня для учащихся 2 года обучения состоится совместное выступление перед зрителем. Поприветствуем наших актеров.
Педагог: Сейчас я хотела бы познакомить Вас с тем, чему обучает и что реализует образовательная программу «Театр-студия «Ювента».
Цель образовательной программы - создание условий для развития творческих способностей, самовыражения, социализации детей и подростков, приобщения их к миру искусства через обучение основам театральной деятельности.
Современный мир диктует нам свои условия: чтобы добиться успеха в жизни - надо уметь общаться. Значит, учить детей общению необходимо. Занятия актёрским мастерством в студии развивают в детях коммуникабельность. Важно учить детей думать и видеть мир самостоятельно. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы видим, но не чувствуем окружающих, а театр - это всегда партнёрство, работа в коллективе. Поэтому одной из важнейших задач образовательной программы театра является создание дружного, творческого коллектива.
Образовательная программа предусматривает следующие дисциплины: актёрское мастерство, сценическая речь, пластика.
На втором году обучения педагог театрального объединения определяет главные задачи обучения, такие как:
- раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка;
- снятие зажатости и эмоциональное раскрепощение;
- развитие навыков свободного общения и коммуникабельности;
- формирование умения концентрировать внимание;
- развитие памяти, фантазии, воображения;
- воспитание наблюдательности, волевых качеств, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел;
- формирование способности выступать перед аудиторией;
- воспитание личности, способной к сознательному систематическому творческому труду, к самостоятельной работе над ролью;
- постановка голоса, дыхание;
- умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией.
Открывается дверь, входят обучающие студии и «Новенький»
(условно назовём его так).
1-ый обучающийся(Миша): Здравствуйте, Юлия Михайловна! Здравствуйте, уважаемые зрители! Я привел к нам новенького. Давайте расскажем и покажем ему о нашей удивительной и необычном городе!
Новенький: Я здесь не бывал, но наслышан!
1-ый Миша: Имя этого города «Театральный». Люди, живущие в этом городе, занимаются различной деятельностью: кто поёт, кто танцует, кто шьёт, кто рисует! А сегодня мы посетим один из таких городов, имя которому …
Все: (из-за кулис) «Театр –студия «Ювента»!
1-ый Миша. Так предлагаю всё увидеть своими глазами!
Пока затишье, и пока
Блестит во мраке капля света,
В огромном зале тишина.
Ещё не начался спектакль,
И холодна пустая сцена!
В этот момент выходят обучающиеся «Театр-студии «Ювенты», каждый заняты своим делом: кто- то читает, кто-то репетирует, кто-то пишет и т.д.
Новенький: Вот так город, посмотрите, каждый занят своим делом! А спросим, чем они занимаются! Скажите, вы что-то репетируете?
(1) Миша: Это актёрский тренинг. Я готовлюсь к репетиции. А тренинг помогает раскрепоститься, снять зажимы, освободить мышцы от напряжения, развить внимание, фантазию, воображение, веру в предлагаемые обстоятельства и т.д.
Новенький: А чем ещё вы занимаетесь?
(2) Лера: Формы наших занятий совершенно разные - это беседы, совместное прочтение литературного материала, упражнения, этюды, репетиции, просмотр спектаклей.
Новенький: А как давно вы живёте в этом городе?
(3) Карина: Мы здесь второй год!
(4) Ульяна: А давайте мы вам покажем, с чего всё начиналось и чему мы научились в театре!
Новенький: А мне с вами можно?
Все: Конечно!
Обучающиеся начинают читать стихотворения в зал, направляя его к зрителям.
Актёр, иди туда, смелей!
По театральному закону
Плачь, смейся, сердце не жалей,
Слова любви, как дождь пролей,
Всё до последнего поклона!
Практическая часть;
Педагог: Необходимая и неотъемлема часть во время репетиции, беседы, просмотра, выполнения упражнения - это внимание. В жизни оно непроизвольно и инстинктивно. Для сцены нам нужно воспитать иное качество внимания – целенаправленное, волевое. Итак, следующее упражнение называется «Хлопки».
«Хлопки»
Педагог передает хлопок.
Задача воспитанников — поймать его. «Хлопки – внимание» «Хлопки — ускорение», «Хлопок - вслепую».
Педагог: Ни одно из упражнений предыдущих и последующих, конечно, не может быть верно выполнено, если у исполнителя нет сценического внимания.
Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувство локтя, ощущения себя в коллективе.
Упражнение: Броновское движение «Ходьба по сцене»
Педагог: Итак, внимание наше сосредоточено, теперь необходимо физическое и психологическое раскрепощение, снятие внутренних и внешних зажимов, освободить мышцы от лишнего напряжения. Также существует множество упражнений, построенных как на статике, так и на динамике. Мы покажем цикл упражнений, построенных на постоянном перемещении в пространстве, хаотичном или упорядоченном. Итак, движемся по аудитории, спокойный ритм, стараемся заполнять всю площадку, не оставляя пустых пятен.
Педагог: У каждого человека свой жизненный ритм и темп. Эти понятия столь важные для сценической работы, лежат в основе тематической цепочки упражнений. Ритм – чередование каких-либо элементов в звучании или движении, темп – степень быстроты в осуществлении чего-либо. Понятие темпа на сцене связано с тем, насколько энергично действие. Объединяя эти два понятия, мы определяем не только длительность сцены по времени, скорость реакций, действий, речи, но и увязываем энергию действия с энергией и силой эмоционального переживания, его насыщенностью.
Актёру очень важно попасть в нужный темпо ритм.
Наш повседневный ритм жизни зависит от многих условий, как внутренних, так и внешних.
Начнём упражнения с того, что заменим слово «темп» - на «скорость»
Условно разделяем наше движение на 5 скоростей (как коробка передач).
«Коробка передач — 5 скоростей»
Упражнение на внимание, умение ориентироваться в пространстве, чувство партнёра, темпоритма, уже здесь вера в предлагаемые, фантазия, воображение, распределение мышечной энергии, умение быстро переключаться, чувство свободы.
«Воздух, желе, камень»
Педагог: Итак, третья скорость, игра «Воздух, желе, камень» Когда я говорю «воздух» – ваши движения становятся воздушными, лёгкими, камень – движения скованные, жёсткие, желе - движения плавные, пружинистые.
Теперь упорядочим наше движение, идём по кругу, стараемся держать его ровным, расстояние на вытянутых руках.
Педагог: А сейчас мы добавим предлагаемые обстоятельства, плюс воображение. Зажим как излишнее физическое напряжение, доказывает нам К.С. Станиславский, парализует всякую творческую деятельность, сковывает психическую жизнь человека. Появления зажимов у детей неожиданны и разнообразны. Лучший способ борьбы с этими зажимами – увлечь игрой или предлагаемыми обстоятельствами. Необходимо проводить пластические тренинги на элементарном актёрском уровне, для некоторого овладения своим телом, чтобы справиться не только с психологическими, но и с физическими зажимами.
«Жизнь предметов» (будильник, зеркало, радиоприёмник, воздушный шарик, зонт, кресло, дверь, мусорное ведро, посудомоечная машина)
(Задача: оживить предмет и вдохнуть в него характер)
«Движение в предлагаемых обстоятельствах»
(Идём по песку, мокрому асфальту, смоле, лужам, по берегу моря, скользкому льду, по болоту, углям, тонкой доске, через крапиву и т.д.)
(Педагог задает задачу «представить себя идущего по мокрому песку где вокруг приятное море, а в горизонте закат» почувствовать атмосферу, придумать смену действий и задач по хлопку.
Педагог: А сейчас попробуем сконцентрироваться на одном из предлагаемых обстоятельств и движемся с третьей, первой, второй, пятой, второй и т.д. скоростью. Сейчас по моему хлопку вы принимаете неожиданную для всех позу, и так 3 раза. А сейчас попробуйте её оправдать, что бы вы делали в таком положении.
Педагог: Это и есть актёрский тренинг! А сейчас мы бы хотели познакомить вас с нашими самостоятельными работами!
К.С. Станиславский сказал: «Воображение создаёт то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия – то, чего нет, чего в действительности мы не знаем».
Я всегда поражаюсь и радуюсь детской фантазии. Он и могут придумать то, что нам взрослым никогда не догадаться. Но целенаправленной и организованной её назвать трудно. Поэтому фантазию нужно направлять в заданное русло. Коллективное творчество рождает более глубокие эмоциональные и социальные переживания! Поэтому детям необходим тренинг для развития фантазии. В этом нам помогли этюды:
Показ самостоятельных этюдов на тему «Поваренная книга»
Этюд «Про наблюдения в моей семье»
Новенький: Мне понравился ваш чудесный город! А что, наше путешествие заканчивается?!
Педагог: Для тебя оно только начинается! Уважаемые зрители, надеюсь, вы узнали много нового и не скучали! Наше занятие подходит к концу! С вами были мы – «Театр-студия «Ювента»!
Общее исполнение обучающихся:
Спектакль закончился, пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал: «Вся жизнь-игра!» -
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!
Благодарим за внимание! До свидания! До новых встреч!
Подведение итогов.
Рефлексия.