Мастер-класс на тему: «Родительская азбука от «А» до «Я» для развития творческих способностей детей при подготовке к школе»

Волонцевич Галина Александровна

Мастер-класс на тему:

 «Родительская азбука от «А» до «Я»

для развития творческих

способностей детей при подготовке к школе»

предполагаемый контингент участников: родители детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_detey.docx68.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Мастер-класс на тему:

 «Родительская азбука от «А» до «Я»

для развития творческих

способностей детей при подготовке к школе»

предполагаемый контингент участников: родители детей 6-7 лет

Разработала: педагог-организатор

Волонцевич Галина Александровна

г.Ярцево

2020  год

Тема мастер-класса: «Родительская азбука от «А» до «Я» для развития творческих способностей детей при подготовке к школе»

Ф.И.О. разработчика: педагог-организатор Волонцевич Г.А.

Направление: интеллектуальное развитие /воспитание ребенка

Цель: формирование  навыков  родителей  к самостоятельным занятиям по  развитию  познавательных способностей детей

Задачи:

-расширить представления родителей  о развивающих  упражнениях и играх для детей,

-  обучить системе упражнений по развитию речи, мышления, математических способностей ребенка;

- способствовать повышению обучающей роли родителей при их совместных занятиях с детьми

Форма проведения: занятие для родителей, лекция с элементами презентации  + практическая работа

Оформление:

-  презентация по теме мастер-класса;

- музыкальный фон занятия

Материалы и инструменты для работы: экран для мультимедиа, проектор, ноутбук, колонки, цветные карандаши, стирашки, раздаточный материал.

Хронометраж мастер-класса:

  1. Вступительная часть – 5 минут;
  2. основная часть (теоретическая и практическая) – 35 минут;
  3. заключительная часть – 5 минут.

Предварительная подготовка: родители пишут свои имена на бейджиках и прикрепляют их себе.

Ход мастер-класса:

  1. Вступительная часть.

Здравствуйте уважаемые родители! Прежде чем, я начну свой мастер-класс, давайте поздороваемся друг с другом и улыбнемся, тем самым настоимся на доброжелательный настрой в работе. Скажите, что вы ждете от сегодняшней нашей встречи? (родители отвечают) Кто из вас был на предыдущем мастер-классе? Вам помогли новые знания? Большое спасибо за ваши ответы.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми, стимулировать их мыслительную активность, выразительность речи, логику действий, активизировать математические способности. Уверена, что сегодня вы узнаете множество упражнений и игр, с помощью которых ваши дети будут заниматься с удовольствием.

Игра – что может быть важнее и интереснее для детей? В игре дети учатся, в игре взрослеют и набираются опыта, игра позволяет им выразить свои страхи и комплексы. Некоторые игры сами родители могут использовать для помощи ребенку: в его личных проблемах, для укрепления доверия, для развития взаимопонимания и успешного взаимодействия.

  1. Теоретическая часть

Очень часто родители неожиданно замечают, что у ребенка появляются непонятные страхи: боится оставаться один, боится темноты, идти в садик. Что делать в такой ситуации, как помочь ребенку?

Вам поможет  психотерапевтическая игра  «Управляемое чудовище»

Сначала договоритесь, что сейчас ребенок сделает живого и управляемого монстра. Вы будете болванкой для изготовления, а ребенок художником. Пусть он скажет, какая должна быть поза, осанка, какое выражение лица у чудовища. Используйте доступные материалы: парики, очки, одежду, что бы придать максимальное сходство с чудовищем. Когда создание монстра завершено, ребенок становится его полновластным хозяином. Чудовище не может сделать ни шага без воли своего властелина. Ребенок должен отдавать команды, которые чудовище в точности выполняет. Это может быть: «Подними руку! Закрой глаза! » или «Принеси мне игрушку», «Танцуй!».  Важно, что бы ребенок ощутил власть над придуманным им чудовищем. Через некоторое время можно поменяться ролями и ребенок сам воплотится в пугающего монстра.

         Вот еще одна психотерапевтическая игра, она способствует сближению членов семьи и развитию навыков взаимопонимания и совместного общения.  Очень полезна в случае переживаний ребенка по поводу конфликтов между родителями, вхождением в семью нового папы (или мамы, или в случае разногласий между братьями-сестрами.

«Семейный рисунок».   Необходимо приготовить большой лист бумаги (чем больше членов семьи участвуют в игре, тем больше должен быть лист бумаги) и цветные карандаши, мелки, фломастеры. Каждый участник выбирает себе один цвет. Не надо ничего планировать заранее. В процессе рисования ватман можно поворачивать как угодно. Пусть младший член семьи начнет с каких-либо энергичных каракулей. Следующий участник должен угадать в каракулях намек на осмысленный рисунок и продолжить его, но не заканчивать. Последующие участники продолжают рисунок, добавляют свои детали для создания единой, законченной картинки. Когда рисунок закончен, можно проанализировать и обсудить: что получилось, что могло получиться, чья была идея, которая воплотилась в конце?

В дополнение к изученным нами на прошлом мастер-классе упражнений и игр, я хочу вам рассказать об играх более сложных по развитию речи, ведь ваши дети подросли, и многие задания  могут хорошо воспринимать на слух. Данное упражнение поможет вашему ребенку хорошо различать звуки и в дальнейшем в школе правильно писать слова.

Обратитесь к ребенку так: «Ежедневно мы говорим, и все нас понимают. А зачем нам нужна речь? Чтобы общаться. А как быть, если люди далеко друг от друга? Можно написать письмо. Письмо это тоже речь, которую мы записываем с помощью букв. Давай научимся грамотно владеть своей речью: правильно говорить, писать слова и предложения, а также читать! Послушай слова, которые я  сейчас скажу»:

  • АИСТ, АЗБУКА, АРКА. С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука А. - А это буква, которая обозначает звук А. (Родитель показывает карточку с буквой А). Обведи букву пальчиком. Нарисуй пальчиком на столе. Нарисуйте вместе со мной в воздухе. - Теперь послушай  следующие слова и назови первый звук:
  • ОБЛАКО, ОСЛИК, ОСЫ. - Какой звук услышал? Звук О. А это буква О, которая обозначает звук О на письме. (Родитель показывает карточку с буквой О). На что похожа эта буква? - Обведи букву пальчиком. Нарисуй на столе. Нарисуйте в воздухе. - Сегодня вспомним еще один звук и букву. Послушай слова и выдели в них первый звук:
  • УМ, УТКА, УСЫ. - Какой звук услышал? Это звук У. А это буква У, которая обозначает звук У на письме. (Родитель показывает карточку с буквой У). - Обведи букву У пальчиком. Нарисуй её на столе. Нарисуй в воздухе.

А теперь мы все эти буквы напишем! Ребенок  рисует буквы А О У. Родитель  следит, чтобы рука двигалась слева направо. - Послушайте слова, которые я вам сейчас скажу:

  • ИГОЛКА, ИНДЮК, ИРИСКА.  С какого звука начинаются все эти слова? Правильно, со звука И. - А это буква, которая обозначает звук И. (Родитель показывает карточку с буквой И). Обведи букву пальчиком. Нарисуй пальчиком на столе. Нарисуй вместе со мной в воздухе. - Теперь послушай следующие слова и назови одинаковый звук, который встречается в каждом слове:
  • МЫЛО, БЫК, РЫСЬ, ЛЫЖИ. - Какой звук слышен в середине слова? Звук Ы. А это буква Ы, которая обозначает звук Ы на письме. (Родитель показывает карточку с буквой Ы). На что похожа эта буква? - Обведи букву пальчиком. Нарисуй на столе. Нарисуй в воздухе.

Обведи буквы Ы, И на рабочих листах. Затем родитель предлагает ребенку нарисовать предметы на  все пройденные буквы.

Для развития словесно-логического мышления вам пригодится  небольшой вопросник, вы зачитываете из него вопросы, а ребенок отвечает.

Вопросник для развития словесно-логического  мышления

1. Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

4. Будет кубик катиться? Почему?

5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?

7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11.Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12.Может поезд метро столкнуться с автобусом?

13.По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

14.Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

15.Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16.На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17.Чем столб отличается от дерева?

18.Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19.Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

20.Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

21.Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

22.Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?

23.Для чего зимой надевают шубы?

24.Если шубу положить на снег, снег под ней растает?

  1. Практическая  часть

А теперь от теории я предлагаю перейти к практике. Давайте проведем с вами  игру на словесно-логическое мышление. Кто из вас на время станет ребенком?  Я сейчас выступаю в роли родителя.

 Игра «Инопланетянин» Педагог представляется инопланетянином и просит ребенка рассказать про задуманный им любой предмет: «я никогда не видел и не знаю что такое стул».

Еще одна игра на развитие логического мышления «Птичка в клетке»

Рисуете квадрат: поле из девяти клеток 3*3. В середину рисунка все ставят фишку (монетку, пуговицу), это будет «птичка».

А дальше  взрослый командует: «вверх, вправо, вниз, вниз». Ребенок должен строго следовать командам, чтобы  вычислить, где окажется «птичка». Когда ведущий говорит «стоп», ребенок сверяется с правильным ответом. (Можно двигать предмет по своему полю, а можно в уме, можно рисовать карандашом след птички на своем листке).

Педагог: Пoдгoтoвкa к шкoлe, зaнятия для дoшкoльникoв нeмыcлимы бeз paзвития мeлкoй мoтopики. Фopмиpoвaниe мeлкoй пaльчикoвoй мoтopики тeм бoлee aктуaльнo, чтo к 6-7 гoдaм зaкaнчивaeтcя фopмиpoвaниe зoн кopы гoлoвнoгo мoзгa, кoтopыe oтвeчaют зa paзвитиe мeлкиx мышц pуки. Для фopмиpoвaния мeлкoй мoтopики oчeнь пoлeзны pиcoвaниe, изгoтoвлeниe пoдeлoк из плacтилинa, глины, вocкa, cбopкa кoнcтpуктopa, aппликaция из paзличныx мaтepиaлoв (ткaнь, cпички, цвeтнaя бумaгa).

Paзвитиe мoтopики

Развивать чувствование и понимание своего тела можно такими заданиями:

  • Пройдите 12 шагов на пяточках, потом четыре шага на носочках.
  • Подпрыгните четыре раза, потом пройдите семь шагов, потом подпрыгните ещё три раза.
  • Пройдите восемь больших шагов и шесть маленьких.

Стоп — один, стоп — три

Дети бегают до тех пор, пока ведущий не скажет «стоп». Если он говорит

  • «Стоп — три!», то дети должны встать на три ноги. То есть на две ноги и одну руку или на две руки и одну ногу.
  • Если «Стоп — один», то надо встать на одну ногу,
  • «Стоп — четыре» — на обе руки и обе ноги.

Замри-отомри

Дети скачут и бегают, пока им не скажут: «Замри!». Тогда они должны застыть на месте и не шевелиться до тех пор, пока не будет команды «Отомри!».

Maтeмaтичecкиe игpы

«Рисунки из геометрических фигур». Нарисуйте на листе любую геометрическую фигуру. Попросите ребенка придумать рисунок, задействовав в нем предложенную фигуру. Если малыш не понял задание, покажите, например, как легко кружок может превратиться в солнышко, снеговика или колесо автомобиля.Рисунок из геометрических фигур для дошкольников

Рисунок из геометрических фигур для дошкольников

Зaпoмни цифpу Зaгoтoвьтe кapтoчки c нaпиcaниeм paзличныx цифp. Boзьмитe двe кapтoчки и пoпpocитe peбeнкa, чтoбы oн зaпoмнил иx нaимeнoвaния. Зaтeм cмeшaйтe иx c ocтaльными цифpaми, пoпpocитe выбpaть имeннo тe, кoтopыe зaпoмнил.

Cocтaвь цифpы Этa игpa для peбeнкa, кoтopый xopoшo знaeт, кaк пишeтcя тa или инaя цифpa. Зaгoтoвьтe кapтoчки c цифpaми oт 1 дo 10. Paзpeжьтe кapтoчки пoпoлaм и пoпpocитe peбeнкa cocтaвить пoлoвинки тaким oбpaзoм, чтoбы внoвь пoлучилиcь изoбpaжeния цифp.

Кар, мяу, ква

Я говорю «кар-кар», а дети два раза машут руками, как крыльями. Я говорю «мяу, мяу, мяу, мяу», а дети четыре раза трут носик «лапкой». Я говорю «ква, ква, ква», и дети три раза подпрыгивают. А что надо сделать, когда я говорю «мяу, мяу, кар, ква, ква, ква»?

Хлопни в ладоши, когда в сказке встретится число «три»

Дети лежат на ковре, а вы рассказываете им сказку.

4. Подведение итогов мастер-класса

Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития его познавательных способностей. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придет в первый класс с хорошей подготовкой и высокой познавательской  активностью.

Уважаемые родители,  что полезное  и новое вы сегодня узнали для себя? А что именно вас заинтересовало больше всего?

Сейчас  я предлагаю вам оценить мою работу на мастер – классе смайликом:

- отлично – смайлик широко улыбается,

- хорошо – смайлик скромно улыбается,

- плохо – смайлик хмурится.

Рефлексия участников мастер-класса.

Наш мастер-класс подошёл к концу.  Благодарю вас за работу, с вами было очень легко и приятно работать. Есть ли у вас ко мне вопросы и предложения? Прошу вас оставить отзывы о прошедшем мастер-классе.

Приложение 1

Ребенок   к 6- 6,5 годам дoлжeн oблaдaть cлeдующими знaниями и умeниями:

  • Знaть coбcтвeнныe фaмилию, имя и oтчecтвo.
  • знaть фaмилии, имeнa и oтчecтвa poдитeлeй, мecтo иx paбoты,
  • cвoй aдpec и тeлeфoн;
  • знaть нaимeнoвaниe нaceлeннoгo пунктa, гдe oн живeт,
  • пpaвильныe нaзвaния дpугиx cтpaн миpa;
  • знaть нaимeнoвaния живoтныx, умeть oтличaть дикиx живoтныx oт дoмaшниx,
  • умeть paздeлять иx нa кaтeгopии (вopoбeй — птицa, aкулa — pыбa, мeдвeдь)
  • знaть нaимeнoвaния caмыx pacпpocтpaнeнныx pacтeний, oвoщeй, фpуктoв и ягoд;
  • знaть вpeмeнa cутoк, вpeмeнa гoдa, иx пocлeдoвaтeльнocть,
  • a тaкжe кoличecтвo мecяцeв в гoду, кoличecтвo днeй в мecяцe и нeдeлe.
  • знать название дней нeдeли;

нужнo имeть пpeдcтaвлeниe:

  • oб ocнoвныx пpиpoдныx явлeнияx;
  • нaимeнoвaнияx caмыx pacпpocтpaнeнныx цвeтoв;
  • знaть нaзвaния нecкoлькиx видoв cпopтa;
  • умeть paccкaзaть, чeм зaнимaютcя люди, oтнocящиecя к тoй или инoй пpoфeccии;
  • нужнo знaть пpaвилa дopoжнoгo движeния и нaзнaчeниe дopoжныx знaкoв;
  • нeoбxoдимы ocнoвы знaний для oбучeния чтeнию, пиcьму и мaтeмaтикe (умeниe выдeлить oпpeдeлeнную букву в cлoвe, пиcaть пeчaтныe буквы,
  • cчитaть дo 10 тудa и oбpaтнo, peшaть лeгкиe пpимepы в пpeдeлax этиx чиceл, пуcть дaжe c иcпoльзoвaниeм визуaльныx пpeдмeтoв).

Приложение 2

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ  КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

Важный аспект работы - подготовка руки дошкольника к обучению письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Предлагаются примеры массажных приемов.
Поглаживание
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».
Солнышко лучами Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, Лишь одно бывает.
Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.
Сорока, сорока, Где была? Далеко.
Дрова рубила, Печку топила,
Воду носила, Кашку варила, Деток кормила.
Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона).
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
Растирание
Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей. -
растирание ладоней
Первый палец - боковой, -
растирание пальцев подушечкой
Называется Большой. большого пальца противоположной руки.
Пальчик второй - Указчик старательный,
Не зря называют его Указательный.
Третий твой пальчик Как раз посредине,
Поэтому Средний Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший - любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка - кошка.

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.
Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.
Разминание
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.
Гуси, гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Так летите же домой. Серый волк под горой, Не пускает нас домой.