Вокальное дыхание. Работа над дыханием с детьми. На примере артистов Детского оперного Театра.
Работа над дыханием с детьми. На примере артистов Детского Оперного Театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhanie._kompleks_uprazhneniy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Комплекс упражнений, используемый для развития певческого дыхания и оздоровления детей на начальном этапе обучения»
Накопленный педагогический и практический опыт ведущих специалистов в этой области, и личный опыт в том числе, позволяет взглянуть на пение, как на процесс, имеющий лечебно - оздоровительный эффект. Пение - один из самых доступных видов творчества. Однако, несмотря на это, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы.
Итальянские мастера bel canto придавали огромное значение работе над певческим дыханием, считая его основой пения. Итальянский педагог Ф. Ламперти говорил: «Школа пения есть школа дыхания», а замечательному певцу Э. Карузо принадлежат следующие слова: «На умении набрать достаточно воздуха и умении правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения». Необходимость владения правильным певческим дыханием и применение его при пении, а также использование здоровьесберегающих технологий, считаю необходимым и обязательным в своей работе.
Данную проблему считаю актуальной. В первую очередь мы должны научить детей правильно дышать. Ведь дыхание - это основа основ в пении, а затем и правильно формировать звуки. Чем чаще мы открыто поем, тем увереннее себя чувствуем, и, кстати, избавляемся от стресса. Воздействие музыкой влияет не только на центральную нервную систему, но и на функции других жизненно важных систем, поэтому я всегда говорю всем детям, да и взрослым тоже, пойте на здоровье песни, одни, или в хоре. Даже если вы никогда не пели, или у вас нет слуха, и вы не знаете нужного тона и частоту, положительный результат всегда будет! В конце концов, улучшится настроение, отступит грусть, снимется напряжение, появится желание жить творчески и радостно. И пусть в этом вам поможет замечательная песня! Рауль Юссон говорил: «Звук обладает мистическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение. Звуки музыки оказывают воздействие на клетки, ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук создает образы и энергетические резонансные поля, которые вызывают движение в окружающем пространстве. Мы поглощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм».
Голос человека – это уникальное явление. Не существует двух абсолютно одинаковых голосов - несмотря на сходство анатомического строения и механизма образования звука. Природный тембр, который и придает голосу индивидуальность, с одной стороны принадлежит только данному человеку, а с другой, в результате наследственности, является связующей нитью между разными поколениями одной семьи. Вместе с тем, голосовой аппарат – наиболее тонкая и хрупкая система человеческого организма. Каждому человеку присущ определенный тип дыхания. В зависимости от того, какие из дыхательных мышц задействованы во время вдоха и выдоха, различают четыре типа, хотя полностью изолированного типа дыхания в жизни практически не встречается. В любом из них принимает участие, в большей или меньшей степени, вся система дыхания, но с преобладанием какой-либо одной группы мышц.
1.ключичное (плечевое) дыхание
2. грудное дыхание
3. боковое (реберное) дыхание
4. диафрагмальное (брюшное) дыхание
Оптимальным типом дыхания, при котором голос ребенка звучит легко и естественно, является смешанное дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда, естественная ограниченность силы звука детского голоса. На начальном этапе обучения я работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот период дыхание у детей – поверхностное. Но в дальнейшем, мы плавно переходим на освоение вокального дыхания - диафрагмального.
Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На первоначальном этапе обучения – используем только мягкую атаку. Она способствует развитию протяжного (кантиленного) пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения я стремлюсь прививать навыки протяжного пения. Репертуар включает песни различные по характеру. С первых уроков приучаю детей брать дыхание по руке - дирижерскому жесту.
Важную роль в пении играет организация активного, но спокойного вдоха и плавного продолжительного выдоха.
Работа над дыханием:
а) руки на животе, вдох в живот «Надуваем шарик» -вдох носом, в живот и через щелку во рту плавно, медленно выдыхаем на звук «ссс…»
б) по показу рук медленный вдох и медленный выдох через щелку во рту толчками воздух
в) дуем на «пушинки» «сдуваем» их или на воображаемую свечу.
г) наклоны и повороты головы , повороты корпуса( активный вдох через нос и выдох через рот активно на звук «ха»)
д) «накачиваем колеса» наклоняясь - вдох , разгибаясь- выдох.
В упражнениях, развивающих дыхание, можно использовать комплекс упражнений дыхательной гимнастики Евгения Емельянова. Упражнения, как показала практика, представляют большую ценность. Оказывается, они не только укрепляют здоровье и развивают дыхание, они еще вовлекают в работу большое количество мышц (мелких и крупных), необходимых ребятам для координации движений, для воспитания красоты и пластичности, так нужных в обычных жизненных движениях.
Комплекс дыхательной гимнастики Е. Емельянова.
Применяю его в виде игровых упражнений.
Упражнение – «вдох аромата цветка».
Прошу детей мысленно представить самый нежный и любимый их цветок, его чудный аромат, или аромат душистых ягод. Дети интуитивно, приподнимая слегка шею и подбородок, с шумом втягивают воздух. Поправляю, говорю, что вдох должен быть спокойным и бесшумным. Я специально произношу это слово для того, чтобы акцентировать внимание детей на важнейшем моменте взятии вдоха. Показываю, а затем мы учимся выполнять это упражнение. Делаем это упражнение несколько раз.
Упражнение – «надуваем и сдуваем шарик».
Те же требования к моменту вдоха, а момент выдоха прошу контролировать временем. То есть своеобразная игра как в детстве; кто дольше продержится, у кого лучше развиты легкие, кто экономнее будет расходовать в момент выдоха воздух, не подменяя при этом дыхания. Усложняем упражнение еще и тем, что момент выдоха мы осуществляем на звуке. Звук может быть любым, но только гласным, чтобы его удобно было тянуть. То есть, мы включаемся в процесс пения. На определенном звуке, определенной высоты – тянем его, значит поем.
Упражнение «подули на одуванчик».
Держа обе руки на поясе и сильно прижимая ладонями нижние ребра – резко и коротко делаем 10-20 выдохов. Особенность данного упражнения заключается в очень быстром и резком движении верхней мышцы живота (диафрагмы). Упражнение требует определенных усилий и навыков. Сначала мы его выполняем на «пред дыхании» с эффектом легкого шума, а затем на чередовании гласных и согласных звуков. Своеобразная мышечная гимнастика, равносильная «качанию пресса». Практически все дети после выполнения этих дыхательных тренингов становятся румяными, радостными и активными. А это значит, что кровь начинает активнее циркулировать, легкие насыщаются кислородом, работают активно, организм ребенка полон сил и бодрости.
Есть еще замечательный комплекс дыхательной гимнастики Александры Стрельниковой. Данный комплекс упражнений направлен на то, чтобы сделать дыхание более глубоким. В основе гимнастики - «парадоксальный вдох». Грудная клетка сжимается скрещиванием рук, и вдыхаемый воздух проникает глубже, в нижние отделы легких. Повышается активность диафрагмы. Упражнения по данной методике активно используем при тренировке фонационного дыхания в процессе постановки речевого голоса.
Таким образом, весь комплекс дыхательной гимнастики напрямую связан с процессом «оздоровления»!
Литература:
Стулова Г. П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором. - М.: Классикс стиль, 2005.
Яковлев А. В. О физиологических основах формирования певческого голоса. Вопросы певческого воспитания школьников. - Л., 1959.
В. В Емельянов «Развитие голоса (координация и тренаж)». – С-П, 1997.
Данилова Ю. А. «Работа над певческим дыханием в хоровом пении» Методическое сообщение. Журнал «Педагогический мир», 2011 М.
Лазарев «Здравствуй» Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста часть 3,
«Чудо-нос».- В. 2010
Н. Н Лавров. «Дыхание по Стрельниковой». Р-Д. «Феникс»,2004
Материалы сайта http://*****/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie
Воробьѐва С. Б., «Упражнения на дыхание для подготовки певческого аппарата к активной работе» Материалы сайта http://pandia.ru/text/78/070/66683.php