Старый Оскол
Предварительный просмотр:
Старый Оскол
Устный журнал
Музыка М. Агапкина «Марш славянки» предваряет все страницы журнала.
Страница 1.
В парадной форме девочка и мальчик читают стихи:
Как бабочка, раскинув два крыла,
Весь в новостройках зелени и храмах,
Опять звонят в тебе колокола,
И небо разговаривает с нами.
В музее краеведческом стоит
Макет: наш изначально город-крепость,
Он для врагов был тверже, чем гранит,
История свидетельствует это.
Бугров Казацких разнотравье и покой,
Ямских степей медовая услада,
В Стрелецкой вишня – нет нигде такой,
А если есть, то нам ее не надо.
Семнадцати героям поклонюсь,
У Жукова цветы свои оставлю,
И не Оскол, а всю Святую Русь
С победою девятого поздравлю!
Остановись, земляк, не поспеши,
Как витязь, пораздумай на распутье:
Оставить родину для мелкой суеты
Иль суету оставить и вернуться?!
А если выпала такая уж судьба –
То помни: ты пловец в житейском море.
И чтоб набраться сил, ты приезжай сюда,
Тебе даст силу твой любимый город.
(К. Хмельницкая)
Вступление ведущего: У каждого из нас есть большая и малая Родина. Наша большая Родина – Россия. Малая – это место, где родился человек, где прошло его детство. С этим уголком земли связаны самые теплые воспоминания. Для большинства из нас таким уголком является Старый Оскол.
Мы для вас, ребята, подготовили устный журнал по материалам нашего города и района. Он – красочный, иллюстрированный и музыкальный. Состоит из 4 страничек. Сейчас, видите, мы находимся на 1ой страничке. Для того, чтобы вы настроились на тему нашего разговора, в начале журнала мы поместили фотографии нашего города. Посмотрите их.
Презентация фотографий с видом Старого Оскола.
Ведущий комментирует фотографии.
Ребята, вам предлагалось дома поразмышлять на эту тему – тему малой Родины, а сейчас выступить и прочитать свое сочинение или передать его своими словами.
Слушаем размышления на эту тему учащихся[1].
Страница 2. История города
Ведущий: Исторически важные вехи России не проходили мимо нашего города. Он был участником многих событий, начиная со дня основания.
В конце XIV в. наш край находился на границе Русского государства и вел изнурительную борьбу с татарами. Границы государства нужно было
укреплять. Так и появился наш город-крепость. Вот как говорится об этом в летописи:
Ученик форме глашатая того времени читает из летописи о приказе царя и о названии города.
Сведения о первых десятилетиях Оскола разбросаны по разным историческим документам. Немало среди них значимых и интересных. Какое участие принимал наш город в исторических событиях России XVII в., какие события происходили внутри города, мы сейчас узнаем.
Выходят3 девушки в старинной русской одежде.
Ученица 1.
Вы, конечно, из учебника истории помните период «смутного времени» на Руси. Борьба боярских группировок за власть в Москве после смерти царя Бориса Годунова привела к тому, что воеводы в крепостях присягали то одному, то другому самозванцу. В 1604 году наш Оскол примкнул к лжецарю Лжедмитрию I и сражался на его стороне, и многие из оскольчан погибли в этой битве. За поддержку самозванца служилые люди крепости были наказаны: их отправили в Путивль, который сейчас принадлежит Сумской области Украины.
Ученица 2.
Интересен факт, что на Земском соборе 1613г., избравшем царем Михаила Романова, были выборные представители не только от Белгорода, но и от Оскола. Они поставили подписи на утвержденной грамоте, участвовали в торжествах по случаю избрания нового царя.
Ученица 3. В 1616 году литовцы захватили и сожгли город-крепость Оскол. Но, когда в 1617 году польско-литовское войско вновь подступило к Осколу, требуя признания царем королевича Владислава, защитникам Оскола удалось отразить нападение.
Ученица 1. В 1642 году Осколу пришлось выдержать нападение крымских татар. И хотя крепость не была взята, нападавшим удалось разграбить и разорить поселения в округе, взять немало пленных, увести много скота.
Переименование Оскола в Старый Оскол произошло в 1655 г., когда построенная в 1647г. крепость Царев-Алексеев стала именоваться Новый Оскол.
Ученица 2. Крестьянская война под предводительством Степана Разина оказала свое влияние на обстановку в крае. Часть старооскольцев в составе Белгородского полка участвовали в подавлении восстания на территории современной Харьковской области. В ноябре 1670 года разинские казаки под Старым Осколом разбили отряд боярских детей, убили 11 человек. Однако Богородицкому воеводе Нелединскому удалось захватить часть повстанцев, а остальных изгнать за пределы Староосколья.
Ученица 3. В 1711г в Старом Осколе произошел сильный пожар, после которого крепостные стены уже не восстанавливались. Пожары в городе были нередки, они наносили много урона и горя, так в 1862 году, например, сгорело 275 домов.
В петровские времена население Староосколья стало быстро расти, увеличивалось значение города как экономического центра уезда.
Ученица 1.
С 1727 года Старый Оскол записан в составе Белгородской губернии, а с 1779 – это уездный город Курского наместничества.
1780 год стал знаменательным для города.
Вносятся изображения гербов города.
По указу императрицы Екатерины II от 8 января городу был жалован герб. Геральдическое описание 227 летней давности гласит: «В верхней части щита изображен герб губернского города Курска, а в нижней – разделенный щит надвое, в одной части – в красном поле ружье, а в другом – в зеленом поле золотая соха».
Ученица 2. Императрица утвердила и основание, отметив, что «герб сделан тако для того, что в оном селении жители суть старинные воины,
упражняющиеся в свободное время в хлебопашестве, чего ради и в гербе сем военное орудие с орудием тщательного хлебопашца соединено».
Ученица 3. XIX век! В 1820 году в Старом Осколе проживало уже более 4 тысяч человек. В городе и уезде было 13 кирпичных, 21 винокуренны, 46 конных, 7 сальных, 2 пивоваренных заводов; 400 овчарных, 296 пчельнныз заведений, 759 мельниц, суконная фабрика.
Ученица 1. Во второй половине XIX века был утвержден полный герб города Старый Оскол в форме «французского щита». Внутренняя часть щита разделена диагональю с правого верхнего до нижнего левого. В нижней части, в зеленом поле – золотая соха, а в верхнем – в красном поле – ружье. В вольной части, слева – Курский герб.
Страница 3.
Праздник русского сарафана[2]
На сцене - 3 девушки под нарисованным окном: одна прядет на пряхе, другая держит пяльцы в руках с вышивкой. Третья вяжет что-то.
Чтец
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка,
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой лавочке,
Тут сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила красна девица
И по плису и по бархату,
По белому комнокорчику.
Она шила, красна девица, шила себе сарафан.
Ведущий. После петровских преобразований, запрещавших всем, кроме податного населения, носить сарафаны, отношение к национальной одежде изменилось при Екатерине II. Был издан указ.
Глашатай.
Слушайте! Слушайте! Слушайте! Указ императрицы Всея Руси Екатерины II.
Указ. В особо важных случаях, будь-то свадьба или Новый год, дамы должны появляться при дворе в русских платьях.
Ведущий. А написан был этот указ под впечатлением посещения Белгорода императрицей. Послушайте, как об этом событии рассказывает «Белгородский численник» (1993г.)
Чтец. «Ваше величество! Народ приветствует вас!» Гофмейстер поклонился и вышел.
Императрица Екатерина II вышла на балкон дома, отведенного в Белгороде для нее. Многочисленная толпа белгородцев, заполнившая площадь, пала ниц, а потом восторженно приветствовала молодую царицу. Ее внимание привлекли молодые девушки, одетые в красивые русские костюмы. Императрица была прежде всего молодой женщиной и своим наметанным глазом сразу же увидела, что несмотря на то, что во время своей дальней поездки не мало повидала русских, украинских, татарских женщин в национальных костюмах, такого красивого, что был на белгородке, она еще не видела. Поманив пальцем гофмейстера, она шепнула: «Вот эту женщину пригласи ко мне». Когда статная молодица, потупив глаза, стала перед императрицей, та поняла, что вблизи костюм оказался еще красивее. Сказав несколько слов и одарив ее, Екатерина II отпустила гостью. И тут же отдала распоряжение пошить ей такое же платье. Платье срочно сшили и отослали в Санкт-Петербург гонцом. Надевала ли на какой-нибудь маскарад белгородское платье Екатерина неизвестно, но не раз любовалась наверняка.
Ведущий. В старинной русской одежде видны языческие традиции обожествления природы. Они перешли в христианское время спокойно, так как не было в этой традиции никакого зла. Христианство боролось в язычестве с теми понятиями, которые ставили в зависимое положение человека от природы. Например, поклонению стихиям как богам, принесению людей в жертву якобы богам. Ношение одежды осталось прежним, и это передавалось из поколения в поколение. Цвета и рисунки по прежнему символизировали солнце и огонь, небо и землю, но это скорее уже была дань традиции и поэтизация природы, так как русские почитали уже единого Бога, поклонялись Ему одному.
Девушка в сарафане встает: Народная одежда делилась на женскую, мужскую, детскую. Детская одежда в Староосколье была одинаковой:длинная, до пят, холщовая рубаха с пояском. Ворот (ожарелок), обшлага рукавов и подол орнаментировались скромной вышивкой. Мальчики и девочки-подростки донашивали одежду старших братьев и сестер – рубахи, порты, зипуны или перешитую одежду отца и матери. Первую «взрослую» одежду получали тогда, когда уже имели право жениться и выходить замуж. Юноши получали штаны, девушки – сарафан или юбку и поневу. На голове у девочки была повязана ленточка, она носила дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, гороха, косточек.
2 девушка в сарафане выходит на сцену: Женская одежда была более разнообразной: поневный комплекс, с юбкой-андараком, с сарафаном и «парочка» (кофта-юбка).
Основу сарафанного костюма составляла рубаха, служившая в конце XIX века нательной и одновременно выходной одеждой. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом у горловины, застегивающимся на пуговицу. Самым любимым цветом в русском народном искусстве был красный цвет. Это был цвет солнца и огня. Когда добавлялся черный цвет, он символизировал союз солнца с землей.
Символ славянского рода – зеленый цвет - символизировал растительный мир. Желтый цвет был символом кратковременной разлуки; ультрамариновый – воды и неба, верности и целомудрия. Белый – символ горя и смерти. Излюбленным был черный цвет, он символизировал землю и вечный покой. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда.
Чтец:
Домотканый и древний,
в сундуках
Сохранил мой край тебя,
сарафан.
Как к лицу тебе
этот старинный наряд -
И сорока, и в блестках
жемчужин понева.
3 девушка в сарафане (тоже стоя): Сорока – это головной убор, который делался из красного холста с налобником, шитым золотыми нитками и блестками с шелковыми и шерстяными махрами, с бисерной подзатыльней.
Понева – поясная набедренная одежда славян.
1 девушка в сарафане: Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, пояс.
В нашей местности бытовала вот такая верхняя одежда: жилет, кафтан, поддевка, зипун, тулуп, шуба, полушубок, армяк, халат и другие.
А вот обувь на селе вплоть до XIX века у всех была одинаковая – лапти.
Девушки поют частушки по очереди слегка обыгрывая текст:
Пляши, Андрей,
Не жалей лаптей,
Сходим лыка надерем,
Лапти новые сплетем.
Эх, лапти мои,
Лапоточки мои,
Растопталися,
Расшаталися.
Были новые,
Все кленовые,
А лохмотья на них
Все шелковые.[3]
2 девушка в сарафане
А давайте, девочки, споем мою любимую.
3 девушка в сарафане.
Ведущая.
У нас в школьном музее, в городском краеведческом музее вы подробно можете узнать названия деталей женской одежды, мужской, представить жизнь прародителей. Это история нашего края, родина, а значит, и наша биография.
А мы вам предлагаем посмотреть некоторые наряды наших местных красавиц и послушать в их исполнении народную песню: «Порушка-Параня».
Между нарисованных крупным планом нарядов из книги «Живые родники Староосколья» ведут девушки хоровод и поют. В центре – Параня и Иван.
[1] Принимаются любые высказывания, но не относящиеся к теме вежливо уточняются
[2] Все реквизиты взяты из школьного музея.
[3] Записано в с. Незнамово Старооскольского района.