МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Элементы народного театра и русского фольклора в воспитании детей»

Волонцевич Галина Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Элементы народного театра и русского фольклора

в воспитании детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_vliyanie_folklora_na_razvitie_detey.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

215800 Смоленская область, г. Ярцево, Школьный переулок д.8

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Элементы народного театра и русского фольклора

в воспитании детей»

АВТОР: Волонцевич Г.А.

педагог дополнительного образования

2016г.

Актуальность:

Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру.  Использование в работе педагога  элементов фольклора и народного театра несёт в себе общеразвивающий воспитательный характер. На современном этапе развития российского общества главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения – повернуться лицом к народным истокам, тем самым, помогая ребёнку познать свои национальные корни, культуру своих предков, освоить духовное наследие предыдущих поколений через фольклор и народный театр.

Цель: 

          Развитие свободной, разносторонне развитой личности ребёнка, познание им культуры своего народа, его истории, этики, нравственных и эстетических воззрений своих предков, возвращение детей к народным истокам, традициям дедов и отцов, народному искусству.  

Задачи:
1. Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки. Способствовать образному мышлению, развивая сообразительность, смекалку с помощью загадок, считалок, скороговорок. 

2. Воспитывать у детей любовь к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям, к традициям. Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям, умение импровизировать. 
3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав. Развивать самостоятельность, желание проявлять инициативу. 

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания, в самом положительном смысле, для подрастающего поколения.

К.С. Аксаков писал: «Слово - есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Русская классическая педагогика с усвоением родного языка связывала все духовное развитие ребенка. Огромное влияние языка на психическое развитие и поведение детей отмечается в исследованиях советских психологов и педагогов (А.Н.Гвоздева, Л.С.Выготский и др.).

        Для развития выразительности речи необходимо создавать такие условия, в которых ребенок сможет не только получать знания, но и перерабатывать их и выражать свое отношение к ним. Наилучшие условия для этого создаются на театрализованных занятиях, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализованные занятия являются частью воспитательно-образовательной работы, не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Принципы построения занятий: 

Синтетичности. На театральных занятиях осуществляется тесная взаимосвязь музыки, ритмики, развития речи, риторики, ознакомления с художественной литературой и окружающей действительностью.

Адаптивности. Данный принцип предполагает гибкое применение содержания и методов развития сценических способностей в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка. Рекомендуется вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учетом готовности детей к восприятию, а также времени, необходимого для осознанного усвоения материала.

Социализации. Данные занятия предоставляют исключительно широкие возможности для социализации ребенка, то есть развития его личности во взаимодействии с окружающей средой, усвоения и воспроизводства им социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации. Программа предполагает непосредственное взаимодействие дошкольников 5-7 лет с театральными коллективами других учреждений образования.            

Креативности. Содержание занятий максимально ориентировано на  развитие детского творчества – как первоначальную ступень актерского мастерства, позволяющую ребенку познать новое для себя и передать с помощью средств образной выразительности свои ощущения, чувства, переживания в игре, драматизации.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

При проведении занятий широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера), упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика), инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяются рассказ, чтение педагога, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества. Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.

Эффективным средством речевого развития детей дошкольного возраста является использование в качестве речевого материала различных фольклорных форм. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение (скороговорки), разработать мышцы речевого аппарата (колыбельные, попевки), сделать речь ярче и образнее и т.п.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. На хронологическом отрезке от древнейших времен до наших дней фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад». Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Песенная лирика

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки. Общеизвестны песни - пестушки: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…». С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

- Весна красна! На чём пришла?

- На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Русский героический эпос

Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие прошлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказывает о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине правда. Источником каждой героической песни был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:

… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается..

Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:

…Он подобен мирту нежному:

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину.  Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интересна былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон. Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:

Очи соколиные,

Брови соболиные,

Походка павлиная;

По двору идет,

Как лебедь плывет.

Сказка как фольклорный жанр

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кончаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

В сказках всегда торжествует справедливость. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых.
Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Эта внутренняя активность—“жизнь вместе с героем”—как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.

Критерии эффективности занятий

Высокий уровень. Ребенок в процессе беседы отвечает более чем на 7 вопросов. Принимает активное участие в игре, разыгрывании стихов, мини-сценок, потешек, умеет перевоплощаться. Участвует в драматизации, инсценировках. Имеет понятие о мимике, жестах, пантомиме, их назначении. Показывает этюды и сценки. Ребенок обладает хорошей интонацией, силой голоса, умеет делать акцент на разных словах и менять голос в зависимости от «героя».

Средний. Ребенок в процессе беседы отвечает не более чем на 5 вопросов. Принимает участие в театральных играх не всегда, в зависимости от настроения. В разыгрывании потешек, мини-сценок, стихов принимает участие только по просьбе педагога. Участвует в драматизации, инсценировках, но испытывает трудности в подборе атрибутов к сказке. Плохо знает определение «мимика», «жест», «пантомима». Участвует в показе этюдов, но не всегда его мимика соответствует заданию этюда. Обладает интонацией. В упражнении на силу голоса не может произносить все 7 ступеней с различной силой (только 4). Изменяет голос только на  низком (грубом) регистре, на тонкий не может.

Низкий уровень. В процессе беседы отвечает не более чем на 3 вопроса. Участие в театрализованных играх принимает редко. Не любит разыгрывать потешки, стихи, мини-сценки. Не может показать мимику, жест, пантомиму. Может произнести фразу только с двумя интонациями. В упражнении на силу голоса произносит только три положения. Не изменяет голос.

Заключение

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существование монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.А. Методика развития речи детей и обучения родному языку дошкольников. М., Академия, 2016.
  2. А.И. Буренина «Театр всевозможного или игры до спектакля». С-П., 2015
  3. Ильев В. А. Когда урок волнует: Уч. пособие (3-е издание, исправленное и

дополненное) для студентов педагогических учебных заведений и студентов художественно-педагогических факультетов институтов искусств и культуры. – Пермь, 2017.

  1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М., 2017.
  2. Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». М., Владос, 2016

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Упражнения, снимающие мышечные зажимы.

Упражнение 1.

Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжения 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.

Упражнение 2.

Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок,  локти отвести в стороны. Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное сопротивление мышц шеи и плечевого пояса (голова - вниз, руки - вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущение свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное упражнение повторить несколько раз.

Упражнение 3.

Сесть на стул. Корпус и голову опустить вниз. Расслабленный язык удержать в переднем положении (как бы «выпадающим изо рта»). Сохранить это ощущение некоторое время. Затем вернуть язык в обычное положение. Сохраняя иллюзию только что испытанного состояния, сделать дикционные упражнения или произнести текст. Упражнение повторить.

Упражнение 4.

Челюсти сомкнуть не полностью, нижнюю - чуть-чуть выдвинуть вперед. Поток выдыхаемого воздуха легко, но активно направить к губам, пока они не начнут эластично вибрировать (движение, похожее на фырканье лошади). Сначала упражнение выполнять беззвучно, потом со звуком. Оно хорошо снимает зажимы в корне языка, и его следует повторить.

Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировки стенок глотки.

Упражнение 1.

Раскрыть широко рот, язык выдвинуть вперед и попытаться сделать зевок, контролируя и фиксируя в памяти движения мягкого нёба. Для подтверждения правильности движения проконтролировать его перед зеркалом.

Упражнение 2.

Покашливание через паузу. Между покашливаниями нѐбная занавеска должна быть сомкнута с задней стенкой глотки. Паузу постепенно увеличивать. Упражнение активизирует работу мышц глотки и тренирует эффект полного затвора между носом и полостью рта.

Упражнение 3.

Петь различные гласные звуки, одновременно ритмично закрывая и открывая рот ладонью.

Упражнение 4.

Сделать вдох носом – выдох толчками и по частям: вначале ртом, затемносом и т.д. количество частей выдохов взятого воздуха постепенно увеличивать. Постановку согласных звуков следует начинать со звуков «ф» и «в» как наиболее легких по артикуляции и наиболее удобных для организации выдоха. Затем отрабатываются звуки «п» и «б», «м», «с» и «з», «т» и «д», «н», «л», «р», «ш» и «ж», «ч», «к» и «г», «х». После отработки гласных и согласных звуков в слогах начинается тренировка их в словах, фразах, текстах. Следует подбирать тренировочные тексты, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Вначале стихи, потом скороговорки, затем прозаические отрывки.