Сценарий авторской пьесы "Журавли летят"
Урок истории. Дети равнодушны к происходящему на уроке. Появляется воин, и ученики переносятся в прошлое, в военные годы...
Пьеса была написана 25 лет назад, к 50-летнему юбилею Победы, поставлена в школьном театре и представлена на республиканском смотре театральных коллективов.
К 75-летию Победы был несколько изменен текст, пьеса также была показана школьным драматическим коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_avtorskoy_pesy_zhuravli_letyat.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Казанская средняя общеобразовательная школа»
Сернурского района Республики Марий Эл
Пьеса
«Журавли летят»
Автор: учитель русского языка и литературы
Кардаильская Надежда Анатольевна
Действующие лица:
Учитель
Старец
Ученики (4 чел)
Девушки на фронте (4 чел)
Лейтенант
Полковник
Натка
Сестренки
Дети
Действие 1
Классная комната. Идет урок истории. Учитель рассказывает о Великой Отечественной войне, дети слушают рассеянно, занимаются своими делами.
Учитель: 1418 дней и ночей, целых 4 года, на бескрайних просторах нашей Родины шла страшная война. Сотни разрушенных городов, десяти тысяч стертых с лица земли деревень, миллионы искалеченных судеб. 4 страшных года наша страна находилась между жизнью и смертью, но выбора нашему народу не оставалось: или смерть, или фашистское рабство.
И народ нашей страны сделал все возможное и невозможное. И в тылу, и на фронте наши люди проявили героизм и отвагу. Вступив в смертельную схватку с противником, он не только освободил свою страну, но и другие народы.
Давайте вспомним основные сражения ВОВ.
Коля - В Сталинграде воевали. Битва была очень жестокая.
Учитель – Да, битва за Сталинград, что тогда произошло под Сталинградом?
Коля – Немцы напали на город, а наши их победили.
Учитель – И все?!
Коля – Все.
Учитель – Кто еще что скажет?
Вася – Герои-панфиловцы танки немецкие остановили. 28 человек.
Учитель – А что это была за битва?
(Вася пожимает плечами)
- Вот уже на нескольких уроках мы говорим о великих битвах ВОВ, а вы до сих пор не можете их назвать, я уже не говорю о том, чтобы рассказать, как все это происходило!
Катя – Да что там. Мария Ивановна! Воевали, победили, молодцы, конечно. Но жизнь уже другая. Зачем нам подробности о войне?
Учитель – Война была, столько людей погибло, а вы так спокойно к этому относитесь!
Анжела – А как нам к этому относиться, плакать теперь каждый день?
Учитель – Да как вы можете так говорить?! Если бы не эти многочисленные жертвы, еще не известно, кем бы мы сейчас были и были ли вообще!
Вася – Мария Ивановна, мы вас уважаем, но учить досконально то, что нам не интересно… (разводит руками).
(Звенит звонок. Растерянный учитель, опустив голову, выходит из класса. У двери останавливается)
Учитель - И все-таки вы не правы, ребята. Когда-нибудь, может, поймете это.
Коля – Какие были сражения? Спросили бы что-нибудь поинтереснее. Воевали и воевали.
Катя – Вот именно! Проблемы посерьезнее есть.
Вася – Проблемы, а у кого их нет? Мне вот …..новый нужен. Если с кого брать пример,так это с бизнесменов: деньги делают, живут богато.
Анжела – Да ладно, хватит об этом! Я известной блогершей хочу стать, миллионы просмотров – моя мечта!
Катя – А я в модельное агентство записалась! Посмотри сюда (рассматривают журнал)
Коля – Глянь, вот это техника, ………..
(ученики обсуждают свое)
(звучит таинственная мелодия, появляется старец)
Старец –
Время, замедлись!
Ты мне подвластно!
Остановись! Назад повернись!
Что было – увидим!
Что было – узнаем!
Что было – почувствуем сердцем своим!
(музыка, занавес)
Пролог
Ученики проходят по сцене перед занавесом.
Коля – Где мы? Ничего не понимаю!
Катя – Были в классе. Вдруг очутились здесь! Бред какой-то!
Вася – И старец этот какой-то странный. О времени говорил, сказочник, что ли?
Катя – Ты что, в сказки веришь?
Вася – Поверишь тут..
Анжела – И все-таки, где мы? Все это очень странно, похоже на сон.
Катя – Ребята, глядите, вон роща. И мне кажется, там кто-то есть.
Коля – Подходим тихо! В такой непонятной ситуации осторожность не помешает.
Вася – Кого бояться! Мы им…(девочки испуганно машут руками).
Анжела – Оставь свои дурацкие шуточки!
Коля – Подойдем незаметно, а там видно будет.
Действие 2
Поляна в лесу, виден штаб. Табличка «Школа связистов». На полянке сидит группа девушек, поют песню.
Юля – Ой, девчата, хорошо же мы поем! И песня такая ласковая!
Настя – Только время неласковое, трудное, военное.
Оля – Ох уж эта война! Принесла всем немало горя.
Лена – А как мы жили до войны! Ходили в школу, бантики в косах, переднички…
Юля – А мальчишки за косы нас дергали.
Настя – Весело жили!
Оля – Десять школьных лет…
Лена – Я мечтала стать врачом.
Оля – Я актрисой
Настя – Я учительницей, как наша Мария Ивановна!
Лена – Как она теперь? Когда провожала нас – плакала.
Юля – Девчата, а выпускной! Мы танцевали всю ночь, пели песни, гуляли по городу.
Лена – Я танцевала с Сашей, его призвали первым.
Оля – А Олег с Костей попали на Белорусский фронт, мне мама написала.
Настя – Игорь Новиков учится в летной школе. Разбросало нас по свету
Юля – Ничего, скоро закончится война, мы победим. Вернутся наши мальчики, еще потанцуем!
Оля – Расскажем им, как все вместе пошли в военкомат записываться на фронт.
Лена – Как нам отказали, а потом все-таки взяли в школу связистов.
Оля – Лена-то, помните, годы себе прибавила, сказала, что двадцать (смеются).
Юля – Мама написала письмо. Пишет, что в нашем саду весной цвели яблони, да так красиво! А осенью мы варили варенье, сладкое-пресладкое, душистое-предушистое!
Оля – Мы каждый год уезжали на дачу. И Барса брали с собой – это наш песик, умный, смышленый. Здесь неподалеку в деревне я видела похожего, уж подумала – не Барсик ли наш.
Настя – В кино хочет сходить! В деревне его иногда показывают, да товарищ лейтенант не разрешает, не положено, говорит.
Лена – Молоденький, а такой строгий! Дисциплина!
Юля – Глядите, глядите, Оля, Лена, девчата! Журавли летят!
Ол я – Ой, как здорово!
Лена - Красиво летят, стройно. Улетают в теплые края.
Настя – Ничего, весной вернутся, гнезд навьют, птенцов выведут. До свидания, журавушки!
Юля – Мне бы тоже хотелось вместе с ними полететь. Поднялась бы высоко-высоко, оглядела всю землю, побывала бы в разных странах!
Настя – Ничего, Юленька, полетаешь еще. Жизнь впереди долга и интересная. Только война вот эта…
(Появляются Коля, Вася, Катя, Анжела. Недоуменно оглядываются.)
Вася – Вы кто? В фильме про войну снимаетесь?
Катя – Пронесло, а то мы уже подумали, что попали на необитаемый остров или еще куда.
Оля – Здравствуйте. О чем это вы? Здесь школа связистов, а вы новенькие? Так бы сразу и сказали, а то «необитаемый остров».
Коля – Школа связистов? Ну да, новенькие.
Юля – А что это о вашем прибытии никто не знал?
Настя – Да среди вас есть и юноши! А то все девчата да девчата, скучно. Вы откуда?
Анжела – Из Москвы.
Юля – И мы тоже из Москвы! Вот здорово! Из какой школы?
Анжела – Из 675.
Юля – Из 675? Не слыхали о такой. Вы не путаете?
Вася – Что мы, идиоты?
Лена – Да ладно, всего знать нельзя. Мы из 68 на Арбате, знаете?
(пожимают плечами)
Оля – Надо доложить товарищу лейтенанту о прибытии новеньких.
Юля- А мы в столовую и за формой. Ведь надо же вас накормить и одеть.
Коля – Постойте, а какой сейчас год?
Настя – Шутники! Не с Луны же вы свалились! 1942, какой же еще!
Катя – Что это, а? Уж не спим ли мы все вместе?
Коля – Я, кажется, понял. Мы в прошлом, попали в настоящие военные годы.
Вася – В какие еще военные?
Катя – Ты что, совсем того, по истории же проходили.
Вася – Кто проходил, а кто нет.
Катя – Правда, и я смутно помню эту историю, не до нее как-то.
Анжела – Доигрались, это все тот старик.
Кол я – Ничего, ребята, спокойно. Сделаем вид, что мы новенькие. С одной стороны интересно посмотреть, как оно было. А то историю учишь, а здесь все наяву.
(Входит лейтенант. Девушки сопровождают: «Новенькие, четверо».)
Лейтенант – С прибытием, товарищи курсанты!
_-Здравствуйте!
- Здрасьте!
- Привет!
- Салют!
Лейтенант – Вы что, здороваться не умеете? А ну, стройся! Животы подобрать! Здравствуйте, товарищи курсанты!
(«курсанты» кое-как здороваются: «Здравствуйте, товарищ лейтенант!». Девушки смеются)
- Вот так-то лучше. Вы прибыли в школу связистов. Накормить новеньких, выдать форму, к занятиям приступить с завтрашнего дня. Сегодня отдыхайте.
Юля – Эх вы, строиться не умеете!
Оля – Ничего, научатся!
(Все со смехом уходят. Входит полковник)
Лейтенант – Товарищ полковник, разрешите доложить! Во вверенной мне школе связистов…
Полковник – Отставить! Как живете? Проезжал мимо, как, думаю, дела у лейтенанта Костенко? Вот и заглянул на огонек.
Лейтенант – Все в порядке, девчата учатся. Будут хорошими связистами. Сегодня новеньких приняли, даже двое юношей есть.
Полковник – Это хорошо. Грамотный связист – полку прибыль. Их сейчас на фронте не хватает. А фронт близко, победы скорой не видать. Но то между нами, курсантамм ни гу-гу. Пусть немного попривыкнут – ведь дети еще. Сын у меня, такой же, погиб…Ну да ладно, идем в штаб.
(Полковник и лейтенант уходят. Возвращаются девушки с новичками, все в военной форме).
Юля – Посмотрите на себя, какие красавцы! Военная форма идет всем.
Вася – А что. Вроде ничего, не хуже джинсовки.
Юля – Чего-чего?
Вася – Джин…
Коля – Да это он так, заговаривается. Он с детства такой – что ни скажет – все не то.
Лена – Вы с детства знакомы?
Вася – Конечно! И в школьный бассейн вместе ходим, и на компе процессор меняли.
Лена – На компе. Процессор… Это что?
Коля – Это он так кино называет
Настя – хорошая у вас школа, с бассейном. А наша небольшая была, в две смены учились, даже парт и стульев не хватало. Но зато весело было – вечера, танцы, вальс…
Вася – У нас тоже ничего – дискотеки фирменные, флешмоб, квесты.
Катя –Правда, вальс не танцуем, и парни нас не приглашают.
Коля – Так, друзья, опять фантазируете.
Оля – Все-таки вы странные. Такие ж, как мы, а чем-то не похожи.
Настя – Сейчас детки придут, ходят к на деревенские ребятишки. Натка у них старшая, сестренки младшие близняшки, отец на фронте. Натка все письма ждет – не дождется. Может быть, полевая почта плохо работает.
(Появляются Натка и ребятишки)
Настя – А вот и наши маленькие друзья. Молоко принесли, полакомимся с картошкой.
(принесли картошку, едят, шутят)
Вася – Вкусно, никогда так не ел!
Анжела – Это тебе не фаст-фуд
Юля – У нас сегодня день отдыха, давайте потанцуем. Товарищ лейтенант, сыграйте, пожалуйста!
(приносят гитару, лейтенант играет, девушки танцуют. Вдруг с криком: Натка! Натка! – вбегают сестренки)
-Натка! Натка!
- Там к нам письмо пришло!
- Мамка плачет!
- Папка погиб!
(Музыка стихает, все медленно встают, снимают пилотки. Натка, держа руки у груди, подходит к краю сцены)
Входит полковник – Курсанты, стройся!
- Получено сообщение, что немец прорвал оборону! Врага нужно остановить! Школа связистов временно прекращает работу! Всех приказано отправить на фронт! Берегите себя, ребятки!
Натка – Товарищ лейтенант! Товарищ полковник! Возьмите меня с собой! Я должна отомстить за отца! Ведь он должен был жить!
Полковник – Не плачь, девочка! Ты нужна здесь. Мы отомстим и за твоего отца, и за всех погибших солдат.
(звучит мелодия военной песни)
- Стране родной всегда служить! – Клянемся!
- Отчизны сердцем дорожить! – Клянемся!
- Москву родную защитить! – Клянемся!
- Россию, Родину любить! - Клянемся!
- Клянемся с честью жизнь прожить! – Клянемся!
- Врага, фашиста победить! – Клянемся!
- Спокойство людям принести! – клянемся!
- А если нужно – умереть! - Клянемся!
(курсанты строем уходят, дети машут м вслед)
Занавес
Появляется старец
Память сердца возвратилась,
Время свой меняет ход.
Все, что было, что случилось
Не забудем наперед.
Снег не раз покроет землю,
Вновь весной растает он,
Все, что было, я приемлю,
Как реально страшный сон.
В той войне ужасной павших,
Своей смертью смерть поправших,
Жизнь свою за жизнь отдавших –
Не забудем никогда!
Действие 3
(обстановка 1 действия)
Учитель – Многие жизни унесла война. Тысячи же и матерей не дождались мужей и сыновей, дети – отцов, сестры – братьев! Часто в бой шли новички, впервые взявшие винтовку в руки. Шли и погибали вчерашние школьники. Они шли защищать Родину!
(ученики по одному встают)
- Никто и никогда не скажет солдату, павшему в боях под Москвой, слова «папа».
- Не сможет мать-старушка пригладить непокорные вихры своему сыну, погибшему под Сталинградом.
- Не увидит Неизвестный солдат Вечного огня – зато мы его видим! Не услышат колоколов Хатыни крестьяне сожженных деревень – зато мы его слышим!
- И еще долго-долго в наших душах и сердцах будет гореть вечный огонь памяти!
Учитель – Спасибо, ребята, я всегда верила в вас!
(Звучит песня «Журавли»)