ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД В ПЛАСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ АРТИСТА КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФЕССИЮ
Аннотация: в данной статье автор размышляет о возможности использования полихудожественного подхода с применением кластерного метода на основе разработки эмоциональной драматургии урока в пластическом воспитании артиста.
Ключевые слова: полихудожественный подход, кластерный метод, художественно-эстетическое развитие личности, личностный потенциал.
Morozova G.S. SEMI-ARTISTIC APPROACH IN THE PLASTIC TRAINING OF THE ARTIST AS A METHOD OF INTEGRATION INTO THE PROFESSION
Abstract: in this article the author reflects on the possibilities of using the semi-artisic approach using the cluster method based on the development of emotional drama of the lesson in the plastic education of the artist.
Key-words: semi-artistic approach, cluster method, artistic and esthetic development of personality, personal potential.
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 793.3
Morozova G.S. SEMI-ARTISTIC APPROACH IN THE PLASTIC TRAINING OF THE ARTIST AS A METHOD OF INTEGRATION INTO THE PROFESSION
Abstract: in this article the author reflects on the possibilities of using the semi-artisic approach using the cluster method based on the development of emotional drama of the lesson in the plastic education of the artist.
Key-words: semi-artistic approach, cluster method, artistic and esthetic development of personality, personal potential.
Морозова Г.С., преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана, Кафедра пластической выразительности и актерского мастерства, Санкт-Петербург, Россия.
E-mail: gsmorozova171@gmail.com
ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД
В ПЛАСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ АРТИСТА
КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОФЕССИЮ
Аннотация: в данной статье автор размышляет о возможности использования полихудожественного подхода с применением кластерного метода на основе разработки эмоциональной драматургии урока в пластическом воспитании артиста.
Ключевые слова: полихудожественный подход, кластерный метод, художественно-эстетическое развитие личности, личностный потенциал.
В настоящее время дисциплина «Пластическое воспитание» является обязательной в программе подготовки актера. Современная театральная педагогика выделяет два ключевых направления, по которым должна строиться система занятий:
- развитие физической культуры тела: коррекция физических недостатков, постановка правильной осанки, развитие ловкости и снятие зажимов,
- развитие эстетической культуры личности: воспитание пластически и музыкально выразительного тела, способного к воплощению художественного образа, воплощению «жизни человеческого духа» (по выражению К. С. Станиславского).
Физический тренаж (выполнение урока классического танца, упражнений на общую физическую подготовку, развитие природных данных и пр.), несомненно, лежит в основе дисциплины «Пластическое воспитание актера», поскольку тело является инструментом реализации артистических задач, а неподготовленный, плохо настроенный инструмент не даст нужный результат. Принципиальное понимание важности уровня физической подготовки артиста автор оставляет за рамками этой статьи как априори очевидное.
Что же касается задач второго направления — воплощения художественного образа посредством пластики, мимики, жеста, — здесь автору представляется важным остановиться подробнее на осмыслении двух нижеуказанных аспектов, так как критерием в полной мере успешного освоения дисциплины является именно способность и готовность артиста к воплощению образа. Ключевые вопросы в этом контексте:
1. Кто воплощает образ (каков потенциал, общекультурный кругозор, эмоциональный интеллект и жизненный опыт личности артиста).
2. Каким образом артист воплощает образ (средствами движения, пластики, танца).
Итак, кто воплощает образ? Режиссер и актер. В идеале режиссер — это творец, интерпретатор, философ и практик, человек, способный мыслить, имеющий широкий культурный кругозор, крепкую базу ценностных установок, колоссальную потребность в творчестве. Все то же применимо, однако, и к описанию актерской деятельности –– он сотворец, человек, способный понять, воплотить чужой замысел с той позиции, на которой в данный момент находится. Поэтому здесь и далее автор использует термин «артист», объединяющий обе профессии.
Говоря об артисте как личности, о важности его развития, необходимо коснуться такого понятия, как личностный потенциал, поскольку обучение в вузе — время самоопределения, и одна из основных задач этого этапа — создать богатую среду для личностного роста и саморазвития обучающихся.
Существует множество классификаций компонентов потенциала личности, но практически все исследователи выделяют следующие шесть [2, с. 27]:
- гносеологический (когнитивный, интеллектуальный);
- аксиологический (духовный, ценностно-смысловой);
- творческий;
- коммуникативный;
- художественный;
- профессиональный.
В деятельности артиста первые пять компонентов, наряду с практическими навыками, во многом, определяют успех шестого – профессионального. Кроме того, нельзя забывать о необходимости контроля над уровнем мотивации обучающегося, для которого интерес к учебе является двигателем. Из вышесказанного следует, что разнообразие форм и содержания занятий, во время которых обучающийся окажется эмоционально вовлеченным в предмет, способствует успешному продвижению вперед по заданному преподавателем вектору. Интересно, что определение М. С. Кагана эстетического отношения как способности видеть прекрасное и претворять его в искусстве включает в себя подобные характеристики потенциала: «Эстетическое отношение реализуется деятельностью, проникающей за безразличность, объективность, равнодушность деятельностей практической, теоретической и познавательной. Поэтому эстетическое отношение в определенном смысле универсально: воздействуя на людей, искусство несет в себе, передает им самое сильное в регуляции деятельности — смысл». [2, с.276] Таким образом, представляется крайне важным создать условия для того, чтобы обучающийся в процессе практико-ориентированной художественно-эстетической деятельности самостоятельно осмыслял происходящее на занятиях.
Кроме того, художественно-эстетическое мышление, присущее артисту-профессионалу, опирается в своей основе на эмоциональную активность, развитость эстетического чувства, образно-чувственное постижение мира и результаты действия рационального и эмоционального способов познания. Следовательно, при подготовке к занятиям необходимо учитывать также характеристики этого вида мышления: целостность, симультанность видения мира, метафоричность, ассоциативность и изобразительность, и широко привлекать ассоциации, смежные искусства, опираясь на личный опыт переживания обучающимся событий жизни. [4, с.125]
Таким образом, отвечая на вопрос: «Кто воплощает художественный образ?», мы сталкиваемся с необходимостью одновременного развития всех шести компонентов личностного потенциала, развития эстетического отношения к действительности, мотивирования обучающегося к деятельности через осмысление и формирование личного отношения к происходящему на занятиях, а также утверждение художественного типа мышления.
Какими же средствами в рамках занятий данной дисциплиной воплощается образ? Обратимся к исследованиям, посвященным природе танца, чтобы использовать эти знания для создания максимально эффективного процесса обучения.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие музыкально-двигательных навыков, основ нравственной культуры, этикета и грамотного поведения в обществе. У исследователя танца Т. М. Дубских, проведшей серьезную опытно-поисковую работу по определению понятия «танец», читаем следующее итоговое определение: «Танец — это особый вид знаковой, ритмически организованной, эстетической деятельности человека в невербальной (бессловесной), пластической игровой форме (телодвижения, позы, мимика, жесты) выражающий внешние события в жизни людей и их внутренние состояния и переживания» [1, с. 31].
Учитывая аспекты личностного потенциала вкупе с выявленными нами в процессе исследования особенностями природы танца, автор приходит к мнению о целесообразности использования методов и приемов полихудожественного подхода на занятиях «Пластическим воспитанием» с обучающимися на Театральном отделении.
Полихудожественный подход (сторонники: Д. С. Лихачев, Г. Ф. Гегель, А. В. Бакушинский, Л. А. Клыкова, Е. Ю. Никитина, Б. П. Юсов и др.) — это система способов, в которой с помощью разнообразных направлений художественной деятельности и средств различных видов искусства происходит выражение и отражение психической энергии, чувств, эмоций обучаемого в его художественном творчестве [5, с. 13].
Он позволяет:
- широко использовать разные каналы восприятия информации, тем самым, давая обучающемуся возможность при изучении новой дисциплины – пластической, танцевальной – опереться на свои сильные стороны. Посредством применения знакомых обучающемуся принципов работы с текстом/музыкальным произведением/визуальными видами искусств (живопись, кино), преподаватель может создать среду для более легкого восприятия, усвоения новой ‒ телесной – информации и преобразования ее в пластически точный художественный образ.
- привлекая к процессу уже известный обучающимся материал, преподаватель организует среду для реализации принципа партисипативной деятельности как способу активного вовлечения обучающегося в процесс обучения, претворяя объект обучения в его субъект, то есть открывая обучающемуся возможность стать соавтором занятия. Так, например, при подборе стихотворных отрывков по теме «Бал пушкинской поры» обучающийся актуализирует знания об эпохе, самостоятельно ищет «ключи» к восприятию времени, насыщает это чуждое ему время своими эмоциями, рождению которых способствует поэтический, музыкальный или живописный текст. Все эти аллюзии, сложенные воедино на практическом занятии и дополненные, собственно, хореографическими комбинациями, создают среду, в которой достигается самый важный результат: исполнение танца в манере эпохи, передача художественного образа посредством пластики, мимики, жеста. Это личное эмоциональное переживание — самый действенный способ приобщения к духовным и эстетическим ценностям, способ формирования личного отношения к происходящему, потому что, как известно, людям небезразлично лишь то, во что они вложили свои усилия, время, мысли, чувства. А наличие позитивно окрашенного личного отношения, в свою очередь, подкрепляет мотивацию — двигатель. К тому же, здесь мы имеем возможность создать условия для возникновения успешного опыта, что будет крайне полезно в профессии в дальнейшем при создании того или иного образа по заданию режиссера.
Одним из методов данного подхода является кластерный метод как действенный инструмент художественно-эстетического развития.
Кластер — это педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятия, явления, события) . В нашем случае, данный метод предусматривает «взаимодействие видов искусств и личное вовлечение участников в процесс, применение репертуара, основанного на сюжетно-игровом и образном принципе с учетом его художественно-воспитательной ценности (увлекательность, педагогическая целесообразность, практическая ориентированность)». [5, с.14]
Для наиболее успешного применения кластерного метода полихудожественного подхода, автор считает важным использовать при разработке занятий принцип эмоциональной драматургии урока —педагогический процесс, в котором эмоции обучающихся являются, отчасти, и содержанием, формой и методом познания художественного смысла произведения. Как отмечают сторонники данного принципа работы, «…композиция, основанная на реализации полихудожественного подхода, позволяет раскрыть тему урока на основе воздействия в сопоставлении музыки, поэзии, танца, изобразительного искусства и т.п. Произведения других видов искусств является, одновременно, и связкой, и эмоционально-образным разъяснением, и возможностью глубже понять смысл художественного образа». [4, с.122]
Так, при применении полихудожественного подхода в пластическом воспитании артистов может быть решен ряд вопросов, которые условно можно разделить на четыре блока:
Мотивационно-когнитивный:
- создание мотивации к занятию танцем у непрофильных студентов;
- развитие потребности в хореографической деятельности как средстве создания художественного образа;
- систематизация представлений о богатстве и разнообразии возможностей пластики, танца в драматическом театре;
- обобщение представлений о синкретичности природы танца как игровом, условном, музыкально-организованном виде искусства, способствующее пониманию способов его применению в профессии;
- расширение общекультурного кругозора, то есть установление осознанных взаимосвязей всех видов искусств.
Двигательно-ритмический:
- выявление особенностей осанки и их коррекция;
- развитие подъема стопы, гибкости, танцевального шага;
- владение музыкальным ритмом, а, вслед за ним, и темпоритма как одной из основных характеристик не только музыкального или хореографического произведения, но и мизансцен, и спектакля в целом.
Творческий:
- развитие музыкального восприятия;
- развитие потребностей к творчеству;
- расширение арсенала способов использования пластики в работе: над спектаклем — в общем; над ролью, собой, актерами, задействованными в спектакле — в частности;
- приобретение навыков.
Художественно-эстетический:
- формирование эстетической культуры личности;
- формирование потребностей в художественном преображении действительности.
Так, пластическое воспитание на основе полихудожественного подхода, на наш взгляд, является действенным инструментом интеграции в профессию, поскольку обеспечивает развитие всех компонентов личностного потенциала артиста, способствует формированию эстетического отношения к действительности, росту потребности в творческом преобразовании явлений, событий, которые, наряду с вновь приобретенными знаниями, умениями, навыками танцевально-пластического характера, делают возможным решение главной задачи, стоящей перед дисциплиной, – подготовить артиста, способного мыслить и создавать образы, широко и свободно используя пластические средства выразительности в органичной связи с другими видами искусств.
Библиографический список:
- Дубских Т.М. Народно-сценический танец: учебное пособие. СПб., Лань, Планета музыки, 2018.112 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., Политиздат, 1974. 328 с.
- Кузьмина С.В. Развитие личностного потенциала с позиции компетентностного подхода / С.В.Кузьмина, Н.В. Власихина // Вестник Нижегородского университета Н.И.Лобачевского. 2013. № 3. (1)
- Рачина Б.С. Педагогическая практика: подготовка педагога-музыканта. СПб., Лань, Планета музыки, 2015. 512 с.
- Чурашов А.Г. Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии: автореф. дис. … канд. пед.наук: 13.00.02 / Чурашов Андрей Геннадьевич; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2013.- 25 с.