Сообщение из опыта работы «Управление платковой куклой»

Опыт работы творческого объединения Кукольный театр "Балаганчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upravlenie_platkovoy_kukloy.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Дом детского творчества»

г.о. Лотошино

Сообщение из опыта работы

«Управление платковой куклой»

Подготовила

педагог дополнительного образования

руководитель творческого объединения

«Кукольного театра «Балаганчик»

Белова Наталья Николаевна

В современной педагогической практике все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе речевой активности, инициативности, эмоциональности, креативности, т.е. способности к творчеству. При воспитании данных качеств педагоги используют разнообразные виды кукол: варежковые, перчаточные, марионетки, штоковые, куклы для двоих и т.д.  Опираясь на положение Л.С. Выготского о том, что в игре всё может быть всем, авторы статьи решили использовать платковых кукол, которые стали постоянным персонажем театрально-игровой деятельности. Они отражают определенные образы, могут быть использованы в танцевальной, песенной, речевой, речевой, изобразительной, театральной деятельности. Педагоги выступают инициаторами использования платковых кукол, стимулируют активность и творчество детей в создании эскизов, речевых и танцевальных образов, музыкально-театральных этюдов, на праздниках и развлечениях, в культурно-досуговой деятельности, на интегрированных занятиях (развитие речи, грамоты, пластики, творчества и т.д.)

   Платковые куклы являются не только информационным, но и эмоционально - практическим источником радости открытия, познания, созидания. Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является создание «детско-взрослого сообщества» (Р.Б. Стеркина), которое строится на принципах партнерства, сотрудничества, диалога. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребенком. Платковая кукла в руках педагога может вспомнить удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра. Именно взрослый активизирует и актуализирует личный опыт ребенка, его эмоции: интеллектуальные (догадка, сомнение, радость, удивление), нравственные (доброта, милосердие, честность, соперничество, взаимопомощь и т.д.), эстетические (восхищение, любование, радость открытия и т.д.), практические, связанные с созданием продукта, в частности платковых кукол.

   Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Голова крепится на шее у кукловода, а резинки – к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

   Платковые куклы – бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы – бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Освоение платковых кукол.

На 1 этапе дети знакомятся с куклой – бабочкой, одетой на руки педагога.

На 2 этапе дети выполняют упражнение «бабочка»: запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх – вниз, как крылья бабочки.

На 3 этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».

В настоящее время в дошкольном образовании отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребёнка, в том числе активности, эмоциональности, способности к творчеству. Этому способствуют различные виды деятельности: музыкально-эстетической, конструкторской, театрализованной, речевой.

Во всех перечисленных видах деятельности используется всё кукольное разнообразиекуклы бибабоперчаточные, пальчиковые, куклы-марионетки и др. В нашем учреждении мы с удовольствием используем изготовленные руками педагогов платковые куклы.

Теперь наши платковые куклы – неотъемлемый атрибут любых мероприятий, проводимых в ДОУ. Они используются в музыкальной, театрализованной, речевой и изобразительной деятельности; как элементы оформления учреждения. Дети придумали всем куклам имена и обращаются с ними, как с лучшими друзьями, а также выступают инициаторами использования платковых кукол в досуговой деятельностина интегрированных занятиях, на праздниках и развлечениях. Через кукольный образ дети получают новые знания: интеллектуальные, нравственные, эстетические. Платковые куклы стали постоянным источником радости, стремления детей выразить свои чувства, эмоции через определённый образ.

Использование платковых кукол в непосредственно – образовательной деятельности ребёнка - дошкольника:

- сюрпризный момент в непосредственно-образовательной деятельности любого направления.

Использование платковых кукол в повседневной жизни:

- для организации режимных моментов в группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);

- с помощью платковой куклы можно организовать развлечения, досуги;

- организация сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет, как уложить куклу, накрыть стол, полечить);

использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;

- использование куклы на прогулке, экскурсии.

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;

- сочетание реализма и воображения;

- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.

Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.

Самодельная платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и коррекционное  значение. Вместо рук куклы работают руки кукловода в перчатках, пришитых к платью - костюму куклы. Основа имитации костюма куклы - треугольник или квадрат из ткани. Голова куклы  крепится к костюму в районе шеи и вешается на верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам (указывать, писать, брать за руку, погладить по голове ребёнка и пр.)

Платковые куклы  мы   изготавливаем совместно с родителями и детьми.   Дети охотно обсуждают, каким будет   выражение лица (мордочки),  цвет, фасон платка (юбки, сарафана, рубахи). Необходимым условием внесения платковых кукол в жизнедеятельность детей является принцип партнёрства, сотрудничества, диалога взрослого с детьми, мы вместе выбираем  сказки для театральной постановки, распределяем   роли.

            В  нашем репертуаре на сегодняшний день четыре  русских народных сказки – «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

          С помощью платковой куклы можно организовать развлечения, сюжетно-ролевые игры. Их можно использовать в любых видах деятельности:  в игровой, трудовой, самостоятельной деятельности, на прогулках, экскурсиях, на вечере развлечений.  Кукла может рассказать, показать, спросить, похвалить, угостить, помочь и т. п.

      В процессе работы над спектаклем создаются условия для познавательной деятельности, для поисковой совместной деятельности детей, педагогов и родителей, формируются коммуникативные качества, расширяется социальный опыт, развиваются творческие способности.