Родительское собрание «Разнообразие танцевальных стилей для развития художественного вкуса детей»
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_tantsevalnyh_stiley_dlya_razvitiya_hudozhestvennogo_vkusa.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Дом детского творчества»
г.о. Лотошино
Родительское собрание
«Разнообразие танцевальных стилей для развития художественного вкуса детей»
Подготовила и провела
педагог дополнительного образования
руководитель творческого объединения
«Театр танца «Зазеркалье»
Белова Наталья Николаевна
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование - процесс длительный, требующий многих качеств от детей.
Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:
- танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;
- свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;
- комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;
- характерные танцы, исполняемые различными персонажами;
- детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.
В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.
Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь - это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.
Другой путь - это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.
При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.
Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур - это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:
следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;
определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;
обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;
в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.
Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.
Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор её структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.
Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.
Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.
В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога, а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.
Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.
Музыкальное сопровождение - дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Работа под фонограммы музыкальных произведений даёт возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, - все эти качества достигаются с увлечением, и главное - всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен.
Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.
Аккуратность в хореографическом исполнительстве, опрятность формы в хореографическом классе переносится и на внешний вид детей в школе. Они выделяются не только своей осанкой, но и прической, чистотой и элегантностью ношения самой обыкновенной одежды. Воспитание этикета является одной из сторон на занятиях по хореографии. Приятно видеть, что дети из хореографического класса никогда не пройдут впереди старшего, мальчики подадут руку при выходе из автобуса, сумки и портфели девочек - в руках у мальчиков. Внимание и забота о других - необходимое качество в характере детей, и занятия хореографией решают эти задачи. Хореографическое искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников.
Творческая личность - важнейшая цель как всего процесса обучения, так и эстетического воспитания. Без него, без формирования способности к эстетическому творчеству, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Совершенно очевидно, что каждый педагог посредством эстетического воспитания готовит детей к преобразовательной деятельности. Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему.
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка для развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. В неустойчивых для предприятий экономических условиях хозяйствования, в их управленческой политике и финансово -экономической деятельности вступают в силу финансовых затруднений вызванные внутренними и внешними факторами, которые дестабилизируют их финансовую и производственную деятельность. Формирование антикризисного финансового управления для предприятий направлено на их выживание и рыночную адаптацию, становится особенно важным в условиях, когда возникают преобразования, которые имеют глобальный характер. Антикризисное финансовое управление должно базироваться на общих свойствах присущих управленческой деятельности, но с учетом специфических особенностей, связанных с антикризисными процессами. Своевременное выявление признаков наступления финансового кризиса и выявления причин кризисной ситуации, это и есть специфические функции, присущие антикризисному финансовому управлению. Важным моментом является предусмотреть, как одни финансовые проблемы могут повлечь за собой другие и тем самым еще больше ухудшить финансовое состояние предприятия. Антикризисное финансовое управление может быть успешным, если оно своевременно, а также носит превентивный характер. В свою очередь, эстетическое воспитание является частью всестороннего коммунистического воспитания детей, связь которого особенно тесна с нравственным воспитанием.
Эстетическое воспитание осуществляется следующими методами:
1.Эмоционально-выразительное объяснение упражнений и танцевальных движений, образное слово;
2.Технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения и танцевальных движений, который вызвал бы чувство восхищения прекрасным;
3.Вдохновляющий пример в действиях и поступках;
4.Практическое приучение к творческим проявлениям красоты в танцевальной деятельности в процессе занятий по хореографии.
Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального переживания, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ee сердцевиной является воздействие средствами искусства. На его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Так же благодаря эстетическому воспитанию, происходит эстетическое развитие личности. Эстетическое развитие личности, проходит несколько этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, личностно-рефлексивный, творческий и др., определяемые по преобладающему характеру эстетического сознания и отношения.
Первые три уровня отражают стадии возрастного становления от дошкольного детства до младшего подросткового периода, когда возникает опасность «застывания», последующие уровни представляют возможности дальнейшего эстетического развития в благоприятных условиях.
Главное условие полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей - внимание к детской творческой деятельности: игре, театрализованной, конструктивной, изобразительной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить всестороннее, художественно-эстетическое развитие ребенка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить его жизнь интересным содержанием. Именно в рамках всех названных видов деятельности создаются условия для эффективной всесторонней подготовки детей к школе - пишет специалист в области эстетического воспитания дошкольников T.C. Комарова [2, с. 185].
Эстетическое воспитание согласовывает и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Это свидетельствует о том, что основным механизмом первичных объединений выступала регламентирована форма обеспечения "общение " разных племен и народов, которая в то время выступала мощным фактором становления глобальных форм сосуществования. Итак, учитывая исторический контекст данного явления и исходя из современных глобализационных реалий, методологически правильным является поставить вопрос о становлении новой формы социальной организации - глобальное общество.
Таким образом, эстетическое воспитание - это неотъемлемая часть всестороннего воспитания, которое основывается на опыте, приобретаемом ребенком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного.
Несмотря на то, что существование глобализации как явления обычно не вызывает сомнений и никем не оспаривается, одновременно дать научное определение глобализации достаточно сложно, учитывая политический аспект проблемы, беспрецедентные по масштабу и концентрацией интересы, стоящие за ней, как материального, так и не в меньшей степени идеологического характера.
Именно эстетическое воспитание является крепким связующим звеном между дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребенка высокий уровень эстетического воспитания, то и в начальной школе адаптация у него проходит легче.
Изучение процесса глобализации имеет важное теоретическое и практическое значение поскольку ставит экономику в новые условия, меняет вектор ее развития. Формирование и развитие рыночной экономики в России диктует необходимость установления тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Также необходимо проведение такой международной и внутренней политики, которая позволит избежать или уменьшить уровень негативного влияния глобализационных процессов на национальную экономику страны.
Таким образом, под эстетическим воспитанием средствами хореографии, следует понимать процесс формирования, и развития наиболее специфических для хореографической деятельности компонентов. Это развитие эстетического вкуса в грациозной передаче своим телом движений, умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце, грамотно, аккуратно и грациозно исполнять хореографические композиции, умение импровизировать на музыку и желание сочинять, умение строить эстетические отношения с партнерами в танце.
Среди множества форм эстетического воспитания хореография занимает особое место. Занятия хореографией не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоническое и пластическое развитие.
Развивающие возможности средств хореографии
• развитие коммуникативных способностей, знание основных нравственных норм поведения и этикета;
• развитие эмоциональной устойчивости - создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
• развитие зрительной, слуховой, моторной и образной памяти;
• развитие познавательного интереса, познавательной активности;
• развитие музыкально-ритмических умений и навыков;
• общее физическое развитие (двигательные умения и навыки, координация, ловкость, выносливость, осанка, гибкость и т.д.).
Незаменимы уроки хореографии и в изучении возможностей собственного тела. Анатомия дает теоретические знания о строении тела и функциях различных органов. Правила исполнения даже самых простых танцевальных движений требуют сознательной координации работы различных групп мышц, помогая анатомию собственного тела изучить на практике. Самый первый урок хореографии мы обычно начинаем с того, что знакомим детей с названиями различных частей тела. Не только первоклассник, но и не всякий ученик пятого класса знает, где расположена диафрагма, которая должна быть задействована при постановке дыхания, или что такое подъём ноги, который надо вытянуть, как только нога оторвется от пола.
Хореография предоставляет широкие познавательные возможности для расширения знаний ребенка об окружающем мире, человеке и человеческих взаимоотношениях. Язык танца, понятный человеку любой национальности без перевода, был и остаётся важным средством коммуникации.
Хореография принадлежит к зрелищным, синтетическим пространственно-временным видам искусства, объединяющим в себе танец, музыку, драматургию, изобразительное искусство. Центром этого синтеза является хореография. Различные виды искусств соподчиняются и взаимодействуют в хореографическом произведении в претворенном виде. Отсюда следует, что хореография представляет собой определенную целостную сущность, которая имеет, свои конкретные формы проявления и закономерности бытования. Среди них имеется та особенность, которая делает ее именно хореографией и объединяет ее с другими видами искусства. Этой особенностью являются собственные выразительные средства хореографии, отличные от всех других видов искусства и создающие хореографическую образность.
Хореография - это танцевальное искусство в целом во всех его разновидностях. Хореография - искусство сочинения и сценической постановки танца, первоначальное значение - искусство записи танца балетмейстером.
Понятие хореография охватывает всевозможные виды танцевального искусства, где художественный образ формируется с помощью условных выразительных движений . Многие считают, что хореография - это танец, или хореография-это балет, но по мнению Захарова Р. понятие хореография гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно означает «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все,что относится к искусству танца.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом. Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.
Воспитательная работа должна проводиться систематически, только тогда она приведет к положительным результатам. Сложность воспитательной работы определяется тем, что дети в коллективе встречаются различного уровня культуры и воспитания. Сосредоточить их интересы порой непросто. При этом педагогу-руководителю приходится проявлять такт, чуткость, применять индивидуальный подход к детям. Он должен заинтересовать детей, использовать в работе возможности каждого ребенка, его перспективы. В обращении с детьми необходимо проявление симпатии, уважительного интереса к их радостям и огорчениям, к их сложностям в жизни. Поэтому педагогу необходимо понимать взаимоотношения детей, их внутренний мир. Ребенок, вступая в мир знаний по хореографии, должен знать, что каждое занятие обязательно. Пропуски без уважительных причин не возможны в силу специфики хореографического искусства. Дети просто не смогут выполнять те задачи, с которыми они сталкиваются. Дело даже не в достижении результатов, а в понятии долга, его выработке и развитии. То, чем начал заниматься, должно быть выполнено добросовестно и доведено до конца. Склонность детей бросать начатое дело на полдороге в дальнейшем оборачивается несобранностью уже взрослого человека, поэтому всю воспитательную работу в коллективе педагог должен строить по принципу интереса, он является основным и определяющим. Он поддерживается постоянным изучением нового хореографического материала (движение, танцевальная комбинация, танцевальный этюд, номер, подготовка или проведение какого-то мероприятия и т.д.). Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.
Эстетическая функция хореографического искусства эффективна потому, что она наиболее проникновенно воздействует на эмоции и чувства человека, то есть воспитывает душу и крепость духа - закаливает характер. Танцевальное искусство у ребенка является дополнением и продолжением его реальной жизни, обогащает ее. Занятия данным искусством приносят ему такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из каких-либо иных источников [4,с.110]. По этой причине занятия хореографией являются органической частью всей системы художественного образования и эстетического воспитания детей.
Развитие эмоциональной сферы и усвоение определенных знаний из области искусства, а также развития эстетического сознания наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности» . Искусство играет важную роль и оказывает большое влияние на человека на протяжении всей его жизни. Искусство является основой эстетических представлений, идеи которого зародились в глубокой древности. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство» В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни. Так, основной задачей танца для детей является эстетическое развитие. Любые занятия танцами не в меньшей мере, чем обучение музыке, способствуют развитию художественного вкуса. Здесь же развивается чувство ритма, умение чувствовать и управлять своим телом. Возможности танцевальной студии в формировании эстетических представлений очень велики. На занятиях дети видят наглядное воплощение эталонов выразительного эстетического движения, эмоционально включены в эстетическое переживание, непосредственно участвуют в танце и получают опыт эстетической деятельности, получают удовольствие от самого процесса этой деятельности. Соответственно занятия танцами способны решить задачи формирования эстетических преставлений ребенка: активизировать творческий потенциал, сформировать художественный вкус, научить видеть и понимать выразительность и красоту движений, развить эмоциональную отзывчивость к музыкально-ритмическим образам. Несомненен тот факт, что формирование эстетических представлений средствами искусства современная педагогическая наука рассматривает как одно из ведущих образовательных воздействий, способствующих развитию духовного потенциала, формированию оптимистического мировоззрения, и, наконец, влияющих на формирование личности ребенка. Взаимосвязь и взаимодействие человека с окружающим миром не могут быть полноценными, если он не обладает способностью эстетически относиться к нему. Критерии эстетической воспитанности является эстетическая культура. Эстетическое представление будит и развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты. Значение формирования эстетических представлений в становлении личности огромно. Нравственно-эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. О влиянии искусства, как фактора формирования и развития личности ребенка, писали многие ученые. Очевидна творческая, художественная и познавательная ценность данных исследований, так как благодаря им, ученые находят наиболее совершенные и доступные пути (разрабатывают образовательные программы, вводят специальные и интегрированные курсы обучения), помогающие детям ориентироваться в мире искусства, знакомится с художественной культурой, набираться жизненного опыта, реализовывать свои творческие возможности. Вместе с тем, стоит отметить недостаточное внимание со стороны ученых по отношению к танцевальным занятиям как средству эстетического воспитания детей, а также недостаточное количество кружков и студий, где руководство осуществляют квалифицированные педагоги, имеющие педагогическое образование. Способы формирования эстетических представлений в условиях студии танца: формирование эстетики посредством развития музыкального слуха (правильное слушание музыки, чувствование музыки, наслаждение музыкой, слышать отдельные инструменты в музыке, передача музыки через танцевальное движение и многое другое) , формирование эстетики посредством танцевальных движений (развитие пластики, грациозности, красоты движения, умение управлять телом), формирование эстетики посредством разработки танцевально-сценического образа (выбор костюма, создание внешнего образа) формирование эстетики посредством показа танцевальных видеороликов, рассказов и бесед об искусстве, формирование эстетики посредством примера педагога и старших учеников студии (пример внешних и внутренних качеств педагога, как показывает практика в танцевальных студиях ученицы всегда похожи на своего преподавателя, если педагог эстетически и духовно развит, показывает правильный пример поведения, красив внешне и внутри, то дети начинают подражать педагогу) формирование эстетики посредством посещения культурных мероприятий вне занятий.