Театр
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " Подсолнушки" на тему:"Путешествие в волшебный мир театра ".
Воспитатель: Гущина С.А.
"Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей..."
Н. Красильников
Цель:
• закреплять и расширять представления детей о театре, его истории, об игре актёров: каким он был в древние времена, каким стал сейчас.
Задачи:
образовательные:
- учить детей четко, понятно произносить скороговорки;
- поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя роль и играть ее;
- учить детей интонационно выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние;
развивающие:
- развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса;
- развивать пантомимические навыки;
- развивать творческое воображение, фантазию, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление;
воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, коммуникативные способности. культуру речевого общения;
НОД.
Воспитатель:- Давайте порадуемся солнцу и птицам!
Давайте порадуемся улыбчивым лицам!
«Доброе утро» скажем друзьям мы!
«Доброе утро» останется с нами!
Воспитатель: - Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно... (театр)
(Рассказ - беседа сопровождается показом картинок)
Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр? Я хочу немного рассказать об истории театра, а вы мне будете помогать.
Слово «театр» греческое. Что оно означает? Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
В какой стране? Правильно, в Древней Греции. Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места.
Кто покровительствовал театру? Две музы: весёлая и жизнерадостная Талия, грустная, печальная Мельпомена. Талия помогала актёрам разыгрывать весёлые, смешные пьесы (какие?) – комедии, а Мельпомена (какие?) – трагедии. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины. Когда играли грустную пьесу, одевали (какие?) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие?) – улыбающиеся маски.
В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы.
Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей.
Что есть в театре? Уютные зрительные места, сцена, гардероб, буфет и т. д.
Какой театр есть в городе Шахты ? (дети называют Драматический театр "Пласт").
Ребенок
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И сними светлый мир добра.
(Звучит мелодия «В гостях у сказки», входит Бабушка – Загадушка)
Бабушка – Загадушка: Здравствуйте, дети! Знаете кто я?
Бабушка – Загадушка: Да, я не просто бабушка, а Бабушка-Загадушка.
Живу давно в лесу далёком.
Мне стало очень одиноко!
Скучно, грустно мне одной
На поляночке лесной!
И тогда решила я:
В гости к вам прийти, друзья.
Вместе будем веселиться!
Пришла с вами поиграть, да загадки загадать! Как вы думаете, какие? Правильно – театральные! Ну что ж, начнём!
(Каждая загадка сопровождается отгадкой картинкой)
Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
Всеми он руководит,
Мыслит, бегает, кричит!
Он актёров вдохновляет,
Всем спектаклем управляет,
Как оркестром дирижер,
Но зовётся — ...(режиссёр)
Спектакль на славу удался,
И публика довольна вся!
Художнику особые овации,
За красочные ...(декорации)
Если хочешь стать другим,
Призови на помощь ...(грим)
Пришли в театр мы как-то с другом.
Искали долго, где нам сесть.
Сказали нам, что полукругом
Ряды для нас в театре есть.
С давних пор любой театр
Имеет свой... (амфитеатр)
То царём, а то шутом,
Нищим или королём,
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты.
Всем актёрам в благодарность,
Дарим мы…(аплодисменты)
Чтобы сцену освещать
Правильно, отменно –
Осветительный прибор
Нужен непременно:
Чтоб прошло всё на «Ура!»,
Свет дают …(прожектора)
Всё, что видите на сцене:
Что лежит, висит, стоит.
Все что надо для спектакля,
Это, знайте, …(реквизит)
В кинотеатре - широкий экран,
В цирке - манеж или арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая, …(сцена)
Кто любитель представлений?
Просмотрел их тьму, немало.
Кто театра почитатель,
Тот зовётся…(театралом)
Бабушка-Загадушка: Молодцы, ребятишки, девчонки и мальчишки! Не ошиблась в вас я! И для вас у меня ещё игра: «Прохлопай слова»
Бабушка - Загадушка Актер, билет, сцена, гример, сценарист, билетер, костюмер.
Бабушка-загадушка: Ой, какие вы молодцы! Все слова правильно прохлопали.Я знаю, у вас тоже есть любимая игра, Вы поиграйте в неё, а мне пора возвращаться в сказку. До свидания! До новых встреч
! (Проводится музыкальная физминутка «Зверобика» )
Бабушка-Загадушка: - Какие вы молодцы, Так хорошо танцевали!
А вы хотите стать настоящими артистами?
Дети: - Хотим.
Воспитатель: - Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать артист?
Дети: - Выразительно, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться.
Воспитатель: - Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, для этого следует подготовиться.
Воспитатель: - Начнем с занятия по технике речи, которое обязательно посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному речевому дыханию. Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со сцены (проводится дыхательная гимнастика)
Свистит ветер — ССССССС...
Шумят деревья — ШШШШШ...
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ...
Комар звенит — 3333333333...
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
Воспитатель: Игра " Покажи настроение"
Ну что, идём дальше.
Бывает без сомнения,
Разное настроение.
Его я буду называть,
Попробуйте его показать.
(Называю настроение, дети показывают его в мимике)
-Грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг.
Игра " Жесты"
А теперь пора пришла
Общаться жестами, да-да!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду!
«Иди сюда», «уходи», «согласие», «несогласие», «просьба», «отказ», «плач», «ласка», «приглашение», «благодарность», «я думаю», «не балуйся»
Воспитатель: - А теперь пора поработать над дикцией. Давайте вспомним наши скороговорки. Я буду бросать мяч, вы должны его поймать, чётко и быстро произнести скороговорку.
Воспитатель: - Давайте немного разомнемся. Сходим на полянку. Говорить мы не будем, а только двигаться.
- Только в лес мы пришли – появились комары.
- Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
- Тихо птенчика берем, и назад в гнездо кладем.
- На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
- Земляника так душиста, что не лень и наклониться
Воспитатель: - Вот мы и разыграли сценку " На полянке" . Герои не сказали ни слова, всё молча. Такая игра без слов, в которой вы использовали только жесты, мимику, пластику тела (как называется?) – пантомима.
Подошла к концу разминка, постарались вы сейчас.
Молодцы!
Тише, гости, вы сидите!
И сюрприз наш не спугните!
Мы стихи сейчас расскажем,
И спектакль вам покажем (инсценировка весёлых стихов)
Чтоб в актёров превратиться,
Надо нам принарядиться.
(Дети надевают маски, элементы костюмов героев, проходят на импровизированную сцену)
Занавес открывается – представление начинается!
Жужжащие стихи
Встретил я в лесу Ежа. Ёж лежал в лесу жужжа.
Я спросил ежа: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: — Я не жужжу, после ужина лежу.
Я на ужин съел ужа, может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: — Я не жужжу, после ужина лежу.
Жабу съел я у болота, может ей жужжать охота.
— Жабе я кричу: — Скажите, отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу: — И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука, жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: — Скажите, отчего вы так жужжите?
— Ну, жужжу, — ответил Жук. — Иждаю нормальный жвук…
Я всегда, когда лежу, после ужина жужжу!
А. Усачёв
Медвежонок.
Сосульки со звоном роняют капель:
Шагает по лесу весёлый апрель.
А возле берлоги стоит медвежонок,
И лапой глаза протирает спросонок.
- Откуда капель? – озирается он.-
Была ведь метель! – удивляется он.
И тут говорит лежебоке лисица:
- Нельзя, медвежонок так долго лениться:
Ты в теплой берлоге всю зиму проспал,
Поэтому ты и весну не узнал! В. Шуграев
Лисица.
У лисицы острый нос, у нее пушистый хвост;
Шуба рыжая лисы несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает:
Я – охотница до птицы, кур ловить я мастерица,
Как увижу – подкрадусь и тихонько затаюсь,
После прыгну и схвачу, деткам в норку отнесу.
Н. Дубровская
Воспитатель: - Пройдя уроки актерского мастерства у вас сегодня все получилось. Вы заслужили бурные аплодисменты!
Артисты просто молодцы,
Давайте похлопаем им от души!
(В это время звучит песня «Волшебный мир искусства» в исполнении Ермолова)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие в мир театра, вам понравилось это путешествие?
Воспитатель: - А что вам помогло заслужить аплодисменты? (ответы детей) А теперь проходите к столу, где лежат шаблоны лиц и карандаши, нарисуйте свои эмоции, что вы испытали (радость, восторг, удивление, любопытство, удовольствие).
Воспитатель:
Ребята, в какую страну мы сегодня с вами совершили путешествие?
Что мы сегодня делали с вами, чтобы стать хорошими актерами (ответы детей).
Воспитатель: - Спасибо всем! Все старались, молодцы!
И надеюсь, что кто-то из вас когда-нибудь по-настоящему будет хорошим артистом.