Методическая разработка учебного занятия с использованием Интернет-ресурсов «Театральные Маски»
Цель: познакомить с театральными масками, их значением, характорое
Задачи:
- обучающая – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье;)
- развивающая – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
- воспитывающая – воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balashova_metodicheskaya_razrabotka_maski.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
учебного занятия с использованием Интернет-ресурсов
«Театральные Маски»
Балашова Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
руководитель театрального коллектива «На Счастливой»
ГБУ ДО ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга
Занятие для воспитанников 2-3-го годов обучения.
Возраст - 9-11 лет.
Цель занятия:
- Познакомить с театральными масками, их значением, характером;
Задачи:
- обучающая – научить формам приветствия представителей разных эпох (Др.Греция, Др. Рим; Средневековье;)
- развивающая – развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления;
- воспитывающая – воспитание потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры и умение использовать приобретенные знания для расширения кругозора и осознанного формирования собственной культурной среды.
Оборудование:
элементы костюмов, реквизит; мультимедийный проектор, ноутбук; Презентация к уроку. Бутафорские маски
Методы и формы:
словесный;
объяснительно-иллюстративный;
обсуждение итогов занятия;
опрос фронтальный.
Конспект занятия
I этап. Организационный момент. (10мин).
ЦЕЛЬ: Настроить студийцев на восприятие нового материала.
Учитель:
Приветствие студийцев. «Комплимент»
Мы продолжаем с вами погружение в мир театра. Сегодня у Вас будут новые открытия. Безусловно, многие из Вас уже кое-что знают о предметах нашего сегодняшнего разговора… И всё-таки каждый из нас сегодня удивится и порадуется. Готовы? - Да! – Все кричим: «Ура!!!» - «УРА!!!» - и начинаем занятие…. – « С чего?» - «С разминки» - «Совершенно верно!»
II этап. Повторение пройденного материала. (20 мин.)
ЦЕЛЬ: Подготовить психофизический аппарат учеников к активной работе.
Повторить пройденный материал.
Создать предпосылки для выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Побудить к показу моделей выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гордость и др.) Закрепить элементы выразительных движений: мимику, жесты, позы, походку.
Педагог: Потянулись вверх – расслабились. Повторяем 3-5раз. Проверяем свободу и силу наших мышц; Упр. « Марионетка» кто проведёт? -…. Упр. Проводит кто-то из учеников/методом «зеркало»/
Педагог продолжаем актерский тренинг массажем. Какие виды массажей вы знаете?
(Ответы детей)
Под руководством педагога проводятся массажи.
Гигиенический массаж. Цель массажа: разогреть мышцы лица, шеи.
Вибрационный массаж. Цель массажа: разбудить резонаторы.
Учитель: Какие виды гимнастик использует актер для подготовки голосо-речевого аппарата? (ответы студийцев: артикуляционная, дыхательная, дикционные упражнения, голосо-речевые упражнения)
Педагог: «Кто проведет артикуляционную гимнастику?» -….. короткие разминки проводят воспитанники
Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Пятачок, улыбочка», «Рыбка», «Вкусная конфета», «Дотянись до неба».
Дыхательная гимнастика. Упражнения «Кукушка», «Комарик», «Со скакалкой я скачу».
Дикционные упражнения. Проговаривание скороговорок. Игра «Кидаем мячи»
Голосо-речевые упражнения. «Чудо-лесенка» , «Колокола»./
Педагог: «спасибо. А чем же ещё актёры помогают себе стать другими людьми?» - «они меняются»… - «Да, в театре это называется – перевоплощаются. Как вы думаете какие виды перевоплощения существуют?»….. (Внутреннее и внешнее).
Делимся на пары. Упр. «Зеркало» на внутреннее перевоплощение – передать настроение.
Упр. «Тень» - на внешнее перевоплощение.
Игра «Передай Маску»
III этап – Изучение нового материала. /20 мин./
ЦЕЛЬ: Познакомить студийцев с историей возникновения масок, с различными типами масок, рассказать о применении масок и значении цвета в маске. На примере комедии «дель арте» показать значение маски в создании образов.
Педагог: Театр начинается с игры. Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театр. Маска – это неотъемлемый атрибут театральных представлений, карнавальных шествий, которые проходят в Бразилии и Венеции. Посмотрим, какими они были и какими стали сейчас.
Слайд «Древние маски»
Слайд «Маски народов мира»
Слайд «Венецианские маски»
Студийцы смотрят демонстрационный материал.
«Маски» – от латинского «личина», в глубокой древности применялись в обрядах, связанных с трудовой деятельностью людей. Например, перед началом посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также в праздники урожая, в праздники поклонения животным, считая этих животных покровителями (животные-тотемы), использовали ритуальные маски с чертами животных – например у африканских народов.
Маски использовались в ритуалах погребения (захоронения), также в различных церемониях, например отпугивания колдунов, посвящения в вожди.
Итак, маски бывают: /слайд/ карнавальные, ритуальные, комические, трагические.
В Европе трагические и комические маски применялись давно, еще в античном театре, зародившемся в Древней Греции.
Слайд «Маски комедия-трагедия»
Маски в Древней Греции делали из глины, надевали как шлем.
Слайд «Глиняные маски»
У некоторых народов маску просто держали в руках. Были известны маски из золота. Посмотрите внимательно на все представленные маски. Какие средства использовали художники для того, чтобы маски могли передать состояние героя, показать его характер и возраст? (Ответы детей) Сегодня маски делают из бумаги (в технике папье-маше), резины, ткани. Как выглядит маска, выражающая веселое настроение? (Ответы детей) Что происходит с лицом? Губы растягиваются, глаза сужаются.
Это комическая маска. Выразите удивление на своем лице. Что происходит с лицом? (Ответы детей). Глаза округляются, рот в виде «о», брови поднимаются.
Опустите уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая маска. Символами комедии (смеха) и трагедии (печали) до сих пор служат античные маски. А как, ребята, по-вашему, можно определить возраст по маске? (Ответы детей). На некоторых масках возраст можно определить по морщинам. В Древней Руси маски были принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Слайд «Древняя Русь. Маски»
Что же такое маска? Дадим определение.
Слайд «Маска – определение»
Италия – родина удивительного жанра. Жанра комедии масок.
Слайд «Комедия дель арте»
Слайд «Арлекин»
Кто знает , как зовут этого героя? (Ответы детей) -….
Педагог: Душой спектакля были «слуги» - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла; нескладный, ребячливый и добродушный Арлекин; острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне; фанфарон и трус испанский дворянин Капитан; болтун и тупица Доктор и многие другие герои.
IV этап. Практическая работа (15-20 мин.)
ЦЕЛЬ: Научить формам приветствия, которые использовались в разные эпохи.
Развивать внимание и память на запоминание психофизических действий.
Развить артистическую смелость.
Педагог: Внимание на экран. Сейчас мы попробуем стать героями давних времён.
Слайд «Древний грек»
Перед вами предстанут представители различных эпох. Это житель Древней Греции. Страны, ставшей родиной первых костюмированных представлений. Страны загадочных мифов и выдающихся ученых. Именно из Древней Греции пришли к нам многие театральные понятия. Например, сцена, котурны, трагедия, комедия. А сейчас внимательно посмотрите на одежду древнего грека. На нем хитон, на ногах сандалии, в некоторых случаях край одежды закреплялся на плече, в некоторых случаях ее приходилось придерживать рукой. Перед вами представитель средневековья, рыцарь.
Слайд «Рыцарь»
Как выглядит одежда рыцаря?
Ответы детей.(тяжелая, массивная, доспехи из металла, на лице своеобразная маска для устрашения противника и защиты лица - шлем).
Педагог: Сейчас мы научимся формам приветствия принятым в те далекие времена. Атрибуты берем в соответствии со временем.
Показ педагогом 1 вида приветствия: Др. Греция, Др. Рим;
Объяснение педагога по выполнению практического задания.
Педагог: Придерживая край одежды левой рукой на счет раз шаг правой ногой вперед, два – левую ногу приставить, три – правая рука с прижатыми пальцами поднимается вверх, мы должны показать открытую ладонь. На счет четыре – поклон головы, пять – голову поднять, шесть – правую руку опустить. Повторный показ со словами со счета три «Я вас вижу, и я вас приветствую».
Выполнение студийцами данного вида приветствия.
Средние века. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.
Королевский поклон. Комментарий учителя. Показ. Выполнение студийцами.
Педагог: Хорошо этот этап нам удался. А сейчас вы выберете себе Маски и попробуете сочинить маленькую историю для нее. Но прежде мы посмотрим фрагменты Видео итальянской комедии. Обратите внимание, как двигаются герои, какие у них манеры, жесты.
Просмотр фрагментов.
Дети выбирают маски и придумывают истории./5 мин./ - показы или рассказы детей. /10 мин./
Педагог: Спасибо. Мы сегодня многое попробовали. К следующему занятию вы придумаете небольшой этюд «Я в Маске…».
V этап. /10 мин./ Подведение итогов. Рефлексия. Игра «Маска откровения».
Педагог: Что нового вы сегодня узнали? - /ответы детей/. Понравилось ли Вам занятие? -/ответы детей/. Возьмёмся за руки, скажем друг другу самые добрые слова, поблагодарим друг друга за то, что мы хорошо провели эти два часа. - /Дети говорят друг другу добрые слова/.
Список использованных Интернет-ресурсов:
- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_...ino/MASKA.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Маска
- http://www.znaikak.ru/maskatheater.html
- http://bse.sci-lib.com/article074127.html
- http://www.youtube.com. Commedia Dell arte
Список использованной литературы:
- Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. Изд. Академии наук СССР – М.,1954
- Кипнис М. Актерский Тренинг. – СПб.: Прайм-Еврознак,2008
- Кох И.Э. Основы сценического движения. – Л.: Искусство, 1988
- Немеровский А. Пластическая выразительность актера. – М.: Искусство, 1988