Работа педагога дополнительного образования с родителями по проблеме развития эмоциональной сферы младших школьников средствами театрально-игровой деятельности

Петрова Елена Александровна

Театрально-игровая деятельность, в которой активно используются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, обеспечивает самовыражение младшего школьника в эмоциональной сфере. Такая деятельность наиболее близка природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, неповторимости каждого ребенка.

 

Педагог имеет возможность информировать родителей младших школьников, занимающихся театрально-игровой деятельностью, об особенностях и потенциальных возможностях их детей, проанализировать имеющиеся у ребенка эмоциональные проблемы, помочь родителям в их разрешении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rabota_pedagoga_s_roditelyami.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени В. Г. Иванова

Доклад на тему

«Работа педагога дополнительного образования с родителями по проблеме развития эмоциональной сферы младших школьников средствами театрально-игровой деятельности»

                                                                       

                                                                       Составила : Петрова Е. А.

                                                                                    МБУ ДО ДШИ имени В. Г.                       Иванова                      2018г.

Театрально-игровая деятельность, в которой активно используются методы и приемы, тяготеющие и к детской игре, и к театру одновременно, обеспечивает самовыражение младшего школьника в эмоциональной сфере. Такая деятельность наиболее близка природе детства – творчеству, фантазированию, раскрепощению, неповторимости каждого ребенка.

При помощи театральных игр и постановок, игротерапии, сказкотерапии дети учатся распознавать эмоциональные состояния, учатся выражению эмоций и чувств с помощью словесных, физических и других творческих способов, учатся справляться со своими отрицательными эмоциями, такими, как страх, обида, тревожность. В результате, школьники учатся понимать собственные переживания. Их эмоционально-волевая сфера гармонизируется.

Игровая терапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

  1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
  2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6].

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

1.Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. 

 2.Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Сюжеты народных сказок многообразны.     Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети младшего возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

     Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

     Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков.  При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

     Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека .

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование.

3.Авторские художественные сказки

Сказка Л.Пантелеева "Две лягушки" подойдет для работы с детьми и взрослыми. Эта сказка очень терапевтична при работе с целью, или когда человек теряет последнюю надежду, не хочет жить или теряет последние силы. Бороться за свою жизнь, свое здоровье, свои цели надо до последнего, т.к. у каждого из нас всегда есть тот единственный шанс, внутренние ресурсы, которые помогают справиться с любыми трудностями, стоящими на жизненном пути человека.

Педагог имеет возможность информировать родителей младших школьников, занимающихся театрально-игровой деятельностью, об особенностях и потенциальных возможностях их детей, проанализировать имеющиеся у ребенка эмоциональные проблемы, помочь родителям в их разрешении.

 

Работа с родителями может включать в себя следующие мероприятия:

  • знакомство с индивидуальными результатами диагностики эмоциональных состояний школьников,
  • совместные детско-родительские тренинги с элементами игротерапии и сказкотерапии,
  •  семинары-практикумы по речевым проблемам детей, занимающихся театрально-игровой деятельностью,
  •  тренинги по путям преодоления речевых недостатков и проблем, встречающихся зачастую не только у детей, но и у родителей,
  • концерты, выступления, спектакли и театральные постановки с участием детей  для родителей, а также совместные  их обсуждения, анкетирование,
  • обязательное приглашение родителей на мероприятия с участием их детей, совместные мероприятия,
  • лектории с рекомендациями родителям по привитию детям эстетического вкуса

Известно, что художественные произведения, которые берет педагог для театральной деятельности, имеют богатое эмоциональное и этическое содержание. В них ярко раскрываются и обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность, смелость, осуждаются и критикуются ложь, трусость и предательство. При этом, положительные черты одобряются, поощряются, отрицательные наоборот – высмеиваются, осуждаются. Поэтому дети стремятся копировать поведение понравившихся им героев, поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать свои действия. Ребенок часто отождествляет себя с полюбившимся героем, копирует его поведение, живет его жизнью, что позволяет родителям влиять на детей.

Театрально-игровая деятельность обладает огромной силой воздействия на эмоционально-чувственное развитие ребенка, при этом у родителей может выработаться более адекватное отношение к ребенку, понимание его проблем, развивается способность делиться переживаниями, у детей совершенствуются организаторские, коммуникативные умения и навыки, формы и виды общения, складываются взаимоотношения с педагогом и родителями..

Литература:

  1. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / С. Шмаков, Н. Безбородова. – М., 1995.
  2. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности. Издательство»Учитель» Волгоград.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов. – СПб, 1998.

40481