программа дополнительного образования
Основной целью является целенаправленное, систематическое приобщение воспитанников к истокам народной культуры и изучение традиций и обрядов народа ханты.
Программа рассчитана на 34 часа возраст от 7 до 14 лет. Количество часов на теоретическую часть составляет 18 часов, на практическую часть- 16 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Задачи:
1. Вовлечь воспитанников в процесс исследования особенностей культуры народа ханты через сбор материалов произведений фольклора ханты с применением современной аудио, видео техники (необходимо охватить все жанры, начиная с детских песен и заканчивая песнопениями).
2. Создать в интернате семейного типа воспитательно-образовательную среду, которая стимулировала бы и приобщала детей к ценностям народной культуры, обеспечивала бы приоритетность родного языка.
Программа должна вестись с опорой на истоки культуры народов Севера с использованием нестандартных форм, методов и приёмов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_dop.obraz_.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат
«Аксарковская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Аксарка 2020г.
Пояснительная записка
Ушедший XX век, завершив собою второе тысячелетие, достигнув значительного уровня цивилизации, породил и оставляет грядущим поколениям много нерешённых проблем. Самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций.
Актуальность проблемы в том, что культурная среда необходима для привязанности к родным местам, для нравственной самодисциплины и социальности. Неизбежно наступают социальные процессы, ведущие к ассимиляции, взаимопроникновению культур, а новые поколения всё меньше привязаны к обычаям, традициям и языку предков.
Дети коренных народов живут и учатся в русскоязычной среде девять месяцев в году. В основном это дети кочующих семей, и дети рыбаков, которые всё своё основное время проживают в интернате. Проживание в школе-интернате способствует частичной утрате навыков работы в традиционных видах деятельности, искусства и культуры своего народа.
Программа кружка «Овс мув нэ» - «Северяночка», поможет детям коренных народов сохранить культуру, обычаи, традиции своего народа, через фольклор и обрядовые песни, танцы народа ханты, направлена на изучение календарно-обрядовых песен и танцев.
Основной целью является целенаправленное, систематическое приобщение воспитанников к истокам народной культуры и изучение традиций и обрядов народа ханты.
Программа рассчитана на 34 часа возраст от 7 до 14 лет. Количество часов на теоретическую часть составляет 18 часов, на практическую часть- 16 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Задачи:
1. Вовлечь воспитанников в процесс исследования особенностей культуры народа ханты через сбор материалов произведений фольклора ханты с применением современной аудио, видео техники (необходимо охватить все жанры, начиная с детских песен и заканчивая песнопениями).
2. Создать в интернате семейного типа воспитательно-образовательную среду, которая стимулировала бы и приобщала детей к ценностям народной культуры, обеспечивала бы приоритетность родного языка.
Программа должна вестись с опорой на истоки культуры народов Севера с использованием нестандартных форм, методов и приёмов работы.
Для решения поставленных задач использованы следующие
методы:
- теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, журнальных и газетных статей;
- сбор материалов по фольклору;
- интерпретация фактов;
- сравнительный анализ.
Через народные верования, язык, историю, народные промыслы и фольклор, воспитанники знакомятся с сущностью и характерными особенностями хантыйской народной культуры, где заметно преобладание следующих духовно-нравственных ценностей:
- признание труда главной ценностью жизни;
- патриотизм;
- историческая память как способность ощущать своё родство с прошлым;
- сознание ответственности за будущее.
Занятия по данной программе не сводятся к тому, что дети только поют, танцуют, она поможет воспитанникам узнать, раскрыть, донести и сохранить тот богатейший опыт предков, оставленный в наследство (о происхождении своего народа, о его корнях). В культуре народа ханты даётся попытка объяснить происхождение человека, племени, земли, мироздания.
Данные занятия помогают сохранить, привить и обогатить детям свою культуру. Через фольклор воспевается ум и честность человека, его стремление к добру, зло высмеивается и наказывается.
Занятия помогают
- развивать творческое мышление,
- раскрывает таланты детей
- артистизм
- самостоятельность
- раскрывает вокальные, музыкальные данные
- умение работать с дополнительной литературой
- способствует воспитанию духовно-нравственных норм и правил поведения
- воспитание высокохудожественных чувств
- нравственное отношение к другому человеку и соответственно к самому себе.
В результате программы кружковой работы воспитанник должен
знать:
- определение понятий фольклор, легенда, предания, сказания, миф, ансамбль, обычаи, традиции;
- в какой последовательности определенные элементы обычаев, традиций народа ханты, уметь их перечислить
- тексты песен
- в какое время года проводиться тот или иной обряд или праздник;
- исполнять элементы танцев и пантомиму определённых животных, птиц;
уметь:
- исполнять песни, танцы, танцы-пантомимы на любом обряде, празднике.
- Уметь передать образ человека или животного, птицы;
- выполнять последовательность действий в обрядах и традициях;
- общаться между собой и другими людьми на родном языке;
- Работать с дополнительной литературой
- пользоваться современной аудио, видео техникой;
- использовать вырезки журнальных и газетных статей для обогащения знаний
Занятия данной программы проводить в интернате семейного типа, в кабинете этнопедагогики. Необходимо иметь клавишный музыкальный инструмент, музыкальный центр, видео аппаратуру.
национальные инструменты :«нарс юх»-«играющее дерево», «тарап юх»-«губной инструмент», «тор сапл юх»-«журавушка», наглядные пособия и литературу. Провести беседу по обеспечению безопасности воспитанников на занятии. Занятия начинать с теории. От теории переходим к практическим занятиям.
Календарно- тематический план обрядов и праздников народа ханты
Месяц | Название обряда, праздника | Кол. час Всего | Теоретич. | Практич. | Образов-ный продукт |
Январь | Хантыйская свадьба - основные правила и понятия праздника; последовательность обряда; -игры, забавы, песни и танцы | 3 | 1 | 2 | Конспект Метод.копилка Сборник песен Тексты песен |
Февраль | Медвежий праздник Обряд очищения - основные правила и понятия праздника; последовательность обряда; -внешний вид гостей и участников; -шуточные песни, игры, танцы | 3 | 1 | 2 | Конспект Метод.копилка Исполнение песен, танцев Аудио, видео материал Сборник песен |
Март | День оленевода. -основные правила и понятия; последовательность; -развлекательная программа; -спорт. игры, конкурсы. | 4 | 1 | 3 | Конспект Метод.копилка Муз.копилка Исполнение песен и танцев Игры |
Апрель | Вороний праздник -основные правила и понятия; -дары и поверья вороны; -конкурсы, игры; -песни и танцы-пантомимы. | 3 | 1 | 2 | Конспект Исторический анализ Аудио, видео материал |
Май | Обряд камлания -основные правила и понятия; последовательность; танец-пантомима | 3 | 1 | 2 | Конспект Исторический анализ Метод.копилка Исполнение танца |
Июнь | Праздник первой рыбы -основные правила и понятия; -поклонение богам; - песни и танцы | 2 | 1 | 1 | Конспект Метод.копилка Исторический анализ |
Июль | День рыбака -основные правила и понятия праздника; последовательность; -развлекательные мероприятия; -конкурсы, игры, песни | 3 | 1 | 2 | Конспект Метод.копилка Аудио, видео материал, Сборник песен и танцев |
Август | Ильин день -основные правила и понятия; -игры, забавы, песни пляски | 3 | 1 | 2 | Конспект Метод.копилка |
Сентябрь | Проводы лебедя -основные правила и понятия обряда; - дары природы; песни и танец-пантомима | 2 | 1 | 1 | Конспект Метод.копилка |
Октябрь | Фестиваль «Все краски Ямала» -основные правила и понятия; - необычность и современность праздника | 2 | 1 | 1 | Конспект Сборник стихов и танцев Метод.копилка аудио,видео материал |
Ноябрь | Поклонение богам, умершим -основные правила и понятия обряда; -дары и жертвоприношение | 2 | 1 | 1 | Конспект Исторический анализ Метод.копилка |
Декабрь | Рождение ребёнка -основные правила и понятия; последовательность; -песни обереги; -дары богам и ребёнку | 4 | 2 | 2 | Конспект Исторический анализ метод.копилка аудио, видео материал, сборник стихов, песен и танцев |
Итого: | 34 часа | 13 часов | 21 часа |
Содержание образования
Хантыйская свадьба (3часа)
Историческая справка. Основные понятия и правила. Последовательность.
Одежда невесты и жениха. Конкурс, песня, игры.
знать:
- историю возникновения обряда
- правила и последовательность обряда
уметь:
- подбирать и исполнять наизусть песни, игры, танцы на празднике
- красиво подбирать одежду
Практикум:
Конкурс рукодельниц (на красивое плетение из бисера узоров, лучшее платье, ягушку, кисы)
Разучивание песен: о хозяйке «Хорам нэ»- «Красивая женщина», поклонение богам «Сорни туром»-«Золотое небо», о родной земле «Хорам мув»-«Красивая земля», о невесте «Эвие»-«Девушка»
игры: «Борьба», «Прыгуны», «Перетягивание палки», «Меткий охотник»
Обряд Медвежий праздник (3 часа)
Историческая справка. Основные понятия и правила. Последовательность.
Внешний вид участников и гостей. Игра, песня, танец.
знать:
- историю древнего обряда
- особенности танца-пантомимы
- иметь представление об обряде
уметь:
- подбирать материал, по сбору песен, игр, шуток
- соблюдать правила выполнения обряда
Практикум:
игры: «Весёлые медвежата», «Косолапый медвежонок»
песни: «Мойпар як»-«Медвежий танец», «Мойпар еманг хатл»-«Медвежий праздник»
танцы: Танец – пантомима, изображают, как поймали медведя, танец с берестяными масками.
День оленевода (4 часа)
Историческая справка. Основные понятия и правила. Последовательность. Развлекательная программа: конкурсы, песни, игры, танцы.
знать:
- особенности национального праздника, его отличия от других
- особенности национального колорита (кухня, выставки)
уметь:
- рассказать о празднике
- подбирать материал на развлекательную программу
- наизусть исполнять песни, танцы и игры
Практикум:
спортивные игры: «Метание тынзяна на хорей», «Оленьи гонки», «Лыжная эстафета», «Гонки на буранах»
песни: «Каланг ар» - «Песня оленевода», «Саморутка»- «Пятнистый олень», « Каланг юш хуват» - «Оленья дорога»
танецы: «Танец оленят», «Танец девушек»
Вороний праздник (3 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия праздника. Дары и поверья вороны. Конкурсы, игры, песни и танцы.
знать:
- пословицы, поговорки, приметы о вороне
- особенности национального праздника, его отличия от других
уметь:
- красиво, выразительно исполнять песни и танцы
- подбирать конкурсы, игры к празднику
- петь песню с элементами движений
Практикум:
песни: «Ворна хатл»- «Вороний праздник», «Ханты эвиет»- «Хантыйские девушки»
игры: «Солнышко», «Бег на трёх ногах», «Волк и олени»
танцы: «Танец пантомима» изобразить перелётных птиц
Обряд Камлания (3 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия обряда. Последовательность обряда. Процесс «шаманизма». Танец пантомима.
знать:
- особенности национального обряда, его отличия от других
- особенности «шаманизма»
уметь:
- исполнять танец пантомиму «шамана»
- исполнять песни шамана
Практикум:
песни: личная песня
танец: личный танец
Обряд первой рыбы (2 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия обряда. Игры, песни, пляски, конкурсы.
знать:
- основные элементы обряда
- какие дары и кому давать
уметь:
- правильно рассказать об обряде
- организовывать конкурсную программу к обряду
Практикум:
игры: «Рыбак и рыбки», «Загони в озеро»
песни: «Хуланг Асеев» - «Рыбная река», «Пил ар»- «Песня о муже»
конкурсы: «Кто быстрее поймает рыбу?», «Чья уха самая вкусная?»
праздник День рыбака (3 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия праздника. Развлекательные мероприятия, игры, конкурсы, песни и танцы.
знать:
- особенности национального праздника, его отличия от других
- песни, поговорки, приметы
уметь:
- организовывать конкурсную программу
- записывать и пользоваться сборниками песен
Практикум:
игры: «Невод», «Рыбаки и рыбки»
песни: «Усь тылась»- «Месяц рыбака», «Сумат юх»-«Родимый лес»
конкурсы: «Лучший рыбак и рыбачка Приуралья», «Семья рыбака».
Ильин день (3 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия. Игры, песни.
знать:
- особенности национального обряда, его отличия от других
- основные элементы праздника
уметь:
- подбирать игры, забавы, песни к празднику
- исполнять наизусть песни, стихи
Практикум:
игры: «Утка и утята», «Липкие пеньки»
песни: «Хуранг хут эви»-«Красивые девушки», «Вотые»-«Ветерок»
Обряд Проводы лебедя (2 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия обряда. Песни, игры, пляски».
знать:
- основные элементы обряда
- последовательность
уметь:
- организовывать досуг
- исполнять песни и пляски
Практикум:
игры: «Отгадай ягоду», «Солнце»
песни: «Ай курыня»-«Маленькая ножка», «Охсар курт»- «Посёлок»
танец: Танец пантомима изобразить в танце любую птицу.
Современный праздник фестиваль «Все краски Ямала» (2 часа)
Основные правила и понятия праздника. Необычность и современность праздника.
знать:
- правила и последовательность праздника
- традиции, обычаи и культуру своего народа
уметь:
- пользоваться современной аудио, видео техникой
- наизусть исполнять игры, песни и танцы
Практикум:
игры: «Волк и олени», «Охота на куропаток»
песни: «Сув» - «Хорей», «Хорам мув» - «Красивая земля»
танец: «Девушки», «Мастерицы»
Обряд Поклонение богам, умершим (2 часа)
Историческая справка. Основные правила и понятия обряда. Дары и жертвоприношение.
знать:
- основные правила и понятия
- основные элементы и последовательность обряда
уметь:
- правильно использовать предметы и дары богам, умершим
- рассказать и показать обряд
Обряд Рождение ребёнка (4 часа)
Историческая справка. Основные правила, последовательность и понятия обряда. Песни обереги. Дары ребёнку.
знать:
- основные правила и понятия
- основные элементы обряда
уметь:
- наизусть исполнять песни обереги
- выполнять элементы обряда
Методическое обеспечение
Успех программы кружка «Овс мув нэ»-«Северяночка», во многом зависит от эффективности занятий, от степени прочности усвоенного на нем материала.
Проводить занятия в классе этнопедагогики, чтобы дети почувствовали себя как будто они в чуме, в стойбище, чтобы и общение было на родном языке.
Чёткое и понятное объяснение любого обряда, праздника, основательное его закрепление, гарантирует сохранность своей культуры. Так же залогом успеха является атмосфера, царящая на занятиях, это доброжелательные отношения. Использовать занимательные игры, конкурсы, опираться на привычные формы и методы работы (беседа, слушание аудио, видеозаписи). Особые чувства и внимание вызывают у детей видео фильмы о народных праздниках, об обычае и буднях хантыйской семьи. На занятиях обязательно использую фольклор народа ханты. В фольклоре даётся попытка объяснить происхождение человека, племени, земли, мироздания, раскрывает сущность того или иного праздника, обряда. Воспитывать детей в стихии народной жизни. Дети рыбаков и оленеводов непосредственно принимают участие в жизни, в обрядах, в традициях своей семьи. Ежегодно дети в интернате принимают участие на празднике «Все краски Ямала», и показывают обряды «Медвежьи игрища», Обряд камлания, показывают, рассказывают, слушают сказки, легенды своего народа, исполняют песни и танцуют.