Правила проведения артикуляционной гимнастики, техника речи

Лукьянов Станислав Георгиевич

Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтомудля четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц языка и губ. Цель – выработка правильных, полноценных движений губ и языка, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 3

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись.

Слайд 4

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует выполнять более 2-3 упражнений за раз.

Слайд 5

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно.

Слайд 6

Если же упражнение недостаточно хорошо получается, не следует вводить новые упражнения,лучше отрабатывать старый материал.

Слайд 7

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя.

Слайд 8

Упражнения артикуляционной гимнастики

Слайд 9

Блинчики Улыбнуться Приоткрыть рот Положить широкий язык на нижнюю губу

Слайд 10

Чашечка Улыбнуться Широко открыть рот Высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки»

Слайд 11

Слонёнок Вытянуть вперед губы, образовать «хобот слона» «Набирать водичку», слегка причмокивая при этом

Слайд 12

Лягушка Растянуть губы в улыбке Напряженно произносить звук И

Слайд 13

Змейка Приоткрыть рот Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта

Слайд 14

Тесто Улыбнуться Пошлёпать языком между губами - «па-па-па» Покусать кончик язык зубами – «та-та-та» Чередовать эти два движения

Слайд 15

Варенье Улыбнуться Открыть рот Широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу внутрь рта

Слайд 16

Качели Улыбнуться Открыть рот Кончик языка за верхние зубы Кончик языка за нижние зубы

Слайд 17

Часики Улыбнуться Открыть рот Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного угла рта в другой

Слайд 18

Ёжик Рот закрыт Круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону

Слайд 19

Индюк Языком быстро двигать по верхней губе « бл – бл – бл – бл - бл »

Слайд 20

Грибок Улыбнуться Открыть рот «Приклеить» язык к небу

Слайд 21

Лошадка Приоткрыть рот Губы в улыбке «Цокать» языком (как цокают копытами лошадки)

Слайд 22

Дятел Приоткрыть рот Быстро произносить « д - д – д – д »

Слайд 23

Рекомендуемая литература

Слайд 24

Спасибо за внимание! https://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-artikuljacionaja-gimnastika-753174.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика

Слайд 2

Упражнение « Бегемотик » Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем рот, Как голодный бегемот. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот: Отдыхает бегемот.

Слайд 3

Упражнение «Улыбочка – трубочка» или «Лягушка и слонёнок»

Слайд 4

Упражнение «Змейка» Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь назад ( рот не закрывай). Повтори три – четыре раза.

Слайд 5

Упражнение «Часики» Тик – так, тик – так, Язычок качался так - Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?

Слайд 6

Упражнение «Вкусное варенье» Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

Слайд 7

Упражнение «Чистим зубы» 1. Улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води языком влево – вправо) за нижними зубами под счёт (семь – восемь раз). 2. Теперь почисти за верхними зубами. Не спеши, чисти под счёт взрослого.

Слайд 8

Упражнение «Качели» Сели дети на качели И взлетели выше ели, Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись

Слайд 9

Упражнение «Футбол» Будет языку веселье, Будем с ним сейчас играть - Мяч в ворота забивать!

Слайд 10

Упражнение «Парус» Улыбнись, широко раскрой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним бугоркам за зубами. Удерживай язык в таком положении на восемь – десять счётов .

Слайд 11

Упражнение «Горка» Язык упирается в нижние резцы. Упражнение выполняется на счёт до 5.

Слайд 12

Упражнение «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти

Слайд 13

Упражнение «Лошадка» Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично.

Слайд 14

Ты – молодец! https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/10/13/artikulyatsionnaya-gimnastika


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. УПРАЖНЕНИЯ

Слайд 2

Сценическая речь — одно из основных средств выразительности актёра. Через мастерство речи актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, бытовые, национальные особенности характера персонажа. Для этого артисту нужно владеть техникой, которая связана с: Звучностью голоса Громкостью голоса Развитием дыхания Дикцией (чёткостью и ясностью произношения) Интонационной выразительностью

Слайд 3

Этими качествами Демосфен, к сожалению, не обладал. У него был слабый голос, он шепелявил и прерывисто дышал. Навыки сценической речи оттачивали актёры ещё в Древней Греции. Известный оратор Демосфен много времени посвящал занятиям красноречием, но говорил он невнятно, за что частенько подвергался насмешкам. Совсем отчаявшись, он обратился к своему другу – известному актёру театра. Тот прочитал ему отрывок из произведения Софокла настолько выразительно и живо, что Демосфен понял – важна не только речь, но и произношение, тембр и сила голоса.

Слайд 4

Занятия дали результат. Сегодня мы говорим о Демосфене как о величайшем ораторе античного мира. Оратор начал работать над своими недостатками. Он произносил речи, стоя на краю скалы у моря, преодолевая шум моря и порывы ветра. Во рту Демосфен держал мелкие камушки, проговаривал без вдоха длинные фразы и целые предложения. Несколько месяцев он спускался в пещеру и там разговаривал, слушая свой голос.

Слайд 5

Театральный принцип тренировок таков: сделать сложное привычным, привычное – легким, легкое сделать удовольствием! Развить свой голос может каждый! Для этого нужно желание и регулярные тренировки!

Слайд 6

Упражнения для постановки дыхания. Важное умение для сценического дыхания – формирования вдоха через нос вместо привычного «хватания» воздуха ртом. С открытым ртом сделайте вдох и выдох через нос. Повторите 10 раз. Рука – на животе. Делаем медленный вдох, считая в уме до 4. Без задержки выдыхаем, снова считая до 4. Во время упражнения важно ощущать рукой как поднимается и опускается живот. Если эти движения едва различимы, следует наклонить корпус вперёд, положа руку на поясницу. На вдохе должно чувствоваться расширение этой области. Каждый следующий вдох-выдох увеличиваем счёт на единицу (5,6,7,…)

Слайд 7

Упражнения для постановки дыхания. Оптимальным дыханием считается грудное. Но его нужно развивать. 1. Исходное положение стоя. На вдохе представляем, что нюхаем цветок. Выдох плавный со звуком «пфф», при этом нужно втягивать живот. Вдох короткий, выдох долгий. 2. Классическое упражнение. Нужно вдохнуть и на выдохе, на «одном» дыхании проговорить длинную фразу. Например, У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом.

Слайд 8

Упражнения для артикуляции Артикуляция – совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Чем лучше развита артикуляция и артикуляционный аппарат, тем внятнее и чётче речь человека.

Слайд 9

Проговорите негромко, но чётко артикулируя каждый звук в такой последовательности: А О У Э Ы И

Слайд 10

А теперь к этому звукоряду добавляйте согласные, стараясь постепенно увеличивать громкость голоса, звук направляя вперед как «снежный комочек» в игре. БА – БО – БУ – БЭ – БЫ – БИ ПА – ПО – ПУ – ПЭ – ПЫ – ПИ БА -ПА - БО - ПО - БУ - ПУ - БЭ - ПЭ - БЫ - ПЫ - БИ – ПИ СТА – СТО – СТУ –СТЭ – СТЫ – СТИ ПТКА – ПТКО – ПТКУ – ПТКЭ – ПТКЭ – ПТКИ ГБДА – ГБДО – ГБДУ – ГБДЭ – ГБДЫ – ГБДИ ВРПА – ВРПО – ВРПУ – ВРПЭ – ВРПЫ – ВРПИ

Слайд 11

Упражнения для дикции Чистоговорка – произнесение скороговорки медленно, чётко артикулируя каждый звук и выделяя окончания. О т топота копы т пы ль по полю лети т . Добы л бобо в бобы ль . Паке т по д по п -ко рн . Пришё л Проко п — кипи т укро п , ушё л Проко п — кипи т укро п . Как при Прокопе кипи т укро п , и так и без Прокопа кипи т укро п . Стои т по п на копне, колпа к на попе, копна под попо м , по п под колпако м .

Слайд 12

Сценическая речь и актёрское мастерство неразрывно связаны. Прочитайте стихотворение со следующего слайда громко, чётко, «посылая звук» вперёд со следующими актёрскими задачами: Ребёнок, который только учиться говорить; Судья читает приговор Рассказываете страшилку Пытаетесь незаметно подсказать однокласснику Стесняетесь выступать Расскажите стих так, как будто ругаете кого-то

Слайд 13

Агния Барто Смешной цветок Смешной цветок поставлен в вазу! Его не полили ни разу, Ему не нужно влаги, Он сделан из бумаги. А почему такой он важный? А потому, что он бумажный.

Слайд 14

https:// myslide.ru/presentation/scenicheskaya-rech-uprazhneniya СПАСИБО!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Техника речи

Слайд 2

Разделы техники речи Дикция – четкость, ясность произношения Орфоэпия - совокупность норм национального языка, обеспечивающих качество его звукового оформления Дыхание Голос

Слайд 3

Дикция Виды дикционных недостатков: Органические нарушения (дефекты артикуляционного аппарата) Функциональные нарушения (вялая артикуляция; искажение, отсутствие, замены звуков; слабое дыхание)

Слайд 4

Орфоэпия Произношение гласных звуков Произношение согласных звуков Словесное ударение

Слайд 5

Проверь себя - расставь ударения Ягодицы Шарф, шарфа Апостроф Согнутый Завороженный Творог, творога Асимметрия, асимметрии Недуг Задолго Диспансер Ветеринария Новорожденный Туфли, туфлей Феномен Завсегдатай Цепочка Жалюзи Намерение Завидно Эклер, эклера Издревле Кухонный

Слайд 6

Я годицы Шарф, ш а рфа Апостр о ф С о гнутый Заворож е нный Твор о г, творог а Асимметр и я, асимметр и и Нед у г Зад о лго Диспанс е р Ветерин а рия Новорожд е нный Туфли, т у флей Фен о мен Завсегд а тай Цеп о чка Жалюз и Нам е рение Зав и дно Экл е р, экл е ра Издр е вле К у хонный

Слайд 7

Дыхание Классификация типов дыхания: Грудное дыхание , при котором вдох происходит за счет поднятия верхней и средней части грудной клетки Брюшное дыхание , при котором дыхательные движения совершаются в нижних отделах грудной клетки Смешанно - диафрагматическое, или полное, дыхание, наблюдается в жизни у здоровых людей с хорошей осанкой

Слайд 8

Одно из упражнений, развивающих носовое дыхание. На счёт раз - закройте правую ноздрю пальцем правой руки - вдох; на счёт два - фиксируем положение (задержка дыхания), меняем руку; на счёт три - пальцем левой руки закройте левую ноздрю - выдох. ВНИМАНИЕ: Следите за тем, чтобы плечи не поднимались. Направьте внимание на крылья носа, которые должны активно работать. Повторяйте упражнение 3-5 раз.

Слайд 9

Голос Физиологические свойства голоса: Сила зависит от напора выдыхаемого воздуха, силы смыкания и амплитуды голосовых складок Тембр зависит от анатомического устройства речевого аппарата и умения пользоваться резонаторами Высота зависит от частоты колебания голосовых складок Диапазон зависит от количества речевых тонов

Слайд 10

Упражнения для развития резонаторного звучания. Принцип упражнения: от «раскрытых губ к сомкнутым губам». Раскройте тубы, как бы беззвучно артикулируя гласный «А». Сомкните тубы со звуком «М». Почувствуйте на губах вибрации. Зафиксируйте это ощущение. ВНИМАНИЕ: Звук возникает только в момент смыкания губ. Помогайте себе движением руки.

Слайд 11

Упражнения для развития резонаторного звучания. Данное упражнение является продолжением предыдущего. Вытяните руку или обе руки вперёд, и представьте, что вы «взяли» звук «М», начните звучать, тяните звук на себя вместе со звучанием. ВНИМАНИЕ: Звучание должно быть плавным и протяжным.

Слайд 12

Итак, сбалансированное дыхание, точная установка звуков, наработка дикционных и голосовых навыков, владение нормами произношения – вот те знания, которые предполагает техника речи.