«Дети о детях войны» Литературно - музыкальная композиция.
Это рассказ о детях, у которых детство отобрала война. О том, как они наравне с взрослыми мужественно встали на защиту своей Родины. И в тылу, и на фронте, в застенках лагерей и в партизанских отрядах, не жалея ни сил, ни самой жизни юные герои самоотверженно сражались с врагом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Дети о детях войны» Литературно - музыкальная композиция | 47.91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Дети о детях войны»
Литературно - музыкальная композиция.
Цель: Воспитать в детях чувство патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ.
Задачи:
познавательные:
- через атмосферу творчества познакомить детей с историей военного времени;
- раскрыть трудности жизни детей на фронте, в тылу, и в лагерях;
- познакомить с подвигами пионеров-героев.
воспитательные:
- воспитать в детях чувство гордости за наш народ;
- чувство сопереживания чужой боли;
- чувство любви к родному краю;
- показать пример героизма мальчишек и девчонок военного времени;
- чувство ответственности.
Оборудование:
-Видеоматериал;
-Музыкальное сопровождение;
- Костюмы (пионерская форма, военные пилотки);
- Пионерский барабан.
Ход мероприятия:
Часть 1. «Вставай страна огромная»
Время действия- июнь 1941года.
Место действия –пионерский лагерь «Салют».
По сцене под бой барабана с речевкой весело и энергично марширует пионерский отряд (белые рубашки, красные галстуки и черные юбки или брюки)
Раз ,два, три ,четыре,
Три, четыре, раз ,два.
Кто шагает дружно в ряд?
Боевой отряд ребят!
Дружные ,веселые ,
Всегда мы тут, как тут!
Пионеры ленинцы,
Ленинцы идут!
Командир отряда - Отряд на месте стой ,раз ,два. (дети останавливаются и на счет «раз, два», поворачиваются лицом в зал)
Командир отряда - (командир отряда подходит к старшей пионер вожатой и рапортует, ) - Товарищ старшая пионер вожатая, отряд…
Пионеры (хором отвечают) - «Орлята»!
Командир отряда - В пионерский лагерь «Салют» прибыл.
Старшая пионер вожатая (она же Ведущая) – Пионеры! Для отдыха , игр, купания ,походов готовы?
Пионеры (хором отвечают, отдавая салют) – Всегда готовы! Ура!!! (дети разбегаются, но услышав слова из Левитана, замирают.)
Звучит голос Левитана:
Внимание!
Говорит Москва!
Говорит Москва!
Заявление советского правительства.
Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас (аудио запись о начале войны)
Ведущая - В воскресенье 22июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война.
Звучит песня «Вставай страна огромная…» (слайд3)
Ведущая - И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие ребята уходили на фронт прямо со школьной скамьи.
Ребята выстраиваются диагональю в правой стороне сцены. От них отделяются мальчики и уходят в сторону левой кулисы Девочки машут им в след.
Стихи Б.Окуджавы «До свидания мальчики» читает ученица стоящая первой на авансцене (слайд 4)
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!
За время стихотворения дети выстраиваются на авансцене в один ряд. Текс читают через одного.
1.Ученик-Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. 2.Ученик - читает стихи С. Маршака «Мальчик из села Поповки»
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
3.Ученик - Дальше – вой сирен бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких.
4.Ученик - читает стихи В. Тушнова «Кукла» (слайд 7)
Много нынче в памяти потухло,
а живет безделица, пустяк:
девочкой потерянная кукла
на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов
низко плыл, в равнину уходя...
Теплый дождь шушукался в березах,
но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку,
молча шли, без света и воды,
полные внезапной и жестокой,
горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила
и рвалась из материнских рук,—
показалась ей такой красивой
и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки,
и толпа, к посадке торопясь,
куклу затоптала у теплушки
в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит,
и разлуки не поймет она...
Так хоть этой крохотной потерей
дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться:
это не игрушка, не пустяк,—
это, может быть, обломок детства
на железных скрещенных путях.
5.Ученик - В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, дети и смерть…(слайд 6)
6.Ученик - Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжёлое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя собственной жизнью.
Часть 2. «Дети – сыны полка»
Ведущая - Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны.
(Ребята через одного делают шаг назад и в сторону становятся в затылок впереди стоящим.)
7.Ученик - Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!
8.Ученик - Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить.
В свободный проход между учащимися проходят по очереди мальчишки в военных пилотках, которых провожали в 1.части и читают по очереди стихи
1.Мальчик - Горнили к бою трубы полковые.
2. Мальчик - Военный гром катился над страной.
3. Мальчик - Вставали в строй мальчишки боевые
4. Мальчик - На левый флаг, в солдатский строй.
1. Мальчик - Великоваты были им шинели,
2. Мальчик - Во всем полку сапог не подобрать,
3. Мальчик - Но все равно в бою они умели
4. Мальчик - Не отступать, а побеждать. ( слайды 8-10)
Мальчики делают шаг вперед, поворачиваются через левое плечо и строем уходят в левую кулису
Ведущая - Как много пришлось им испытать в те годы! На глазах у подростков убивали их родных и товарищей.
Первый ряд делает шаг в сторону и назад. Дети стоят в один ряд. На передний план выходит 9.Ученик
Читает стихи О.Бергольц «Баллада о младшем брате»
Его ввели в германский штаб,
и офицер кричал:
— Где старший брат? Твой старший брат!
Ты знаешь — отвечай!
А он любил ловить щеглят,
свистать и петь любил,
и знал, что пленники молчат,—
так брат его учил.
Сгорел дотла родимый дом,
в лесах с отрядом брат.
— Живи,— сказал,— а мы придем,
мы все вернем назад.
Живи, щегленок, не скучай,
пробьет победный срок...
По этой тропочке таскай
с картошкой котелок.
В свинцовых пальцах палача
безжалостны ножи.
Его терзают и кричат:
— Где старший брат? Скажи!
Молчать — нет сил. Но говорить —
нельзя... И что сказать?
И гнев бессмертный озарил
мальчишечьи глаза.
— Да, я скажу, где старший брат.
Он тут, и там, и здесь.
Везде, где вас, врагов, громят,
мой старший брат—везде.
Да, у него огромный рост,
рука его сильна.
Он достает рукой до звезд
и до морского дна.
Он водит в небе самолет,
на крыльях — по звезде,
из корабельных пушек бьет
и вражий танк гранатой рвет...
Мой брат везде, везде.
Его глаза горят во мгле
всевидящим огнем.
Когда идет он по земле,
земля дрожит кругом.
Мой старший брат меня любил.
Он все возьмет назад...—
...И штык фашист в него вонзил.
И умер младший брат.
И старший брат о том узнал.
О, горя тишина!..
— Прощай, щегленок, — он сказал,—
ты постоял за нас!
Но стисни зубы, брат Андрей,
молчи, как он молчал.
И вражьей крови не жалей,
огня и стали не жалей,—
отмщенье палачам!
За брата младшего в упор
рази врага сейчас,
за младших братьев и сестер,
не выдававших нас!
Часть 3. «Дети – сыны полка»
Ведущая - Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее, тем, кто был на передовой или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране.
Отцы на фронт – дети на завод.
Ребята рассчитываются на 1,2,3.Первые делают шаг вперед. Вторые , стоят на месте. Третьи шаг назад.
1.Ученик - Зачем ты, война,
у мальчишек их детство украла –
И синее небо, и запах простого цветка?
2.Ученик - Пришли на заводы работать
мальчишки с Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
3.Ученик - И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Директор собрал самых лучших рабочих завода,
А было рабочим – всего по одиннадцать лет (говорят все)
На этих строчках дети занимают свое исходное положение ,образуя строй.
4.Ученик - Ребята работали на заводах по 12-14 часов. Многие не дотягивались до станка. Но все равно работали забывая про сон и отдых, подставляя к станку ящики.
5.Ученик - В годы войны на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет.
6.Ученик – Не отставали от них и сельские девчонки и мальчишки, они помогали взрослым сеять и убирать хлеб, выращивать овощи кормить фронт и тыл. ( слайды 11-12)
7.Ученик
Меня война пахать учила.
Как мальчик с пальчик, так и я
Ходил за плугом молодчиной,
Пахал военные поля.
И точно помню: знал я точно,
Что надо фронту помогать,
Что надо срочно и досрочно,
И безогрешисто пахать.
И я пахал, пахал и сеял.
И мать, забыв и мор и глад,
Шептала богу и соседям
Про мой крестьянственный талант.
Ведущая. Война поставила ребёнка на одну ступень с взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить.
Часть 4. «Дети в блокаде»
Дети выстраиваются углом. От центра строя ,вторые делают шаг назад, третьи ,два шага назад ,четвертые ,три шага ,и пятые четыре.
Ведущая.
Блокада... Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных умирающих детей. ( слайды 21-22)
Ведущая. - «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.
«Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.
«Ленинградские дети»... Это крики, бомбежки, разруха и смерть…
при произнесении своего текста каждый делает шаг в сторону и возвращается в исходное положение.
8.Ученик:
- 900-дневная оборона Ленинграда стала беспримерным подвигом героизма и стойкости советского народа.
Зима 1941-1942 гг. была холодной и суровой. Блокада.
9.Ученик:
Но несмотря на голод, холод, постоянные артобстрелы осаждённый город, погружённый во тьму , жил, работал, боролся.
1.Ученик:
Подростки работали на ровне со взрослыми. (слайд 23)
Учиться в условиях лютой зимы стало подвигом.
Урок продолжались 20-25 мин.: больше не выдерживали. Учителя и школьники сидели в пальто, в варежках, в головных уборах...
На морозе замерзали чернила...
2.Ученик:
В школах стало необычайно тихо. На переменах никто не бегал и не шумел. Бледные и изможденные лица детей говорили о тяжких и невыносимых страданиях.
3.Ученик:
А в голод спасала лишь корочка хлеба,
очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба,
не всех оставляя в живых. ( слайд 24)
4.Ученик Блокадный паек – 125 граммов хлеба – это был блокадный паек из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... В ход шел столярный клей, из него делали печенье, сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.
5.Ученик – Все знают историю одиннадцатилетней ленинградской школьницы Тани Савичевой из ее дневника, в котором она делала краткие записи о том, как у нее на глазах умирали ближайшие родственники. (слайд 25)
Эта тонкая тетрадка
Стоит многих толстых книг.
Пионерка-ленинградка,
Потрясает твой дневник!
Таня Савичева, Таня,
Ты в сердцах у нас жива.
Затаив на миг дыханье
Слышит мир твои слова.
7.Ученик - Савичевы умерли. Умерли все..
Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.
Взрослые любой ценой пытались спасти голодных ленинградских детей, НО ВОЙНА ВНОСИЛА СВОИ КОРРЕКТИВЫ…
Дети от центра расходятся в правую и левую часть сцены и выстраиваются в две шеренги лицом в зал в затылок друг другу
8.Ученик: выходит на передний план и читает стихи А. Молчанова
«Тихвин, 14 октября 1941 года»
Они были уже далеко от блокады –
Вывозимые в тыл ленинградские дети.
Где-то там, позади артобстрелов раскаты,
Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,
Надоевшие бомбоубежищ подвалы,
Затемненных домов неживые громады,
Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:
"Будет всё хорошо, и бояться не надо!..."
А потом путь по Ладоге, штормом объятой,
Волны, словно таран, били в баржи с разгона.
Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!
И опять пересадка, и снова в вагоны.
Они были уже далеко от блокады,
Всё спокойней дышалось спасаемым детям,
И стучали колёса: "Бояться не надо!
Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!"
Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.
Паровоз отцепился, поехал пить воду.
Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим...
Только вдруг крик протяжный за окнами: "Воздух!"
"Что случилось?" – "Налёт. Выходите быстрее!.." –
"Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта..." –
"Выводите детей из вагонов скорее!.."
А фашист уже груз сыпанул с разворота.
И опять свист, и вой души детские рвали,
Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.
Но сейчас дети были не в прочном подвале,
А совсем беззащитны, открыты для смерти.
Взрывы встали стеной в стороне, за домами.
Радость робко прорвалась сквозь страх: "Мимо! Мимо!"
И душа вновь припала к надежде, как к маме –
Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо...
А над станцией снова свистит, воет, давит,
Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.
Они рвутся уже прямо в детском составе.
"Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!.."
Есть на тихвинском кладбище, старом, зелёном,
Место памяти павших героев сражений.
Здесь в дни воинской славы склоняются знамёна,
Рвёт минуту молчанья салют оружейный.
А в другой стороне в скромной братской могиле.
Спят погибшие здесь ленинградские дети.
И цветы говорят, что о них не забыли,
Что мы плачем о них даже в новом столетье.
Помолчим возле них, стиснув зубы упрямо,
Перечтём вновь и вновь скорбный текст обелиска,
И почудятся вдруг голоса: "Мама! Мама!
Приезжай, забери нас отсюда! Мы близко!.."
Часть 5. «Дети в фашистских застенках»
Дети выстраиваются на сцене в два ряда, первый ряд становится спиной к залу и берется за руки, второй ряд выстраивается в промежутках первого ряда. Все тексты читают дети второго ряда .
Ведущая. - Любая война – это боль, слезы, потери и смерть. Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое – жизнь детей.
9.Ученик
Кровь брали фашисты из тоненьких венок,
Спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок.
Злодейства вершился обряд. ( слайды 27-28)
1.Ученик:
Много детей оказалось в застенках фашистских лагерей. От ужаса никто не плакал, все четко усвоили жестокий урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.
3.Ученик:Разрывает цепь рук , выходит впереди читает стихи С. Михалкова «Детский ботинок»
Занесенный в графу .
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал .
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где?
В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек?
Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
"Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось .
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой ,
Пришли эти детские ноги ,
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежду убитых считали?
Здесь на всех языках ,
О спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи,
Французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля
Запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей
Разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел!
Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет .
По кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы,
Три тысячи двести девятой.
Ведущая - Их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых….
Дети первого ряда медленно двигаются к заднику, уводя второй ряд, замыкая их в круг. Второй ряд поднимает руки вверх
4.Ученик выходит вперед, читает стихи Наума Коржавина
« Дети в Освенциме»
Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли,
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает, мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
Часть 6. «Дети партизаны»
Дети выстраиваются клином от задника к авансцене, лицом к залу
Ведущая – Война отняла у детей детство. В 10-14 лет им приходилось думать, решать и жить по- взрослому.
Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.
6.Ученик - Во многих партизанских отрядах наравне с отцами и старшими братьями сражались мальчишки и девчонки. Их нередко использовали в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.
7.Ученик Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны.
Звучит песня «Орленок» муз. В. Белого, сл. Я. Шведова.
8.Ученик читает Реквием Р.Рождественский
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно - не мертвым,
Это надо - живым! (слайд 30)
По центру авансцены выстраиваются ребята ,рассказывающие о подвигах юных героев.
1.Ученик - Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.
В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.
2 Ученик (слайд 31)
Валя Котик Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Вале было всего 11 лет, когда фашисты заняли город. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.
Погиб в бою. Валя похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.
3Ученик (слайд 32)
Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель. Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.
Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.
4 Ученик (слайд 33)
Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный,он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».
В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу а, Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.
Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
5 ученик (слайд 34)
Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел.
Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.
Ведущая -Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят..
В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной суровой войне.
Выносятся горящие свечи и передаются каждому ученику ,стоящему на авансцене.
Мы помним всех: героев и рядовых, солдат и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию. (слайд 36)
Дети войны - и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Дети войны - боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания! (слайд 37)
Объявляется минута молчания…( Зал встает)
Звучит фонограмма песни «Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова.
Список литературы
1. Журнал «Воспитание школьников» №3 2010, №6 1998, №9 2013
2. Журнал «Классный руководитель» №5 2014, №8 2015
3. Каверина М. А. Воспоминания о детстве в годы войны.
4. В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне . Москва. «Молодая гвардия»2015г
Ресурсы интернета:
• http://perm.psu.ru/school136/1945/antifashist/s136g2/index.htm - Дети войны
• http://www.sergiev-posad.ru/gord/history/?id=3852 – Война и дети
• http://www.world-war.ru/cat_index_130.html - Непридуманные рассказы о войне. Дети на войне
• http://www.a-z.ru/women_cd2/15/i8_1481-17.htm - военные фотографии
• http://www.a-z.ru/women_cd2/4/index.htm - дети в период ВОВ
http://vladnews.ru/2162/Pamat/Ih_frontom_byl_tyl_Kto_i_kak_ocenivajet_vklad_etih_ludej_v_Pobedu - Их фронтом был тыл.
• http://www.mashportal.ru/company_news-7765.aspx - о Пермском моторном заводе