МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Мизансцена – одно из выразительных средств режиссуры». Составитель: Абракова Л.В педагог дополнительного образования

Абракова Лариса Владимировна

Являясь членом жюри городских конкурсов театрального творчества, часто наблюдаю картину, что все участники действия расставлены по местам и на протяжении всего отрывка, в номинации «малые театральные формы» или «литературно-музыкальная композиция» проговаривают свой текст! Мизансценой считается не ПОЗА, а ДЕЙСТВИЕ, вытекающее из тех или иных задач, которые должен свершить исполнитель или режиссер по пьесе. В основе мизансцены всегда лежит ясно сознаваемая исполнителем задача, которую он выполняет в своем внутреннем или внешнем действии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Мизансцена – одно из выразительных средств режиссуры»

Составитель:

Абракова Л.В

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….3-4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………5

1.Понятие – «Мизансцена»……………………………………………….…....…5 2.Мизансцена – одно из самых мощных выразительных средств.……..….. 6-8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….......8

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………...9


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Новый спектакль – новые задачи, новые проблемы, новые искания. В искусстве не бывает постоянных величин и вечных истин. Но в нем есть вечные ценности и абсолютные понятия. В нем нет неизменных критериев, но есть неизменные требования.

И первое из них – требование гражданственности.

Художник должен гражданственно жить в своем обществе, без этого никакое профессиональное мастерство, умение и даже талант не помогут, ибо составная часть таланта – ощущение пульса жизни, круга интересов людей, того, что их волнует, что они принимают и что отрицают. Можно ошибиться в процессе репетиции, но не жить проблемами и идеями, которые волнуют нынешнее общество, нельзя. Забывая об этом, мы превращаемся в ремесленников, неспособных создать ничего подлинного. Нужного, общественно значимого. Когда совершенно точно знаешь, ради чего ставится то или иное произведение сегодня, когда режиссеру ясен его непосредственный посыл, который его волнует в данный момент, тогда режиссер может все образное построение спектакля нацелить на решение конкретных идейно – художественных задач. И в результате – спектакль стреляет в ту цель, в которую он направлен.

И второе – идея должна быть понятием эмоциональным. Она должна заражать художника.

Важно найти слияние того, что тебя как художника волнует. Режиссер не может быть бесстрастным или беспристрастным. Режиссер не может равнодушно смотреть на прекрасное или уродливое. Режиссер должен решить задачу – как наилучшим образом донести зрителю высокие гуманистические идеи, как достучаться до сердца современника, затронуть чувствительные струны его души. Режиссер должен уметь играть на человеческой душе артиста. Он должен играть так, чтобы вместе с артистом и через него находить отклик в душе зрителей. Передать авторские и свои человеческие чувства через чувства другого человека, артиста, зрителям.

Актуальность

Являясь членом жюри городских конкурсов театрального творчества, часто наблюдаю картину, что все участники действия расставлены по местам и на протяжении всего отрывка, в номинации «малые театральные формы» или «литературно-музыкальная композиция» проговаривают свой текст! Мизансценой считается не ПОЗА, а ДЕЙСТВИЕ, вытекающее из тех или иных задач, которые должен свершить исполнитель или режиссер по пьесе. В основе мизансцены всегда лежит ясно сознаваемая исполнителем задача, которую он выполняет в своем внутреннем или внешнем действии. Поэтому мизансцена, (т.е. известное расположение одной или нескольких фигур на сцене) должна всегда только подчеркивать и закреплять в движении или остановке верно найденное внутреннее содержание, а не являться той внешней формой, той позой, к которой режиссер стремится подвести свою работу над отдельными частями пьесы и отдельными моментами из сценической жизни образа.

Спектакля без сочиненных режиссером мизансцен не бывает, справедливо полагал Рехельс; режиссер не отыскивает мизансцены для готовых смыслов, а думает мизансценами. Не будет никакой натяжки, если мы рискнем утверждать: мизансцена, которая иногда именуется режиссерским языком, — как раз не язык, не «выразительные средства», а самое высказывание, единица образной мысли.

Методические рекомендации «Мизансцена одно из выразительных средств режиссуры» предназначены непосредственно руководителям театральных студий, кружков, будут полезны преподавателям литературы и русского языка, занимающихся театральными постановками, педагогам дополнительного образования, связавших свою деятельность с театрализованным действием или театром.

Цель 

Собрать и объединить самые важные мысли об одном из самых мощных выразительных средств – мизансцене, как помощь педагогам театральных студий и кружков. Помочь педагогам дополнительного образования в работе над спектаклем, а актерам над ролью, чтобы спектакль или театрализованное действие приобрели определенную сценическую выразительность, т.е. были бы закреплены в систему сценических положений, движений и переходов, т.е. режиссер должен найти, а актер должен научиться выполнять так называемые мизансцены.

ПОНЯТИЕ «МИЗАНСЦЕНА»

Режиссер-постановщик – наименование относительно новое. Во Франции по сей день вместо «режиссер» говорится - «мизансцены такого-то». Мейерхольд подписывал афиши: «Автор мизансцен».                                                                                                               Caмo понятие «мизансцена» возникло сравнительно недавно, вo второй пoлoвинe XIX вeĸa. Русская транскрипция этого cлoвa принадлежит                  K.C. Cтaниcлaвcĸoмy «мизансцена — взаимное расположение актеров и окружающей иx материально-вещественной среды».

Мизансцена - это пластический и звуковой образ, в центре которого находится живой, действующий человек. Цвет, свет, шумы и музыка – дополнительные, а слово и движение – основные ее компоненты.

Мизансцена, рожденная и исторгнутая из глубин режиссерского сердца, развернутая во времени и пространстве, часто звучит как режиссерская новелла, музыкальная сюита или злая эпиграмма. И если это звучание связано с эмоциональным зерном пьесы, поэтическим строем произведения, оно волнует зрителя и неотъемлемо от мыслей и чувств, возбуждаемых пьесой.

Искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы выраженными пластически через актеров. Как танец – язык балета, так пластическая выразительность непрерывной цепи мизансцен является языком режиссера.

Мизансцена – понятие более широкое. Это не только переходы действующих лиц и размещения, но и все действия актера, жесты и детали его поведения, это так же все мизансцена.

Мизансцена имеет свою мизансцену и темпо-ритм. Хорошая образная мизансцена никогда не возникает сама по себе и не может быть самоцелью для режиссера, она всегда является средством комплексного решения целого ряда творческих задач. Сюда входит и раскрытие сквозного действия, и целостность оценки образов и физическое самочувствие действующих лиц и атмосфера, в которой протекает действие. Всем этим формируется мизансцена.

Мизансцена – это самое материальное средство творчества режиссера.

Мизансцена, если она точна, то уже есть образ. Хорошо выстроенная мизансцена может сгладить недостатки мастерства актера и выразить его лучше, чем он делал это до рождения этой мизансцены.

МИЗАНСЦЕНА – ОДНО ИЗ САМЫХ МОЩНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Выстраивая спектакль необходимо помнить о том, что любая смена мизансцены означает поворот мысли. Частые переходы и перемещения исполнителя дробят мысль, стирая линию сквозного действия говоря в это время по-своему.

Особенно осторожно нужно обращаться с мизансценой тогда, когда исполнители находятся на первом плане.

Ибо здесь, даже самое маленькое движение считается как смена мизансцены. Строгость, чувство меры и вкус – это те советчики, которые могут выручить режиссера в сложившейся ситуации. Как только язык мизансцены становится выражением внутренней жизни героя, она обретает богатство и многообразие?

Нам известны плоскостные, глубинные, мизансцены, построенные по горизонтали, вертикали, диагональные, фронтальные. Мизансцены прямолинейные, параллельные, перекрестные, построенные по спирали, симметричные и асимметричные.

Мизансцена не является особым этапом работы режиссера, оторванного от всей его предшествующей работы с исполнителями. Мизансцены рождаются из тех органических действий, которые делают исполнители действий спектакля. Мизансцена является средством воплощения и сценическим выражением идеи пьесы. Все, что было найдено исполнителем по линии правды жизни, находит свое выражение в яркой и выразительной мизансцене.

Всякая, хорошо придуманная мизансцена должна отвечать следующим требованиям:

  1. Должна быть средством наиболее яркого и полного пластического выражения основного содержания эпизода, фиксируя и закрепляя основное действие исполнителя, найденные в предшествующем этапе работы над пьесой.
  2. Должна правильно выявлять взаимоотношения действующих лиц, происходящую в пьесе борьбу, а также внутреннюю жизнь каждого персонажа в данный момент его сценической жизни.
  3. Быть правдивой, естественной, жизненной, и сценически выразительной.

Искусство построения ярких, выразительных, правдивых мизансцен зависит и от общекультурного уровня режиссера. От его художественного вкуса, от его знания жизни, от понимания им великих произведений живописи и скульптуры, которые могут служить образцами мизансцен, так как в их основе лежит ясная мысль органического действия.

Мизансцена, как всякий художественный образ, есть сплав мысли, воображения и жизненной правды, соединение подлинного с вымышленным во имя некоей идеи, единства содержания и формы.

Самая лучшая мизансцена та, что рождена совместно актерской и режиссерской импровизацией на репетициях.

Каждая мизансцена, найденная и режиссером и актерами, должна отвечать ряду художественных требований, должна быть проверена глазом художника и скульптора, но при этом она не должна стать навязчивой, назойливой для зрителя. Естественность и простота мизансцены должны органически сливаться со сценической выразительностью.

Под сценической выразительностью мизансцены мы понимаем гармонию внутреннего содержания мизансцены с наилучшим ее внешним выявлением.

Качество и количество мизансцен столь же многообразны, как многообразна во всех ее проявлениях сама жизнь.

Тайна построения всех мизансцен скрыта в их жизненном происхождении в правильном определении и нахождении их жизненной сущности – правды.

Как видим, перечисленные выше условия при всей их сложности и многоплановости, с точки зрения работы режиссера, можно условно разделить на два этапа:

1. Работа с художником над декорационным решением, определяющим стилевые принципы мизансцен.

2. Работа с актерами на репетиции таким образом, чтобы мизансцены рождались импровизационно.

Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы, мизансцена представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В характере построения мизансцен находят выражение стиль и жанр представления. Через систему мизансцен режиссёр придаёт спектаклю определённую пластическую форму. Процесс отбора точных мизансцен связан с работой художника в театре, который вместе с режиссёром находит определённое пространственное решение спектакля и создаёт необходимые условия для сценического действия. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение создавать образные представления, которые материализуют мысль актера, делают ее образной, действенной, а потому и более заразительной и доходчивой до партнера – составляют видение внутреннего зрения.

Итог своей жизни Станиславский подвел сам: «Долго жил. Много видел. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант! Выше этого счастья нет».

Гениальный Станиславский всю жизнь был в поисках, отметал найденное и шёл дальше. Вот почему никакой из его методологических приёмов, даже самых поздних, нельзя канонизировать – «так и только так». Важно понимать направление и смысл его исканий и идти дальше и дальше, не полагая сделанные им открытия «станцией назначения».

Какая методика репетирования лучше, какая хуже – утверждать трудно. Очевидно та, которая в руках данного режиссёра приводит к наиболее эффективным результатам.

Во-вторых, даже в рамках избранного репетиционного метода каждая пьеса ставит свои требования и нуждается в своём особом «климате» работы».

Говорят «сколько людей, столько мнений». Я хочу применить эту пословицу к нашей профессии; сколько режиссеров и каждый со своей игрой, со своим видением пространственного решения, со своим чувством ритма, набором музыки и красок, со своим мироощущением. Каждый режиссер индивидуален в подходе к поэтическому образу. Каждый стремиться к взаимодействию различных видов искусств в своей практике, выражающий идею о режиссуре как об искусстве образования и организации универсального художественного пространства – едином в своей методологии и философии, индивидуальном в своих видах и проявлениях.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С. Беседы и записи репетиций. – Издание третье. – Москва, Государственное издательство «Искусство», 1952г. - 574стр.  

2. Мар Сулимов. Посвящение в режиссеры. Изд.С.-Пб. Университета, 2004. 575с.

3. Мочалов Ю. Мизансцена язык режиссёра. Сборник статей. Москва, изд. «Советская Россия» 1987г.

4. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. ВТО Москва. 1969 г. 604 с

5. Товстоногов Г. Зеркало сцены. Искусство. Л., 1984. т.1. 302

6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. — М.: РАТИ - ГИТИС, 2008. — 432 с, ил

7. Ремез О.Я. Режиссерский замысел и мизансцена. М., 1981

8. Рехельс М.Л. Режиссер – автор спектакля. Этюды о режиссуре. - Л.: «Искусство», 1969г. - 230 стр.