Конспект занятия "Мир театра"

Пиманова Любовь Евгеньевна

Знакомство с истоками театральной деятельности. Народным театром. Театральными жанрами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_mir_teatra.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Никольского района Пензенской области

Конспект занятия на тему:

Мир театра

(занятие строится по программе «Музыкальная шкатулка» )

Для детей 8-9 лет фольклорного ансамбля «Млада»

3-й год обучения.

Подготовила  педагог-организатор

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей

Дома детского творчества

Никольского района Пензенской области

г. Никольск – 2016г.

Схема конспекта занятия:  Мир театра

Аттестуемый педагог (ФИО)  Пиманова Любовь Евгеньевна

 Цель: Освоение детьми фольклорного наследия средствами театрализованной деятельности (через постановку фольклорных спектаклей).

Задачи:

  • Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
  • Развивать умение разыгрывать как элементы, так и все театральное представление, используя образцы детского и музыкального фольклора, основы актерского мастерства и драматизации.
  • Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
  • Прививать интерес, уважительное отношение к культуре своего народа;
  • Создать атмосферу творчества, радости; 
  • Создать благоприятную психологическую среду для активного взаимодействия детей в ансамбле, самовыражения ребенка  средствами различных видов фольклорного искусства.

Методическое описание занятия: Занятие строится по программе «Музыкальная шкатулка»,  с детьми 8-9 лет  - 3-й год обучения

Тип занятия: комбинированное занятие

Методы: игровая коммуникация, хоровое исполнение, объяснительно – иллюстративный.

Формы обучения: групповая, мелко –групповые, индивидуальные

Оснащение:

  • Помещение для занятия;
  • стулья для детей;
  • демонстрационный стол;
  • Декорации и атрибуты для спектакля;

Оформление кабинета

стулья (по количеству детей), расположенных полукругом. Слева – экран мультимедиа. Перед экраном  – демонстрационный стол с атрибутами к спектаклю.

Ход занятия:

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

Цель: формирование мотивации к театральной деятельности

Цель педагога на данном этапе занятия: создание благоприятной психологической среды для активного взаимодействия детей в ансамбле

Методы организации работы: объяснительно – иллюстративный;  

речевые,

дыхательные,

голосовые игры и упражнения.

Вступительная беседа  педагога: Ребята, скажите, а вы посещали театр? А вы знаете как в театре себя нужно вести?

Молодцы! Ребята попробуйте отгадать загадку.

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …
Правильно артист. Именно так называются люди, которые играют роли в театре. Это очень сложная профессия и чтобы быть хорошим артистом нужно много знать и уметь.  

Мы сегодня в конце занятия попробуем исполнить роли в кукольном представлении, а для этого нам надо подготовиться.

Артикуляционная гимнастика:

-Путешествие язычка

Дыхательные упражнения:

-Шарики

-Собачки

Речевая зарядка:

-Игры с буквами и звуками

-скороговорки

Пластические игры

-Цветок

-Ветер

2

Актуализация знаний для изучения нового материала

Цель: повтор тем по жанрам театрального искусства.

Цель педагога на данном этапе занятия: подготовка к новому материалу.

Проблемный вопрос

Методы организации работы:

объяснительно – иллюстративный Мозговая атака

Ребята,  а вы знаете, какие театры бывают?  А как они правильно называются? А есть такие театры, в которых актеры, которых видят зрители совсем даже не люди? И они даже не живые.

Правильно это театр кукол.

Ребята как вам кажется, какой театр появился в России раньше – драматический или кукольный?

Молодцы! А узнать правильно ли вы ответили, вы сможете, если внимательно прослушаете мой рассказ. Итак, слушайте и запоминайте!

3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Цель: знакомство с народным театром, театром Петрушки.

 Цель педагога на данном этапе

Создание атмосферы творчества, радости; 

Знакомство с  принципом изготовления печаточной куклы, и управления ею.

Методы организации работы: 

объяснительно – иллюстративный,

 

Изготовление перчаточной куклы.

игровая коммуникация,

театральная коммуникация.

методы мотивирования учебной активности учащихся

Педагог: Народный театр - это: театр, который показывали на ярмарках и местах скопления людей.
В России ярмарочный театр зародился на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья занимали заметное место в жизни городского населения. Чисто русским развлечением была медвежья потеха и раек. С учеными медведями на Руси ходили с незапамятных времен вплоть до начала XX в. Медвежья потеха по сути представляла медвежью пантомиму: медведь кланялся, ходил с козой, показывал, как бабы на барщину ходят, как в гости собираются, как башмаки надевают. Публику веселили и проделки ученого медведя, и остроумный комментарий поводыря.
         Балаган служил в дни ярмарок вначале торговым помещением, позднее - специальным сооружением для театрализованных представлений.
В балаганах выступали фокусники, акробаты, гимнасты, жонглеры, танцоры, кукольники с Петрушкой.

          Петрушечная комедия была очень распространена с конца XVIII в . Театр Петрушки представлял собой театр под открытым небом. Петрушка - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Вертеп - кукольный театр, особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.
Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов - покровителей первобытных племен.
Театр кукол-петрушек

   1. Изготовление кукол:

Педагог: Куклы-петрушки — это куклы, которые надеваются на руку (указательный палец — в голову, большой и средний пальцы — в руки петрушки).
     Прежде чем приступить к работе над куклой, необходимо запастись некоторыми инструментами и материалами. Так, понадобятся старые перчатки и пластилин, ткань для сцены. (Выполняем героев сценки с помощью пластилина и перчаток).

Вот мы с вами сделали маленькие перчаточные куколки, давайте попробуем как они будут двигаться за ширмой, давайте попробуем их озвучить.  

2. Постановка мини-спектакля.

Ребята вы большие молодцы! Вы сможете в конце занятия забрать созданную вами куколку себе и дома с родителями, и друзьями разыгрывать кукольные представления,

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель: закрепление пройденного материала.

Цель педагога на данном этапе:

Разгадать кроссворд «Мир театра»

Методы организации работы

Ситуации свободного выбора;

Мозговая атака.

Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Пусть хлопнет в ладоши тот:
•кому понравилось быть в роли кукловода;
•кому понравилось быть зрителем?;
Чтобы закрепить полученную сегодня на занятии информацию, я предлагаю вам разгадать кроссворд,  называется он «Мир театра». Право вписать слово в кроссворд достанется тому, кто первым ответит на вопрос.

  1. как называется старинный народный кукольный театр.
  2. актер, – который без слов кланялся, изображал как бабы на барщину ходят, как в гости собираются, как башмаки надевают.
  3. род искусства, представляющий собой художественное отражение реальности посредством драматического действия
  4. вязаный или сшитый из какой-то материи, а также из кожи чехол для кисти руки (предохраняет руки от пыли, грязи и холода), с отделением для каждого пальца
  5. в этом спектакле – она главный действующий персонаж
  6. декорация с помощью, которой от глаз зрителей скрывались актёры – люди.
  7. место куда  приходили не только за товаром, но и на других посмотреть и себя показать. Поэтому данное действо всегда сопровождалась весельем, радостью, играми.
  8. временное здание для театральных, цирковых или эстрадных представлений.

А теперь все вместе прочитаем ключевое слово – Петрушка.

5.

Задание на дом, включающее:

Цель:  закрепление полученных знаний о Театре Петрушка

Ребята вы большие сегодня молодцы! Узнали много интересного и многому научились. Но вы так же должны знать что Петрушка был не только в России, в других странах тоже были такие же куклы, только назывались они совсем по другому. Поэтому я хочу вас попросить чтобы дома вы самостоятельно нашли в интернете как назывались такие куклы в других странах.

На следующем занятии мы обязательно поделимся полученными знаниями.

Педагог: Вот и прощаться пришла пора.
Педагог: Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети: Аплодисменты зрителей.
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие.

1. В

Е

Р

 Т

Е

П

2. М

Е

Д

В

Е

Д

Ь

3Т

Е

А

Т

Р

4. П

Е

Р

Ч

А

Т

К

А

5. К

У

К

Л

А

6Ш

И

Р

М

А

7. Я

Р

М

А

Р

К

А

8. Б

А

Л

А

Г

А

Н