Креативный подход к показу кукольного театра.

Клёцина Наталья Васильевна
 
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Клёцина Наталья Васильевна. Предлагаю вашему вниманию презентацию "Театр на коленках".
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_tekst.docx15.01 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_1_1.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

                             Выступление онлайн на РМО. Креативный подход к показу кукольного театра.

                                                                         28.01.2021.

СЛАЙД № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Клёцина Наталья Васильевна. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду номер 12.

СЛАЙД № 2 АКТУАЛЬНОСТЬ:

 Ни для кого не секрет, что увлечениями современных детей стали телевизор, компьютер, телефон. Причем эти увлечения прививаются детям с малых лет. Родители предпочитают приобрести ребенку интерактивную игрушку, вместо того, чтобы поиграть с ним, научить его этому, ведь, как известно, дети познают окружающий мир через игру, которая активизирует мышление, воображение, тренирует память, образное восприятие, совершенствует речь. Но никакая техника не заменит ребёнку живое общение, не разделит его эмоции. А как он в этом нуждается….Детская душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. И мы с вами имеем замечательную возможность подарить нежной, неокрепшей душе уверенность, открыть тайну, а главное, научить играть, научить в простом увидеть прекрасное! И чем раньше и чаще малыш будет попадать в сказку, тем быстрее у него появится опыт, умение, а значит, и желание повторить это самостоятельно! Театр кукол – это замечательное путешествие в страну ожившей сказки!

 СЛАЙД № 3 АВТОР МЕТОДИКИ:

Мне посчастливилось посмотреть вебинар, « МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ  И ПОКАЗА СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ», автор которого Пономарёва Ирина из города Владимир. В прошлом она журналист, телеведущая, а сегодня она себя называет СКАЗОЧНИЦЕЙ.  И кое-  что я решила применить в своём опыте.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫ ВИДИТЕ НЕ ЭКРАНЕ:

СЛАЙД № 4

 Театр на коленках можно назвать домашним кукольным театром.  Я не случайно выбрала не совсем стандартную форму показа сказок. Кроме того, что эта форма театрализации близка к детской игре, сами зрители сидят на ковре, что позволяет им чувствовать себя свободнее, естественнее. За счёт того, мы все сидим на полу между мной и зрителями практически нет границ, нет конкретных рамок. Благодаря чему они, словно, попадают в саму сказку.

СЛАЙД № 5

Всё действие происходит у меня на коленях. Декорации можно расположить как на коленках, так и на основном фоне, который крепится за спиной. Ткань, конечно, приятная на ощупь, и чтобы хорошо драпировалась. Очень удобно в складках ткани прятать героя сказки, который неожиданно появится. Также это может быть фартук, который одевается через голову. Если по сюжету появляется солнышко, месяц, облачко, птички и т.д.- очень легко прицепить к ткани на липучку в цвет фона (пришитую заранее), на маленькую прищепку или булавочку. Цвет ткани должен соответствовать сюжету сказки или времени года.

СЛАЙД № 6

Героями сказок могут быть любые игрушки. И никто не запрещает смешивать виды театра. Всё зависит от вашей фантазии. Конечно, необходимо знать сказку наизусть, чтобы обыграть её в любой ситуации. Ведь дети непредсказуемы, могут сказать, спросить, что угодно. И ко всему мы должны быть готовы.

СЛАЙД № 7

Но, чтобы сказка ожила, конечно, нужно сделать хотя бы одну своими руками. И это не сложно. Главное- желание!

СЛАЙД № 8

Зачин сказки самый разнообразный. Это может быть пение, загадки, которые подведут к показу, художественное слово, присказка. Это кот Мурлыка, который любит рассказывать сказки при горящих свечах. Дети с удовольствием с ним общаются, а в конце задувают свечи.

СЛАЙДЫ

Ещё, очень интересно сопровождать показ звуковые эффектами. И если при первом показе сказки не обойтись без помощи взрослого, то в следующий раз, это может быть уже сам ребёнок, который знает сюжет, например, сказки «Мороз и заяц», и с нетерпением ждёт текст, « зайка знай себе прыгает, а снежок хрустит» - это шарик с крахмалом. Или звон сосулек – любимый всеми детьми металлофон. А когда Мороз начал морозить так, что кора на деревьях затрещала-  это смелое ломание ветки доставит огромное удовольствие.  Одним словом, использование шумовых инструментов- это только в помощь. В конце сказки можно с детьми исполнить знакомую песню, хоровод или танец.

А сейчас, я приглашаю вас в сказку.

Большое спасибо за внимание.  Желаю всем творческих успехов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕАТР НА КОЛЕНКАХ МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска» Подготовила Музыкальный руководитель Клёцина Наталья Васильевна

Слайд 2

Актуальность Автор методики, название методики

Слайд 3

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости ребенка посредством театрализованной деятельности. Задачи: 1.Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности 2.Побуждать детей к импровизации с использованием доступных предметов, игрушек 3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.

Слайд 4

Доступность через нестандартную форму проведения

Слайд 5

Подготовка – выбор фона по сюжету сказки

Слайд 24

«Мороз и заяц» (русская народная сказка) Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: —Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. —Не хвастай, Мороз, не одолеешь! — говорит заяц. —Нет, одолею! —Нет, не одолеешь! — стоит на своём заяц. Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: —Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. —Давай, — согласился заяц. Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу, да приговаривает: «Зайцу тепло, зайцу жарко! Греет, горит — Солнышко ярко!» Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам ещё сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочём — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: — Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Слайд 25

«Ёлочка» ( Анна Сырова ) Жила-была Ёлочка. Она была маленькая, пушистая. Каждый день в гости к Ёлочке приходили дети. Когда наступила зима, ребята приходили кататься около Ёлочки на санках. Однажды зимой дети засобирались домой раньше обычного. - Куда вы? - спросила Ёлочка. - Мы торопимся домой, – ответили дети. - Сегодня праздник – Новый год. Дома нас ждет веселье и угощенье. И дети убежали. Выскочил из норки заяц. Сделал круг около Ёлочки и тоже поскакал в сторону деревни. - Куда ты, зайка? – спросила Ёлочка. - К детям на праздник. Сегодня Новый год. Я хочу посмотреть, как будут мигать разноцветные огоньки на их домах. Заяц скрылся за сугробом. Прибежала лисичка. - Здравствуй, Ёлочка, – сказала лисичка. – Почему ты такая грустная? Сегодня же Новый год. Нужно веселиться. Я вот побегу на праздник к ребятам. Они будут там танцевать и петь! Лисичка вильнула хвостом и убежала.

Слайд 26

Из берлоги выбрался большущий медведь. - Дедушка Медведь, ты ведь должен спать зимой? – сказала Ёлочка. - Какой уж тут сон. Новый год на дворе. Схожу к ребятам на праздник. И медведь, медленно переваливаясь с ноги на ногу, ушёл. Осталась Ёлочка в лесу совсем одна. - Ах, как жаль, что я не могу отправиться со всеми на праздник. Стало Ёлочке грустно-грустно. Нал лесом в то время проплывало облачко. В нём жили снежинки. Увидели снежинки, как грустит Ёлочка. Стало им её жаль. Решили снежинки подарить Ёлочке нарядное платье. Может быть в платье ей будет не так грустно. Запела, закружилась метель. Окутала она Ёлочку сверкающим зимним нарядом. И стала Ёлочка вся серебром переливаться! - Смотрите, смотрите, какая Ёлочка в лесу нарядная, праздничная стоит! – закричал зайчик. – Идите все сюда! Прибежала лисичка. Пришёл медведь. Дети. Встали они вокруг Ёлочки в хоровод и запели праздничные песни. Вот так Ёлочка оказалась на новогоднем празднике.

Слайд 27

Рекомендации по созданию сказки на коленках «Ёлочка»: накиньте на грудь и колени отрез белой ткани (или используйте специальный фартук для сказок); на заснеженную «землю» поставьте ёлочку, к «небу» с помощью булавок/двустороннего скотча прикрепите облако; до начала сказки спрячьте в облаке снежинку, в складках ткани медведя, зайца и лису; для того чтобы сказка выглядела более «живой», дайте куклам мальчика и девочки саночки (маленькие санки из фанеры можно приобрести в магазинах рукоделия или сделать из палочек от мороженого), сделайте для них крошечные снежки из синтепона. Из складок белой ткани можно сложить для кукол-детей горку; во время показа сказки используйте шумовое сопровождение: хруст снега (похожий звук издает крахмал в пакете или мешочке), хруст веток (не стесняйтесь ломать палки!), звук волшебства (металлофон или колокольчик); в финале сказки (когда все герои возвращаются в лес) может звучать музыкальная тема хорошо знакомой детям новогодней песни. После сказки зрители могут встать вокруг своей настоящей ёлки и спеть эту песню уже со словами.

Слайд 28

«Как Снегирь и Синичка подружились » (Ольга Талай ) Однажды Синица и Снегирь встретились морозным днём около кормушки в городском парке. Стали они спорить, кого из них лучше знают дети и взрослые. «Меня замечают первым»» - начал громкоголосый Снегирь. – «Посмотри, у меня такая ярко красная грудка, что меня видно издалека. Люди говорят, что мы похожи на «зимние яблоки» на ветках Рябины!» «Совсем нет! Меня знают даже дошколята!» - ответила бойкая Синица. – Дошколята для нас, Синичек, развешивают зимой кормушки, подкармливают нас, Синичек, крупой разной и кусочками сала! Дети знают, что у Синички брюшко цвета фрукта южных стран – лимона, а еще у нас посередине брюшка черная полоска и шапочка на голове тоже черного цвета. Нас, Синичек, ни с кем не перепутают даже дети!» Снегирь призадумался. Синичка была права, кормушку повесили люди для нее, маленькой птички, это Снегирь живет в хвойном лесу и прилетел просто полакомиться ягодами Рябины, которые растут в парке. «Хорошо! Но не все люди знают, что мы Снегири обожаем петь!» - ответил Снегирь. «Конечно, обожаете!» - засмеялась Синичка. – «Песня Снегирей похожа на металлический скрежет! Настоящий зимний певец!» «А Вы, Синички, совсем не умеете петь!» - сказал Снегирь. «Неправда, мы чудесно поём!» - ответила Синица. – «Как только в феврале начинает пригревать солнце, мы, Синицы, начинаем петь. Люди говорят, что наша песня напоминает им перезвон колокольчиков!» «Не знал, не знал!» - ответил Снегирь. «Если наступают сильные морозы, становится мало корма, тогда мы и петь перестаем!» - ответила Синичка. - «Ты, Снегирь, такой мощный, крупный. Морозы тебе не страшны! Голод тоже! Не погибаете Вы Снегири от морозов!» «Погибаем, Синичка!» - ответил Снегирь. – «Тоже нам бывает холодно, голодно в лесу, потому и прилетаем мы, Снегири, к кормушке, чтобы подкрепиться вкусными семенами, которые припасли люди для нас, зимующих птиц!»

Слайд 29

«Снегирь, а Вы делаете себе на зиму запасы?» - спросила Синица. «Нет! Зачем нам запасы. Питаемся мы ягодами Рябины, хвойных деревьев. Зимой таких семян везде много!» - ответил Снегирь. «Мы, Синички, тоже запасов не делаем! Зато любим мы прилетать к кормушкам и радоваться зернышкам, крупам!» - ответила Синичка. «Знаешь, Снегирь, я слышала, что люди про Снегирей говорят, что они – вестники новогоднего и праздничного настроения. Это правда?» - спросила Синичка. «Конечно, правда! Художники рисуют открытки со Снегирями, мы считаемся символами зимы, мороза и снега!» - ответил Снегирь. «Хорошо было летом, правда, Снегирь?» - спросила Синица «Да! Хорошо! Только летом мы улетаем в другие края, где прохладно!» - ответил Снегирь. «Мы, Синички, летом помогаем садоводам и огородникам – уничтожаем мелких насекомых под корой деревьев. Дятел этих насекомых не может достать. Мы можем за летом спасти 40 деревьев!» - рассказала Синичка. «Я слышал, что Синичек называют санитарами лесов, но не понимал почему! Спасибо, Синичка, что мне об этом рассказала. Теперь я буду знать, что Вы – Синицы – самые полезные птицы!» - сказал Снегирь. «Снегирь, а где обычно живут Снегири?» - спросила Синица «Живем мы в хвойных лесах, зимой прилетаем в парки для поиска пропитания. Голодно бывает зимой в лесу, особенно после морозов и сильных снегопадов – не найдешь семена и ягоды!» - ответил Снегирь. «Снегирь, а Вы боитесь человека?» - спросила Синица .

Слайд 30

«Мы, Снегири, птицы спокойные, аккуратные, но с человеком очень осторожные!» - ответил Снегирь. «Синички очень любят прилетать к кормушкам, которые развешивает человек, а еще мы можем клевать семена с ладошки у детей!» - ответила Синица. «Какие Вы, Синицы, смелые птицы! Удивительно!» - ответил Снегирь. «Снегирь! Давай с тобой будем дружить! Зимой вместе веселее и корм искать и если кошки, то от них отбиваться! Ты согласен со мной?» - спросила Синица. «Замечательное предложение! Я только буду этому рад!» - ответил Снегирь. – «Всегда там, где не одна птица, а две уже теплее, сытнее и от врагов можно обороняться вместе!» Вот так одним зимним и морозным днем подружились красногрудый неторопливый Снегирь и бойкая и веселая Синичка, пообедав семенами из кормушки, которую повесили в парке, чтобы подкармливать зимующих птиц! Так Снегирь и Синица вместе пережили морозную и студеную зиму, а потом у Синицы и Снегиря появились птенцы, которым они рассказывали эту удивительную историю о дружбе зимующих птиц.

Слайд 31

«Колосок» (украинская народная сказка) Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок. — Круть , Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл! Прибежали мышата и говорят: — Нужно его обмолотить. — А кто будет молотить? — спросил петушок. — Только не я! — закричал один. — Только не я! — закричал другой. — Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул: — Эй, Круть , эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: — Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Слайд 32

— А кто понесёт? — спросил петушок. — Только не я! — закричал Круть . — Только не я! — закричал Верть. — Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат: — Сюда, Круть , сюда. Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся: — Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь. — Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё: — Только не я! — запищал Круть . — Только не я! — запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит: — Видно, мне придётся. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Слайд 33

— Ох и проголодался я! — пищит Круть . — Ох и есть хочется! — пищит Верть. И за стол сели. А петушок им говорит: — Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок? — Ты нашёл! — громко закричали мышата. — А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок. — Ты обмолотил! — потише сказали оба. — А кто зерно на мельницу носил? — Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть. — А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? — Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата. — А вы что делали? Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

Слайд 34

Благодарю за внимание !