Развитие коммуникации по принципу сотрудничества
Как в условиях безоценочности создать эффективное поле для развития творческих способностей и высокой мотивации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие навыков сотрудничества, коммуникации в детском театральном коллективе
Старший педагог
дополнительного образования
МОУ ДО Дворец творчества
детей и молодежи
г.Комсомольск-на-Амуре Кашина Софья Игоревна
Основные принципы театральной педагогики, как одной из самых творческих по своей природе, направлены на раскрытие и формирование творческой, гармоничной личности ученика. Театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы, в которой каждый участник воспринимается таким, какой он есть. Театральная студия способна выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, причем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. Различные театральные методики, приемы, каждодневные тренинги, упражнения, погружения для создания образа помогают учащимся познавать себя, понимать других и отвечать на важные вопросы «Кто мы?», «Что делаем?», «Что нами движет, когда мы так или иначе поступаем в различных ситуациях», «Зачем и для чего живем на Земле?»
Для создания доверительной атмосферы в коллективе, способствующей развитию гармоничной творческой личности, необходимо выстроить коммуникацию по принципу сотрудничества, а не конкуренции. Для этого потребуется:
- избежать соревновательного принципа,
- убрать оценивание,
- направить учащихся на размышления о том, что все люди очень разные.
Разность и непохожесть друг на друга и формирует в коммуникации принцип взаимопомощи, взаимообогащения.
Подлинным творцом в театральном искусстве является не отдельный человек, а коллектив — творческий ансамбль. Без объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного спектакля.
Создание в детском театре коллектива, в котором каждый сможет проявлять свою индивидуальность, не угнетая других и коммуницировать по принципу сотрудничества, происходит ежедневно на протяжении всего периода обучения ребёнка, проявляется во всем: в тренингах, в культуре общения педагога, в специальных упражнениях, в различных методиках, в погружениях, беседах.
Очень эффективным и часто используемым способом при формировании атмосферы сотрудничества, является совместная беседа-практикум на тему: «Мы разные».
Детям предлагается поразмышлять и поделиться тем качеством, которое они бы хотели в себе изменить. Назовем это первым кругом откровения, поскольку подобные беседы, мы всегда проводим сидя в кругу. Говоря о своих недостатках всему коллективу, дети уже демонстрируют своё доверие к нему.
Следующим этапом, а точнее вторым, этого практикума будет вопрос: «А как мне мешает тот недостаток, который я озвучил на первом круге». Так выясняется, что кто-то маленького роста и ему тяжело доставать шапку с верхней полки, а у кого то плохое зрение и со второй парты он уже ничего не видит. Дети понимают, запуская собственный процесс рефлексии, что в них есть особенности, которые вызывают определённые сложности.
На заключительном круге мы задаём вопрос: «А кто мне может помочь, и как?». Оказывается, что из-за своего маленького роста, ребёнок может обратиться за помощью к другому высокому ребёнку. Благодаря своему плохому зрению, у учащегося есть друг, который всегда подсказывает, что написано на доске.
Проводя данный практикум, запускается механизм осознания того, что мы действительно разные, из чего и рождается необходимость в коммуникации. Дети понимают в процессе данной беседы, что быть вместе, помогать друг другу, быть нужными друг другу-это интересно.
Коммуникация по принципу сотрудничества возможна в случае, когда учащиеся не боятся высказывать свое мнение, уверены, что они будут поняты и приняты в коллективе. Детская театральная студия, является благоприятным местом для развития такой коммуникации.