Презентация урока «Интонационные особенности речи. Тон (тембр), как основной компонент интонации»
Презентация урока "Интонационные особенности речи. Тон (тембр), как основной компонент интонации".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На этом уроке мы познакомимся: С понятием «интонация» С основными компонентами речевой интонации Научимся на примерах владеть «тембром (тоном) речи» Остановимся на подробном рассмотрении интонационного компонента «тембр (тон) речи» Рассмотрим эпитеты, которые характеризуют тон, соответствующий норме речевого этикета
Интонация является одним из основных средств оформления предложения Средства оформления предложения Слово «интонация» с латинского переводится как «громко произносить». Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация.
Основные компоненты интонации мелодика речи (повышение и понижение голоса) логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова) пауза (временная остановка речи) темп (интенсивность, скорость речи) Тембр (тон) речи ( звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки) Интонация играет значительную роль в устой речи. Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. Внимание!!! Основные компоненты интонации используются в объединенном виде в разговорной речи и только в целях изучения рассматриваются по отдельности .
Тон (тембр) речи
Основной нормой речевого этикета является принцип вежливости Он служит налаживанию межличностных контактов, привлечению слушателей на свою сторону и направлен на предотвращение конфликтных ситуаций Задание 1 Расшифруйте эпитеты, которые характеризуют тон, соответствующий норме речевого этикета и напишите их в комментариях сообщества под выложенной презентацией: жыйвилев , елйиоудвкшын , лыжагобнелатйель , болагнсйклныо , делйикытна , нобйрошдуды , лабльроженыдотей , ридовенытельй , любружедный , досжиразнетный , дузавнышей , никерсний , кткорреный , ковласый , безлюный , гкиймя , нытельодобрий , чтильпотеный , безлюный , тндосырай , внырой , десерчный , чувысоствненй , пойснкойы , епытлй , торельгатный , ульватежиный , туличасвый , чуивтый .
В актёрском мастерстве тембр (тон) речи, характеризующий интонацию речевого звена, зависит от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д. «Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли» В. Морозов «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится». А В.Белинский
Прочтите вслух скороговорку, употребляя разную тоновую окраску : «мрачно», «весело», «испуганно», «восторженно», «ласково», «гневно», «раздражённо», «радостно». Задание 2
Примеры Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. ( А.Барто «Мячик») Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю. А когда мне будет нужно, Я и сам ее побью. ( А.Барто « Вот так защитник! ») Выберите тон (несколько тонов) из расшифрованных эпитетов (задание 1), а также дополнительных (ниже), который, по вашему мнению, наиболее подходит для прочтения примеров в следующем слайде . Дополнительные тона: мрачный, испуганный, робкий, ликующий, уверенный, ехидный, вкрадчивый, твёрдый, торжествующий. Прочитайте вслух примеры, с выбранной вами тоновой окраской Задание 3
Докажите, что следующие предложения в зависимости от интонации могут передавать значение одобрения и неодобрения Задание 4 Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!
Внимание!!! С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы. То есть, интонация выявляет подтекст сказанного Задание 5 Прочтите скороговорку, применяя следующие подтексты: Как красиво мчатся кони! (тон: радостно, восторженно) Напылили только! (тон: раздражённо, недовольно) Фу! Какая пыль (тон: презрительно)
Так, как будто Вы метеоролог (ведущий) и читаете сообщение о погоде в прямом телевизионном эфире. Так, как произнёс бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно. Как конькобежец, который отправляется на каток и потирает от удовольствия руки. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ёё грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ними полюбоваться неожиданной переменой в погоде. Задание 6 Произнесите строку с разной эмоциональной окраской, зависящей от выбранного подтекста:
Выводы: Тембр речи передаёт отношение человека к предмету разговора, его настроение, выявляет подтекст сказанного Тембр (тон) является одним из основных компонентов речи и представляет собой звуковую окраску, придающую речи те или иные эмоциональные оттенки.
Спасибо за внимание! До скорых, новых встреч!