Статья - "Работа над спектаклем малой театральной формы, на примере стихотворения С. Маршака «Багаж»"

Ларина Татьяна Альбертовна

Выбор материала для работы с малыми театральными формами. Первое место в классике детской литературы стихотворения Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Эдуарда Успенского, Екатерины Серовой. Работа над стихотворением «Багаж».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.2-statya_rabota_nad_stikhotvoreniem_bagazh.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Статья - Работа над спектаклем малой театральной формы, на примере стихотворения С. Маршака «Багаж»

Автор: Такмакова Ирина Александровна

Педагог дополнительного образования

 ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СПб.,

        Соавторы: Ларина Татьяна Альбертовна

Педагог дополнительного образования

 ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СПб.,

Кошелева Ольга Николаевна

концертмейстер

ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СПб.,

Егиазарян Сусанна Степановна

педагог-организатор музыкального отдела,

 концертмейстер

ГБУ ДО ДДЮТ Московского района СПб.

Санкт-Петербург

2021г.

         В работе над спектаклем малой театральной формы очень важно выбрать качественный лаконичный материал. Кладезем материала, конечно, являются стихи русских(советских) поэтов. Стихотворения Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Эдуарда Успенского, Екатерины Серовой, конечно, занимают первое место в классике детской литературы. Но первым среди лучших, для детского театра, я считаю С.Маршака.  Во-первых: разнообразие сюжетов и ясность, и чёткость изложения Маршака. Лучше всех сказал о поэзии Маршака Александр Твардовский статье журнала «Новый мир»: «Дом поэзии Маршака не нуждается в громоздком, оснащённом ступеньками, перильцами и балясинками крыльце-одном для всех.  Он открыт с разных сторон, его порог везде легко переступить, и в нём нельзя заблудиться. Маршак-как редко кто-сам себе путеводитель и лучший толкователь идейно-эстетических основ поэзии.» Во-вторых: яркие образы, которые всегда востребованы в театре. И в-третьих: стихи Маршака хорошо сочетаются с музыкальным материалом и ложатся на музыку.

   Над стихотворением «Багаж», было настолько интересно работать, что получилось несколько разных спектаклей.  В результате нашей работы, вышли четыре разно жанровых спектакля «Багаж», с детьми разных возрастов и разного уровня театральной подготовки. На показе выступали четыре группы с одним и тем же спектаклем, но эти спектакли оказались абсолютно разные.

 «Багаж-1» Первым был показан спектакль-миниатюра «Багаж», самыми младшими участниками показа, учащимися 302 группы(8-9 лет). Спектакль был показан в классическом варианте, без использования предметов, за исключением собачки, которая переходила из спектакля в спектакль. В спектакле использованы небольшие перестроения, «игра в поезд». Всё действо сопровождалось звуковыми вставками, исполняемыми на фортепиано.

 «Багаж-2» Вторым был показан спектакль учащимися 402 группы (10 лет). Спектакль построен с множеством простых перестроений и использованием вещей в натуральную величину. Спектакль шёл без музыкального сопровождения.

 «Багаж-3» Третьим выступлением был спектакль 501 группы (11-12 лет). В этом спектакле у каждого участника была усложнённая сверхзадача и индивидуальный подтекст каждого актёра. У нас получилась завязка детективной истории, с шайкой воров, укравших собачку. Спектакль с использованием сложных перестроений, без предметов, с использованием звуковой фонограммы (шум поезда, остановка).

«Багаж-4» Четвёртой миниатюрой стал спектакль в жанре мюзикла, на музыку Е.Такмакова, специально созданную для этого спектакля. В спектакле, наряду с поэзией Маршака, использовано стихотворение О.Мандельштама «В девятьсот двенадцатом» В спектакле использованы предметы размером чуть больше ладони, что позволяет активно передвигаться по сцене в танце.

 Вот такой эксперимент был проведён в Детском музыкальном театре

«Кантабиле» ДД(Ю)Т московского района. Этот вечер был интересен не только зрителям, но и самим участникам (актёрам), они не предполагали, что один и тот же материал, можно преподнести по-разному.