Методическая разработка «Праздник Масленица - символ толерантности и силы русского народа»

Волонцевич Галина Александровна

Методическая разработка

«Праздник Масленица - символ толерантности

и силы русского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14.doc671 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Центр детского творчества»

 г. Ярцево Смоленской  области

Методическая разработка

«Праздник Масленица - символ толерантности

и силы русского народа»

Выполнила:

педагог - организатор

МБУДО ЦДТ

Волонцевич Галина Александровна

г. Ярцево

2019 год

Толерантность - это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающая приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур. Толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является одним из основных факторов социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути каждого человека. Именно поэтому важнейшей задачей является развитие навыков коммуникативного толерантного взаимодействия у детей с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей с их миропониманием, вероисповеданием и привычками. Выработка толерантного поведения способствует дальнейшему позитивному развитию учащихся, повышает их уверенность в своих возможностях и перспективах.

Ф.И.О. разработчика: педагог дополнительного образования детей Волонцевич Г.А.

Тема занятия: «Масленичные игры, как символ толерантности и силы русского народа»

Направление: нравственное воспитание

Форма проведения: занятие в форме народного праздника с народными играми, загадками и проблемными вопросами.

Цель занятия: повышение уровня коммуникативной культуры учащихся для  преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем при адаптации в социуме, установка на позитивное принятие взглядов и поступков другого человека.

Возраст учащихся: 8-9 лет

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность» и историей самого толерантного народного праздника «Масленица»;
  • с помощью народных игр довести до сознания учащихся мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, общности интересов людей;
  • обучить детей коллективным народным масленичным играм, подобие которых есть  у различных народов.

Развивающие: 

  • развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
  • развить познавательно-поисковый  интерес и кругозор  учащихся;
  • развивать навыки социального поведения, умения самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

Воспитательные: 

  • способствовать развитию навыков толерантного отношения к представителям иной национальности у детей при помощи совместных игр при проведении народного праздника;
  • воспитать волевые навыки личности учащихся, гордости за силу и мужество русского народа;
  • способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Средства обучения:

  • Визуальные: декорации, костюмы, реквизит, раздаточный материал;
  • Аудиальные: ноутбук, колонки, аудиозаписи.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое, игровое.

Методы обучения:

Объяснение, демонстрационный показ, частично поисковый метод, беседа, игровой метод.

Приемы:

  • Обобщение и систематизация знаний о народном празднике через народные игры и исторические факты;
  • Создание интереса к предлагаемой проблеме и поиска её решения при помощи изучения истоков праздника и погружения в особый мир народных игр и традиций.
  • Закрепление коммуникативных навыков и толерантного отношения друг к другу при выполнении поставленной задачи в многонациональном коллективе.

Прогнозируемые результаты: у учащихся повысится уровень коммуникативной культуры, что особо необходимо для  преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем при адаптации в социуме, произойдет установка на позитивное принятие взглядов и поступков другого человека при выполнении общего коллективного дела.

Структура занятия:

  1. Организационный этап:

приветствие, знакомство;

отгадывание загадок;

сообщение о цели занятия.

  1. Основная часть:

знакомство с историей «толерантности» и истоками праздника;

Христианство - самая толерантная религия в мире:

Знакомство с Масленичными играми - их прототип у других народов.

  1. Заключительный этап:

подведение итогов;

оценка работы.

Предварительная работа:

Разучивание масленичных потешек, кричалок, масленичных песен и хороводов, просмотр мультипликационных фильмов о Масленице.

Ход занятия:

  1. Организационный этап: проводится с целью включения учащихся в познавательную деятельность и настроя детей на восприятие материала:
  • учащиеся входят в игровой зал и становятся в полукруг;
  • приветствие, позитивный визуальный контакт педагога с детьми
  • объявление темы занятия: Масленичные игры, как символ толерантности

и силы русского народа.

Вступительная часть – 7 минут

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Волонцевич Галина Александровна. Предлагаю  нам всем познакомиться друг с другом. Перед вами лежат бейджи, напишите на них разборчиво свои имена и прикрепите к своей одежде (дети выполняют задание). А теперь все встаньте в полукруг, вытяните правую руку вперед, произнеся при этом «Привет!» А теперь на руку соседа положите левую руку, назовите его по имени и пожелайте ему «Хорошего дня!» (дети выполняют)

Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и в первую очередь это относится к нашему прошлому, неотъемлемой составляющей которого являются народные традиции, обряды и праздники. Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена.  Однако Христианство самая толерантная религия на Земле, религия преображения, которая все, что с ней соприкасается, очищает от греховной грязи и переосмысливает в ключе Евангелия. Это же произошло и с народным праздником Масленица.

Терпение, смирение в христианской морали считаются важнейшими добродетелями. Терпение, любовь, смирение гордыни, преодоление лицемерия являются важнейшими составляющими смирения. Смирение выступает как внутреннее принятие веры. Если обратиться к словарю Ожегова, то найдем там  следующие уточнения: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый – тот, кто может терпеть, с кем можно мириться; умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру».

В настоящее время все чаще слово терпимость заменяется понятием «толерантность». В русском языке «толерантность» – это мирное сосуществование группы людей с различной историей, культурой и идентичностью.

Обратимся к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке, толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». У французов – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

Христианство – самая толерантная религия на земле, религия  преображения, очищения от духовной грязи. Масленица проводит некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после окончательно наступило тепло. Там, где жизнь, там её умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия, т.е. обряды праздника призваны освятить Землю, наполнить её силами, чтобы она дала обильный урожай. Здесь жизнь – основополагающая ценность, а все остальное средства её достижения. Кроме того этот праздник объединяет, дарит тепло обездоленным, наполняет людей духовным светом и теплом; воспитывает уважение к природе, почитание предков и женщины, любовь к прошлому народа. «Народ, имеющий свою развитую культуру, не теряет своеобразия от пересечения с чужими культурами, а, напротив того, ещё более обогащает свою самобытность. Самобытность достигается не знанием чужого, а богатством своего. Тогда чужое фактически перестаёт быть чужим».

Основная часть – 30 минут

Педагог: Масленичные игры и состязания, а именно кулачные бои, взятие крепости, бой петухов, состязание на бревне подушками – это своеобразная демонстрация силы народа. Сжигание чучела Зимы – символ освещения Земли пеплом, символизирующее её возрождение и плодоношение (картина Евгения    Штырова        Масленица)

Взятие снежного городка и кулачные бои сейчас почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Намного позже жертвенность игр была утрачена, и им на смену пришла демонстрация силы и ловкости русского народа. Теперь перейдем непосредственно к самим масленичным играм:

Кулачный бой — праздничное развлечение парней и молодых мужчин, потеха, представляющая собой рукопашное состязание без применения оружия, то есть, бой кулаками. Славяне издавна были известны как доблестные воины, и поскольку междоусобицы и войны на Руси были привычным явлением, каждому мужику нужно было владеть ратными навыками. Показать свою удаль, силу и даже военные хитрости позволяли как раз традиционные кулачные бои. Они устраивались зимой и на святки, и на Масленицу, но предпочтение отдавалось масляной неделе из-за ее общего разгульного характера.

Кулачные бои в России могли проходить на кулаках или на палках, но чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бои на кулаках проводились обычно тремя способами: «сам на сам», «стенка на стенку» и «сцеплялка – свалка».

«Стенка на стенку» был самым распространённым видом кулачного боя. При битве «стенка на стенку» бойцы выстраивались в один ряд и должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. У каждой «стенки» был свой руководитель, его называли «вожак», «атаман», «боевой староста» или «предводитель». Он обычно определял тактику боя и подбадривал участников.
В бою использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. «Кулачники» держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов рядами, отступали в засаду и т.п. У каждой «стенки» были бойцы «надёжи», которые обычно разрывали строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов. Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надёжу» внутрь, где его уже ждали опытные мастера боя «сам на сам», и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Бой кончался при прорыве стенки противника и бегстве «врага». 

«Сцеплялка-свалка» является вторым, самым древним видом кулачного боя. Его часто называли – «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Участник выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Здесь участник дрался каждый сам за себя и против всех. Историк Н. Разин писал, что при «сцеплялке-свалке» «нужно было обладать не только ловкостью и сильным  ударом, но и особым хладнокровием» (картина Ивана Елусова Кулачный бой).

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил. Использовали только удары кулаками — «что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой». Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под рёбра («под микитки»). Использовать любое оружие было строго запрещено, кастеты, которые прятали в кулаках, тоже считались оружием, за их использование строго наказывали. Правила также гласили: не бить лежачего или присевшего, не хватать за одежду, не наносить удары с тыла (биться только лицом к лицу), не биться по увечному» и «не бить мазку», то есть в случае появления у противника крови необходимо прекратить с ним бой. Важным моментом правил было то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон. 

Медвежья потеха

Педагог: Особо популярным развлечением на Масленице было единоборство человека с медведем. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально нанятые для этой цели охотники, так и простые зеваки. Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная `речь` (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина. В наше время на празднике часто присутствует человек, переодетый  медведем, цель которого раззадорить зрителя на силовые состязания. Кроме того, в настоящее время очень часто на празднике появляется Миша в сопровождении цыганки для проведения совместного шуточного гадания зрителям. Давайте посмотрим, как это происходит. (При помощи элементов костюмов педагог создает из детей образы Медведя и Цыганки, проводится шуточное гадание).

Педагог: А вот еще несколько самых популярных игр на Масленичном гулянии. Подскажите, видели ли вы эти игры на празднике в нашем городе?

Метла

Метают метлу без деревянного черенка, чья метла быстрее. Выстраиваются кегли по зигзагу. Участники садятся на метлы и обходят кегли, кто меньше сбил, тот и победил.

Ледяной столб

Вкапывают высокий столб, обливают его водой для оледенения. На его верхушку вешают всякие подарочки. Смельчаки должны залезть на столб за гостинцами. Побеждает самый стремительный и упорный игрок, который долезет доверху и снимет приз.

Русская банька

Берут банные венички и оббивают ими противника. Кто первый, тот и победил.

Педагог: Для детей так же были придуманы своеобразные бои, так называемые соревнования в силе и ловкости, и сейчас мы с вами попробуем проявить вашу силу и толерантность в некоторых из них:

Петушиные бои. В состязании противники стоят напротив друг друга на одной ноге в центре круга и, прыгая на одной ноге, пытаются вытолкнуть друг друга из круга (Дети играют, участников боев выбирает педагог).

Снежный тир

Устанавливаются деревянные мишени(метр на метр) на заборе или стене. На щит наносят концентрические  окружности разного диаметра. В мишени нужно попасть снежками, кто больше – победитель (Дети играют, снежки – бумажные комочки).

Перетягивание каната

Две команды игроков перетягивают канат, стоя лицом друг к другу. Побеждает команда, перетянувшая игроков-соперников на свою сторону (Дети играют, на равные команды детей делит  педагог).

Трехногие

Паре участников связывают вместе ноги, левую одного и правую другого. В таком положении игроки должны добежать до флажка и вернуться на место старта первыми (Дети играют, участников игры выбирает педагог).

Взятие снежной крепости

Из снега строят крепости. Участники делятся на две команды: «конница» нападает, «пехота» защищается. Конница захватывает крепости и вместе с пехотой  разрушают снежное сооружение.

Метание валенка

Метание на дальность, точность и близость падения второго валенка от первого (Участников игры выбирает педагог).

Заключительный этап- 7 минут

Человека в течение жизни сопровождают праздники и обряды, которые своей красотой, торжественностью делают жизнь более яркой. Вносят в неё разнообразие и радость. Часть праздников и обрядов, сохраняясь по форме, меняют своё содержание. Другие, обогатившись новым содержанием, со временем меняют также и форму в соответствии с новыми условиями жизни. Но, истинно народные праздники, пришедшие к нам из глубины веков, остаются. И главная задача юного поколения сохранить первозданность заложенных в них традиций: доброты, милосердия, терпения, смирения, толерантности.

      В первую очередь толерантность каждого из вас проявляется дома и в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем и проверим насколько вы толерантны. Я называю ситуацию, а вы поднимите руку, если вам подходит ответ из двух предложенных.

1. Саша плохо одет, над ним все смеются, а ты..

- Это неважно для тебя.
 - Смеешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет ко входной двери в подъезд…

- Помогаешь ей и придерживаешь дверь

- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

3. На твоих глазах кого-то унижают...

- Попытаешься защитить его.
- Сделаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Закира отличается от твоего...

- Ты стремишься лучше узнать его.

- Скажешь ему "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. К тебе подходит ребенок-инвалид и заговаривает с тобой..

- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Отойдешь от него подальше.

Педагог: А теперь, ребята, посчитайте, сколько первых ответов на вопросы вы выбрали? (Дети считают) Чем больше первых ответов, тем вы толерантнее. Я от души вам желаю внимательно присмотреться к себе и своим товарищам и стать более терпимей, добрей и  быть может, даже мудрей! Помните, не  важно, какой национальности  и вероисповедания человек, важно как он относится к людям, его слова и поступки!  

А закончить наше занятие я хочу небольшим стихотворением:

Очень важно в нашем мире.

В век прогресса, скоростей

Быть добрее и терпимей

И открытым для людей.

        Меньше зла, добро творите

        Без него никак нельзя,

Доброту в сердца впустите,

В душу света торжества!

         Толерантным быть несложно,

         Будем же, друзья, отныне

         Мы стараться, как возможно.

         Быть добрее и терпимей!

На этом всем спасибо! До новой встречи!

Список используемой литературы:

  1. Щеколдина, С. Д. Тренинг толерантности. [Текст] – М. : Ось-89, 2004. –  80 с. ISBN 5-98534-052-х
  2. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. [Текст] – Пер. с нем - М. : Генезис, 2005. -  336 с. ISBN 5-85297-046-8
  3. Учительский портал: портал [Электронный ресурс]. – URL :  http://www.uchportal.ru. Дата обращения: 30.09.2013.
  4. Pedsovet.su: «Сообщество взаимопомощи учителей портал» [Электронный ресурс]. – URL : http://www.Pedsovet.su. Дата обращения: 28.09.2013.
  5. Сайт методических разработок: портал [Электронный ресурс]. –  URL :  http://www.uroki.net. Дата обращения: 30.09.2013.