Сценарий театральной постановки "Нежность"
Во все времена тема любви была актуальна. Скульпторы, актеры, музыканты черпали от нее вдохновение, создавая произведения искусства, наделяя их новыми и новыми смыслами, посвящали их своим возлюбленным и супругам. Поэты и писатели воспевали в возвышенных строках «великую науку», которая до сих пор для многих остается загадкой.
Но в современном обществе многое изменилось, происходит переход от возвышенного понимания любви к плотскому, бытовому. Темп жизни ускоряется, и мы зачастую не оглядываемся по сторонам, не хотим замечать людей вокруг, чувства окружающих нам становятся чужды. Все чаще современные люди стремятся к экономическому благополучию, нежели наполнению духовного мира, поскольку последнее требует больших затрат времени и сил.
Театральная постановка "Нежность" ориентирована на детей 9-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nezhnost_shablova_popova_saklakova.docx | 283.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района
Санкт-Петербурга «На Ленской»
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ
«НЕЖНОСТЬ»
методическая разработка
Авторы - разработчики:
Шаблова Алина Александровна,
Саклакова Анастасия Андреевна,
Попова Юлия Александровна,
педагоги дополнительного образования
Санкт-Петербург
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка……………………………………………..……...……...3
- Действующие лица…………………………………………………………….…..4
- Сценарий театральной постановки.……………….………………………….….5
- Список литературы…………………………………………………………….....12
- Приложение 1. Музыкальное и художественное оформление………….….….13
- Приложение 2. Фотографии художественного оформления ………………….14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Любовь не может быть самоцелью, иначе она теряет всякий смысл»
Мать Тереза
Актуальность
Во все времена тема любви была актуальна. Скульпторы, актеры, музыканты черпали от нее вдохновение, создавая произведения искусства, наделяя их новыми и новыми смыслами, посвящали их своим возлюбленным и супругам. Поэты и писатели воспевали в возвышенных строках «великую науку», которая до сих пор для многих остается загадкой.
Но в современном обществе многое изменилось, происходит переход от возвышенного понимания любви к плотскому, бытовому. Темп жизни ускоряется, и мы зачастую не оглядываемся по сторонам, не хотим замечать людей вокруг, чувства окружающих нам становятся чужды. Все чаще современные люди стремятся к экономическому благополучию, нежели наполнению духовного мира, поскольку последнее требует больших затрат времени и сил.
В настоящее время особенно ярко проявились две проблемы. Во-первых, происходит подмена понятия «любовь» другими понятиями «влюбленность», «одержимость», «страсть». Во-вторых, среди молодежи появилось устойчивое нежелание создавать крепкие, долгие отношления, именуемые семейными узами брака. Особенно проблема затронула поколение Z – людей, рожденных во второй половине 90-х гг. Молодежь стремится к индивидуализму и получению максимального удовольствия от жизни. Личная свобода становится выше свободы окружающих. «Жить здесь и сейчас» – вот один из принципов центениалов. Чувства, эмоции, глубинные отношения между мужчиной и женщиной становятся не модными. Но где истинная любовь? Данные вопросы поднимаются в театральной постановке «Нежность» по одноименному роману Давида Фонкиноса, которая создавалась как повод к диалогу с подростками и молодежью об истинной ценности любви, семьи и брака.
Предполагаемая зрительская аудитория: учащиеся 9-11 классов, учителя, родители.
Цель постановки: популяризация института семьи среди подростков и молодежи.
Задачи:
- воспитывать нравственные идеалы через заботу о ближнем;
- способствовать осмыслению возможности создания семьи путем длительной работы двух людей;
- выявление различий между понятиями «влюбленность», «любовь», «одержимость», «страсть», «нежность»;
- формирования ответственного отношения к сказанным словам и совершенным поступкам.
Ожидаемые результаты:
- передача нравственных идеалов молодому поколению, сформированных и переданных предыдущим поколением людей через письменные и устные источники;
- приобретение обучающимися навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни;
- знакомство с чувственно-эмоциональным миром людей разных возрастов, полов и национальностей;
- формирование общечеловеческих и духовных ценностей.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Натали Кёр – девушка 27лет, вдова, француженка, живет одна в квартире; не может забыть мужа, Франсуа, поэтому старается отвлечь себя работой; редко готовит сама, часто покупает еду в кафе; работает в шведской фирме 5 лет руководителем одного из подразделений; в душе хочет любить и быть любимой; надломленная, загадочная, любящая, уязвимая, мудрая, любит читать Достоевского и Толстого.
Франсуа Кёр – муж Натали, старше ее на 3 года, оптимист, работал в банке. Умер после 7 лет совместной жизни в браке.
Маркус Ландель - мужчина 32 лет, родился в Швеции, в г. Упсала, живет с родителями; деликатный, застенчивый интроверт, эрудированный, бесхитростный, пунктуальный, начитанный, оптимист, неэгоистичен, незлопамятен; работает в фирме 6 лет; боится быть оскорбленным женщиной.
Шарль Дюбуа - мужчина, 35 лет, женат, есть ребенок 10 лет. Уже 8 лет является начальником фирмы, в которой работает Натали. Любит женское внимание; умен, целеустремленный, 5 лет ухаживает за Натали и испытывает к ней нежность, проявляет уважение к чувствам Натали. Расчетлив, способен самоутверждаться за счет женщины, манипулятор.
СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ «НЕЖНОСТЬ»
(по роману Д. Фонкиноса)
1 сцена
(Квартира Натали. На сцене: на заднем плане посередине – деревянный стеллаж в виде невысоких ступеней с белыми ящиками внутри, на переднем плане слева – деревянный стол и два деревянных стула, на переднем плане справа – деревянная скамейка, невысокий фонарь с двумя лампами. На столе стоит советский проводной телефон, маленькая вазочка с сушеной лавандой, лежит фотоальбом. На скамейке лежит подушка и книга.
Натали выходит с кружкой и садится за столом, листает фотоальбом. Затемнение.)
(Видеозарисовки, последовательно сменяющие друг друга в стиле старой киноленты: Натали и Франсуа знакомятся в кафе, Натали и Франсуа вместе собирают пазл, Натали и Франсуа играют в снежки и обнимаются. Длительность: 1.5. мин. По окончанию на сцене медленно включается свет.)
Натали: На выходных Натали часто чувствовала себя вымотанной. Она любила по воскресеньям полежать на тахте с книжкой, пытаясь чередовать прозу и грезы. Рядом вырос Франсуа: «Чего читаешь?» Она ответила, что одного русского писателя, не уточняя какого: ей показалось, что он спросил просто так, из вежливости, механически. Было воскресенье. Она любила книжки, он любил пробежки. На нем были эти его смешные шорты. Он скакал по всей комнате. Такая у него была манера: он всегда первым делом разогревался в гостиной и делал шумный вдох перед тем, как выйти за дверь, словно хотел оставить по себе зияющую пустоту. На этот раз у него получится, это точно. Уходя, он наклонился к жене и что-то ей сказал. Как ни странно, она так и не сможет вспомнить, что именно. Их последний разговор испарится как дым. А потом она уснула.
Когда она проснулась, то не сразу поняла, долго спала или нет. Десять минут? Час? Все осталось прежним, таким, как когда она уснула. Да, все было точно таким же. Телефон зазвонил в этот самый момент. Звонок смешался с паром от чая: ощущение было до странности одинаковым.
Примчавшись в приемный покой больницы, она не знала, что говорить, что делать. Довольно долго стояла столбом. Наконец в регистратуре ей сказали, в какой палате ее муж, и она увидела его. Он лежал на кровати. Неподвижно. Она подумала: как будто спит. Он никогда не ворочается по ночам. А сейчас просто ночь, самая обычная ночь.
Через несколько дней он умер. Она все время думала об этом их последнем мгновении вдвоем. Это было слишком нелепо. Как, каким образом такое огромное счастье могло вдруг взять и разлететься вдребезги? Оставить по себе лишь смешную картинку: мужчина скачет по гостиной? И еще эти слова, что он сказал ей на ухо. Она никогда их не вспомнит. Может, он вообще просто подул ей на макушку. Уходя, он наверняка был уже призраком. Конечно, призраком в человеческом облике, но он не мог производить звуки, только тишину.
За семь лет совместной жизни он успел распространиться повсюду, оставить свой след на каждом ее вздохе. Это было ужасно. После похорон у Натали было единственное желание: остаться одной.
2 сцена
(Ресторан. Шарль ставит на стол 2 прозрачных изящных стакана, убирает в белые ящики в стеллаж телефон, Натали убирает подушку и книгу в другой белый ящик.)
Натали: Не успеешь вздохнуть, а время пролетело. Натали работала в своей шведской фирме уже пять лет. Пять лет всяческих проектов, беготни и поездок вверх-вниз на лифте.
Шарль: Шарль был просто счастлив иметь такую сотрудницу в своем ближайшем окружении.
Натали: И нередко приглашал ее к себе в кабинет, просто чтобы похвалить, в конце рабочего дня, …когда все расходились по домам. Но ничего такого себе не позволял. Наверное, он испытывал к ней нежность и ценил моменты, когда они оставались наедине. Конечно, он пытался создать почву для более двусмысленных отношений. Любая другая женщина сразу бы раскусила его маневры, но Натали жила в странном тумане моногамии. В состоянии, лишающем способности воспринимать попытки обольщения сколько-нибудь объективно. Она находила, что он приходит несколько чаще, чем надо. Пыталась дать ему это понять. Он что, хочет занять место Франсуа? Ему ли кататься на месте «смертника»?
Шарль: В этот вечер все могло быть иначе. Она наконец согласилась, они поужинают вместе. Он вынул из рукава козырь, против которого не поспоришь: надо отметить ее повышение. Быть может, Натали снова вспомнит, что такое беззаботный вечер.
Он предусмотрительно не стал приглашать ее в ресторан со свечами, не стал торопиться с романтической обстановкой, которая могла показаться ей неуместной. В первые минуты все шло прекрасно, они сидели, перекидывались короткими фразами. И все же что-то не позволяло ей оторваться от земли.
Натали: Ну… так почему меня повысили?
Шарль: Потому что ты великолепный работник… и еще, по-моему, ты потрясающая, вот и все. (Пауза) Почему ты спрашиваешь? Чувствуешь, что это не все?
Натали: Я? Я ничего не чувствую.
Шарль: Натали…(нежно кладет свою руку на руку Натали, но она ее убирает)
(пауза)
Натали: Но… почему ты спрашиваешь?
Шарль: А почему ты только и делаешь, что задаешь вопросы? Почему ты никогда не отвечаешь?
Натали: Потому что я не знаю…
Шарль: Тебе не кажется, что пора сдвинуться с мертвой точки? Я не прошу тебя забыть Франсуа… но нельзя же всю жизнь сидеть взаперти… ты же знаешь, я на все готов для тебя, ты же знаешь, насколько…
Натали: Но ведь ты женат…
Шарль: Шарль удивился: с чего это она вдруг упомянула его жену? Это могло показаться ненормальным, но он про нее забыл. Он не был женатым мужчиной, который ужинает с другой женщиной. Он был просто мужчиной, здесь и сейчас. Да, он был женат.
При чем тут моя жена? Почему ты о ней заговорила? Это же тень! Мы вообще не соприкасаемся.
Натали: Ну так уйди от нее.
Шарль: Ради тебя я уйду от нее немедленно.
Натали: Не ради меня… ради себя. Прости, что не ответила тебе сразу… я растерялась…Так тяжело подобрать слова для того, что я чувствую, но по-моему, сейчас я могу тебе ответить: ты мне не нравишься. Мне даже не по себе от того, как ты пытаешься меня соблазнить. Может, я просто вообще не смогу больше никого любить, но даже если когда-нибудь мне покажется, что это возможно, это будешь не ты, я знаю точно.
Шарль: Вечер прошел путь «Титаника». В начале праздник, в конце — кораблекрушение и смерть. (Пауза) Правда часто похожа на айсберг.
(Шарль уходит, унося со сцены 2 прозрачных стакана)
3 сцена
(Кабинет Натали)
Натали: Прошло уже несколько месяцев с тех пор, как Натали вернулась на работу. В первое же утро она столкнулась с ужасной вещью — календарем. Из уважения к ней никто не прикасался к ее вещам.(достает из белого ящика отрывной календарь, перелистывает его) Через два дня ее муж попадет под машину, но на этом листочке он был еще жив. С тех пор, как он умер, каждый день казался невероятно тяжелым грузом. И вот за несколько секунд, листая дни, она могла наглядно увидеть, какой путь прошла. На всех этих страничках она еще была там, в прошлом. А теперь настало сегодня.(аккуратно отрывает листик от календаря)
Маркус: (В дверь постучали). Здравствуйте, не помешал Вам?(в кабинет заходит Маркус) Я —Маркус, ваш сотрудник … родом из Упсалы, никому не интересного шведского городка. Швеция занимает первое место в мире по количеству самоубийц на душу населения. Единственная альтернатива самоубийству — эмиграция во Францию, должно быть.
(Натали обратила внимание) — Мне надо с вами посоветоваться о деле номер 114.
Натали: Сегодня Натали совершенно не хотелось работать. Ею овладела какая-то безнадежность: еще немного, и она бы отправилась в отпуск в Упсалу, а это что-нибудь да значит. В его глазах Натали была воплощением высшей, недоступной женственности и в придачу тем фантазмом, в какой у некоторых людей превращаются все вышестоящие, все, кто имеет над ними власть.
(Натали целует Маркуса. Папки из рук Маркуса падают на пол, Натали их поднимает,отдает.)
Натали: О деле номер 114 мы поговорим в другой раз.
(Маркус убегает за кулисы. Натали уходит за кулисы. Маркус возвращается на сцену.)
Маркус: Этот поцелуй был грандиозным событием для всего его человечества! (Маркус заходит на ступеньки стеллажа)
В тот вечер ему хотелось кричать, рассказывать о себе всем встречным и поперечным. О себе, человеке, у которого на губах вкус губ Натали. Ему хотелось вскочить в поезд и сойти на первой попавшейся станции, просто так, ради непривычного ощущения. Ему хотелось сойти с ума: лучшее доказательство того, что он был в своем уме.
Дойдя до дома, он вдруг растерялся. У него все было разложено по полочкам, но…... не мог вспомнить куда положил ключи. Как можно вечером забыть то, что прекрасно знал утром?
4 сцена
(Натали выходит на сцену)
Маркус: (заходя в кабинет Натали) Волосы у Натали были совершенно гладкие. И поразительно красивые. Если бы она их собрала, как иногда делала, все было бы гораздо проще. Но перед этим волосяным явлением он онемел.
Натали: Да, Маркус, что у вас? (говорит поверх речи Маркуса) Спасибо, вы очень любезны.
Маркус: Нет, правда, я их обожаю.
Натали: Вы же, наверно, пришли не только для того, чтобы поговорить о моих волосах?
Маркус: Нет… нет…
Натали: Ну так? Я вас слушаю.
Маркус: …
Натали: Маркус, вы здесь?
Маркус: Да…
Натали: Ну так?
Маркус: Я бы хотел знать, почему вы меня поцеловали.
(Долгое молчание)
Натали: Не знаю.
Маркус: Не знаете?
Натали: Нет, не знаю. И не задавайте впредь таких вопросов
Маркус: Вы не можете вот так меня бросить. Вы должны мне объяснить.
Натали: Их поцелуй был как современное искусство. (Маркус медленно идет за кулисы, сминая листок бумаги в руке, и вскоре скрывается, бросив комок бумаги в кабинете)
Уже потом она задумалась: откуда взялся этот поцелуй? Да ниоткуда, просто так. Наши внутренние биологические часы не поддаются контролю. Сначала она хотела умереть, потом попыталась вздохнуть, потом смогла дышать, потом есть, она смогла даже вернуться на работу, улыбаться, быть сильной, быть общительной и женственной, а потом время пошло рывками, поскакало по ухабам восстановительных работ.
И в этот самый момент в комнату вошел Маркус.
Маркус…куда же Вы?(подбирает листок бумаги и убегает за кулисы)
(Место действия – крыша. Маркус сидит на стеллаже, Натали подходит к нему.)
Натали: Маркус, я хотела извиниться. Я не знала, что вам ответить. И, честно говоря, до сих пор не знаю… Не знаю, что на меня нашло. Какой-то физический импульс, это точно… но мы с вами вместе работаем, и, должна признать, это было совершенно неуместно.
Маркус: Вы говорите как американка. Это скверный признак.
Натали: Вы появились в минуту, когда я замечталась и не успела вернуться к реальности.
Маркус: Но эта минута была самой реальной в моей жизни!
(Пауза, Натали садится на край стеллажа)
Натали: Я тоже иногда здесь прячусь, видимо, никто, кроме нас, сюда не приходит. (Пауза)
Маркус: Вы простудитесь, а я даже не могу предложить вам пальто.
Натали: Что ж, простудимся оба. По крайней мере, хоть в этом между нами не будет разницы.
Маркус: А Вы вредная.
Натали: Да ничего не вредная. И никакой не было вредности в том, что я сделала… Ну в конце-то концов, что за преступление я совершила!
Маркус: Значит, вы ничего не понимаете в чувствах. Поцелуй от вас, а потом вообще ничего — это, безусловно, преступление. В царстве черствых сердец вы пошли бы под суд.
Натали: В царстве черствых сердец?.. Не привыкла слышать от вас такие речи.
Маркус: Естественно. Не говорить же мне стихами о деле номер 114.
(Натали и Маркус стоят спиной друг к другу)
Натали: Холод менял их лица
Маркус: И усиливал некоторую несправедливость
Натали: (поглядывая на Маркуса): Маркус приобретал синеватый, чтобы не сказать синюшный оттенок
Маркус: (поглядывая на Натали) Тогда как Натали покрывалась бледностью, словно неврастеничная принцесса
(Пауза)
Натали: Наверно, нам лучше вернуться
Маркус: Да… и что теперь будет?
Натали: Но… теперь-то уж хватит. Чего еще? Я извинилась. Не роман же нам из-за этого заводить, в конце концов.
Маркус: А почему нет? Получилось бы интересно, я был бы не против почитать такой роман.
Натали: Ладно, хватит. Я вообще не понимаю, зачем я тут с вами разговариваю.
Маркус: Согласен, хватит. Но сначала мы прогуляемся. Вы любите театр?
Натали: Что люблю?
Маркус: Мы вместе посмотрим спектакль, у меня есть билеты. А потом больше не будем об этом говорить, обещаю.
Натали: Я не могу.
Маркус: Ну это-то вы мне должны… всего один вечер.
5 сцена
(Место действия – театр. Маркус отодвигает стол за кулисы и передвигает стул для Натали, но Натали берет себе стул. Возникает неловкость. Два стула ставят анфас, левее от центра.)
Маркус: В театре такие тесные сиденья. Маркус чувствовал себя решительно не в своей тарелке. Не говоря уж о другом обстоятельстве, усиливающем его пытку: ничего нет хуже, чем сидеть рядом с женщиной, на которую до смерти хочется смотреть. Для него спектакль шел справа, а не впереди, на сцене. Тем более пьеса была шведская! В придачу автор учился в Упсале. После театра наверняка зайдет разговор о пьесе, и он будет выглядеть дурак дураком. Надо любой ценой сосредоточиться и заготовить несколько метких суждений.
(спектакль закончился Маркус и Натали аплодируют)
Натали: По-моему, теперь нам надо попытаться расслабиться
Маркус: Но Вы, наверное, устали?
Натали: Пойдемте прогуяемся, сегодня тепло
(Натали и Маркус встают со стульев и медленно идут к скамейке, Натали садится, Маркус начинает рассказывать анекдот и зажигает фонарь.)
Маркус: Однажды шведская полиция разыскивала преступника, а тот, как полагали сыщики, сбежал в Финляндию. Шведские власти запросили финских коллег о помощи в розыске и выдаче преступника. С этой целью финским полицейским были переданы среди прочего и фотографии разыскиваемого: две в профиль, слева и справа, и одна анфас. Через несколько дней финны известили шведских полицейских: «Человека, снятого с левой стороны, и человека, снятого справа, мы уже нашли и арестовали. В настоящее время ведем розыск лица, снятого анфас».
(Натали немного смеется. Натали и Маркус встают со скамейки, подхоят к стеллажу, на среднюю ступень садится Натали.)
Маркус: А знаете, что давление для продувки картриджей промышленных фильтров должно быть в промежутке от 0,5 до 0,55 Мегапаскаль
Натали поправляет воротник Маркуса
Маркус: (смущенно)Мне лучше уйти.
Натали: Почему?
Маркус: Нет… просто…
Натали: Просто что? Я вам надоела?
Маркус: Нет… конечно же нет… вы мне даже мертвая не можете надоесть…
Натали: Тогда что?
Маркус: Тогда ничего. Просто вы мне нравитесь. Вы мне действительно нравитесь.
Мне хочется только одного: опять вас поцеловать… но я даже на миг не могу вообразить, что нравлюсь вам… так что, по-моему, нам лучше больше не видеться… я точно буду страдать, но такое страдание приятнее, если можно так выразиться…
Натали: Вы все время вот так сидите и думаете?
Маркус: А как я могу не думать? Как я могу просто так сидеть напротив вас? Вот вы бы могли?
Натали: Сидеть напротив меня?
Маркус: Вот видите, я несу какую-то ерунду. Мне лучше уйти.
Натали: Я бы предпочла, чтобы вы остались.
Маркус: Вы-то зачем тут со мной?
Натали: Не знаю. Я только знаю, что мне с вами хорошо, что вы естественный… предупредительный… деликатный. И знаю, что мне это нужно, вот.
Маркус: И это все?
Натали: Это уже много, разве нет?
(пауза)
Маркус: Извините, мне пора бежать, спасибо за вечер!
(Маркус быстро убегает за кулисы, Натали сидит, смотря вслед Маркусу. Место: квартира Маркуса. Маркус выходит на сцену и садится на скамейку.)
Маркус: До той слезы, которую он пытался сдержать при Натали, ему случалось плакать дважды.
Первая слеза относилась к далекому прошлому, когда он еще жил в Швеции, и к девушке, отзывавшейся на нежное имя… Бригитта относилась к занятной категории точных женщин. По любому поводу она была способна высказать ясное и однозначное суждение. Это касалось и ее красоты: по утрам она вставала с выражением триумфа на лице. Стоило ей войти в комнату, как все мужчины начинали мечтать о ней, а женщины — инстинктивно ее ненавидеть. И тогда она придумала гениальный способ утихомирить страсти: встречаться с самым невзрачным парнем. Роль счастливого избранника выпала Маркусу, не понимавшему, с чего это центр мироздания вдруг проявил к нему интерес.
Союз этот вызвал множество пересудов. Когда по вечерам они вместе выходили из лицея, все провожали их ошарашенным взглядом. Он знал, что внешне не слишком привлекателен, но не считал чем-то сверхъестественным, что встречается с красивой женщиной. Он многому научился и старался блистать остротой ума. Надо признать, не без успеха. Изъяны его лица становились почти незаметны под флером, так сказать, некоторого обаяния.
Однако все это обаяние разлетелось вдребезги, когда он попытался коснуться ее губ, она не сумела совладать с рукой и пять ее пальцев впечатались в щеку изумленного Маркуса. Каждое тело изъясняется по-своему. Так он плакал перед женщиной в первый раз.
(выключает одну лампу на фонаре)
Он получил диплом бакалавра в шведском варианте и решил уехать во Францию. В страну, где женщины не были Бригиттами. Прожив три года один в городе и отчаявшись найти любовь, он решил поучаствовать в speed dating. То есть ему предстояло встретиться с семью женщинами, с которыми он мог говорить в течение семи минут. Он был убежден, что ему понадобится минимум столетие, чтобы убедить группу представительниц противоположного пола последовать за ним по узкой тропе его жизни. Но случилось нечто странное: с первой же встречи у него возникло ощущение взаимности. Девушку звали Алиса, она работала в аптеке и иногда вела там школу красоты. Их встреча прошла на редкость естественно, и, завершив серию свиданий, они встретились снова, чтобы растянуть подольше положенные семь минут. Которые превратились в дни, а затем и в месяцы.
Но их история длилась меньше года. Маркус обожал Алису, но не любил ее. Жестокая математика: раз в жизни ему попался кто-то хороший, а он абсолютно не был влюблен. В Маркусе была какая-то очень мягкая, трогательная простота, смесь спокойной, надежной силы и обезоруживающей слабости. Именно из-за этой слабости он оттягивал неизбежное, то есть расставание с Алисой. Но в одно прекрасное утро все-таки ушел. Особенно больно его ранило страдание девушки. Он не сдержал слез, но знал, что это правильное решение.
Так он плакал перед женщиной во второй раз.
(Маркус выключает вторую лампу на фонаре)
И тут Натали вдруг взяла и поцеловала его. И что же чувствовать после свидания с ее губами?
(Приходит смс Маркусу: «Спасибо за этот прекрасный вечер». Ответ Маркуса: «Спасибо за то, что сделали его прекрасным». Затемнение. Актеры уносят стулья за кулисы)
6 сцена
(Место действия – коридоры на работе)
Маркус: Когда свидание проходит удачно, вы сходите с ума от восторга. А потом, мало-помалу, здравый смысл заставляет задуматься, что же будет дальше. Если дело плохо, то, по крайней мере, все ясно как день: вы больше не встретитесь. Но как быть в обратном случае
(Маркус и Натали ходят из одного угла сцены в другой с большим количеством документов.
Первая диагональ – Маркус и Натали сталкиваются, документы и папки падают на пол, вместе их собирают. Вторая диагональ – улыбнулись друг другу и прошли мимо. Третья диагональ – Натали улыбается, сталкивается с Шарлем, одна папка падает на пол и Натали ее поднимает.)
Шарль: Доброе утро, Натали!
Натали: Доброе, у меня много работы (пытается пройти, Шарль хватает за руку крепко и притаскивает к себе, Натали дает пощечину.) Вот так.
Шарль: (тихо) Но так не пойдет! Я могу тебя уволить за это.
Натали: А я могу подать на тебя в суд за домогательства. Хочешь, покажу тебе мейлы, которые ты мне слал?
Шарль: Почему ты так со мной разговариваешь? Я всегда уважал твою частную жизнь.
Натали: Ну конечно. Ты в своем репертуаре. Ты просто хотел со мной ….
Шарль: (сквозь зубы, прерывая последнее слово) Честное слово, я тебя не понимаю.
Натали: А я не понимаю, что тебе нужно от Маркуса?
Шарль: Я пригласил его на ужин, потому что хотел с ним познакомиться… уразуметь, как ты могла выбрать такого урода, такое ничтожество. Что ты отвергаешь меня, я могу понять, но этого, знаешь ли, не пойму никогда…
Натали: Замолчи!
Шарль: И не думай, что я это так оставлю. Я только что переговорил с акционерами. С минуты на минуту твой дорогой Маркус получит крайне лестное предложение. Предложение, отвергать которое — самоубийство. Одно неудобство: это место в Стокгольме. Но с таким окладом, что, думаю, колебаться он будет недолго.
Натали: До чего ж ты пафосный. И что мне мешает уволиться и поехать с ним?
Шарль: Ты не можешь так поступить! Я тебе запрещаю!
Натали: Честное слово, ты мне надоел…(Натали начинает быстро уходить)
Шарль: И тем более ты не можешь предать Франсуа!
(Натали оборачивается, смотрит в упор на Шарля. Он уходит за кулисы. Натали садится на стеллаж)
Натали: Отправление: 16.33 — Париж (Сен-Лазар). Прибытие: 18.02 — Лизьё. На вокзале Натали взяла напрокат машину. Последний раз она сидела за рулем очень давно, боялась, что утратила навык. Погода мало чему способствовала, начинался дождь. Она ехала по узким дорогам все быстрее, говоря «здравствуй» грусти. Дождь мешал обзору, временами она почти ничего не видела.
И тут что-то произошло. Какая-то секундная вспышка, прямо так, на шоссе. Она вдруг снова увидела сцену поцелуя с Маркусом. В момент, когда эта картина встала у нее перед глазами, она о нем не думала. Совсем не думала. Видение явилось резко и властно. Она стала вспоминать все минуты, когда они были вместе. Катила вперед и уже жалела, что уехала, ничего ему не сказав. Она сама не знала, почему не подумала об этом. Просто она так быстро убежала! Первый раз вот взяла и ушла из офиса. Она знала, что не вернется туда никогда, что какая-то часть ее жизни теперь остановилась. Что пора катить вперед. Но она решила остановиться на заправке. Совсем незнакомое место. Наверно, свернула не на ту дорогу. Темнело, вокруг не было ни души. И этот триптих, классический образ отчаяния, довершал дождь. Она послала смс Маркусу. Просто чтобы сказать, где она. (На сцену выходит Маркус, на передний план, слева от зрителя)
Через две минуты пришло сообщение:
Маркус: Сажусь в ближайший поезд на Лизьё. Если ты там, побудь еще. Тем более вышли почти стихи.
7сцена
(Место действия – сад. Маркус садится на скамеку, Натали уходит и переодевается в платье)
Маркус: (рассматривает фотоальбом) Натали любила читать, это была их общая прекрасная черта. Маркус часто наблюдал за Натали. Образ, обитавший в его фантазмах, плохо вязался с ее реальным образом. Теперь, когда она предстала перед ним в другой обстановке, где ей не нужно было все время притворяться, он вдруг почувствовал ее уязвимость и слабость. Чем меньше она себя сдерживала, тем сильнее проявлялась ее подлинная натура. Ее слабость, ее боль парадоксальным образом проступали в ее улыбках. В полном соответствии с эффектом качелей, Маркус стал примерять на себя роль человека более сильного, чуть ли не покровителя. С ней он чувствовал себя интересным, живым, почти мужественным. Ему хотелось бы всю жизнь жить энергией этих минут.
Натали: Когда я была маленькая, я всегда ходила в этот сад по утрам. Здесь на заре такая странная атмосфера. Когда я играла в прятки с кузенами, тот, кто водил, вставал у этого дерева и считал. Это было долго. Мы считали до 117.
Маркус: Почему до 117?
Натали: Не знаю! Просто решили, что будет 117, и все.
Маркус: Хочешь, поиграем сейчас? (Натали закрывает руками глаза и садится спиной к зрителю на верхнюю ступень стеллажа)
Маркус: Маркус пошел искать, где спрятаться. Он шел через все возрасты Натали. В семь лет она, наверно, стояла за тем деревом. В двенадцать — точно залезала в этот куст. Подростком она забросила детские игры, проходила мимо ежевичных кустов, надув губы. Здесь Франсуа бежал за ней, пытаясь сорвать с нее ночную рубашку, поймал, она пыталась вырваться, покатились по земле, а потом оказалась одна. Где он? Его больше не будет здесь никогда. В этом месте не росла трава. Натали в ярости вырвала ее всю... Он шёл по саду, словно по измученной душе Натали. А потом выбрал место в самом её сердце. И спрятался в нём.
Танец
(Видеозарисовки, последовательно сменяющие друг друга в стиле старой киноленты: жизнь Натали и Маркуса после свадьбы)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Фонкинос Д. Нежность. – М.: Астрель, 2012. – 320 с.
- Костерина М. Г. Семантика цвета в художественном творчестве // МНКО. 2014. №4 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semantika-tsveta-v-hudozhestvennom-tvorchestve (дата обращения: 12.12.2019).
- Коваленко Ю. Чтобы понять Россию, надо читать Пушкина// Культура. – 2016. – 31.авг. URL: http://portal-kultura.ru/articles/books/139128-david-fonkinos-chtoby-ponyat-rossiyu-nado-chitat-pushkina (дата обращения: 12.12.2019).
- Рыжова Е. Давид Фонкинос. Нежность// Зеленая лампа. Литературный дискуссионный клуб. URL: http://herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?ID=17603 (дата обращения: 12.12.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Музыкальное и художественное оформление
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Andre Gagnon «Nouveau départ» (лейтмотив театральной постановки)
- Andre Gagnon «Claire»
- Andre Gagnon «Douce Amanda»
- Евгений Гальперин «Капли и гвозди»
- Евгений Гальперин «Верить, что не убьют»
- Good Mood Music Academy «Изысканный вкус»
- Antonio Vivaldi «Concerto №3 in F major Op. 8 RV 293 Autumn Lautunno Allegro»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ:
В основе художественного решения заложены следующие художественные решения:
- Цветовое сочетание – сиреневый (цвет Натали, цвет нежности), зеленый (цвет Маркуса, цвет расцвета и новизны) и бежевый (цвет Шарля, цвет строгости, монотонности). Бежевый цвет также присутствует в деревянных предметах мебели. Поэтому леймотивным атрибутом является лаванда – символ нежности, спокойствия и умиротворенности, соединяющий в себе три перечисленных цвета.(см. фото №1, №2)
- Пространство сцены условно разделено на три зоны: кабинет – стол и два стула, крыша здания и улица – стеллаж, квартира Маркуса и квартира Натали – скамейка и фонарь.
- Для удобства перемещения реквизита по сценической площадке использованы стеллаж с белыми ящиками внутри (см. фото №3)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Фотографии художественного оформления