Методическая разработка занятия в театральной студии «Вопросы толерантности в театральной постановке «Малыш и Карлсон» и сказке «Мудрецы и слон».
Методическая разработка содержит сценарий занятия «Вопросы толерантности в театральной постановке «Малыш и Карлсон» и сказке «Мудрецы и слон»., презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий к занятию | 512.27 КБ |
Презентация к занятию | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеурочного занятия: «Вопросы толерантности в театральной постановке «Малыш и Карлсон» и сказке «Мудрецы и слон».
Педагог дополнительного образования Нечаева Анна Евгеньевна, ГБОУ СОШ №134
Цель:
- сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.
развитие способности к познанию себя и других людей.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
- Приветствие учителя и учеников.
Участники разбиваются на 4 команды по 6 человек. Командам предлагается придумать название и выбрать командира, о чем делаются записи в паспорте команды (~3 мин.).
- Вводное слово.
Сегодня мы поговорим о толерантности.
16 ноября - международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
ОДА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Автор: Е. Андрианова
Очнитесь, люди! Мы же все равны!
Душа ведь не имеет цвета кожи.
Мы – граждане одной большой страны.
Земля ей имя. Нет ее дороже.
Но черной полосою пролегло
Неравенство меж общею судьбою,
Единства солнце так давно зашло,
И друг на друга мы идем войною.
Мы старикам руки не подадим
И слабого унизить только рады,
Из нас ведь каждый кем-то нелюбим
За добрые дела мы ждем награды.
Проснитесь, люди! Затянулся сон.
Не поздно ведь, пока планета дышит.
Сердца пусть наши бьются в унисон,
Давайте свет дарить всем, кто не слышит!
Терпимы будьте к тем, кто не такой,
Позвольте им хоть чем-то отличаться
На предрассудки все махнув рукой,
Учитесь вы различий не бояться.
Вы станьте толерантнее, добрей,
Без злобы и вражды на мир смотрите,
Носите гордо звание людей,
Его своею жизнью заслужите!
- ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ? (ответы учеников) (~3 мин.)
Вы правы. Все предложенные характеристики относятся к понятию толерантность.
Многие из вас догадываются, а многие знают точно, что слово толерантность пришло к нам из другого языка.
От латинского tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий.
В ПЕРЕВОДЕ С
- русского – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием кого-либо, чего-либо),
- испанского означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
- французского – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
- английского – готовность быть терпимым, снисходительным,
- китайского – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
- арабского – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В 1995 году международная организация ЮНЕСКО в декларации принципов толерантности закрепляет на законодательном уровне следующее определение:
Толерантность – это «… ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям».
- В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти, ... .
В человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и зло, активность и пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... .
Стать толерантным в одно мгновение невозможно, ведь толерантность - не растворимый кофе, поэтому каждый человек, выбравший этот путь, начнет с себя.
СРЕДИ ВАШИХ ЗНАКОМЫХ ТОЛЬКО ТОЛЕРАНТНЫЕ ЛИЧНОСТИ?
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, КАК НАЗЫВАЮТ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ СЛЕДУЮТ КОНЦЕПЦИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ?
ОТВЕТЫ: НЕТОЛЕРАНТНЫЕ, ИНТОЛЕРАНТНЫЕ.
КОГО МЫ БУДЕМ СЧИТАТЬ ИНТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ?
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (3 мин.)
- Подведем итог всему вышесказанному.
Прошу командиров команд делегировать по два участника для получения задания к упражнению «Расшифруй цитаты и пословицы о толерантности» (звучит музыка, раздаются цитаты). Участникам через 3 минуты предстоит показать жестами, объяснить без слов «толерантный» смысл полученных цитат.
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой (Э.Берк) | Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем (Вергилий) |
Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов (Датская пословица) | Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение ( Г. Ибсен) |
Остальных членов команд приглашаю к конкурсу «Мы знаем толерантности черты…»
Прошу командиров команд взять лист №1 и конверт №1. В каждом конверте вы найдете 15 отличительных черт личностей. Ваша задача в течение 3 минут разделить черты толерантной и интолерантной личности и наклеить их в соответствующие столбцы таблицы на листе №1. ВНИМАНИЕ. НАЧАЛИ. (~3 мин.)
По истечении времени слушаем выступление участников упражнения «Цитаты о толерантности» и подводим итоги участия команд в упражнении «Мы знаем толерантности черты…».
Выставляются оценки – баллы приклеиваются по каждому отдельному упражнению к паспортам команд.
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОЧЕНЬ МНОГОГРАННА. Толерантность можно подразделить на виды:
- этнотолерантность;
- религиозная толерантность;
- социальная толерантность;
- возрастная толерантность и прочее.
Действительно, толерантность можно сравнить со слоеным пирогом, как на представленном слайде.
Прошу командиров команд выбрать по 2 вида толерантности (на листочках, случайный выбор) для подготовки примеров по каждому из них. (Например, в чем проявляется гендерная толерантность и интолерантность…..) 3 мин.
Участники приводят свои примеры..
Следующее упражнение «ГРАНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ» состоит в том, чтобы вы на листе 2 определили, к какому виду толерантности относится предлагаемая ситуация и приклеили соответствующий вид толерантности из конверта 2 в правом столбце. Начнем все вместе, далее вы продолжите сами. (Переключаются слайды и определяются виды).
- Вот и наступило время ответить на главный вопрос нашей встречи. «ЕСТЬ ЛИ ГРАНИЦЫ У ТОЛЕРАНТНОСТИ И КАКИЕ ОНИ?»
К дискуссии приглашаются все участники. (~8 мин).
А) К просмотру предлагаются два видеофрагмена из театральной постановки «Малыш и Карлсон» и все участники также приглашаются к дискуссии.
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? (Предрассудки, войны, конфликты).
Б) Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон? (ответы учащихся)
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми? (У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии)
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
В завершение внеурочного занятия участникам предлагается установить «границы толерантности» на карте ситуаций.
- Рефлексия.
Что понравилось? Что было новым? Как связан наш разговор о толерантности и способах разрешения конфликтов? Будете ли вы применять полученные знания в собственной жизни?
Награждение команд.
- Напутственное слово командам.
ГРАНИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ | ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ |
ВОЗРАСТНАЯ | |
ГЕНДЕРНАЯ | |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | |
СОЦИАЛЬНАЯ | |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ | |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ | |
РЕЛИГИОЗНАЯ | |
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ | |
Ситуация | Вид толерантности |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ | ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ |
ВОЗРАСТНАЯ | ВОЗРАСТНАЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ | СОЦИАЛЬНАЯ |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ | ПОЛИТИЧЕСКАЯ |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ | ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ |
РЕЛИГИОЗНАЯ | РЕЛИГИОЗНАЯ |
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ | МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ |
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ | МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ | ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ |
ВОЗРАСТНАЯ | ВОЗРАСТНАЯ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ | СОЦИАЛЬНАЯ |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ | ПОЛИТИЧЕСКАЯ |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ | ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ |
РЕЛИГИОЗНАЯ | РЕЛИГИОЗНАЯ |
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ | МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ |
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ | МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ |
ДНЕВНИК КОМАНДЫ
___________________________________________
КОМАНДИР КОМАНДЫ
__________________________________________
РЕЗУЛЬТАТЫ
КОНКУРС | БАЛЛЫ | ИТОГ |
Мы знаем толерантности черты… | ||
Расшифруй цитаты и пословицы о толерантности (пантомима) | ||
Расшифруй цитаты и пословицы о толерантности (отгадывание) | ||
Грани толерантности | ||
Дискуссия «Границы толерантности» | ||
ВСЕГО |
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой (Э.Берк) | Что ни случись, мы терпением и волею все превозможем (Вергилий) |
Горсть терпения стоит больше, чем мешок мозгов (Датская пословица) | Настоящий признак, по которому можно узнать настоящего мудреца - терпение ( Г. Ибсен) |
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ | ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ |