Конспект занятия «Фототренинг. Многообразность»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Фототренинг. Многообразность»
Разработала: педагог-организатор
Волонцевич Г.А.
г. Ярцево
2020 г
План-конспект занятия
Тема: «Фототренинг. Многообразность».
Тип занятия: фототренинг.
Вид занятия: творческая мастерская.
Цель занятия: через костюм и элементы физической характеристики создаваемого образа раскрыть эмоциональное понимание и погружение в образ.
Задачи занятия:
образовательные:
обучить детей основным понятиям работы с образом (не как, а что);
на основе имеющихся знаний обучить приемам и способам самостоятельной работы с образом;
расширить базу знаний в рамках актерского мастерства;
развивающие:
содействовать формированию целостного восприятия образа, ориентируясь не на костюм и реквизит, а на его внутреннюю сущность;
способствовать гармоничному развитию ребенка;
снятие стереотипного отношения к фотографированию как к процессу позирования;
сформировать уверенный навык создания образа как одной из возможности выражения своих чувств, переживаний, стремлений, желаний и т.д.;
воспитательные:
способствовать формированию ценностных представлений о личности, любви, заботе, дружбе и т.д.;
сформировать поведенческие формы, позволяющие проявлять внутреннее эмоциональное отношение к окружающей действительности;
коррекционные:
корректировать выявившиеся в процессе занятия отклонения в различных сферах личности;
усилить значимость личности ребенка за счет принятия себя и других как ценности;
помочь детям в преодолении неуверенности в себе и скованности в творческой деятельности;
способствовать формированию адекватной самооценки и оценки окружающих;
коррекция эмоционально-волевой сферы.
Время проведения: начало учебного года.
Место проведения: учебный класс.
Возраст участников: от 6 до 17 лет (соответственно группе).
Длительность теоретической части занятия — 10 минут.
Длительности практической части занятия. 1,5-2 часа — для старших и 0,5-1 час — для дошкольников.
Для проведения тренинг-занятия необходимы:
— кабинет площадью не менее 20 кв. м;
— фотоаппарат;
— большое зеркало;
— компьютер или ноутбук;
— костюмы и элементы костюмов для мальчиков и девочек различной тематики (головные уборы, накидки, парики, платки). Основное требование — возможность быстро переодевать костюмы, не снимая при этом своей повседневной одежды;
— свободная стена без яркого рисунка или задник (используемая как задний план фотографии);
— возможность обработки готовых фотографий в программе Photoshop.
Используемые принципы построения занятия:
— погружение в нестандартную ситуацию;
— принцип подтверждения уникальности личности;
— принцип наглядности;
— принцип построения внутреннего образа;
— принцип творческой активности;
— принцип творческой самореализации;
— принцип моторного закрепления.
В процессе занятия дети должны освоить:
знать:
— принципы работы по созданию образа;
— основные приемы и особенности работы перед фотокамерой;
— принципы поведения и взаимоотношений в группе;
уметь:
— внутренне понимать образ и работать с внутренним монологом;
— применить полученные навыки в актерском мастерстве;
овладеть навыками:
— свободного, бесконфликтного общения в группе;
— эмоционального выражения своих потребностей и мотивов;
— перевоплощения и актерской игры;
— отказа от эмоциональных зажимов и понимать, почему чувствовать себя свободно комфортнее, чем зажиматься.
Этапы тренинг-занятия
Подготовительный этап
Педагог готовит стулья (мы ставим их буквой Г, чтобы обзор костюмов для детей был максимально удобным) и приносит реквизит.
Первый этап «Получение разрешения»
Педагог рассказывает о возможности превратиться в кого угодно и дает разрешение посмотреть, что в пакетах. Одновременно с этим детей просят достать оттуда все содержимое и разложить на стулья. Так проходит первое знакомство детей с костюмами.
Это позволяет им наметить приоритеты и рассмотреть внимательно все, что предлагается для тренинга.
Второй этап «Кто готов — выходи!»
Детей просят внимательно рассмотреть все костюмы и выбрать то, что больше всего нравится. Однако, надевая костюм, ребенку необходимо не просто создать образ, а почувствовать его. Когда ребенка фотографируют, ему параллельно задают вопросы:
«Кто ты? Что тебе нравится? Где ты живешь? Что чаще всего чувствуешь? Как ты относишься к окружающим?» т т.д. Затем ребенка отправляют переодеваться в новый костюм, а на его место приглашают следующего (за весь период работы я заметила, что очередь могут образовать только дети дошкольного возраста, первый раз участвующие в тренинге, остальным же бывает мало времени, чтобы переодеться и подумать над образом). Тренинг проходит динамично, руководитель постоянно поощряет и ведет активное общение со всеми участниками.
Занятие длится примерно 1,5—2 часа, но определять, когда нужно закончить, можно по очень интересному и специфичному признаку: дети начинают фотографироваться группами. Если такое происходит с самого начала — это говорит о скованности группы, а когда по истечении часа — говорит об адаптации к камере и эмоциональном очищении. Такие групповые фотографии бывают самыми эмоциональными и выразительными.
Не забывайте попросить детей самостоятельно сложить костюмы обратно и поблагодарить за хорошую работу!
Третий этап «Получение результата»
Все хорошо получившиеся фотографии педагог делит на папки с именами. Самые удачные изображения обрабатываются.
Дети приходят на занятие с каким-либо носителем (флешкой, диском) и получают свою папку фотографий.
В дальнейшем практически все обработанные портреты родители распечатывают и вешают на стенку в рамку. Родители гордятся своим актером, а ребенок получает качественно новый опыт, закрепленный результатом, и понимает, насколько он проникся духом созданных образов. По наблюдениям за детьми, участвующими в тренинг-занятиях, можно заключить:
Дети делятся на несколько групп:
-активно включающиеся в работу и показывающие результаты уже на первом занятии;
-испытывающие внутренний страх и стеснение во время занятия. Их меньше, чем в первой группе, но необходимо обратить внимание на них и стимулировать к деятельности;
-остающиеся в стороне. Их либо вообще нет, либо один-два. Чаще двое, так как один постоянно утаскивает за собой второго (бояться, а вдвоем веселее). Таким детям надо дать задание — придумать и сфотографироваться не менее чем в пяти образах. И, как правило, работа начинается.
На первом занятии дети часто показывают то, что когда-то видели: жесты, как у принцессы; поза, как у модели. Здесь необходимо сразу оговорить с ребенком, что если он почувствует себя принцессой, то всем вокруг станет понятно, что это принцесса, а использовать знакомые жесты совсем необязательно. Такой шаблон проходит к концу первого занятия, и через пол года (на втором тренинге) дети уже не стремятся показать «как», а пытаются чувствовать «что».
Некоторые дети, надев костюм, просто стоят и не могут снять эмоциональный зажим. В этом случае руководителю необходимо больше говорить о характере образа и помочь пройти ребенку всю дорогу понимания внутреннего состояния. Обычно мы используем такие техники, как похвала. Мы хвалим образ: «Уважаемая принцесса, вы такая красивая! А у вас большой замок? А гости к вам приходят? Ой, смотрите, гости идут! Надо их встретить по-королевски!» После этого ребенок без труда принимает величественную позу, а внутри начинает ощущать образ принцессы.
Очень полезно сравнивать результаты фототренингов у каждого ребенка, причем лучше это делать совместно с группой. Выбираются наиболее удачные фотографии каждого участника и просматриваются. Группа не только делает замечания и хвалит — группа замечает и подчеркивает рост и профессионализм, а это очень важно для формирования мотивации к личностному самосовершенствованию.
При разработке данного тренинг-занятия использованы результаты исследования Андрея Роса (2007) программа поэтапного раскрепощения и совершенствования человека, получившая название «фототренинг», основные позиции арттерапии, сказкотерапии и принципы театротерапии.
Список литературы
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. М.: Просвещение, 1987.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред.
А.В. Петровского. М.: Наука, 1979.
Выготский Д.С. Психология искусства. Ростов на/Д: Феникс, 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1999.
Ильин Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогический поиск, 1988.
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.
Кипнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. М.: Ось-89, 2002.
Коинтин А. Н. Основы арттерапии. СПб.: Дань, 1999.
Копытин А. И. Тренинг коммуникации. Арттерапия М.: Изд-во Института психиатрии, 2006.
Крылов А. А. Психология. М.: Просвещение. 1999.
Никитина А.Л. Театр, где играют дети. М.: Владос, 2001.
Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции. М.: ПСМ, 2000.
Чехов А.П. Полн. собр. соч. В 30 т. М.: Наука, 1974— 1986.