Опыт реализации РДООП "Жанр клоунада"

Лукьянов Станислав Георгиевич

Описание практики реализации РДОО со встроенным дистанционным модулем  «Жанр клоунада». Цирковая клоунада - это вид, который включает в себя выступление одного или нескольких клоунов, исполняющие различные антре, репризы и сценки, непосредственно в цирке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki_ralizatsii_rdoop_zhanr_klounada.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Описание практики реализации РДОО со встроенным дистанционным модулем

«Жанр клоунада»

Автор составитель: Лукьянов Станислав Георгиевич, педагог дополнительного образования, МОАУ ДО «Дворец детей и юношества» города Райчихинска, Амурской области (gullivers.amur28@mail.ru) .

        КЛОУНАДА – это искусство создания комического образа – маски на приемах эксцентрики, гиперболы, гротеска, пародии, буффонады, шаржа. Цирковая клоунада - это вид, который включает в себя выступление одного или нескольких клоунов, исполняющие различные антре, репризы и сценки, непосредственно в цирке. В последнее время сильно возрос интерес к театральной клоунаде, и сейчас становится больше не эстрадных, а именно театральных номеров. С 2018 года в Цирковой студии МОАУ ДО «ДДЮ» ведется работа по реализации Разноуровневой дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности с использованием электронных ресурсов и дистанционных технологий  «Жанр клоунады». В настоящее время цирковой жанр «Клоунада» переживает трудные времена, она, как отдельный жанр циркового искусства «отмирает». Всё реже можно увидеть в цирке интермедию, ещё реже – музыкальных эксцентриков и совсем не видно клоунов - буфф.   В программах, реализуемых в нашей студии, данный жанр циркового искусства не преподается, поэтому было принято решение разработать и внедрить такую программу. Целью обучения, по программе «Жанр Клоунада», является повышение культурно-образовательного уровня детей, знакомство с основами циркового и эстрадного искусства через жанр клоунады, мастерства актёра, формирование творческой личности в придумывании  создании реприз  и  участия в них. Обучение учащихся, по данной образовательной программе, позволяет решить целый комплекс учебных, развивающих и воспитательных задач: 1. Освоение элементов актерского мастерства на практике через выступления в спектаклях и мероприятиях, обучение технике сценической речи. 2. Развитие творческой фантазии и воображения, внимания и памяти,  ассоциативного и образного мышления. 3. Формирование партнерских отношений в группе, общения друг с другом, взаимного уважения, взаимопонимания. Обучаясь клоунаде, дети приобщаются к истокам циркового искусства, его традициям.  Отличительные особенности программы, считаю, то, что в данной программе используется и синтезируется мой личный опыт, полученный в различных сферах деятельности: учебной, педагогической, актёрской, организаторской, аниматорской, режиссёрской. Также отличительной особенностью программы является еще и то, что освоение программы «Жанр клоунады» осуществляется в очно - заочной (дистанционной) форме. Разработанный дистанционный курс с использованием программ и сервисов Google предусмотрен на 3 году обучения, так как к этому времени обучающиеся успешно освоили основные понятия актерской работы, работы над речью. Качественное образование, которое можно организовать в форме дистанционного обучения, сочетается с удобством занятий в домашних условиях и освобождением времени для личных дел учащихся. Но в отличие от полностью заочного обучения, данная форма образования предполагает посещение традиционных занятий в образовательном учреждении. Симбиоз двух форм позволяет взять все лучшее от обеих: учащиеся не чувствуют себя оторванными от старых друзей, а родители становятся участниками образовательного процесса.  Совместная деятельность детей и родителей способствует установлению доверительных отношений между ними и сказывается положительно на ребенке.

В своей работе использую такие педагогические технологии как:

мозговой штурм; технология творческой групповой работы (работа с партнерами); личностно-ориентированное обучение; проектно-исследовательская технология (разработка эскизов, декораций, костюмов, распределение обязанностей в постановочном процессе и т.д).  Специфика занятий по актерскому мастерству заключается в работе по плану от упражнений к этюдам, от этюдов к спектаклю.  Методика проведения занятий по сценической речи включают проведение групповых и индивидуальны занятий. Овладение тренингами по дыханию, постановке голоса, дикции, орфоэпии. Темы и материалы, которые используются во время проведения занятий, подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, что дает свои положительные результаты. В 2018 году стали Дипломантами II степени в номинации «Клоунада» I Дальневосточного фестиваля циркового искусства (г. Хабаровск), в 2019 г. - Лауреат II степени в номинации «Цирковое искусство» Дальневосточного конкурса-фестиваля циркового искусства детей и юношества «Ох, уж эти детки» (г. Райчихинск); в 2020 г. - Победитель 1 место в номинации «Актёрское мастерство» в дистанционном Всероссийском творческом конкурсе «Горизонты педагогики» (г. Курган). Также, достигнутые успехи демонстрируются обучающимися во время проведения творческих мероприятий, где оцениваются детьми, педагогами Цирковой студии, жителями и гостями города Райчихинска.

Считаю, что при дальнейшей реализации программы необходима ежегодная корректировка репертуарного материала, материально технического оснащения (костюмы, бутафория).  

Следовательно, можно сделать вывод, что результаты реализации программы стабильны. Главным критерием в оценке деятельности учащегося является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: участие в клоунадах, репризах, выступление в качестве ведущего концертной программы.