Мастер-класс «Движения в медленном ритме, как способ снятия тревожности у детей».
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
«Дом детского творчества»
г.о. Лотошино
Мастер-класс
«Движения в медленном ритме,
как способ снятия тревожности у детей».
Подготовила и провела
педагог дополнительного образования
руководитель творческого объединения
«Театр танца «Зазеркалье»
Белова Наталья Николаевна
Консультация для педагогов.
В процессе выполнения специальных упражнений дети учатся воспринимать музыку и выражать полученные эмоции телом. Музыкальное сопровождение – это важнейший компонент занятий танцами. Педагог специально подбирает различные по жанру, темпу, ритму и характеру мелодии, чтобы дети могли познакомиться с музыкой во всем ее многообразии. Танцевальные движения помогают более глубоко прочувствовать музыкальный материал и являются вспомогательными средствами выразительности. На занятиях в театре танца используются, в основном, простые музыкально-ритмические движения следующих видов:
· Танцы ;
· Упражнения;
· Игры (сюжетные и несюжетные);
· Драматизации.
Занятия для детей проходят в игровой форме под музыку. В сюжетных играх ребята вживаются в образы различных персонажей, имитируют повадки животных и птиц, разыгрывают мини представления. В несюжетных играх дети выполняют танцевальные движения и групповые перестроения. Занятия построены таким образом, что энергичные физические действия чередуются с успокаивающими упражнениями. Это позволяет избегать переутомления и поддерживать активность детей на оптимальном уровне.
Занятия в театре танца не только приносят детям массу положительных эмоций, но и способствуют разностороннему развитию.
1. Развитие музыкального восприятия (чувства ритма, темпа, характера и эмоциональной окраски музыки);
2. Эстетическое развитие;
3. Развитие творческих способностей и артистизма;
4. Снятие эмоционального напряжения;
5. Развитие коммуникативных способностей;
6. Развитие навыков самоконтроля;
7. Формирование правильной осанки, укрепление мышц;
8. Улучшение координации движений;
9. Развитие быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
10. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Занятия проводятся в групповой форме и под руководством педагога, поэтому их полноценная реализация в домашних условиях труднодостижима. Если ребенок по каким-либо причинам не может посещать занятия, то наиболее доступным и эффективным способом познакомить ребенка с миром ритмики является игровая гимнастика. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, поэтому заставлять его повторять движения, если он этого не хочет, совершенно бессмысленно.
Задачей гармоничного развития ребенка является не только достижение определенного уровня знаний и умений, но и высокий уровень развития его эмоциональной сферы. Эмоции – это основа благополучного состояния ребенка, его успешного общения и развития. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов овладения какой-либо деятельностью, определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности. Дети часто оказываются в состоянии психоэмоционального напряжения. Они не умеют произвольно расслабляться, заранее предвидеть ситуацию и контролировать ее. Так они становятся зависимыми от окружающей их среды и взрослых. Взрослым необходимо быть внимательными по отношению к эмоциональному состоянию каждого ребенка, адекватно интерпретировать его поведение и выбирать наиболее эффективную форму взаимодействия. Причиной детского эмоционального напряжения может являться неготовность к предлагаемым учебным нагрузкам. Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, которые вольно или невольно втягивают детей в круг семейных проблем. Нездоровое питание, погодные условия и детские страхи также могут служить причиной эмоционального напряжения. Одним из способов коррекции эмоционального состояния детей может выступать музыкотерапия. Гармонизирующее воздействие музыки просто необходимо использовать в работе с детьми. Музыкотерапия помогает наладить контакт между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности и повышает самооценку. По существу, каждый педагог хореограф в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка. Главная задача состоит в том, чтобы научить ребенка «музыкальному» восприятию мира, показать, что его переживание, будь то радость или грусть, можно выражать в вокальных или танцевальных импровизациях, т. е. в творчестве.
Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных приемов. Наблюдая, друг за другом и за взрослыми в процессе творчества, дети приобретают новые движения, а значит и новую степень внутренней свободы. Работая с детьми над развитием музыкального ритма, педагог также способствует гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К. Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма.
Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке. Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песня океана, тихий шелест листвы или гул могучих сосен. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на психоэмоциональную сферу детей дошкольного возраста. Музыка нужна любому человеку, она развивает слух, голос, память, пластику движений, чувства. Притом, не только те чувства, которые вызваны конкретными образами, как при восприятии словесного или зрительного ряда. Музыка помогает воспринимать гармонию и дисгармонию мира через звучащий абстрактно-музыкальный образ. Именно поэтому она мощно развивает не только эмоциональную сферу, но и интеллект, что необходимо для гармоничного развития детей.
Снятию психоэмоционального напряжения способствует такой вид деятельности, как ТАНЦЕТЕРАПИЯ Цель танцетерапии - посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние. 1. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. 2. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно - психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. 3. Упражнения с пением детей учат выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух. 4. Музыкальная ритмика является отличной профилактикой сколиоза, кефоза, косолапия, плоскостопия. 5. Многократное повторение ритмических движений развивает мышечную память. Можно с полной уверенностью утверждать, что танцетерапия является профилактикой детских комплексов и неврозов.
Мастер-класс.
Этапы работы: I этап – разминка
Цель: Помочь каждому участнику подготовить мышцы к занятию.
Материалы: мультимедийный проигрыватель, МР3 записи.
Упражнение «Делим движения на разные части тела».
Цели: разогрев обучающихся; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение хореографического репертуара.
Материалы: трек с четким ритмическим рисунком.
Образуем круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.
- танец кистей рук
- танец рук
- танец головы
- танец плеч
- танец живота
- танец ног
Дети стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Вопросы для обсуждения:
- Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
- Что чувствовали во время исполнения танцев?
- Сложно или легко было придумать свои движения?
II. Этап – Основной танец
Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.
Упражнение «Слушай меня»
Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевальных возможностей.
Материалы: трек с ритмическим рисунком на 4 счета.
Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.
И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.
- ходьба,
- приседания,
- прыжки.
Следующее упражнение очень интересное. Называется оно «Слушай меня». Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове «сдвиг» произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.
Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?
Упражнение: «Делай как я»
Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и выполняющего; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную фантазию.
Время: 10 мин.
Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.
Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.
Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.
Упражнение «Алфавит»
Я предлагаю выполнить следующее упражнение «Алфавит». Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.
Обсуждение: Опишите ваше настроение?
А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.
Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?
III. Этап – Завершение
Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.
Материалы: музыкальный проигрыватель,
Упражнение «Пробуждение»
Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.
Материалы: медленная, спокойная музыка.
Время: 3 мин.
Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: «Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...»
И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.
Упражнение «Умница»
Выполняется стоя или сидя.
Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: «Умница».
Упражнение «Молодец»
Выполняется стоя или сидя.
Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: «Молодец» (акцентируем и тянем букву «е», при этом звук направляем в диафрагму).
Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.
Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?
Какие ощущения испытывали, чувства переживали?
И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.
Всем спасибо за работу!