План - конспект открытого занятия по теме "Пантомима - вид сценического искусства"
Данное занятие разработано для ознакомления воспитанников театра-студии с видом сценического искусства - пантомимой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия в объединении театр-студия «Премьера»
Дата проведения: 30.11.2021 г.
Время проведения: 1600 -1640.
Возраст воспитанников: 7-11 лет.
Всего: 13 человек.
Тема: «Пантомима»
Цель: познакомить обучающихся с видом сценического искусства - пантомима.
Задачи:
1)образовательные:
- познакомить с понятиями «пантомима», «мим», «театр пантомимы»;
- познакомить с самыми известными актерами классической пантомимы;
- познакомить с особенностями грима и стилем одежды в пантомиме;
- повторить понятия «эмоция», «мимика», «жест», «поклон», виды жестов;
- учить разыгрывать пантомимические этюды.
2)воспитательные:
- прививать интерес к театральному искусству;
- способствовать формированию интереса к творческому самовыражению.
3)развивающие:
- развивать пантомимические навыки.
- способствовать развитию эмоционально-образной сферы (воображения, мышления, памяти).
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
- словесные – объяснения (пояснения практического действия), беседа, комментарии;
- практические – упражнения, практические задания.
Формы организации занятия: коллективная, групповая, индивидуальная.
Материально – техническое оснащение:
1. Для воспитанников: карточки с заданиями для разыгрывания мини-этюдов.
2. Для педагога: ноутбук, экран.
Ход занятия:
N п/п | Этапы занятия/ время | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Формы организации занятия |
Организационно-мотивационный (1 минута) | Приветствует воспитанников, настраивает воспитанников на занятие. ТБ. | Отвечают на приветствие. Слушают. Отвечают на вопросы. | Коллективная | |
Определение темы занятия Целеполагание (3 минуты) | Организует подводящий к теме диалог. - Прослушайте стихотворение - загадку и попробуйте сформулировать тему занятия. Читает стихотворение – загадку: В игре актера мир лишился звуков, Но всем понятна бессловесная игра Слова проигрывая, двигаются руки, Глаза, лицо и тело мастера. - кто догадался, о чем пойдет речь на занятии? Кто назовет тему занятия? - Совершенно верно, тема нашего занятия - пантомима. - Сформулируйте цель занятия. | Слушают. Отвечают на вопрос. Высказывают предположения. Слушают. Формулируют цель занятия. | Коллективная | |
Актуализация знаний (5 минут) | Задает вопрос по теме занятия, просит вспомнить все, что им известно по этой теме или высказать свои предположения. Прием «Корзина знаний» | Слушают. Проговаривают известные им сведения по теме занятия, «складывая» их в «корзину знаний». | Коллективная | |
Изучение нового материала (10 минут)
| Организует работу воспитанников по формированию новых знаний по теме занятия. - Кто сможет дать определение понятию «Пантомима»? Корректирует высказывания. Формулирует понятие. - Пантомима - (от греч. Pantómimes - означает «тот, кто изображает всё») - вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов. - Что мы называем пластикой тела? -Пластика тела - это определенное движение человеческого тела, отражающее его духовный и внутренний мир. - С помощью чего актеры могут показать свое внутреннее состояние или состояние героя? (Мимика, жесты). Организует просмотр презентации «Пантомима – вид сценического искусства»: рассказывает исторические сведения, поясняет термины. Задает вопросы на уточнение. | Слушают. Отвечают на вопросы, высказывают предположения. | Коллективная | |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5 минут) | Организует повторение изученных знаний (жест, поклон, мимика, эмоции). - Сегодня мы тоже попробуем побывать в роли мимов, но пока без грима. Будем разыгрывать мини-этюды без слов, используя только жесты и мимику. Приглашает детей на сцену. Разминка: - Для того чтобы разыграть пантомимические этюды, сначала разомнемся. 1. Упражнения для повторения видов поклона, различных жестов. 2. Упражнения на развитие мимики и выражения эмоций. 3. Упражнения для развития пластики тела (Прил. 1) | Слушают. Слушают. Выполняют задания, сохраняя учебную задачу. | Коллективная | |
Применение новых знаний (15 минут) | Организует практическую часть занятия, направленную на применение полученных знаний. - Что ж, вы размялись. А теперь разыгрываем этюды в группах. Ходьба выполняется на месте. Организует игры на имитацию движений (Прил. 2). 1 группа: игра «Мишка, мишка косолапый». 2 группа: игра «Жадный пес». Обе группы: игра «Как варили суп». Организует деятельность воспитанников по проигрыванию ими пантомимических этюдов в индивидуальной форме. (Прил.3). | Слушают. Выполняют задания в группах (1 и 2 группы). Становятся полукругом. Выполняют задание. Выбирают карточку с заданием. Читают. Осуществляют показ на сцене в соответствии с заданием. | Групповая Коллективная Индивидуальная | |
Подведение итогов Рефлексия (1-2 минуты) | Организует рефлексивную деятельность воспитанников - Назовите тему занятия. - Скажите, достигли вы цели, которую ставили в начале занятия. Почему? - Понравилось вам занятие? Покажем мимикой или жестами довольны вы или нет. - А теперь посмотрите на меня. Я довольна вашей работой? (Педагог выражает мимикой отношение к занятию). - Оцените свою работу. - Поставьте себе оценку от 5 до 10 баллов, показывая жестами. Оцените по тому же принципу работу друг друга. | Слушают. Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, взаимооценку. | Коллективная |
Приложение 1.
Упражнения для повторения видов поклона, различных жестов.
1. Обе группы становятся напротив друг друга и одновременно показывают поклоны и жесты приветствия:
- поприветствуйте друг друга как джентльмены; как леди; как русские девицы и парни поклоном поясным; поклоном, которым показываете, что очень друг - друга уважаете (до земли).
Группы выполняют задания по очереди: 1 группа - «здравствуйте»; 2 группа – «до свидания»; 1 группа – «идите-ка сюда», 2 группа – «нет», 1 группа - «мы обиделись», 2 группа - «уходите»; 1 группа - «нельзя»; 2 группа - «что же делать?»; 1 группа - «тихо, мы думаем»; 2 группа - «мы поняли!»; 1 группа - « и мы поняли!»; Обе группы – «мы друзья – мир!».
2. Упражнения на развитие мимики и выражения эмоций.
Обе группы одновременно выполняют задания:
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
3) Вы съели кислый лимон; сладкую конфету; выпили горькую микстуру.
3. Упражнения для развития пластики тела.
Обе группы одновременно выполняют задания:
- 1 группа - идут, как: - роботы; 2 группа – старенькие бабушки; 1 группа – гордые львы, 2 группа - играющие котята.
- Посидите, как: - сорока на ветке; - наездник на лошади; - Карабас- Барабас.
Приложение 2.
Игры на имитацию движений
Разыгрываются этюды в группах. Ходьба выполняется на месте.
1 группа: игра «Мишка, мишка косолапый».
Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет.
Мишка хочет сладких ягод,
Да никак их не найдет.
Вдруг увидел много ягод,
Собирать и есть их стал.
Подошли к мишутке детки,
Мишка ягоды им дал.
2 группа: игра «Жадный пес»
Жадный пес
Дров принес —,
Печку затопил.
Воды наносил,
Тесто замесил,
Испек пирожок,
Сел в уголок
И съел его сам! AM!
Обе группы: игра: «Как варили суп»
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
— Ну вот, супчик готов. Наливайте суп. Ешьте. Дуйте, суп горячий.
— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
Приложение 3.
Пантомимические этюды
(Задания на отдельных карточках)
- Пришел на луг. Увидел кузнечика. Захотел поймать. Пытался поматьтри раза. Не поймал.
- Котенок, который пришел на кухню. Сел под стол и лапкой со стола ворует сосиску, хватает ее и убегает.
- Воробей летал, летал. Увидел кормушку. Прилетел, сел, поклевал, уснул.
- Спишь. Вдруг звонит будильник, ты просыпаешься. Понял, что опаздываешь, одеваешься, бежишь в школу.
- Мама, которая проверяет дневник и видит двойку. Зовет воображаемого сына, показывая дневник, ругает.
- Позвонил будильник. Вы проснулись, потянулись, открыли глаза, на полу ищете тапочки. Нашли, надели и пошли в ванную, стали чистить зубы.
- У вас радостное событие, вам подарили долгожданную игрушку. Вы счастливы! Бегаете и всем ее показываете.
- Вы сморите телевизор. Засыпаете. Стук в дверь, вы боитесь, но идете к двери, открываете ее, а это мама пришла.
- Ты сидишь возле будки. Рычишь (без звука) на незнакомых прохожих. Вдруг пришел хозяин, ты прыгаешь от радости, виляешь хвостом.
- Ты рыба, которая плавала в пруду. Вдруг ты увидела червяка. Но ты хитрая. Сняла его аккуратно с крючка. Съела, а потом дернула за крючок.
- Ты пингвин, который высиживает яйцо. НО вот яйцо треснуло. Вылупился птенчик, ты его обнимаешь. Целуешь. Прилетел коршун, ты охраняешь своего детеныша.
- Ты идешь по лесу. Солнышко припекает, жарко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг... что это? Кто-то ползет по вашим ногам... Ой, это муравьи! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону...
- Ты зимой в лесу на лыжах. Замерз. Мерзнут ноги, руки, тело. Разводишь костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Наконец-то согрелся. Потушил костер. Поехал дальше.