Образовательный проект "Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника"
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_ucherezhdenie.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение
«Баймаковская основная общеобразовательная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании
личности дошкольника»
Подготовила: воспитатель
Полякова Елена Сергеевна
Баймаково 2020
Актуальность проблемы
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?
Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Новизна проекта
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.
Поэтому целью проекта формирование у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических, культурных, исторических ценностях посредством музейной педагогики.
Задачи проекта:
- учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
- формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
- развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
- воспитывать нравственные качества личности ребенка.
Ожидаемые результаты проекта.
В процессе реализации проекта ожидается:
- формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
- развитие творческого, логического и креативного мышления;
- развитие коммуникативно – языковой компетенции;
- развитие социальной компетенции;
- обогащение предметно – развивающей среды;
- обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.
Ожидаемая практическая значимость проекта
Данный проект позволит:
- вести разноплановую работу с детьми;
- применять различные методики;
- повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
- обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.
план реализации проекта:
Этапы | Наименование мероприятия | Краткое конкретное описание содержания мероприятия | Ожидаемые результаты |
1 этап подготовительный
| Выявление проблемы, создание нормативной базы проекта | Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал) | Изучение и подбор нормативных документов |
Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОУ | Проведение диагностического обследования воспитанников; Анализ предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»; | Утверждение творческой группы; изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования; разработка проекта;
| |
Заседание творческой группы «Обсуждение проекта по инновационной деятельности в ДОУ» | Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика) | Утверждение проекта
| |
2 этап практический | Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом | Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану | Применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников. |
Организация в группах мини – музеев и выставок; организация виртуального музея | Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к музейной педагогике. | Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что поможет им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить накопленные историко – культурные ценности. | |
Использование разнообразных форм в работе с родителями | Педагогический мониторинг, который позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее; проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.
| Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики. В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей . | |
Аналитический этап работы | Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики .
| Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии | Дошкольники научились : - активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты; - определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности; высказывать предпочтения; - проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности; - соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам; - отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве |
Список литературы:
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Микляева Н.В. Инновации детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 160 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016.
- Соломатин А.М., Чуракова Р.Г. Как создать инновационную площадку в системе образования: учебно-методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2016 г.
- Теория и практика сопровождения развития дошкольного образования Московской области (опыт деятельности Московского областного центра дошкольного образования): коллективная монография / Авторский коллектив Булавкина Е.Б., Гришина Г.Н., Коптева В.А., Лялина Н.В., Майер А.А., Ферцер В.Ю., Яковлева Э.Н. / Научная редакция А.А.Майер. – Орехово-Зуево, 2017. – 150