Методическая разработка по патриотическому воспитанию «Встреча с воинами-интернационалистами, участниками локальных войн «Живая память»

Волонцевич Галина Александровна

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию

«Встреча с воинами-интернационалистами, участниками локальных войн

 «Живая память»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_pamyat_19.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования  

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской  области

Методическая разработка

по патриотическому воспитанию

«Встреча с воинами-интернационалистами, участниками локальных войн

 «Живая память»

Разработала:

педагог – организатор МБУДО ЦДТ

Волонцевич Галина Александровна

г. Ярцево

2019 год

Тема методической разработки: внеурочного мероприятия, посвящённого воинам-интернационалистам: «Живая память»

Автор: педагог-организатор МБОУДОД ЦДТ Волонцевич Г.А.

Цель: создание условий для воспитания у школьников уважения к российским воинам, исполнившим свой долг, развития взаимопонимания, ценностного диалога между поколениями. 

Задачи: 

  1. Формирование на примере служения Отечеству ответственности за собственные поступки, активной жизненной позиции.
  2. Утвердить в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, повышение престижа государственной службы.
  3. Опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость вызвать  у учащихся желание в будущем встать в  ряды Российской Армии.


Аннотация: Методическая разработка «Живая память» может быть использована для проведения классных часов по патриотическому воспитанию школьников общеобразовательных учреждений. Целью данного мероприятия является патриотическое воспитание подрастающего поколения на жизненном примере воинов-интернационалистов нашего города. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития истинного чувства любви к Родине.

Разработка представляет собой сценарий, сопровождающийся мультимедийной презентацией. В методической разработке есть пояснительная записка, план проведения мероприятия. Материал изложен стилистически грамотно, доступно. Основным достоинством работы является ее авторский характер.

Данное мероприятие разработано для учащихся 8–11 классов с приглашением ветеранов Афганской и Чеченской воин, накануне 23 февраля — Дня Защитников Отечества. Материал соответствует возрастным и психологическим особенностям школьников.

Предполагается приглашение воинов-интернационалистов, родителей погибших воинов, представителей союзов ветеранов войны в Афганистане. 
Оформление:
Плакаты: «Мы обязаны Вами гордиться…», «Просто так героем не станешь…», «И в памяти хранить мы будем вечно, ребят, которых нет уж среди нас».
Песни: В. Высоцкого, М. Муромова, О. Газманова, Ю. Гарина, И. Матвиенко и т.д. При проведении мероприятия может быть использован тематический показ слайдов.


                              План:

  1. Введение.
  2. Основная часть

- вступительное слово педагога;

- Афганский излом;

- «Черный тюльпан»;

- Роковая точка на карте – Чечня;

- Мы служили Родине (рассказ воинов-интернационалистов);

- свечи памяти.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.

  1. Введение

       В Концепции модернизации российского образования отмечено, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Чувство патриотизма можно формировать у подрастающего поколения, как на примере подвигов героев Великой Отечественной войны, так и на примере службы участников локальных войн. Патриотическое воспитание начинается в семье с раннего возраста и продолжается в школе. У учащихся развиваются представления о том, что защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России. Решая задачи по воспитанию патриотизма и гражданственности, необходимо сформировать уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.

Одной из составляющей данной работы являются культурно-массовые мероприятия для учащихся с привлечением свидетелей и участников различных войн и боевых действий. Это могут быть: ветераны Великой Отечественной войны, бывшие малолетние узники фашисткой Германии, участники Афганской и Чеченских войн, участники других локальных войн и т.д.

Основная часть

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады видеть вас на этой встрече. Наши современники, кто они?… Они родились в мирное время, спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать, любить. Однако на их долю выпали далекие от этих повседневных человеческих забот и радостей дела.

Мы много говорим о героических подвигах солдат во время Великой Отечественной войны, знаем их имена. Но есть и другие подвиги, подвиги солдат в мирное время, о которых знают немногие.  Мы живём в мирное время, но каждый мужчина, сегодняшний мальчишка, должен быть готов к защите слабого, к защите Отечества. Ведь те, о ком сегодня пойдет речь были обычными парнями, а стали  настоящими защитниками. И сейчас они живут среди нас, вспоминая тех, кто ушел в вечность…

Звучит фоновая музыка (И. Матвиенко минусовка «Давай за…»)

Ведущая: Добрый день. Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Память о войне должна быть негасима, иначе будут возникать новые войны.  Живая потому, что память о погибших свято хранят товарищи погибших, их семьи и близкие. Войны – интернационалисты. Что вы знаете о них?

А что вы знаете о самих войнах? И чем отличаются эти войны от отечественных войн?

1-ый чтец (становится рядом с ведущей): Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это «выполнением интернационального долга». В далеком 1979 году русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.

2-ой чтец (становится рядом с 1-ым): Афганистан. Девятилетняя война. Как давно это было… Что мы знаем о ней, и нужно ли ее вспоминать? Почему, те, кто был там, редко о ней говорят? А если и вспоминают, то только в кругу родных и друзей с тоскливой болью в глазах…

Слова правдивые вдвойне

                Есть в речи письменной и устной-

                Прикосновение к войне-

                Почти всегда бывает грустным.

Ведущая:  Прикосновение к войне

    Почти всегда бывает разным

    И даже праздничным вполне,

    Но никогда пустым и праздным.(уходят, им на смену выходят участники вокальной студии)

«Память за собою позови» (муз. Г. Мовсесяна, стихи Р. Рождественского) - исполняют участники вокальной студии

После песни выходят трое чтецов

1-ый: По официальным данным, в декабре 1979 года советские войска были введены в Афганистан по просьбе его законного правительства и на основании имеющихся договоров. С целью оказания помощи в отражении возможной интервенции, направленной против существующего законного строя.

2-ой: Советские солдаты в Афганистане решали задачу, которая  сочетала в себе две цели. Одна – интернациональная помощь Афганской Республике, другая – обеспечение безопасности наших границ.

3-ий: Когда вводили войска, все совершенно искренне думали, что это всего лишь на 2-3 месяца.

1-ый: Никто не мог предположить, что эти месяцы растянутся на долгие девять лет. В два раза дольше, чем Великая Отечественная война.

2-ой: Тяжелейшим грузом легла афганская война на экономику нашей страны.

3-ий: Но страшнее всего – это человеческие потери, жизни молодых ребят.

1-ый: Аму-Дарья для многих из них стала рекой, отделяющей царство мертвых от живых. Там, за рекой, земля пропитана кровью тысяч наших солдат. Там же остались обломки иллюзий, которые выдавали за истины.

2-ой: Пятнадцать тысяч погибших советских ребят и 30 тысяч вернувшихся с войны инвалидами.

3-ий:    Слез не будет из глаз,

                Просто нет уже слёз,

                Только вот желваки

                Заиграют на скулах,

                И мы вспомним АФГАН

Среди русских берез,

Всех погибших друзей

В тех горах и аулах.

Брошу красный букет

На февральский снежок,

Словно капли из крови

Лепестки заалеют…

Пусть минует сто лет,

Срока давности – нет,

Нашу память года

Зачеркнуть не сумеют.

«Синева» (муз. И. Здравкова, стихи Ю.  Алехина Ю.) - исполняют участники студии «Игра на гитаре»

Ведущая: В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

1 чтец: Время выбрало вас,

Закружило в Афганской метели.

Вас позвали друзья в грозный час.

Вы особую форму надели.

И в огне горных рудных дорог

Своей кровью кропили походы,

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

Верность, доблесть, отвага и честь—

Эти качества не напоказ,

У Отчизны героев не счесть,

Время выбрало вас…

2 чтец: Кому из афганцев не знакомы тяжелые горные дороги, перевал Саланг. Для справки Саланг-самая высокая точка дороги Термез – Кабул, единственной автотрассы, соединяющей Афганистан и Союз. Свирепый ветер, палящее солнце, ледяная стужа веками трудились над его неповторимым обликом. В сплошном хороводе белых вершин Гиндукуша перевал, будто часовой, сторожит ледяное безмолвие.

3 чтец: Далеко внизу в узком извилистом каменистом коридоре вьётся серпантином лента шоссе. Почти все жизненно необходимое для населения Кабула и наших войск переправлялось по этой дороге. Именно на ней и развязали душманы настоящую придорожную войну: минировали, устраивали обвалы, жгли машины, отбирали жизни у советских солдат.

1 чтец: Что делает с человеком война? Она каждому дает каждому  истинную оценку. Трус остается трусом, подлец подлецом. Но и наоборот, нигде так быстро как на войне  проявляются лучшие мужские качества: мужество и честь.

2 чтец: Самое прекрасное, что там были настоящие, стоящие люди. Люди, которые каждый день рисковали, шли на смерть, но не унывали. Здесь нет той настоящей мужской дружбы, которая была там. Об этом как нельзя лучше рассказывают стихи и песни тех, кто побывал на войне.

3чтец:  Афганские песни ворвались в мирную жизнь неожиданно и ярко. Впервые зазвучав на афганской земле, они перешагнули хребет Гиндукуша и пошли по нашей стране в магнитофонных записях, искренне рассказывая о мужестве и стойкости российских воинов, о судьбе поколения, которое мы привыкли назвать мирным. ( на сцену выходят участники вокальной студии)

 Э. Асадов «Мама, тебе эти строки пишу…» - исполняют участники театральной студии

1 чтец:       Вы скажете: не вспоминай

Друзей своих погибших лица.

Как это страшно – умирать,

Когда так надо возвратиться

2 чтец:           Хоть время лучший лекарь ран

Тускнеют краски понемногу

Но не забыть моим друзьям

Средь гор ведущую дорогу

И этот бой среди камней

Короткий, как клинок кинжала

Когда кого-то из парней

Слепая смерть к себе забрала…

Ведущая: «Черный тюльпан»… Это выражение хорошо знают те, кто был в Афганистане. Так именуется  спец. самолет, предназначенный для доставки на Родину тех, кто пал в боях на Афганской земле. Кто и почему его так назвал неизвестно, но когда произносят эти слова – люди замолкают, как бы отдавая своим молчанием последний долг погибшим. Обелиски со звездочками и со скупыми словами: «Погиб при исполнении служебных обязанностей» появились в начале 80-х на Смоленской земле. За время Афганской войны погибло 87 смолян, среди них четверо ярцевчан. Это Павел Безделов, Василий Филимонов, Владимир Заручевский, Сергей Авоськин. Все они награждены орденами Красной Звезды посмертно.

3 чтец:         Гибнут мальчики не в кино,

И не только в горах Афгана.

Их родителям суждено

Поседеть, увы, слишком рано.

И кладут на гранит цветы

Те, кому повезло чуть больше,

Без назойливой суеты.

Но от этого жить не проще.

По ночам они в том бою,

Где их верный товарищ гибнет.

На российском чистом снегу

Цветом крови гвоздика вспыхнет.

1 чтец: Рассказывая о войне в Афганистане нельзя не вспомнить и  о войне в Чечне. О гуманизме наших солдат, об их мужестве и самопожертвовании можно говорить бесконечно. Наши солдаты заслуживают самого высокого уважения, потому что каждый из них выполнял свой патриотический долг перед Родиной. Так давайте поклонимся низко, до самой земли, героям, нашим современникам – воинам Чеченской войны.

 2 чтец:  Ищу на карте крохотную точку,

Политую свинцом и  солью кровяной.

Чтоб вставить в поэтическую строчку

Короткое названье Хорсеной.

Закрою карту, снова открываю

На сердце боль и тяжесть у меня.

Так вот она – та точка роковая,

Кто знал её вчера? Она Чечня.

 3 чтец:  Солдат войны не выбирает-

       Он верен долгу и стране,

       Которая его ввергает,

       То в кровь, то в славу, что сверкает

       На склонах в памятной Чечне.

1 чтец: Того, кто побывал на войне, мы узнаем не только по орденским нашивкам на одежде… Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью, а тем, что её наполняет.

Рассказ о войне очевидцев -  воинов- интернационалистов.

Ведущая: Мгновенье тоньше волоска,

                                            Оно как искорки свеченье,

                  Но может быстрое мгновенье

                                   Остаться славным на века…

                                  Одно мгновенье и во мгле

                                   Встает заря над прахом серым,

                                   И ты становишься примером для миллионов на Земле.

  2 чтец:   Вьетнам и Берлин, Кабул и Чечня-

                  От слов содрогаются люди.

                  Но помните, братья, отцы, сыновья,

                  Мы вас никогда не забудем!

В память о погибших объявляется минута молчания. Всем встать!

Звучит  мелодия «Лунной сонаты» участники вокальной студии и чтецы зажигают свечи памяти.

3 чтец: В наших сердцах навсегда останутся светлая память, искренняя гордость за поколение, с честью выполнившее свой гражданский и интернациональный долг, показавшее всему миру пример бескорыстного служения своему Отечеству. 

1 чтец: С годами забываются бои,
Спокойней снятся – словно нет войны,
Становится привычной седина.
Которую, тебе дала война.

2 чтец: С годами возвращаешься на круг,
Где враг условен, где бессмертен друг,
Где, только оглянувшись на восток,
Вдруг видишь, как пылает небосвод.

3 чтец: С годами вновь становишься собой -
Тем парнем с довоенною судьбой,
Которому достанутся сполна
Бессонница, потеря, седина.

Ведущая: О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто  вернулся с искалеченной душой. Но, несмотря на все, жизнь продолжается! Дорогие гости! Спасибо вам за эту встречу, за предоставленную возможность прикоснуться к вашей судьбе. Будьте здоровы и счастливы!  Мы искренне надеемся и от всей души желаем всем вам, чтобы и черные дни больше никогда не повторились, навечно оставаясь в прошлом нашей великой страны. На этом  наша встреча закончена, до свидания.

Заключение

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеют примеры из жизни земляков. На данных конкретных примерах, фактах из жизни и непосредственном прямом общении воинов –  интернационалистов происходит воспитание чувства гордости  за «малую Родину», постепенно переходя к таким категориям как Отечество и величие Державы. Кроме того, в ходе мероприятия и при его подготовке, учащиеся получают дополнительные  знания  о литературном творчестве участников локальных войн, отработают навыки монологической речи и выразительного чтения, приобретают опыт самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки исследовательской работы.

 В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Хочется отметить, что проблемы патриотического воспитания важны и для педагогического самосовершенствования учителя , где, несомненен  метод личного примера педагога по патриотическому отношению к Родине, её истории, её судьбе.

Список литературы

1.        Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2017.

2.  Быков А. Организационно – педагогические вопросы патриотического 
воспитания в школе. Воспитание школьников. № 6, 2018 г.

3.         Агапова И.А.Патриотическое воспитание в школе.- М.2017.

4.          Прохорова О. Выявление, обобщение и распространение опыта реализации проектов гражданского становления и патриотического воспитания молодёжи. Воспитание школьников.№3, 2018г.

5.          Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия. Воспитание школьников. № 5, 2017 г.