План - конспект по сценической речи.
План - конспект по сценической речи. Индивидуальное заняти. Возраст: среднее и страшее звено средней общеобразовательной школы. Тема: стихосложение (этапы работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_individualnogo_zanyatiya_stsenrech.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по сценической речи.
Тема: Особенности работы со стихотворной речью.
Задачи:
Обучающая
- Научить разбору стихотворного материала.
- Научить особенностям работы со стихами в чтецком исполнение.
Развивающая:
- Развить умение анализировать высокохудожественный текст
- Развить умение погружаться в воображаемый мир
Воспитательная:
- Способствовать воспитанию любви к «высокому» искусству
- Способствовать воспитанию понимания духовной культуры
Ход занятия.
Теория.
Стихосложение – это способ организации речи, противопоставленной прозе.
Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
Мысли в стихотворной речи требуют высокопарных слов. Проза – буднична.
Стих. речь ритмична и упорядочена
Проза свободна в построении.
Пример:
Мороз и солнце день чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный.
Морозный, солнечный чудесный день. Ты еще дремлешь мой прелестный друг.
Я вас любил…
Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем…
Я вас любил. Возможно, моя любовь к вам еще не угасла…
Этапы разбора стиха.
- Определить тему, мысль.
- Структура стихосложения
- Определить размер
ХОРЕЙ I – I –I – I –
Терек воет дик и злобен.
Мчатся тучи, вьются тучи
ЯМБ - I – I – I
Пора, пора, рога трубят
СПОНДЕЙ I I – I – I- I –
Швед, русский
Колет, рубит, режет.
Размер определяет ритм, а в дальнейшем мелодию стихотворения.
- Выявить места зашагивания (анжебеман)
Зашагивание – перенос мысли с одной строчки на другую.
Пример
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом
Три дня все поиски по нем
Напрасны были. Но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
- Обозначить речевые такты
Речевой такт – это цельная интонационно – смысловая единица предложения, состоящая из двух или нескольких слов.
Примеры найти в стихотворении учащегося.
- Найти верную интонацию
Интонация – звуковое выражение мысли
- Выделение «главных» и «второстепенных» слов.
- Поиск образа.
Размеры русского стихосложения
Двусложные
ХОРЕЙ I – I –I – I –
Терек воет дик и злобен.
Мчатся тучи, вьются тучи
ЯМБ - I – I – I
Пора, пора, рога трубят
СПОНДЕЙ I I – I – I- I –
Швед, русский
Колет, рубит, режет.
Трехсложные
ДАКТИЛЬ
I - - I
- - I - - I - - I
Как хорошо ты,
О море ночное.
АМФИБРАХИЙ
- I - - I - -
В песчаных степях
Аравийской земли
АНАПЕСТ
- - I - -
Почернел, искривился
Бревенчатый мост.