Постановка русских народных сказок в условиях дистанционного обучения
Краткосрочный совместный музыкально-театральный проект «Сказки-малышки» способствует популяризации русского народного творчества посредством включения всех участников образовательного процесса в совместное творчество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kleymenova_l.i.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСТАНОВКА РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Павлова Юлия Леонидовна, педагог дополнительного образования
Клейменова Людмила Ивановна, педагог дополнительного образования
Собинкова Ирина Геннадьевна, методист
Мартынова Марина Владимировна, методист
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
В настоящее время все больше педагогов используют проектные технологии в учебном процессе. Это обусловлено и требованиями ФГОС в части формирования определенных компетенций личности учащегося, и обучением в условиях пандемии, когда часть обучения проходит в дистанционном режиме.
Представленный в статье творческий краткосрочный (2 месяца) музыкально-театральный проект «Сказки-малышки» является средством очно-дистанционного обучения по программам дополнительного обучения детей и подростков Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга.
В проекте «Сказки-малышки» участвовали педагоги дополнительного образования образцового детско-юношеского драматического театра-студии «Дуэт» и ансамбля народных инструментов «Скоморошина», обучающиеся от 8 до 16 лет и их родители. Продуктом проекта является создание шести онлайн мини-спектаклей на основе русских народных сказок.
Основная идея проекта «Сказки-малышки» заключается в популяризации русского народного творчества посредством включения всех участников образовательного процесса в совместное творчество.
В условиях пандемии творческий замысел двух детских коллективов пришлось воплощать в дистанционном режиме. Проект «Сказки-малышки» воплощался поэтапно. На каждом этапе проекта участники выполняли определенную задачу.
1 этап – подбор, анализ и подготовка литературного и музыкального материала, который должен составить основу мини-спектакля.
На данном этапе обучающиеся младшей группы театра – студии «Дуэт» самостоятельно вместе с родителями находили, выбирали наиболее понравившиеся малоизвестные русские сказки и высылали их педагогу. Педагог сокращал выбранные сказки и создавал адаптированный к сцене литературный текст, с прописанным режиссерским воплощением.
Для раскрытия сказочного образа и передачи атмосферы сказки педагог ансамбля «Скоморошина» подбирал музыкальный инструмент и музыку, которую обучающие ансамбля будут исполнять в спектакле, и которая будет содействовать воплощению режиссерского замысла. В 3-х сказках обучающимся ансамбля «Скоморошина» поручалось исполнение и ролей героев.
Помогая постановке сказки, родители участвовали в изготовление реквизита, декорации и подборе костюма.
2 этап – создание спектакля, воплощение режиссерского замысла.
Учащиеся театра «Дуэт» самостоятельно учили порученный им текст, а учащиеся ансамбля народных инструментов ещё разучивали и отрабатывали исполнение музыкального сопровождения спектакля.
Педагоги в формате конференции zoom проводили сводные репетиции каждой сказки. В ходе репетиции шла работа над текстом роли и её эмоциональным наполнением. Педагог театра обращал внимание на слаженность действий участников спектакля: учил детей слышать друг друга, выстраивал мизансцены. Педагог ансамбля уточнял верность музыкальной партитуры, при необходимости корректировал ее и помогал музыкантам ориентироваться в поле сказки.
Хочется отметить, что, безусловно, важна роль родителей в подготовке и проведении конференции zoom: выбор времени репетиции, подключение аппаратуры, подготовка пространства комнаты, также помощь в разучивании текста, репетиции роли и музыкального сопровождения спектакля.
3этап – видеосъемка спектакля.
Данный этап реализовывался в реальном формате на площадке театра-студии «Дуэт». Устанавливались декорации, примерялись костюмы, наносился грим. Проводилась генеральная репетиция мини-спектаклей и непосредственно видеосъемка.
Родители присутствовали на протяжении всего процесса съемки, помогали технически.
4 этап-работа над монтажом.
Это полное визуальное оформление записанного видео сказок. Данную работу делала воспитанница старшей группы театра «Дуэт», педагоги выступали в роли редактора и консультанта.
5 этап – рефлексия.
Рефлексия по итогам работы над спектаклем осуществлялась в форме интервью с каждым участником проекта, включая родителей учащихся. В ходе интервью выявлялись плюсы и минусы удаленной работы, возникшие сложности, были услышаны предложения участников о том, как свести к минимуму неудобства, возникающие в данных условиях, оптимизировать дистанционный творческий процесс.
Так строился процесс реализации данного проекта.
В условиях дистанционного обучения неожиданное взаимодействие двух ранее незнакомых коллективов, ради создания видео-спектаклей, приобрело особую значимость. Интерес к теме, желание участвовать в театрализованной постановке и дальнейшей видеосъемке, совместное творчество объединили всех участников проекта. Это была команда энтузиастов: педагоги + дети + родители (36 человек). И результат говорит сам за себя! Готовый онлайн сборник «Сказки-малышки» размещен на сайте учреждения (блок1 http://ddut-mosk.spb.ru/p4106-page.html, блок2 http://ddut-mosk.spb.ru/p4012-page.html) и Ютуб - канале, где собрал около 400 просмотров.
Таким образом, представленный проект способствует не только популяризации русского народного творчества посредством включения всех участников образовательного процесса в совместное творчество, но и решению задач духовного и нравственного воспитания детей на основе традиционных ценностей.
«Сказки-малышки»:
Весна-Весенница https://youtu.be/-gaGXfy40OE
Волк и старушки болтушки https://youtu.be/BlxT-QIgJvA
Волк https://youtu.be/OSc2tzFsv78
Баба-Яга и ягодки https://youtu.be/EOOEENr4pA4
Болтунья https://youtu.be/IzuCz_KzoBo
Машенька и Дашенька https://youtu.be/zEktgt5WreM