Образовательный проект "Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности школьника"

    Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение

«Баймаковская основная общеобразовательная школа»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Роль музеев, как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании

личности дошкольника»

Подготовила: воспитатель

Полякова Елена Сергеевна

Баймаково 2020

Актуальность проблемы

    Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

       Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

      Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Новизна проекта

            Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

                        Музей играет не только  познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

           Поэтому целью проекта  формирование  у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических,  культурных, исторических ценностях  посредством музейной педагогики.

 Задачи проекта:

  • учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

 Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный  процесс новыми интерактивными формами.

 план реализации проекта:

Этапы

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Ожидаемые результаты

1 этап  подготовительный

 

Выявление проблемы, создание нормативной базы

проекта

Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал)

Изучение и подбор нормативных документов

 

Изучение  возможности внедрения   музейной педагогики в практику ДОУ

 Проведение диагностического обследования воспитанников;

Анализ предметно-пространственной среды  в соответствии               с ФГОС ДО»;

Утверждение творческой группы;

изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования;

разработка проекта;

 

Заседание творческой группы

«Обсуждение проекта по инновационной деятельности в ДОУ»

Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика)

Утверждение проекта

 

2 этап  практический

Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров

План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом

Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану

Применение вариативных форм работы  с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому  воспитанию дошкольников.

Организация  в группах мини – музеев и выставок;

 организация виртуального музея

 Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к  музейной педагогике.

Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что  поможет  им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить  накопленные историко – культурные  ценности.

Использование разнообразных форм  в работе  с родителями

Педагогический мониторинг, который позволяет  выявить интересы  и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического  воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее;

проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.

 

Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики.

В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей .

Аналитический этап работы

 Определение эффективности работы коллектива   в рамках музейной педагогики

.

 

 

 

 

 

 Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии

Дошкольники научились :

- активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

- определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности;

высказывать предпочтения;

- проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности;

- соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам;

-  отражать  полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве

 

Список литературы:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
  2. Микляева Н.В.  Инновации  детском  саду.  Пособие  для  воспитателей.  —  М.:  Айрис-пресс,  2008.  —  160  с.  —  (Дошкольное  воспитание  и  развитие).
  3. Русаков А.С., Эпштейн М.М. Модель инновационных комплексов при освоении ФГОС ДО - М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Соломатин А.М., Чуракова Р.Г. Как создать инновационную площадку в системе образования: учебно-методическое пособие.- М.: Академкнига/Учебник, 2016 г.
  5. Теория и практика сопровождения развития дошкольного образования Московской области (опыт деятельности Московского областного центра дошкольного образования): коллективная монография / Авторский коллектив Булавкина Е.Б., Гришина Г.Н., Коптева В.А., Лялина Н.В., Майер А.А., Ферцер В.Ю., Яковлева Э.Н. / Научная редакция А.А.Майер. – Орехово-Зуево, 2017. – 150