Презентация урока «Интонационные особенности речи. Тон (тембр), как основной компонент интонации»

Виноградова Ольга Вячеславовна

Презентация урока "Интонационные особенности речи. Тон (тембр), как основной компонент интонации".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел «Техника речи» Тема урока «Интонационные особенности речи. Тон (тембр ), как основной компонент интонации» Педагог : Виноградова Ольга Вячеславовна Музыкально-театральное объединение «Образ»

Слайд 2

На этом уроке мы познакомимся: С понятием «интонация» С основными компонентами речевой интонации Научимся на примерах владеть «тембром (тоном) речи» Остановимся на подробном рассмотрении интонационного компонента «тембр (тон) речи» Рассмотрим эпитеты, которые характеризуют тон, соответствующий норме речевого этикета

Слайд 3

Интонация является одним из основных средств оформления предложения Средства оформления предложения Слово «интонация» с латинского переводится как «громко произносить». Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация.

Слайд 4

Основные компоненты интонации мелодика речи (повышение и понижение голоса) логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова) пауза (временная остановка речи) темп (интенсивность, скорость речи) Тембр (тон) речи ( звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки) Интонация играет значительную роль в устой речи. Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов. Внимание!!! Основные компоненты интонации используются в объединенном виде в разговорной речи и только в целях изучения рассматриваются по отдельности .

Слайд 5

Тон (тембр) речи

Слайд 6

Основной нормой речевого этикета является принцип вежливости Он служит налаживанию межличностных контактов, привлечению слушателей на свою сторону и направлен на предотвращение конфликтных ситуаций Задание 1 Расшифруйте эпитеты, которые характеризуют тон, соответствующий норме речевого этикета и напишите их в комментариях сообщества под выложенной презентацией: жыйвилев , елйиоудвкшын , лыжагобнелатйель , болагнсйклныо , делйикытна , нобйрошдуды , лабльроженыдотей , ридовенытельй , любружедный , досжиразнетный , дузавнышей , никерсний , кткорреный , ковласый , безлюный , гкиймя , нытельодобрий , чтильпотеный , безлюный , тндосырай , внырой , десерчный , чувысоствненй , пойснкойы , епытлй , торельгатный , ульватежиный , туличасвый , чуивтый .

Слайд 7

В актёрском мастерстве тембр (тон) речи, характеризующий интонацию речевого звена, зависит от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д. «Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли» В. Морозов «Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится». А В.Белинский

Слайд 8

Прочтите вслух скороговорку, употребляя разную тоновую окраску : «мрачно», «весело», «испуганно», «восторженно», «ласково», «гневно», «раздражённо», «радостно». Задание 2

Слайд 9

Примеры Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. ( А.Барто «Мячик») Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду! Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю. А когда мне будет нужно, Я и сам ее побью. ( А.Барто « Вот так защитник! ») Выберите тон (несколько тонов) из расшифрованных эпитетов (задание 1), а также дополнительных (ниже), который, по вашему мнению, наиболее подходит для прочтения примеров в следующем слайде . Дополнительные тона: мрачный, испуганный, робкий, ликующий, уверенный, ехидный, вкрадчивый, твёрдый, торжествующий. Прочитайте вслух примеры, с выбранной вами тоновой окраской Задание 3

Слайд 10

Докажите, что следующие предложения в зависимости от интонации могут передавать значение одобрения и неодобрения Задание 4 Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!

Слайд 11

Внимание!!! С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы. То есть, интонация выявляет подтекст сказанного Задание 5 Прочтите скороговорку, применяя следующие подтексты: Как красиво мчатся кони! (тон: радостно, восторженно) Напылили только! (тон: раздражённо, недовольно) Фу! Какая пыль (тон: презрительно)

Слайд 12

Так, как будто Вы метеоролог (ведущий) и читаете сообщение о погоде в прямом телевизионном эфире. Так, как произнёс бы человек, который сидит в помещении и грустно смотрит в окно. Как конькобежец, который отправляется на каток и потирает от удовольствия руки. Как человек, который проснулся и вдруг увидел, что вместо вчерашней метели с ёё грустными завываниями – мороз и солнце. Он будит родных и просит с ними полюбоваться неожиданной переменой в погоде. Задание 6 Произнесите строку с разной эмоциональной окраской, зависящей от выбранного подтекста:

Слайд 13

Выводы: Тембр речи передаёт отношение человека к предмету разговора, его настроение, выявляет подтекст сказанного Тембр (тон) является одним из основных компонентов речи и представляет собой звуковую окраску, придающую речи те или иные эмоциональные оттенки.

Слайд 14

Спасибо за внимание! До скорых, новых встреч!