методическая разработка по актерскому мастерству

Шамсутдинова Марина Амировна

"Актерский тренинг за семь дней". Перед вами  небольшой сборник актерских упражнений направленных на развитие уверенной творческой личности.  Эти методические рекомендации будут полезны для руководителей творческих коллективов и общественных организаций. Подобранные упражнения помогут в сплочении коллектива, в раскрытии способностей у участников, развитии новых коммуникативных  навыков. Некоторые упражнения могут послужить в работе вожатого. 

Прохождение составленных тренингов совсем не требует специальных актерских склонностей или способностей. Попробовать может любой неподготовленный участник. Склонности к актерству, или творчеству в целом, «открываются» в процессе. 

В данный сборник вошли самые эффективные тренинговые упражнения для развития сценического внимания, коммуникации, ассоциативного мышления. Упражнения составлены на основе актерских школ по системам К.С. Станиславского, М. Чехова, В.Э. Мейерхольда.

Эти упражнения не сделают вас великими актерами и деятелями искусства, но помогут сделать первый шаг на пути к успеху. Пройдя этот актерский тренинг шаг за шагом, от простого к сложному: вы «откроете» в себе новые способности, «увидите» себя и партнеров изнутри. Я надеюсь, что составленный мною поэтапный тренинг поможет вам стать уверенным, раскрепощенным и эмоционально свободным человеком.

Священнодействуй!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akterskiy_trening_za_sem_dney.docx329.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для руководителей творческих коллективов.

«Актерский тренинг за семь дней»

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1620679338_7-phonoteka_org-p-tantsi-fon-siluet-8.png

Составитель: педагог МУДО «Увинский ДДТ»

Шамсутдинова Марина Амировна

От составителя

Перед вами  небольшой сборник актерских упражнений направленных на развитие уверенной творческой личности.  Эти методические рекомендации будут полезны для руководителей творческих коллективов и общественных организаций. Подобранные упражнения помогут в сплочении коллектива, в раскрытии способностей у участников, развитии новых коммуникативных  навыков. Некоторые упражнения могут послужить в работе вожатого.  

Прохождение составленных тренингов совсем не требует специальных актерских склонностей или способностей. Попробовать может любой неподготовленный участник. Склонности к актерству, или творчеству в целом, «открываются» в процессе.  

В данный сборник вошли самые эффективные тренинговые упражнения для развития сценического внимания, коммуникации, ассоциативного мышления. Упражнения составлены на основе актерских школ по системам К.С. Станиславского, М. Чехова, В.Э. Мейерхольда.

Эти упражнения не сделают вас великими актерами и деятелями искусства, но помогут сделать первый шаг на пути к успеху. Пройдя этот актерский тренинг шаг за шагом, от простого к сложному: вы «откроете» в себе новые способности, «увидите» себя и партнеров изнутри. Я надеюсь, что составленный мною поэтапный тренинг поможет вам стать уверенным, раскрепощенным и эмоционально свободным человеком.

Священнодействуй!

Тренинг №1.

Продолжительность тренинга 60 минут.

«Мониторинг самочувствия»

Упражнение 1.

«Слушаем тишину»

Участники группы сидят на полу «по-турецки», руки лежат на коленях, спина прямая, голова приподнята, глаза закрыты.

Задача: слушать звуки в комнате и за ее пределами 10 секунд, совершая вдох – выдох плавно, далее 20 секунд проделать все тоже самое, но при этом прислушиваться к звукам внутри себя, далее 30 секунд проделать все тоже самое, при этом слушать звуки одного или нескольких участников группы.

Упражнение 2.

Вдох – выдох.

Участники сидят в том же положении, что и в Упражнении 1.

Задача: совершать плавные вдох – выдох, считая при этом удары своего сердца.

Упражнение 3.

Участники группы совершают хаотичное, медленное движение по комнате.

Задача: рассматривать участников группы и запоминать.

Упражнение 4.

Участники группы встают в «шахматный» порядок.

Задача: описать метафорами рассмотренного участника группы (один или несколько).

Упражнение 5.

Участники группы встают в круг.

Задача: встать в центр круга одному из участников.

Упражнение 6.

Участникам предлагается выстроиться в несколько простых фигур.

Например: полукруг, круг, линия, диагональ, шахматный порядок.

Задача: выстроить фигуры бесшумно, без слов, не торопясь.

Упражнение 7.

1-ый вариант

Участники выстраиваются в шахматный порядок.

Задача: осуществить 1 хлопок по очереди.

Условия: не договариваясь заранее, стоя на одном месте, не поворачиваясь в стороны (с целью отследить хлопок), строго смотря перед собой.

2-ой вариант

Участники выстраиваются в линию или диагональ.

Задача: рассчитаться по порядку.

3-вариант

Участники выстраиваются в шахматный порядок.

Задача: присесть в одной очередности, встать в другой.

Например: тот кто присел первым, не может первым встать.

Упражнение 8.

«Круговые контакты»

Участники двигаются по площадке хаотично.

Задача 1: встретиться взглядом с каждым участником.

Задача 2: встретиться взглядом с каждым участником, делая при этом остановку.

Задача 3: встретиться взглядом с каждым участником, делая остановку и произнося фразу «Добрый день»

*может быть любая приветственная фраза.

Упражнение 9.

Участники стоят в кругу.

Задача: Одному из участников необходимо повернуться лицом к партнеру, стоящему слева или справа, сделать с ним одновременный хлопок. Далее хлопок в паре осуществляет следующий участник, стоящий в круге.

Условия: не торопясь

*если не удается сделать одновременный хлопок сразу, постарайтесь добиться одновременности с нескольких попыток.

*для повтора участники могут поменяться местами в круге.

*если удалось добиться одновременности сразу (у всех участников), меняйте темпо-ритм

Упражнение 10.

Участники стоят в круг.

Задача: сделать одновременный хлопок с партнером напротив.

P.S.: в конце тренинга обязательно провести анализ и самоанализ, ответит на все волнующие вопросы по теме, обсудит особо интересные упражнения.

Тренинг №2.

Продолжительность тренинга  60 – 90  минут

«Найти контакт»

Упражнение 1.

Участники стоят в круг.

Задача: сделать одновременный хлопок с партнером напротив.

*хлопок совершается без вербального сигнала, главное – установка зрительного контакта.

Задача: сделать одновременный хлопок всем участникам.

*в случае неудачи, сделайте паузу и повторите попытку.

Задача: «отправлять» хлопок любому из участников, «ловить» хлопок.

*данная задача выполняется в быстром темпе.

Задача: совершать один хлопок в определенном темпе всем участникам группы.

*темп не должен меняться, главное – сохранение темпа.

*в случае, удачного выполнения задачи, можно добавить ритм, а также предлагать различный «рисунок» темпо-ритма.

Упражнение 2.

Каждому участнику группы выдается небольшой мяч (можно теннисный).

Задача:

  1. подкидывать мяч перед собой, ловя двумя руками.
  2. подкидывать мяч перед собой, ловя мяч одной рукой.
  3. подкидывать мяч перед собой правой рукой, а ловить левой или наоборот.
  4. бросать мяч вниз перед собой одной рукой, а ловить мяч другой.

*в случае удачного быстрого выполнения последнего пункта задачи, можно попробовать с закрытыми глазами.

Упражнение 3.

Работа с мячами. Участники упражнения стоят в кругу.

1-ый вариант.

Задача: перекидывать мяч друг другу.

2-ой вариант.

Задача: перекидывать мяч с постепенным добавлением других мячей.

*максимальное количество мячей определяется количеством участников.

3-ий вариант.

Задача: считать мячи, не сбиваясь со счета.

Например: руководитель упражнения вбрасывает один мяч и произносит цифру «1», далее считают участники. После того как первый мяч долетел до цифры «3» вбрасывается еще мяч с порядковой цифрой «1» и т.д.

*максимальное количество мячей определяется количеством участников.

Упражнение 4.

Участники выбирают себе пару. Двигаясь хаотично они перекидывают или передают мяч друг другу.

*делать остановки не рекомендуется.

*двигаться близко друг к другу нельзя

Упражнение 5.

Участникам дается три мяча.

Задача: двигаться по площадке перекидывая три мяча одновременно.

Упражнение 6.

Участники выбирают один предмет. Один из участников покидает комнату. Остальные прячут предмет.

Задача: отыскать предмет, ориентируясь на частоту хлопков остальных.

Упражнение 7.

Участники стоят в круг. Один из участников вне круга (в центре или за ним – решать вам).

Задача: повторять все движения за одним из стоящих в круге; найти того, за кем все повторяют движения. (группа может заранее выбрать «ведущего» или в процессе, не договариваясь)

Упражнение 8.

Участники становятся друг напротив друга. Не сходя с места, они пытаются задеть друг друга.

Задача: не дать возможность партнеру вас задеть, а задеть самому.

Упражнение 9.

Все участники стоят в кругу.

Задача: одновременно, не торопясь, поднять воображаемый круг.

Упражнение 10.

Повторить упражнение с хлопками.

Задача: добиться синхронности, согласованности действия.

P.S.: Все эти упражнения подобраны с целью диагностики коммуникативных способностей, уровня концентрации и эмоциональной свободы. Работа над упражнениями в данном порядке и грамотное выполнение станет стартапом в работе над психофизическим освобождением. Руководителю рекомендую завести дневник наблюдения за каждым участником. Проводите анализ тренинга после его завершения, начиная с плюсов. Отслеживайте динамику раскрепощения участника.

Тренинг №3,4.

Продолжительность тренинга 90-120 минут.

«Мышечная свобода»

Упражнение 1.

Участники группы сидят  «по-турецки» в хаотичном порядке.

Задача:

* совершать плавные вдох – выдох 10 секунд.

* совершать плавный вдох и резкий выдох 10 секунд.

* совершать плавный вдох, плавный выдох с резким «выбросом» остатков воздуха 10 секунд.

Упражнение 2.

Участники бегут по кругу (бег легкий). Продолжительность бега 60 секунд. После бега хаотично передвигаться по комнате, совершая вдох-выдох

Задача:

*одержать неменяющийся темп.

*совершать вдох через нос, выдох через рот. (СТРОГО!!!)

Упражнение 3.

Участники стоят в «шахматном» порядке.

Задача:

*сжимать и расслаблять тело максимально по сигналу руководителя.

*сжимать и расслаблять мышцы определенного участка тела.

* «перекатывать» напряженный участок от одной руки к другой, а также по всему телу.

Упражнение 4.

«Зажимы по кругу»

Участники идут по кругу.

Задача: зажимать ту часть тела, на которую указывает руководитель.

*продолжительность ходьбы в таком состоянии 10-15 секунд

Упражнение 5.

Участники группы стоят в «шахматном» порядке.

Задача: встать прямо, поднять руки вверх, поднять голову, посмотреть на свои руки, подняться на носочки и потянуться при этом сильно напрягая все тело, задержаться в таком положении на 5-10 секунд. Расслабиться.

Упражнение 6.

«Потянулись – сломались»

Участники стоят в произвольном порядке. Все тело стремится вверх. По сигналу руководителя участники начинают «ломаться»: от кистей и до всего тела.

Упражнение 7.

«Марионетка»

Участники группы стоят в «шахматном» порядке. Руководитель, стоящий перед ними – «кукловод».

Задача: вообразить, что каждая часть тела подвешена на веревочку.

Упражнение 8.

«Ходьба»

Движение участников группы осуществляется в хаотичном порядке.

*простая ходьба;

*ходьба пригибным шагом;

*ходьба лыжным шагом;

*ходьба с поворотом и остановкой по сигналу руководителя;

*ходьба с закрытыми глазами (далее можно попробовать двигаться в полной темноте)

Упражнение 9.

«Аффективная ходьба»

Ходьба с воображаемыми условиями.

*по снегу;

*по горячему песку, углям;

*по болоту;

* на каблуках;

* в огромных сапогах-ботфордах;

*опираясь на палку;

*в калошах и т.д.

Упражнение 10.

«Прыгающая тряпочка и столбик»

Задача: прыгать с одной ноги на другую, встряхнуть тело и ощутить постепенное напряжение  в мышцах. В случае «столбик» фиксировать все мышцы.

Упражнение 11.

«Прыгающая тряпочка»

Ученики передвигаются по площадке хаотично, прыгая на одной ноге (опорную ногу можно менять).

Задача: встряхивать тело, не теряя пружинности, передвигаться не касаясь остальных.

Упражнение 12.

«В разных скоростях»

Ученики двигаются хаотично по сценической площадке.

Задача: добавлять или убавлять скорость ходьбы.

*ходьба не аффектная;

*цифра 9 – самая высокая скорость, цифра 1 – самая низкая скорость;

* для начала ходьбы используйте цифры в правильном порядке, постепенная наращивая скорость движения; затем можно называть цифры вразброс.

Задача: продолжать ходьбу в разных скоростях; по сигналу делать фиксацию движения.

*тело принимает ту позицию, которую зафиксировал до этого.

*сигнал должен быть четким.

Упражнение 13.

Партнеры стоят друг напротив друга, балансируя на одной ноге.

Задача: легкими движениями вывести друг друга из равновесия.

*нельзя делать множество движений; помните! Это игра, а не борьба!

*добавляем обстоятельства: партнеры стоят на краю пропасти, идут по бревну, совершают цирковой номер на канате и т.д.

Упражнение 14.

Партнеры отходят друг от друга на максимальное расстояние.

Задача: одновременно начать движение друг к другу, остановиться в одном шаге друг от друга, развернуться и вернуться на исходную точку.

*попробуйте проделать это в разных скоростях.

*упражнение выполняется ОДНОВРЕМЕННО без «открытых» сигналов друг другу.

Упражнение 15.

Повтор исходной позиции как в Упражнении 4.

Задача: партнерам нужно броситься навстречу друг к другу, обняться и замереть.

Упражнение 16.

Партнеры садятся на пол друг напротив друга на расстоянии 4-5 шагов. Определяют способ передвижения друг к другу.

Например: не касаясь пола кистями, стопами и т.д.

Задача: передвигаться навстречу друг к другу.

Упражнение 17.

В комнате гасят свет до полной темноты.

Задача: найти своего партнера.

*не подавать звуковых сигналов;

*не торопиться;

*не отвлекаться.

Упражнение 18.

Партнеры отходят друг от друга на максимальное расстояние.

Задача: идти навстречу друг к другу вперед спиной и в нужный момент остановится, слегка коснувшись партнера.

Упражнение 19.

«Удар по мячу»

Участники группы работаю с воображаемым мячом.

Задача: совершать удары по мячу разными способами.

Упражнение 20.

«Погоня»

Каждая пара должна придумать кто из них гонится, а кто убегает.

Задача: обыграть этюд под названием «Погоня».

P.S. Это далеко не весь перечень упражнений на тему «Мышечная свобода». Стоит отметить, что это довольно сложная и кропотливая работа. Никогда не торопите упражнения. Если не получилось закончить по плану, советую продолжить. Упражнения должны быть доведены до совершенства. Не игнорируйте физическую разминку рук, ног, шеи и всего тела в целом. Не разогретое тело работать не будет, не будет слушаться, а значит не даст желаемого результата.

Тренинг №5.

Продолжительность тренинга 60-90 минут.

«Темпо-ритм и музыка»

Упражнение 1.

«Темп»

Участники группы стоят в кругу и совершают хлопок в одном темпе.

Задача: держать темп.

Упражнение 2.

«Ритм»

Участники группы стоят в кругу, отхлапывая заданный руководителем, ритм.

Задача: не сбить темп и не исказить ритм.

*темпо-ритм лучше усложнять;

*дать возможность участникам группы придумать самим.

Упражнение 3.

«Машина»

Участники группы стоят в кругу или таким образом, чтобы видеть друг друга. По очереди, не договариваясь заранее кто-то один начинает создавать «рисунок» темпо-ритма. Затем следующий добавляет свой «штрих» в этот рисунок и так далее.

Задача: создать полифонию звуков (темпо-ритм).

*можно использовать любые звуки (хлопки, удары, стук, вербальные звуки и т.д.)

*не заставляйте каждого внедряться в процесс, все должно быть добровольно, без давления;

*попробуйте сочинить таким образом песню.

Упражнение 4.

«Двигайся в такт»

Участники группы занимают удобное место на площадке.

Задача: слушать музыку и попробовать под нее ходить.

*нельзя танцевать. ХОДИТЬ!

Упражнение 5.

«Импровизированный танец»

Участники группы стоят в кругу или полукругу. Руководитель включает музыку.

Задача: начать двигаться под музыку создавая иллюзию массового танца (своего рода флешмоб).

*старайтесь подобрать музыкальное сопровождение с разным темпо-ритмическим рисунком (рекомендую бит-бокс)

Задача: придумать танцевальный этюд.

Этюд* - упражнение-произведение, небольшая история о чем или о ком-либо

Упражнение 6.

«Ансамбль»

Участникам группы делятся на микрогруппы. У каждой микрогруппы свой придуманный темпо-ритм. По очереди каждая микрогруппа воспроизводит свой темпо-ритм.

Задача: вовремя вступить в общий темпо-ритм, не сбивая свой.

Упражнение 7.

«Хлопки»

Участники могут стоять в кругу или в другом удобном расположении на сценической площадке. Руководитель придумывает один темпо-ритм, в виде хлопков, на всех. Участники распределяют между собой этот темпо-ритм по одному хлопку.

Задача: держать темпо-ритм

Упражнение 8

«Атмосфера»

Участникам предстоит использовать различные звуки: хлопки, топот, голос и т.д.

Задача: создать атмосферу с помощью звуков и темпо-ритма.

Например: страх, радость, волнение, праздник, природные явления и т.д.

Упражнение 9

«Существование в музыке»

Участникам предлагается прослушать несколько музыкальных композиций и проанализировать эмоциональное состояние.

Задача: существовать: двигаться, смотреть, дышать, контактировать и т.д. исходя из эмоционального состояния музыки.

Далее предложите придумать образы к прослушанным композициям. Рекомендую использовать: Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» и иные его произвденеия.

Упражнение 10

Участникам предлагается выбрать любое стихотворение и определить количество предполагаемых темпо-ритмов.

Задача: воспроизвести стихотворение в разных темпо-ритмах.

 В заключение занятия предложите участникам прохлопать темпо-ритм занятия.

Тренинг №6.

Продолжительность тренинга 90 минут.

«Этюд и импровизация»

Этюд – это мини-сценка на основе какого-либо текста или даже простого физического действия. Этюды бывают одиночные, парные, групповые. Этюды можно делать без слов, с минимальным количеством слов.

  1. Темы одиночных этюдов:
  • муха
  • стул
  • коробка
  • ожидание
  • чердак
  • находка
  1. Темы парных этюдов:
  • скамейка
  • ожидание
  • примирение
  • знакомство
  • на рыбалке
  1. Темы групповых этюдов:
  • ремонт
  • праздник (или подготовка, или после праздника)
  • вокзал
  • на улице
  1. Этюды на оправдание предмета.
  2. Этюды на смену темпо-ритма.

*Предлагайте и находите различные предлагаемы обстоятельства (место, время, состояние, музыкальное сопровождение и т.д.)

*Старайтесь не использовать много слов, делайте упор на бессловесность действий.

Тренинг №7.

Продолжительность тренинга 90 минут.

«Закрепление»

Упражнение 1.

Участники становятся хаотично.

Задача: выстроить заданные фигуры.

Например: круг, полукруг, линия, диагональ и т.д.

*быстро, бесшумно, не разговаривая, максимально 3 счета.

Упражнение 2.

Участники встают в полукруг.

Задача: на хлопок руководителя распределиться в шахматный порядок.

Условия: бесшумно, на 3 счета, шахматный строй должен быть ровным и стройным.

*повторите, если не получилось добиться идеального результата

*подобные упражнения вырабатывают навык самоорганизации и мобильности

Упражнение 3.

Участники стоят в шахматном порядке.

Задача: за несколько секунд (зависит от количества участников) рассчитаться по порядку.

Упражнение 4.

Участники встают в круг.

Задача: создать темпо-ритм, если каждый участник вступает по очереди.

*должен получится гармоничный темпо-ритм подобно музыкальной композиции

Упражнение 5.

Участники делятся на две команды.

Задача 1: каждая команда задает свой темпо-ритм, вкладывая (подразумевая)  какую-то фразу и озвучивает его другой команде;

Задача 2: противоположная команда участников отвечает придуманным темпо-ритмом вкладывая фразу-ответ;

Задача 3: предположить фразу.

Упражнение 6.

Каждый участник придумывает свой темпо-ритм. По сигналу руководителя все участники начинают озвучивать свой темпо-ритм.

Задача: удержать темпо-ритм.

*это упражнение можно выполнять, используя хаотичную ходьбу или аффектную ходьбу.

В завершении творческого настроя и закрепления, поработайте над этюдами. Пусть они будут разной тематики: темпо-ритм, мышечная свобода, общение и т.д. Результат работы вы увидите сразу. Старайтесь обсуждать и рассуждать. Синтез и анализ необходим в работе над собой. Всегда анализируйте с плюсов, не зацикливайтесь на минусах – исправляйте сразу.

P.S. Не спешите усложнять задачи, делайте все по мере возможностей участников группы. Не рекомендую принудительно побуждать к действиям. Старайтесь мотивировать, а не заставлять. Чрезмерный нажим,  приведет к большей зажатости, скованности и так далее. Если у вас не получилось довести упражнение до совершенства, то его можно оставить на следующее занятие или попытаться проанализировать индивидуально или группой. Старайтесь всегда делать небольшие выводы, если не после каждого упражнения, то после каждого тренинга. Лучше всего делать заметки в тетради по каждому участнику группы или по отдельным моментам действия. И самое главное, не разрешайте участникам группы отвлекаться на разговоры, смех. Не разрешайте им создавать атмосферу суеты, неразберихи, агрессии, меланхолии. Подбадривайте их. Творческая душевная организация любит похвалу и конструктивную критику. Большую часть упражнений выполняйте не количественно, а качественно. Желаю успеха!